рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Динамика современной языковой ситуации

рефераты

Динамика современной языковой ситуации

16

Реферат по теме:

Динамика современной языковой ситуации

План

Введение 3

1. Современная языковая ситуация 4

2. Факторы, влияющие на изменения в русском языке 5

3. Причины массовых речевых ошибок и пути повышения 13

речевой культуры говорящих

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

В настоящее время никто не сомневается, что язык как средство общения возникает и развивается только в обществе. Следовательно, язык - явление социальное. Поэтому с самого начала возникновения науки о языке лингвистов интересовала проблема связи языка и общества. В любом обществе язык выступает как средство накопления, хранения и передачи добытых этим обществом знаний. Поэтому общество и происходящие в нем социальные, экономические и культурные изменения не могут не оказывать влияния на различные уровни языка. В равной степени и язык оказывает значительное, влияние на общество. Литературно обработанная форма любого языка, стабилизация норм его употребления оказывают значительное влияние на сферу бытового общения, способствует повышению культурного уровня носителей данного языка, приводит к постепенному стиранию диалектных различий. Появляющиеся в языке новые слова и словосочетания, новые значения слов, выражающие возникшие в обществе новые понятия, в свою очередь, помогают людям глубже осознавать окружающий их мир, точнее передавать свои мысли.

Исторические события ХХ века не могли не оказать влияния на историю русского языка. Конечно, система языка за один век не изменилась - общественные события не оказывают влияния на строй языка. Изменилась речевая практика говорящих на русском языке, увеличилось число владеющих русским языком, изменился состав слов в отдельных областях словаря, изменились стилистические свойства некоторых слов и оборотов речи.

В реферате рассматривается современная языковая ситуация в России, анализируются социальные факторы, формирующие основные направления изменений в языке; делается вывод о смене коммуникативной парадигмы в российском обществе.

Задачи:

- проанализировать современную языковую ситуацию в России;

- охарактеризовать факторы, которые повлияли на развитие и изменения в языке;

- раскрыть причины речевых ошибок и рассмотреть пути повышения речевой культуры общества.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. Современная языковая ситуация.

Исторические события ХХ века не могли не оказать влияния на историю русского языка. Конечно, система языка за один век не изменилась - общественные события не оказывают влияния на строй языка. Изменилась речевая практика говорящих на русском языке, увеличилось число владеющих русским языком, изменился состав слов в отдельных областях словаря, изменились стилистические свойства некоторых слов и оборотов речи. Эти изменения в практике пользования языком, в стилях речи вызваны крупнейшими общественными событиями времён становления и падения советского общественно-политического строя.

Советский период в истории России начался событиями октября 1917 года и закончился событиями августа 1991 года. Особенности русского языка советского времени начали складываться раньше 1917 года - в период 2 мировой войны и окончательно оформились в 20-ые годы ХХ века. Изменения в лексике и стилистике русского языка, связанные с разложением и падением советского строя начались примерно в 1987-88 годах и продолжаются по настоящее время.

Интересно отметить, что падение советского строя сопровождалось такими тенденциями в речевой практике общества, которые во многом напоминают социально-речевые изменения 20-ых годов.

Как 20-ые, так и 90-ые годы ХХ века характеризуются:

- политизацией языка;

- ярко выраженным оценочным отношением к словам;

- превращением многих слов в символы принадлежности человека к определённой общественно-политической группе;

- расшатыванием языковых норм в массовом употреблении и речи заметных общественных деятелей;

- ростом взаимного недопонимания между различными социальными группами.

Особенности языка советского времени и тенденции, вызванные изменениями в обществе после 1991 года, оказывают непосредственное влияние на современное состояние русской речи. Стернин И.А. Общественно-политические процессы в России и изменения в русском языке и общении. Воронеж, 1996. Т.2. С. 45

Поэтому разобраться в проблемах речевой культуры современного общества можно только на основе анализа особенностей русского языка советского времени. Эти особенности возникали в речи партийных руководителей и активистов, распространялись через газеты, доклады на собраниях, постановления и приказы, общение с посетителями учреждений и становились речевыми образцами для широких (в первые годы советской власти - неграмотных и малограмотных) слоёв населения. Из официального языка многие слова и обороты переходили в разговорно-бытовую речь. В обратном направлении - из просторечия и жаргонов - в язык постановлений, докладов, приказов проникали слова, характерные для низкого стиля и особенности речи неграмотных людей. Такое положение характерно для 20-ых годов, затем речевая практика изменилась в сторону укрепления литературных норм, вырос образовательный уровень руководителей и всего населения, однако сами нормы советского официально-делового и публицистического стилей вошли в противоречие с историческими культурными традициями русского языка.

После 1991 года в российском обществе произошли значительные политические и экономические изменения, которые оказали влияния на условия употребления русского языка в устной и письменной речи. Эти изменения условий использования языка отразились и на отдельных участках его лексической системы. Потеряли актуальность и вышли из активного употребления многие слова, называвшие экономические реалии советского времени, идеологическая лексика. Были вновь переименованы названия многих учреждений и должностей. В активное употребление вернулась религиозная лексика, из специальной сферы в общеупотребительную перешли многие экономические и правовые термины.

Отмена цензуры привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи, демократизация - к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и уровень речевой культуры.

Столь заметные перемены в речи вызвали обоснованную обеспокоенность общественности по поводу состояния русского языка современности. При этом высказываются различные мнения. Некоторые считают, что реформы в обществе привели к резкому снижению уровня речевой культуры, порче языка. Другие высказывают мнение, что развитие языка - стихийный процесс, который не нуждается в регулировании, так как язык, по их мнению, сам по себе выберет всё лучшее и отвергнет лишнее, неподходящее. К сожалению, оценки состояния языка чаще всего политизированы и чрезмерно эмоциональны. Для того чтобы разобраться, что происходит с языком, необходимо проанализировать факторы, которые повлияли на развитие и изменения в русском языке.

2. Факторы, влияющие на изменения и развитие в русском языке

?????? ???????????-???????????? ?????? ? ?????? ?????????? ??????????? ??????? ? ????????? ????????? ????????????? ?????? ??????????? ????????, ???, ???????????, ?? ????? ?? ????????? ?? ???????? ? ???????????????? ???????? ?????.

????????? ????????? ????????? ???????? ???????? ? ?????? ? ???, ??? ??????????? ??????????? ????????? ? ????? ??????? ? ??????????? ? ????????, ??????, ???????? ????????? ? ????? ? ??????? ???????? ?????? ?????????? ???????????? ?????????. ??????????? ???????? ???????? ? ?????? ????????????? ? ???????????? ????????????? ??????? ??????????? ??? ????, ????? ??????? ? ??????? ?????????? ??????? ? ????????, ??????????? ?? ??????????? ????? ???????? ???????? ??????????? ????????? ? ??????? ?????.

????????? ??????????? ?????????, ????????????? ?? ????????? ?????? ???????? ? ????????? ? ??????? ?????, ???????? ?????????.

- ??????????? ?????????? ???????? - ??? ????????, ? ??????? ??????? ???????????? ???????? ???????????? ???????.

??????? ??????? ????????????? ????? ?????? ???????? ?? ??????? ???????????, ???????????????-????????? ???????. ???????? ? ???????????? ???????????? ???????? ????????????, ?????????? ??????????? ??? ??????????????? ? ??????????? ???????????? ? ???????????? ???????????? ???? ?????? ????????. ??? ???? ???????? ???????? ??????????? ??????? ???????? ???? ? ???????????? ????????????, ? ???????? ??????????, ???? ????????? ?????????? ? ???????????? ?????. ??? ??????????? ? ??????????? ????????????? ????????, ???????? ???????????? ???? ???????, ???????????? ???????????????? ????????? ?????, ??????????? ???? ????????? ? ?????? ?????? ????, ???????????? ?????????? ? ????? ???????????? ? ?????? ??????.

- ? ?????? ???????, ??????????? ????? ???????????? ???????????? ?????????? ??????????? ?????? ???????? ? ?????? ?????????????? ?????? ????? ???????? ?????, ??? ??????? ? ??????? ?? ?????? ?????????? (??????? ? ????????????), ?? ? ? ??????? ? ????? ???????? ????????????? ? ????????. ?????????????? ????? ?????????? ?????? ?????? ???????? ???????????? ??????, ? ??? ????? ? ? ????? ?????????????, ????????, ???????????, ????????????????? ?????????.

?????? ??????? ??? ??????? ????????????? ? ??????????? ?????????? ???????? ???????? ????????? ????? ????? ??????, ?????? ?????? ??????? ????????? ??????????? ??????????????? ????????????, ?????? ???????????, ???????? ??????? ? ?????????????. ?????????? ? ????? ?????????????, ????????????? ?????????? ??????????? ?? ???????? ??????, ? ????? ??????????? ? ???????? ????? ????? ?????????? ????? ??? ?????? ????????? ????????????? ????????????? - ???????????? ??????? ????????. ? ????? ????? ??? ??????????? ? ????? ????????????? ???????, ?????????? ????????? ???? ????????? ??????? ? ????, ????? ??????????? ? ???????????? ?????????????????, ???????????? ???? ????????? ????? ????????? ? ?.?. ??????? ????? ????????, ??? ?????????????? ??????? ????? ???? ? ??????? ??????? ????????? ?????????? ????????? ? ???????? ???????????? ????? ??????????? ???????? ???? ??????????? ??????? ??? ?????????????? ??????? ????????? ???????: ??????? ? ????. ??????? («?????, ??? ??????, ?? ?? ????? ??? ???? ??????») ??????????? ? ????? («?????, ??? ??????»). ? ???? ????? ?????????? ??????? ??????????? ? ????????? ??? ????? ????????????? ????????????? ???? ? ?????? ?????? ?????? ????????, ??? ?????????? ??? ??????? ??????????. ? ??????? ??? ????? ? ???????? ???????? ????, ????????????? ?????? ???????? ???????, ??????????? ???????? ? ???????????? ? ??????? ? ?????????. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А.Земской. М., 1996. С. 87

?????? ???????? ????????? ??????? ?????????, ??? ?????? ????????????? ?????? ? ???????????? ???????? ? ???? ???????????, ?????? ???? ?????? ? ?????? ??? ????? ?? ?????????? ? ????????? ?? ?????? ????????????.

- ??????? ????? ????? ???????? ???????? ???????????? ??????????? ? ??????????? ?????????? ????????. ?????????? ???????, ???????? ???????????? ?????????, ?????????? ??????? ????? ? ??????????, ????????????? ??????? ???????? ??????????, ???????????? ???????? ?????????, ????? ? ???????????? ? ??????, ?????????? ??????? ????? ?? ????? ? ???????????, ??????????? ????? ??????????? ??????? ? ??????? ? ?????????? ?????? - ??????????? ??????? ??????????? ??????.

? ???????? ????? ??? ???????? ? ????????????? ?????????? ???????? ??????? ???????, ?????????? ????????? ?????????? ?????? ????????????? ????? ?????, ????????????????? ??????? ???????????????? ?????? ????, ??????????? ???????? ?????? ????? ????????????? ?????, ?????????? ??????? ?????? ? ??????????? ????.

?????? ???????? ????? ? ??????? ?????, ??????? ?????? ????????? ????. ?????????? ????????????? ???????, ?????????? ???????????? ???????????? ?????????? ????? ????????. ????? ?????????? ???????? ??? ?????? ????????????, ??? ?????????? ????? ????????????????, ??????????? ? ?????????????. ? ?????? 1995 ?. ? ????? ??? ? ??? ?????? ??? ???????? - ?????? ???????, ???????????? ? ??????????.

????????? ??????????? ? ?????????? ???????????? - ??? ???? ?????????? ????? ???????????, ?????????????, ???????????. ??????????? ????? ??????????? ?????????????? ???????, ???????????? ???????? ?????? ??????. ???, ??????, ???????? ? ???????? ?????? ???????? ?????? ?????????????? ????? - ??? ???, ??? ??????????? ?? ???????? ?????????, ???????? ?????????, ??????????.

? ???????? ??????? ????? ??????????? ?????????? ?????? ????? ? ??????????. ?????????? ??????? ? ?????????? ???????? ? ?????????? ?????????? ?????? ????? ?? ???? ?????????? ?????????? (????, ??? ?????????? ????????????, ?????? ????? ?????, ???????? ???????????? ?????????????, ??????????? ????????? ????? ?????, ?????????? ??? ??????? ??? ???? ????????). ?????? ? ???, ??????????? ????? ?????????????? ?????????, ??? ??????????? ? ????????? ???????????? ?????????? ????????? ?????????? ????????????? ???????????, ??????????? ?????????? ??????????, ???????????? ??? ???????????? ??????????? ????????.

- ?????? ???????????? ??????? ??????? ? ? ???????????? ???????? ???????, ???, ? ???? ???????, ??????? ? ????????????? ? ??????, ?? ?????? ???????????, ?? ?????, ? ???? ? ?????????? ???????? ?????? ?????????, ?????????, ?????????? ? ???? ??????????? ???????. ??? ??????? ????? ?? ????????? ? ???????? ???????? ??????? ??????? ????? («??????, ??? ??????») ? ???????? ??????? ???? («??????, ??? ??????»), ???, ??????????, ?? ???? ? ?? ??. ???????? ????????, ???????????? ? ????????? ????? ? ???????????? ???????? ?????? ????????? ?????, ???????? ? ???????? ? ????????????? ????????????? ????????? ? ?????? ?????, ? ?????? ????? - ? ????? ???????? ???? ? ???????? ???????.

??????????? ??????????? ? ???????? ????? ??????? ???????? ??????????? ? ??????????? ????, ?????? ? ????? ???????????? ????? ? ?????????, ????? ??????? ???????? ?? ???????????????, ??????????? ??????????????? ?????????? ????????? ????? ????????? ???? «??????? ?????????» ?????? ?? ?????? ? ??????????? ???????. ????????????? ???? ?????, ????????? ??? ???? ????????? ???????????????? ?????????? ? ?????? ???????? ???????. ??????? ??????????? ??????????? ????????????? ????????? ?? «??» ? ?????????? ?????, ???????? ? ??????? ???????, ??????????? ????????? ? ???????????? ? ????? ?????? ?? «??????????» ???????? ???????, ??? ?????????? ? ??????????? ???????. «??????? ????» ??????? ??????????? ??????? ???????????? ????, ?????????????? ? ??????? ??????????????? ????????? - ???, ????? ???????? ??????????? ???? ?????, ????????????????? ???????, ?????????????? ? ??.

???????? ??????????? ???????????? ?????? ?????? ? ??????????? ???????, ? ???????????? ?????????? ????? ??????????? ?????????? ? ???????? ???????, ? ??? ?????????? ???????? ?????????????, ??? ?? ????? ?? ???????? ????????????. ????? ????? ???????? ???? ? ????? ???????? ?????????? ??????? ??????, ????? ? ???????????. ? ?????? ????? ??????????? ?????????????? ??????? ??????, ?????? ?????????? ?? ???? ???????? ????. ??????? ?????? ??????????? ????????? ? ????? ? ???????? ????? ???????? ? ?????????? ?????????, ???????????? ????? ????, ?????????? ????????????? ??????????? ? ?????????? ??????????????? ??????? ?? ????????, ? ????? ??????? ? ????????????? ????????????? ???????, ??????????? ??????? ???????? ? ???????, ???????????? ??????? ??????? ??????????? ????????. ??????? ???????? ???? ???? ?? ???? ?????????? ? ?????????? ???????. ????? ???????, ????????? ???????? ???????????????? ?????? ?? ??????????? ???? ???????? ???? ? ??????????? ?????????? ????????, ???????? ???????????? ? ????? ???????? ? ??????????? ??????? ????????.

???????? ? ???????? ??????????????? ? ??????????????? ??????????????. ????????? ??????? ???? ???????? ? ???????? ??????????? ????????, ????????? ?????? ??? ??????????? ??????? ??????????????????? ???????? ???????, ????????? ??? ? ???????????, ??? ? ? ????????????????? ?????????; ????????? ????????? ?????? ? ???????????? ??????? ? ??????? ?????????? ???????, ?????????????? ??????????? ? ??????????????? ?????? ???????? ?????. ???????????? ????? ? ???????????? ??????? ???????? ???????, ? ??????????? ?????, ???????? ? ????????? ??????? ? ????? ?????????, ??? ??????? ? ????????? ?????????? ??????, ??? ??????? ????????? ??????? ????????.

- ???????????? ????????? ? ????????, ?????????????? ???????????-???????????? ????? ? ??????, ???????? ???????????? ?????? ?????? ? ????????? ?????????? ?? ??????? ? ?????? ?????? ????????? ??????? - ??????? ??????????? ?????????? ? ??????. ??? ???????? ? ????????????? ??????????, ?????????? ? ??????????? ??????????? ????????????? ????????? ? ??????? ?????, ? ? ???????? ????? - ? ???????????? ??????? ????????? - ????????? ???????????? ????????????, ?????? ???? ???????? ? ???????? ???????? ??????????? ? ??????????? ?? ???????????????? ??????: ?????????????? ?????? ???????????? ???? ??? ??? ???? ??????, ??????????? ? ????????? ???????????? ????????. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. - М., 1991. С. 186

????????? ????? ???????????? ??????.

? ?????????? ?? ???????? ????????? ????????? ??????????? ????????? ? ???????????????? ???? ??????? ? ?????????? ??????, ????????? ?????? ??????? ????????????? ???????, ?????????, ?????????? ?????-???????????, ????????? ?? ????? ????????. ??????????? ????? ? ???????????? ??????? ? ??????, ?????????? ????? - ???????????? ????????.

??????? ???????????? ????????? ?????????????????, ??????????? ?????????????? ?????, ??????? ?????????? ?????? ????????? ? ???????????? ????????????.

? ???????? ?????????? ???????? ? ??????? ??????? ??????????? ???????????? ????????, ?? ??????? ?????? ??????????? ? ???????????? ? ??????, ???????????? ?????????-?????????, ?????????? ????????? ???????. ??? ????????? ???????????? ???????? ?????? ????????? ????????????? ?????????? ? ????? ????, ???????? ??? ???.

- ???????? ? ?????? ???????? ????????? ???????? ? ????????? ????? ???? ????????????? ? ?????????? ????????????, ????????????? ????? ? ?????????????? ??????, ??????????????? ??????????. ????????? ???????, ??????????????? ????????? ??????? ???????? ?????????, ??? ???????? ? ????????? ????????????? ??????????? ???????? ????????????, ??????????? ??????????, ???????? ????????????? ????????? ? ???????.

???????? ???????????, ???????, ????????, ????????????? ??????? ??????? ? ??????????? ? ???????????, ??????? ????? ? ???????????? ???????, ?????????? ???? ??????? ? ???????. ??????????? ???????? ???????? ???????, ??????? ??????? ????????????, ??????????? ?????? ? ?????????? ??????? ??????? ???????, ??????? ??????? ??????.

?????????? ??????????? ??????? ??? ??????? ???????, ??????????? ????????? ?????????, ??? ????? ? ???????????? ????????? ???????, ?????????? ?????????? ??????, ???????? ??????? ??? ?????????? ?????. ???? ??????? ????????? ???????? ??????? ?? ???????? - ????????? ??????? ? ???????, ??????? ?????? ????????? ??????? ?????????? ?????????? ??????????? ? ???????????, ?????? ??????????, ?????????? ???????????? ????????? ? ?????????????? ?????????.

- ?????????? ??????????? ???????? ??????? ?????? ????? ? ????????? ??????? ????????? ??????? ? ??????????? ????????. ? ????????? ????? ? ?????? ???????? ????????? ??????????? ????, ??????? ?????????? ?????????? ????????????; ??????????? ?????????? ????? ?????????? ??????? ?? ?????; ?????? ?????? ? ?????????? ??????? ?????????, ????????????, ???? ? ??????????????, И????????; ??????????? ??????? ??????????? ?????? ????????? ??????? ? ??????????? ?????????? - ??? ?????????? ??????? ???? ???????? ?????????? ?????, ????????? ??????? ? ???????????? ? ????? ?????? ? ?? ???????, ????? ? ?????????? ? ?????????? ???????.

?????????? ???????? ???????? ? ????????????? ?????????? ????????? ? ?????? ?????? ???????, ? ????????????? ????????? ?????? ? ??????? ??????????? ??????. ? ?????? ?????? ? ????? ?????????? ????? ??????? (???????? ???????), ???????? ??? ???????? ????????? ???????????? ???????, ?????? ?????? ????? - ? ?????? ?????. ???????????? ????????? ??????????? ??????, ????? ? ??????? ???????????? ???????? ??????????? ?????? ? ?????????????? ?????????, ?????- ? ???????????? ?? ????? ?????????? ?????. ??????????? ????? ???????? ?? ??????????? ?????, ??????????? ??????????, ????? ? ??????????? ????????????. ????? ??????????? ????? ?????????? ????????????? ? ??????? ?????, ???????? ?? ??????????? ?????. ??? ???????????, ? ????? ???????, ????????? ??????????? ????????? ? ??????????????????? ???????????? ????? ???????? ??????, ? ?????? - ????????????? ? ????????? ????? ????????? ? ???????, ???????? ? ?????????? ????? ? ?????? ???????? ? ?????. ??????????? ????-??????????????, ???????? ? ???????????? ?????????? ???????? ? ????????????? ????????? ???????? ????, ????? ?????????????? ??????? ???????????? - ???? ??? ???? ????????, ?? ? ???????? ? ???? ?????? ? ??.

- ?????????????? ? ???????????? ? ????????????? ????????? ??????, ?????? ??????? ????? ???????????? ????? ?????????, ???????????? ????????, ??????????? ? ??????????? ? ?????? ??????????? ??????? ???????? ????????? ???????, ? ??????? ????? ??????? ?????? ???????? ????? ????????? ?????????? ? ?????????? ?????. ???? ???????????? ???????? ???????? ? ???? ????????????? ??????? - ????????? ????????????? ?????????. ?????????????, ??? ??? ??????????, ????????, ? ?????????, ???????? ?? ????? ????? ??????????? ? ?????????? ????, ????? ?????????????? ????????. ??????? ????????????? ??????????? ? ?????????? ????????? ? ??????????????? ???????, ?????????? ?????????? ????????? ???? ? ???????, ?????????? ?????? ? ??????????? ?????????, ? ????? ????????? ???? ???????????? ??????? ?? ?????? ???????; ? ????????????? ??????? ???????? ??????? ? ???????? ???????, ? ????? ????????????? ? ????????? ?????????? ??????? ???? ? ?????. ??????? ???????? ? ????? ?????????? ????? ????????? ??????????? ???????????? ???????????? ??????. ??????????? ? ???? ? ????? ??????????????? ?????? ????? ?????? ? ????? ????????????? ??????????? ??????? ? ???????? ???????, ??? ????? ?????????? ??????? ????????? ? ????????, ???????? ????????????? ?? ??????????? ??????? ??? ? ?????? ??????????? ????? ???????????? ???????, ??? ? ???????? ????, ?????????????, ??????????????????.

- ??????????, ???????????? ? ????????????? ??????????? ????????, ????????????? ? ??????????? ??????, ????? ???????? ? ????? ????????????? ???????. ?????? ?????????? ?????????? ??????? ????????????? ? ????????? ???????????? ???????????, ????????? ???????????? ???????, ??? ??????? ??????????? ????, ???????? ? ????????????. ?????????????????? ??????????? ??????????? ???????????? ???????? ????? ????? ?? ??? ??????????? ??????? ?????.

???????????? ????????? ????????? ????? ?????? ? ??????? ? ???????? - ?????? ???? ??? ?????????? ?????? ????? ??????, ? ???????? ???????, ? ?????? ????? ????????? ?????????? ?????? ??????. ??????????? ?????????? ???????, ?????? ????? ?????????? ????????? - ? ??, ? ??????, ?????? ?????, ??-?? ?? ???????????.

??????????? ???????? ????? ? ????????? ???? ????????? ??????? ? ??????? ??????, ?????? ????????? ?????????????? ????????? ????????? - ????? ???? ? ?? ?? ??????? ??????????? ???????????? ?????????????? ? ?????? ?????????? (????? ????? ??????? ?????? ????????????? ???????????? ????????.

- ??????????? ??????????? ?????????????? ???? ??????? ????? ???? ??????? ??????????? ??????????, ? ??????? ???, ?????? ?????, ? ??????? ???????????????? ? ???????????? ????? ??????? ??????? ? ??????? ???????, ??????????????? ??????????? ????????????. ??????????, ????????????????, ???????????, ?????????? ?????? ?????????, ?????, ????????????? ? ???????????? ???????, ??????? ???????, ?????????? ?????????? - ??? ??? ???????????? ????????? ? ??????? ????? ????????? ????? ??????? ? ????, ??????????????? ??????????????. ?????? ? ???, ????????????? ?????????? ? ????????? ??????? ?? ??????????? ?????, ??????? ?? ??????? ?????????? ???????? ??????????? ???????? ???????????? ?????, ??????????????? ???????????. ??????????????? ?????????????? ????????????? ???????????? ????? ???????????? ???????? ??????????????? ?????????? ????????????? ? ????? ??????? ????????.

?????????????????? ??????????? ????? - ????????? ????????, ???????????? ?????, ?????, ???????? ? ??. - ???????? ? ?????????? ???????????? ?????????? ????? ??????? (???????? ? ????????????? ?????), ????????????? ???? ??????????? ??????? ? ??????? ??? ?????? ??????????? ???????. ?????????? ?????? ?????? ? ??????, ??????? ?????????????? ?????????, ??????????, ???????????????, ???????? ? ???????? ??????????? ?????????, ???????? ????????. ??????????? ?? ???? ?? ??????? ????? ?????? ?????????????? ??????????, ???????? ????????????????????. ?????????? ???? ??????? ?? ?????????? ???????? ?????????? (?????, ???????????) ????? ? ???????????? ? ???????????? ???????? ?????????? ?????????? ?? ???? ? ?????????? ??????? ????????? ? ????????????? ??????????? ??????.

??????? ???????? ????????? ???????? ???????????? ???????? ??????? ? ?????, ????? ???????? ?????????:

- ? ??????????? ?????????? ???????? ?????????? ????? ???????????-???????????? ?????????, ?? ???? ??????? ???????, ???????????? ?????????????? ? ???????? ??????? ???????????? ?????????. ?????? ???????????-???????????? ????????? ?????????, ????? ?? ??? ?? ??????? ? ???????????? ? ????????? ?????? ?????????, ??????????? ????????????? ????????? ???????????? ??????? ? ???????, ??????? ??????????? ???? ? ?????? ? ?????? ???????????? ??????.

- ? ?????????? ???????? ????????? ????? ??????????????? ?????????, ?? ???? ????????????? ? ???????????? ???????? ???? ???????. ?? ????? ?????????????? ??????????????? ????????? ????????????? ???????? («???? ???????, ??? ??????? ? ?????????») ?????? ????????????? ????????? ????????????????? ????????. ????? ??????????????? ????????? ???????? ?????????? ????? ???????????-???????????? ?????????. ? ??????? ?? ?????????, ????? ??????????????? ????????? ? ?????????? ???????? ?????????.

???????? ????????? ????????????? ????? ??????????????? ????????? ? ???????? ???????? ????????? ??????????????? ???? ? ?????? ?????????, ????????? ? ??????? ?????. ??? ???????? ??????: ?????????? ???????; ???????????? ???????; ???????????? ???????; ?????????????? ???????.

?????????? ??????? ??????????? ? ???????????? ??????????? ???? ?????? ????, ?????????? ?? ???????, ?????????? ?? ????????? ???? ? ??????? ? ????????? ?????????? ?????? ???? ??? ????? ????????????? ?????.

???????????? ??????? ??????????? ? ?????????? ????????? ???? ??????? ? ???????, ????????? ???? ??????? ? ???????? ????????????, ?????????? ??????? ????????????? ???? ? ????????? ???????, ???????? ????? ????? ? ???? ???????, ?????????? ??????????? ???????? ? ???????, ???????????? ????? ?????? ?????????????? ???????, ?????????? ???????????? ????????????? ?????????????? ??????? ?? ????????? ? ??????????????.

???????????? ??????? ??????????? ? ???????????? ???????? ??????????????? ?????? ????? ?????? ??? ?????????? ??? ??? ???? ????????, ? ???????????????, ??????????? ??????????????? ????????? ?????????? ????.

?????????????? ??????? ??????????? ? ????? ?????????????? ?????????????? ??????????? ????????, ? ???????????? ??????????? ????????? ? ?????????? ??????? ???? ? ?????? ??????? ??????, ? ?????????? ????? ????????????? ???????????? ?????????? ????????? ? ??????????????? ???????????? ?????.

????????? ???????? ????????? ???????????? ??????????? ?? ???????? ???????? ???????? ????? ? ???????? ? ?????????????? ??????? ?????????? ? ??????????. ???????????? ? ???? ????? ?????? ??????? ???????? ????? ? ?????, ????? ??????????????, ??? ??? ???????????? ? ???? ???????? ???????????? ??????????????, ???????????? ? ?????????????? ?????????, ?????? ?? ???????????? ?????-???? ????????????? ????????? (??? ????? ??????? ? ?? ?????????? ??? ???????), ???????? ????????? ? ??????????? ???????????, ?????????? ???????? ???????????????? ? ?????????? ????????????.

????? ???????? ????????? «????? ?????» ???????????? ???????? ?????, ? ??????? ??????????? ???????? ???????? ? ??????????? ?????????. ???, ?????? ?????, ??????? ??????? ? ???????????; ? ?????? ???????-???????????????? ??????? ????? - ??? ???????????? ????? ???????? ?????????, ????????, ???-?????? ? ??????? ???????. ???????? ????????? ?????????? ?????? ? ???? ???????????? ??????, ? ??????????? ??? ????????? ??????????????? ?????????????????????? ?????????, ??????????? ?????????? ????????? ? ?????????? ????????.

?????????? ??????????????? ???? ???????? ?????????. ??? ??????????????? ????? ????????? ?????????? ???????????? ???????? ????????? ? ?????????????? ???????? ??????????? ? ???????????????? ??????, ??????????????? ?? ???? ??????????????? ?????? (? ? ?????? ???????, ? ??????? ??????? ? ????????????), ??????????? ???????? ??? ?????????? ?????????? ? ?????????? ?????????? ????????????????. Стернин И.А. Изменения в русском языке ХХ века. Воронеж, 1996. С. 69

????????? ? ??????????????? ???? ????????? ?????????? ??? ???????? ????????????????????? ???????? ? ?????????????? ? ????? ???????????, ???????????? ? ???????????? ??????????? ??????. ????????????????, ? ????????, ??????? ???????? ?????????, ???????????? ???????, ??????? ???-??????? ? ???????????-?????????????????? ???????. ????????????????? «???????????????» ?, ????????, ???????????? ???????; ???????????? ????????? ???????????? ???????????-???????????? ???????? ? ??????? ???????????.

??????????? ????????????? ???????-???????????????? ??????? ???????? ????? ??? ?????????????. ????????????? ??????? ?????? ????????? ????????????? ?????????? ???????, ??????? ??????????? ??????????????? ? ????????? ???? ???????????? ??????. ??????? ????????????? ??????????? ??????????? ????????? ?????????????, ??????????? ???????? ?????????? ??? ?????????????? ????? ???????? ??????? ????, ??? ? ????? ?????????????? ? ?????????????. ???????? ????? ????????????? ? ????? ???????? ? ??????????? ?????.

?????????? ???????????? ??????? ???????? ????? ?????????? ??????????????? ?? ???? ????????????? ? ?????????? ??????????????.

???????? ????????? ? ??????? ???????? ??????? ? ?????????? ? ??????? ????????? ?????????? ? ????????????? ????????, ????????????? ????????????? ????????, ???????????? ??????????? ? ???????????????? ? ???????????? ?????????. ???????????? ????????? ??????????? ??????? ??????? ???????, ??????? ???? ???????????, ?????????????, ????????????? ? ?????????, ???? ????????? ????? ??????? ????????????? ?????? ????????? ?????????????? ????????.

? ???????????? ???????? ????????? ????????????? ??????? ???????? ?????, ???? ???????? ????, ? ?????????? ???? ??????????? ?????????? ???? ??????????? ???????????? ??????? ?????????? ?? ???????? ????. ??? ????????????? ????????????? ???????? ??? ?? ????????? ???????? ???? ? ???? ???????? ????. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М., 1994. С. 124

?????????? ??????????? ? ??????? ???? ????????????? ???????? ?????. ?????? ????? ????????????? ????? ?? ?????? ????? ??????????? ???????????, ??? ??????????, ?????????? ???? ?????? ????? ????????????? ?????, ??????????? ?? ???????. ?????????? ????? ????????????? ????? ???????????????? ?? ??????????????? ??????, ?????????? ????????? ??????????? ?????? ? ????????? ???????????????? ????????, ? ??????????? - ? ???????????? ???????????????. ??????????? ???????? ?????????? ?? ?????????????? ?????? ????????????? ????? - ????????. ??????? (??????????, ????????????, ?????????) ?????????????? ? ????????? ???????, ????????? ????? ??????? - ????????????, ????????????.

? ?????????????? ??????? ???????? ????? ?????????? ????? ?????????????-?????????????? ?????????? - ???????????????? ?????, ?????????? ????? ????? ??????????? ? ????????? ????????. ??????????? ????? ??????????? ???????.

? ?????, ??? ???????? ????? ????? ?? ???? ?????????? ????????? ?????????? ????????? ????????:

- ????????????? ? ???????? ????????? ? ?????;

- ???????????? ??????? ???????????-???????????? ????????? ?? ???????? ????????;

- ????????????? ????????? ?????????? ? ??????? ? ???????????;

- ?????????????? ????????? ??????????? ??? ?????????????;

- ?????????????? ????????? ??????????? ??? ??????????.

????????? ? ????? ??????????? ? ??? ???????? ? ????????. ???????? ???????? ?????????, ???????????? ?????? ????? ?? ??? ??????????? ???????; ???????? ???????? ?????????????? ????? ? ???????????? (??? ???????? ??????? ????????) ???????? ??? ????????????????.

?????? ????????? ???????? ????? ??????????, ??? ?????? ???????????? ???????? ? ????????? ????? ?????? ???? ??? ? ?????????? ???? ?? ?????. ?????? ???????? ????????????? ???????, ????? ???????? ???????????? ?????????????? ?????, ?????????? ?????? ????????????? ? ???????? ???????? ?????????????? ???????. ????? ????????????, ??? ? ??????? ????????? ??? ??????? ???? ??????? ?????? ????????????.

3. Причины массовых речевых ошибок и пути повышения речевой культуры говорящих

Поскольку изменения в речи могут вести не только к положительным, но и к отрицательным изменениям в языке, стоит задуматься над тем, как защищать язык от нежелательных изменений.

Конечно, развитием языка невозможно управлять административными методами. С помощью приказов не сделаешь слово более выразительным, невозможно приписать слову другое значение, невозможно заставить людей говорить грамотно, если они этого не умеют. В защите языка главная роль принадлежит не административным органам, а гражданскому обществу и личности. О защите русского языка должны заботиться политические партии, общественные и научные организации, журналистские союзы, другие объединения граждан. Сегодня ещё не так много общественных организаций, которые бы уделяли внимание вопросам культуры речи. Полезную роль в этом деле играют такие организации, как Общество любителей российской словесности, Российская гильдия лингвистов-экспертов, Фонд защиты гласности. Большую пользу приносит научно-популярный журнал «Русская речь», пропагандирующий научные знания о русском языке, постоянно публикующий статьи по культуре речи. Очень важно, чтобы проблемы культуры речи обсуждались с участием специалистов по русскому языку. Субъективный или идеологический подход к вопросам культуры речи может привести к неверному толкованию языковых явлений, ошибочной оценке состояния речи.

В конечном счете, судьбы русского языка зависят от каждого человека. Государство не может проверить каждое сказанное слово и поставить на нем печать «грамотно». Человек сам должен заботиться о том, чтобы передать следующим поколениям русский язык в неискаженном виде. С другой стороны, общество должно всячески помочь каждому гражданину совершенствовать знание русского языка. В этом деле может оказаться полезной и государственная поддержка русского языка.

В качестве мер такой поддержки можно рекомендовать следующее:

- обеспечение научных, массовых и школьных библиотек новыми словарями русского языка и современными учебниками;

- финансирование научных и научно-популярных журналов по русскому языку;

- организацию научно-популярных передач по русскому языку на радио и телевидении;

- повышение квалификации работников телевидения и радио в области культуры речи;

- официальное издание новой редакции свода правил орфографии и пунктуации.

К причинам отрицательных явлений в речевой практике относятся:

- влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);

- доверие народа к печатному слову (привычка рассматривать всё напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);

- снижение редакторской требовательности к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;

- снижение качества корректорской работы;

- запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, политических заявлений и законов, и, как следствие, неясность языка их произведений;

- разрыв между усложнёнными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями сегодняшней российской школы;

- снижение интереса школьников к классической литературе;

- проблемы в пополнении фонда библиотек;

- неуважение к гуманитарной науке;

- неуважение к адресатам речи;

- пренебрежение к родному языку.

Если принять во внимание важность заботы о языке, то тогда вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи. Для этого необходимо:

- разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку;

- разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;

- организовать консультативную службу русского языка;

- пропагандировать классическую литературу;

- пропагандировать бережное отношение к русскому языку.

Главная роль в деле сохранения родного языка принадлежит самому человеку. Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит. Никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов. Даже самый полный курс культуры речи не может дать ответы на все вопросы. Значит, необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка. Для этого можно использовать следующие методы: чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод); внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках; использование словарей; обращение за консультацией к филологам.

Заключение

Современная языковая ситуация в России объясняется не только ее своеобразным историческим опытом. Наша страна намного больше некоторых стран по площади и населению, количество бытующих у нас языков (более ста) на два порядка больше, чем в Швейцарии или Бельгии, при этом русский язык в нашей стране по распространению значительно превосходит остальные национальные языки вместе взятые. К тому же сейчас (в отличие от дореволюционного времени) в России мало таких территорий, где отсутствует или незначительно русское население. На большей части территории Российской Федерации роль русского языка как средства межнационального общения, значительная и в дореволюционное, и в советское время, не может перейти к какому-либо другому языку. В 20-е годы первоначальные намерения советской власти оказались утопичными: обойтись без русского языка, как оказалось, невозможно. В итоге Сталин, при сохранении прежних лозунгов, фактически перешел к прямо противоположной языковой политике - русификации.

Изменение же общественного строя само по себе если и сказалось на реальной языковой ситуации (по крайней мере, в регионах, экономически тесно связанных как между собой, так и с центром), то лишь тем, что усилило позиции русского языка.

Итак, языковая ситуация в России, сохраняя многие черты недавней исторической эпохи (безусловное господство и высокую престижность русского языка, без которого во многих сферах просто невозможно обойтись; широкое общение между людьми разных национальностей, как правило, требующее знания русского языка; развитые литературные традиции на ряде малых языков и др.), кое в чем меняется вследствие распространения рыночных отношений. Эти отношения в большинстве случаев стихийно усиливают роль русского языка, все более оттесняя малые языки в бытовую сферу. Противостоять этому оттеснению может только целенаправленная языковая политика, которая у нас развита чрезвычайно слабо.

Список литературы:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: 2000.

2. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. - М.: Просвещение, 1991.

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Издательство НОРМА, 1997.

4. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. - М.: Дрофа, 1994.

5. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) / Под ред. Е.А.Земской. М.: Наука, 1996.

6. Русский язык и культура речи: учебник под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики. 2000

7. Стернин И.А. Общественно-политические процессы в России и изменения в русском языке и общении. Воронеж, 1996. Т.2.

8. Стернин И.А. Изменения в русском языке ХХ века. Воронеж, 1996.

9. Современный русский язык / Под редакцией В.А. Белошапковой - М.: Азбуковник, 1999



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»