Чистота русской речи. Значение слов и выражений
9
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА
Кафедра экономики и управления
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
по курсу "Русский язык и культура речи"
студента 1 курса 5 вариант
Ф. И.О. студента:
Преподаватель:
Москва 2010 г.
Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопрос: "Что такое чистота речи?"
Чистота речи обеспечивается исключением языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности. Чистота речи предполагает последовательное соблюдение стилистических и этических норм.
Необходимость внимательного отношения к чистоте речи в языке средств массовой информации объясняется тем огромным влиянием, которое оказывает печатное, и тем более произнесённое с телеэкрана слово на массовую аудиторию. Публицистическая речь формирует речевую культуру всего общества.
Неточное восприятие аудиторией употребляемых в средствах массовой информации слов может порождать в общественном сознании искажённые представления об окружающей экономической и политической реальности. Неточность понимания делает невозможным разумный диалог в обществе. Такая ситуация требует от тех, кто обращается к широкой общественности, позаботиться о понятности своей речи.
В речи воспитанного человека не должно быть следующих групп слов.
1) Диалектизмы - слова диалектов, которые известны только немногим людям, проживающим на данной территории: зелье, намеднись, приключилось, запужала, земля пахать, картошка сажать, к сестры, у вдове и т.д.
2) Жаргонизмы - слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей, связанных между собой общими целями и интересами. Возникают в замкнутых группах (учащиеся, студенты, армия). Жаргонизмы - это искусственные слова, все они имеют синонимы в литературном языке: бабки = деньги, клевый = хороший, шузы = ботинки, тачка = такси и т.д.
3) Канцеляризмы - слова и обороты, взятые из официально-делового стиля и перенесенные в другие стили (разговорный, публицистический, художественный). В официально-деловом стиле есть готовые обороты, которые помогают облегчить деловое общение: человеку не нужно всякий раз изобретать, придумывать форму документа - он берет уже имеющиеся "заготовки" и использует их: "прийти к соглашению", "во избежание", "за неимением", "ввиду отсутствия", "учитывать вышеизложенное" и др. Если эти слова попадают в разговорную речь, публицистический стиль, художественное произведение - они становятся сорняками. Яркие примеры неуместного употребления канцеляризмов приводит К.И. Чуковский:
Ты по какому вопросу плачешь? - проявил участие молодой мужчина, обращаясь к пятилетней девочке.
У нас в поселке очень красиво, сразу за домами - зеленый массив. В зеленом массиве много грибов, - сказала дама, желая щегольнуть "культурностью" своего языка.
Человек, желающий высказаться “покультурнее”, не решается назвать шапку шапкой, а пиджак пиджаком. И произносит вместо этого “головной убор” и “верхняя одежда”. Людям, лишенным чувства стиля, с неразвитым языковым чутьем, кажется, что "головной убор", "зеленый массив", "конфликтовать", "аннулировать" - эти слова лучше, красивее, чем обычные "лес", "шапка", "невыгодно", "не знаю". Вместо того чтобы сказать нельзя, невозможно, журналист говорит, не представляется возможным, вместо того, чтобы сказать плохие - оставляют желать лучшего,
4) Слова-сорняки - это слова значит, так сказать, итак, понимаете, в принципе, собственно говоря, видите ли, понятно и т.п. Слова-сорняки не выражают никакого смысла, а просто засоряют речь, отвлекают внимание и утомляют. В последнее время часто стали употреблять слово "как бы". Как бы - это союз, который означает, что говорящий сомневается в достоверности чего-либо. Слова-сорняки появляются бессознательно, из-за волнения, неумения мыслить и сразу же излагать свои мысли, из-за неумения подбирать нужные слова.
5) В речи не должно быть также грубо просторечных и нецензурных слов.
Просторечная лексика подразделяется на собственно просторечную (дивчина, жратва, жмот, клепать = клеветать, мосол = кость), которая снабжается в словарях пометами "прост.", и грубо-просторечную, вульгарную, бранную (морда, рожа, жрать, сдохнуть, ихний, магазин), употребление которой в речи недопустимо, она снабжается в словарях пометами "грубо-прост.", "вульг.", "бран.".
Что касается мата, то в какой-то степени нецензурные слова неискоренимы, так как помогают избавиться от стресса, сделать внутреннее напряжение внешним. Но такие слова, которые используются в экстремальных стрессовых ситуациях, не могут распространяться на все ситуации общения (от бытового до официально-делового и дипломатического). Страшно то, что грубые слова уже не режут слух, становятся нейтральными, обычными. Нужно помнить, что мышление человека, говорящего на мате, примитивно.
Таким образом, главные опасности для чистоты речи - это бюрократизация языка и натиск канцелярского стиля, наплыв заимствований, жаргонизация и вульгаризация общения.
Задание 2. Поставьте ударение в словах.
Одновремменно, придамное, приуромчивать, слимвовый, соглядамтай, таминство, тамомжня, томтчас, упромчение, феноммен, хозямева, чомпорный, экспемрт, ходамтайство.
Задание 3. Дайте определения словам. Ударение обозначается жирным шрифтом.
Клубы-сообщество людей с едиными интересами, объединённое в организацию или ассоциацию клубы-летящая масса дыма, пыли. Кредит-правая сторона бухгалтерского счёта, символизирующая пассивы предприятия. Кредит - (лат. creditum - заём от лат. credere - доверять) - экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности, лоскут-остатки в некоторых производствах. Лоскумт-отрывок или отрезок (материи, бумаги, кожи, - не целый кусок или лист)
Задание 4. Исправьте ошибки в предложениях, заменив неверно употребленные слова.
1. А для кого-то унынье (уныние) - это вся жизнь.
2. Он не раз признавался, что юридическая карьера начинает ему прискучивать. (надоедать)
3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению (желанию) работать.
4. Прививайтесь от экзотических болезней.
5. Она была очень эффективной (результативной) женщиной.
Задание 5. Выберите подходящее по смыслу слово.
1. Студент надел новое пальто.
2. Вашему вниманию представляется доклад о новых законах.
3. Его объяснение было очень доходчивым.
4. Командировочные документы были уже готовы.
5. Мне купили новые масляные краски.
Задание 6. Исправьте предложения, используя синонимы.
1. Он всего лишь описал случай, который случился (произошел) с ним.
2. В школе необходимо поурочное планирование уроков (занятий).
3. Когда выступающий (докладчик) выступал, все внимательно слушали.
4. Новая (вышедшая) программа ежемесячно знакомит нас с новинками литературы.
5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова - характерный (свойственный) для людей его поколения.
Задание 7. Объясните значение слов.
Протекция - (от лат. protectio - защита - покровительство), влиятельная поддержка кого-либо в устройстве его дел. Обструкция - (от лат. obstructio - преграда - помеха), намеренный срыв (какого-либо заседания, собрания) как вид протеста, прием борьбы (главным образом парламентской); действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо. Стереотип, сложившийся под воздействием тех или иных обстоятельств и ставший устойчивым характер поведения, реакции, образ социального объекта. Номинальный - Номинальная цена. Номинальная стоимость. Только называющийся, не выполняющий своего назначения или обязанностей, фиктивный (книжн.), Эквивалентный - [латин. aequivalens] (книжн.).
Равнозначный, равносильный, всецело заменяющий что-нибудь в каком-нибудь отношении. Эти величины эквивалентны.Э. вес (хим.). Эквивалентные уравнения (мат.). Зондировать - Исследовать какую-нибудь внутреннюю полость, канал зондом (см. зонд; мед.).2. перен. Предварительно разведывать, разузнавать, нащупывать (книжн., газет.)
Задание 8. Объясните значение выражений.
Голова идет кругом 1. Кто-либо испытывает головокружение (от усталости, переутомления и т.п.).
2. Кто-либо теряет способность ясно соображать от множества дел, забот, переживаний и т.п., Дело в шляпе - удача уже почти в кармане, успех гарантирован. Видать виды - о вещах: изношенное, обтрепанное; о людях: многоопытный, бывалый, зрелый, опытный. Лебединая песня - как синоним шедевра, вершины творчества или иного яркого, значимого для человека поступка, совершенного им в конце своей профессиональной карьеры. Держать ушки на макушке - внимательно прислушиваться, быть настороже, начеку.
Задание 9. Исправьте ошибки, связанные с определением рода существительных.
Патентное бюро, зеленое кашпо, грубая (ый) забияка, странное пари, завлекательное меню.
Задание 10. Просклоняйте сочетания числительных с существительными. Числительные запишите прописью.
7845 жителей, полторы минуты, оба сотрудника.
И. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей
Р. Семи тысяч восьмисот сорока пяти жителей
Д. Семи тысячам восьмистам сорока пяти жителям
В. Семь тысяч восемьсот сорок пять жителей
Т. Семью тысячами восемьюстами сорока пятью жителями
П. Семи тысячах восьмистах сорока пяти жителях
И.Полторы минуты
Р.Полутора минут
Д. Полутора минутам
В.Полторы минуты
Т.Полутора минутами
П.Полутора минутах
И. Оба сотрудника
Р. Обоих сотрудников
Д. Обоим сотрудникам
В. Оба сотрудника
Т. Обоими сотрудниками
П. Обоих сотрудниках
Задание 11. Исправьте ошибки согласования в предложениях.
1. Студенчество благодарно преподавателям за учебу.
2. Прошли сотни лет.
3. Тридцать один студент получил отличные оценки.
4. Четыре новых автомобиля сошли с конвейера.
5. Журнал "Работница" вышел в этом месяце.
Задание 12. Исправьте ошибки управления в предложениях.
1. Уделите внимание здоровью.
2. Заведующий детской больницей встретит нас в своем кабинете.
3. Все эти мероприятия рассчитли на благо природе.
4. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание рубрике "Культура".
5. Для абитуриента, желающем учиться в этом институте, надо (будет) знать и английский язык.
Задание 13. Исправьте предложения, в которых есть ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. После встречи с Хлебниковым в душе Ромашова наступил перелом.
2. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.
3. Когда я проезжал мимо станции, у меня слетела шляпа.
4. Во время чтения книги мне сразу понравился герой.
5. Что случилось в Междуречье, что превратило Вавилон в руины (когда Вавилон был превращен в руины)?