Фигуры речи
Фигуры речи
Классификация изобразительных средств
С точки зрения речевого воздействия имеет значение не только подбор аргументов, но и их языковое выражение. Это очень хорошо понимали античные риторы, создавшие теории о качествах речи, о соединениях слов, а также о риторических тропах и фигурах. Здесь нет нужды воспроизводить древние теории, тем более, что разные авторы излагали этот материал весьма различно. Остановимся на современной трактовке этого вопроса.
Ключевыми понятиями для языкового выражения сегодня признаются понятия изобразительности и выразительности. Изобразительностью называется такое качество речи, которое делает ее наглядной, то есть задействует не только понятийную, но и образную информацию (зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную). Изобразительная речь быстрее воспринимается, находит более глубокий эмоциональный отклик, теснее связана с оценочностью (что хорошо, что плохо) и лучше сохраняется в памяти. Выразительностью называется такое качество речи, благодаря которому к ней легко привлекается внимание слушателя и благодаря которому оно фиксируется на ней (плохо отвлекается от нее). Выразительная речь способна "удержаться на плаву" в потоке информации. Кроме того, выразительные компоненты внутри сообщения способны выделить в нем главное и тем облегчить восприятие всего сообщения.
Язык располагает специальными средствами усиления изобразительности и выразительности. Это словесные фигуры и фигуры мысли, которые в свою очередь делятся на тропы и амплификации.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
СЛОВЕСНЫЕ ФИГУРЫ. ФИГУРЫ МЫСЛИ
Тропы Амплификации
Рассмотрение этих средств всегда входило в курсы риторик. Бегло остановимся на них.
Словесные фигуры
Обзор специальных средств усиления выразительности и изобразительности начнем со словесных фигур.
Словесные фигуры -- необычные обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего. Фигуры представляют собой своего рода диаграммы чувств. Так, длящемуся, протяженному чувству соответствует словесная протяженность, повторы слов. Перемежающемуся, колеблющемуся чувству соответствуют словесные перебои. Спешке -- пропуски слов. Таким образом, изобразительность фигуры достигается за счет сходства формы знака с тем, что он обозначает.
Фигуры делятся на фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки, фонетические фигуры и графические фигуры.
Фигуры прибавления представляют собой повторы различных единиц речи (морфем, служебных слов, полнозначных слов, синтаксических позиций), расположенные как произвольно, так и симметрично. Все фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от того, положительно или отрицательно он окрашен. Вот почему этих фигур так много и в панегириках (восхваляющих речах), и в филиппиках (обличающих речах). Демонстрация сильного, длящегося чувства -- вот их основная функция.
Рассмотрение фигур прибавления начнем с повторов, связанных с симметричным расположением. Наиболее известна здесь анафора -- повтор слов в началах смежных отрезков речи: подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите частицу французского шарма. Эта анафора взята из рекламного текста и передает настойчивость рекламодателя, которая не успевает стать навязчивой и производит впечатление искреннего совета. Вообще же, смысл анафоры -- продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой. Наиболее удачна она в передаче именно оптимистичного настроения. Это любимая фигура политических деятелей, которые используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение начиная с одних и тех же слов. Так, демонстрируя процветание страны, Сталин в одной из своих речей начинал предложения словами "Приятно и радостно видеть...".
Эпифора -- повторы слов в концах смежных отрезков: международный роуминг, автоматический роуминг. Эпифора также передает уверенность, но, если анафора фиксирует внимание на посылке, то эпифора -- на следствии, она передает некую неизбежность и поэтому реже бывает окрашена в светлые тона. Эпифора в приведенном выше рекламном тексте менее удачна, чем приведенная анафора. Применение эпифоры актуализирует не всем понятное слово "роуминг" как некую неизбежность. В рекламном тексте эпифора была бы удачней в обозначении названия фирмы: смысл -- услуг фирмы просто невозможно избежать.
Стык (анадиплозис) -- повторы слов на границах смежных отрезков: только у нас, у нас и больше нигде. Передавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий: их замедленность, причинно-следственную обусловленность. Поэтому она уместней в текстах-описаниях, чем в речах. Ср. знаменитое лермонтовское:
Повалился он на холодный снег
На холодный снег, словно сосенка
Словно сосенка во сыром бору...
Здесь стык создает эффект замедленной съемки. Стык, однако, уместен и в текстах-рассуждениях, когда надо подчеркнуть ход причинно-следственных связей: Сейчас многие поняли, что инфляция зависит от роста денежной массы и денежной базы. Но, к сожалению, мало кто понял, что рост денежной базы имеет разные источники и эти разные источники имеют разные инфляционные последствия (Е. Гайдар). Здесь анадиплозис выделяет цепочку "инфляция -- рост денежной базы -- источники роста денежной базы".
Кольцо -- отрезок речи, который одинаково начинается и заканчивается: нет слова "нет" (рекламное объявление). Как и стык, кольцо идеально для описания внешних событий. Оно передает замкнутое движение по кругу, а также возврат мысли к чему-то неизбежному. Петр Великий сознательно выбрал шоковую терапию для освобождения России от наследия византизма, и его сегодняшние преемники тоже не имеют иного выхода, кроме шоковой терапии (Э. Геллнер). Помещением словосочетания "шоковая терапия" в начало (правда, не абсолютное) и конец предложения, автор демонстрирует неизбежность шоковой терапии.
Хиазм -- фигура, в которой повторяются два элемента, причем при повторе они располагаются в обратном порядке (подробнее о хиазме см.: Береговская, 1984): Мы не живем, чтобы есть, но едим, чтобы жить. Хиазм часто усиливается антитезой.
Многосоюзие -- избыточные повторы союза "и": И звук, и цвет, и даже качество экранов в новых московских кинотеатрах совсем не те, что были раньше. Многосоюзие обычно наряду с уверенностью передает замедленность действия. В приведенном предложении некоторое замедление речи передает ощущение солидности, хорошего качества. Ср.: Звук, свет, качество экранов в новых московских кинотеатрах изменились.
Среди фигур прибавления выделяют и повторы слов, не связанные с определенным порядком их расположения, в частности особенно распространенный двукратный повтор (так называемую геминацию). Двукратный повтор может использоваться даже в коротких рекламных девизах (слоганах): Инвайт, Инвайт -- просто добавь воды!
Гомеология -- повтор однотипных окончаний или морфем: СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон! В этом рекламном объявлении повторяющиеся приставки выделены графически.
Синтаксический параллелизм -- повтор однотипных синтаксических единиц в однотипных синтаксических позициях: Дети строят для удовольствия, вы строите для них (реклама), ср. также принцип: Ты -- мне, я -- тебе. Часто синтаксический параллелизм сопровождается антитезой: ... сильный губернатор -- большие права, слабый губернатор -- никаких прав; публичный политик -- республика известна в стране, непубличный политик -- о ней никто не знает (В. Рыжков).
Фигуры убавления основаны, напротив, на пропуске каких-либо единиц. Эти фигуры придают речи энергичность, создают впечатление того, что говорящий полон решимости перейти от слов к делу. Эти фигуры очень часто используются в лозунгах и газетных заголовках.
Эллипсис -- пропуск подразумеваемых элементов внутри предложения, обычно пропуск сказуемого: Кто куда, а я в сберкассу! Эллипсис наиболее характерен для лозунгов, в частности трудовых девизов, о чем будет подробнее сказано в соответствующем разделе.
Апосиопезис -- внезапный обрыв высказывания, которое остается незавершенным: Власть же столько своих обещаний не выполнила... (из газеты "Наше время", 1998, N 129).
Прозиопезис -- опущение отрезка речи, предшествующего высказыванию: ...плюс хорошее качество (рекламный текст). Фигура используется почти исключительно в газетных заголовках и рекламных текстах.
К фигурам убавления относится и бессоюзие (асиндетон) -- фигура, противоположная многосоюзию и состоящая в опущении союзов при перечислении (в обычной русской речи последний однородный член принято присоединять с помощью союза): Я постараюсь кратко, тезисно рассказать о тех процессах в сфере приватизации, которые идут, начиная с этого года (С. Бурков). Это предложение взято из начала выступления, озаглавленного "Уроки российской приватизации". Бессоюзие здесь настраивает на деловой лад, предупреждает о компрессии информации. Слова "кратко" и "тезисно" затем повторяются в первом абзаце.
Среди фигур убавления также есть фигура, связанная с симметрией. Это зевгма, т.е. ряд синтаксически однородных конструкций, в одной из которых реализован главный член, а в других -- опущен: Между тем совершенно ясно, что политик должен заниматься политикой, предприниматель своим бизнесом, чиновник искусством бюрократии, ученый наукой (Ю.П. Сенокосов). Сказуемое "должен заниматься" реализовано лишь в первом из однородных придаточных.
Фигуры размещения и перестановки основаны на нарушении привычного порядка следования элементов и/или дистантного расположения элементов, которые обычно стоят рядом. Подобные фигуры демонстрируют состояние нестабильности, колебание, изменение настроения из-за только что полученной информации.
Инверсия -- нарушение обычного порядка слов. Чаще всего в русском языке инверсия связана с так называемым актуальным членением предложения, когда сказуемое оказывается впереди подлежащего, чтобы выделить в предложении новую информацию. Между тем историю делают люди, а не какие-то объективные законы истории (М. Мертес). Прямой порядок слов (люди делают историю) нарушен ради актуализации того факта, что делают ее именно люди. В самом сказуемом (делать историю) также допущена инверсия, актуализирующая слово "историю".
Парцелляция -- расчленение исходного высказывания на два интонационно обособленных отрезка: откройте окна... и двери (рекламный текст). Чаще знаком при парцелляции является точка: На тацинский хлебозавод пришел новый директор. Третий за год (из статьи на экономическую тему). Здесь парцелляция, сочетающаяся с инверсией (в норме: На тацинском заводе третий раз за год поменялся директор), уместнее, чем в рекламном тексте.
Парентеза -- расчленение исходного высказывания на две части с помещением между ними вставки: Я полагаю -- и неоднократно заявлял об этом в прессе, -- что недопоступление средств (исполнение доходов за первое полугодие 1995г. составило примерно 90%) во многом связано с недополоучением доходов от приватизации (С. Бурков). Здесь мы видим две парентезы: выделенную с помощью тире и с помощью скобок. При этом распасться предложению мешает фигура повтора (слова с повторяющимися приставками -- недопоступление и недополоучение ).
Особое место в системе словесных фигур занимают фонетические фигуры. Таких фигур две: аллитерация (повтор согласных звуков: миллион мелочей) и ассонанс (повтор гласных звуков: металлопластика). Часто обе фигуры употребляются одновременно: Ты и "Крипт" -- жизнь кипит (рекламный текст). Однако выполнять они могут различные функции.
Фонетические фигуры могут быть связаны с эффектом звукоподражания, состоящим в том, что звучащая речь напоминает звуки описываемого явления (шелест шелкового шнурка). Другая функция звуковых фигур состоит в том, что звуки могут вызывать ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями. Это возникает как за счет звукового сходства со словами, обозначающими эти явления, ощущения, эмоции (грустный тон звука "у", поддерживаемый наличием таких слов, как унылый, скучный, грустный), так и за счет того, что артикуляция (произношение) определенных звуков ассоциируется с определенным психическим состоянием ("агрессия" звука "р").
Аналогичны звуковым графические фигуры, воспринимаемые, однако, визуально, а не на слух. Среди этих фигур назовем палиндром (одинаковое чтение слева направо и справа налево: дом мод) и акростих (первые буквы строк образуют какое-нибудь слово). Многие графические фигуры не имеют наименования, так как широкое их распространение связано с развитием полиграфических средств, телевидения и компьютерной графики. Например, широко используется общая буква, входящая одновременно в два или более слов.
Тропы Другое специальное средство усиления изобразительности -- это тропы. Тропы -- это слова или обороты, употребленные в переносном значении. Сюда входят переносы на базе сходства (метафоры) -- стеклянные капли, на базе смежности (метонимии) -- трудолюбивый город, (частный случай метонимии -- синекдоха, основанная на сопоставлении целого и части: лучшая ракетка), на базе тождества (перифразисы) -- град Петров (о Петербурге) и на базе контраста (антифразисы) -- хорошенькое дельце (о плохом деле). Гибридным построением, основанным на сходстве и контрасте, является гипербола (заведомое преувеличение) -- быстрее молнии и мейозис (заведомое преуменьшение) -- поезд ползет как черепаха.
Метафора -- одно из самых мощных риторических средств, рассчитанных на долговременное воздействие. Метафоры хорошо запоминаются, откладываются в памяти и становятся теми кирпичиками, из которых образуется картина мира. Широко известны такие политические метафорические словосочетания, как железный занавес, капиталистическая акула, империя зла. Для советской пропаганды труда огромное значение имела такая политико-экономическая метафора, как строительство новой жизни. Метафора варьировалась, но образ строительства, стройки, стройплощадки оставался и впоследствии был использован в формуле "перестройка". Из таких метафор, по мере их повторения или развертывания, вырастают аллегории и эмблемы.
В статьях и выступлениях особую роль приобретают развернутые метафоры: Можно ли играть на гитаре, зная два аккорда? -- Можно. Но страдает эстетическое чувство, и желательно знать больше. Можно ли добиваться кратковременных и довольно неустойчивых результатов в борьбе с инфляцией, зная, скажем, два аккорда, один из которых -- действие Центрального банка по управлению параметрами денежной массы, ее динамикой, а второй -- действия Минфина, который по своим бюджетным соображениям руководствуется запланированными объемами денежной базы, и когда он не укладывается в них, то урезает расходы? В принципе можно, но это дорогостоящая политика. Когда происходят реформы, то политика становится более дешевой, количество "аккордов" увеличивается без всяких потерь для эстетических чувств (А. Лившиц). Слово "аккорд" употребляется и дальше, появляется также и "мелодия". Это яркий пример того, как развернутая метафора, делая речь более наглядной, увеличивает ее убедительность. У ораторов Древней Руси излюбленным приемом было сначала описать некую условную ситуацию (обычно проработанную гораздо подробней, чем в нашем примере), а затем "привязывать" каждую сторону этой ситуации к теме речи. Такой прием назывался антаподозисом.
Метонимия тоже очень мощное риторическое средство как долговременного (на метонимии основаны многие эмблемы: щит и меч, голубь мира), так и кратковременного воздействия. Если метафору можно развертывать в целую притчу (гр. термин -- парабола), то метонимический контекст может быть развернут в некий конкретизирующий пример (гр. парадигма): Винты приходили в одно место, а гайки -- в другое, и Центр не мог с этим делом справиться. А когда ввели валюту, деньги, то оказалось, что эти проблемы -- сочетание винтов и гаек -- можно решить без Центра. Центр остался в роли распределителя благ. То есть можно просто давать деньги, а с винтами и гайками пусть разбираются внизу (В. Найшуль). "Винты" и "гайки" этого рассуждения призваны пояснить один из этапов экономической ситуации, и в этом (усиление изобразительности) они подобны "аккордам" из предыдущей цитаты. Но в отличие от "аккордов" винты и гайки не примыслены к ситуации (как в метафоре), а служат лишь ее конкретизацией (ср. знаменитые "колесики и винтики", служащие метафорой).
Перифразис -- замена слова описательным выражением -- занимает уникальное положение в системе тропов. Называя одну и ту же вещь, он выделяет в ней разные признаки. Одно и то же животное можно назвать и "санитаром леса", и "серым душегубом". Одно и то же действие можно назвать и "покорением природы", и "грубым вмешательством в экологию". Сторонники АЭС не назовут ее "потенциальным Чернобылем", но употребят выражение "мирный атом". Торговец сахаром назовет свой товар как угодно, но не "белой смертью".
Перифразис -- своего рода ярлык, нечто вроде товарной марки. Эта его функция особенно ярко проявляется в так называемых перифрастических определениях. Такие определения чрезвычайно охотно используют в рекламных девизах (слоганах). Например: "Твикс -- сладкая парочка". Перифразис в свою очередь может основываться на других тропах: метафорах ("черное золото" об угле или нефти) и метонимиях ("трудовая копейка" о трудовых сбережениях).
Антифразис -- употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей интонацией. Часто антифразис отождествляют с иронией, и он, в самом деле, является проявлением иронии, которая, однако, к нему не сводится, так как в иронической речи слова могут и не употребляться в прямо противоположном значении. Антифразис -- концентрированное, точечное применение иронии, когда штраф называют подарком, скупость -- щедростью.
Гипербола выглядит достаточно экспрессивно: Самым разумным было бы сжечь всю нефть или забросать ее плутонием, закатать сверху цементом (Я. Ростовский). Однако злоупотреблять гиперболами (насыщать ими текст) не стоит. Это относится и к рекламным текстам, которые для возвращения потребительского доверия нуждаются скорей в деинтенсификации (см. ниже).
Все тропы основаны на сопоставлении двух представлений (стекло и вода, город и его население, "град Петров" и "Петербург", хорошее и плохое дело), лишь одно из которых реализовано в речи.
В группу тропов входят и грамматические тропы (так называемые аллеотеты), основанные на использовании грамматической формы в несвойственном ей значении, например, риторический вопрос, когда форма вопроса выражает утверждение.
Вопрос в риторике применяется довольно активно, вследствие чего любой вопрос в публицистической речи часто называют риторическим. В действительности же можно выделить два вида вопросов: гипофору, когда вопрос обращен к самому оратору и он на него отвечает, и собственно риторический вопрос, когда ответ на вопрос не предполагается. Вот пассаж из журнальной статьи на экономическую тему, где встречаются оба вида вопросов: О чем это говорит? Либо о том, что Чубайс (Немцов?) не имел возможности выступить с публичным заявлением такого рода (в силу потери авторитета), либо о том, что он не имел ничего против оскорбившего инвесторов закона. ... Следовательно, есть о чем призадуматься иностранным инвесторам: известный реформатор, "архитектор реформ", не смог ничего предпринять против принятия закона. Как же теперь поверить такой стране? (Деловой еженедельник "Компания", 1998, N 18). Первый вопрос -- гипофора. Им открывается абзац, и это характерная для гипофоры позиция. Последний вопрос -- риторический. Им рассуждение заканчивается, и это также характерная позиция.
Амплификации
Амплификация подобна тропу, но здесь в речи представлены оба сопоставимых компонента (применительно к нашим примерам, иллюстрирующим тропы, это: стекло и вода, город и его население и т.п.).
Наиболее известный случай амплификации -- сравнение (вода как стекло).
Плеоназм -- избыточность выражения: Главная цель здесь -- создание конкуренции, конкурентоспособных предприятий (С. Креппель). Плеоназм здесь довольно умеренный, и именно это делает его эффективным -- останавливает внимание на идее конкуренции. Злоупотреблять плеоназмом не следует.
Ряд амплификаций связан с контрастом.
Антитеза -- высказывание, содержащее некоторое противопоставление: Вертикальные отношения слабели, а горизонтальные становились все более и более сильными (В. Найшуль). Антитеза часто функционирует глобально, организуя вокруг себя весь текст. Иногда противопоставление проводится в пределах одной лексемы. Такая антитеза называется дистинкцией: То есть выборы и демократия -- это не одно и то же. Есть выборы и есть выборы. (В.Рыжков).
Коррекция -- конструкция, в которой ставится под сомнение только что утвержденное, а затем утверждается с большей силой: Значит, алкогольная зависимость непобедима? Нет! Сегодня российской гомеопатической ассоциацией создан и опробован в лучших клиниках России эффективный препарат "САНАС", устраняющий патологическую тягу к алкоголю. (рекламный текст).
Градация -- расположение частей высказывания в порядке нарастания или убывания какого-либо признака. Чаще это не столько смысловое, сколько стилистико-интонационное нарастание: Мне кажется, что ситуация как раз противоположная: отсутствие именно тесной связи политики и экономики, в результате чего наши политические деятели не слышали, не чувствовали, не знали, что нужно экономике, и привело к непоследовательности, шараханьям и задержке в проведении реформ, то есть к мучительному переходу к рыночной экономике в России (С. Потапов). Градация здесь -- "не слышали, не чувствовали, не знали", а также "к непоследовательности, шараханьям и задержке". Реже используется градация в рекламном тексте: Колготки, много колготок, ну очень много ажурных колготок.
Неспециальные средства усиления изобразительности
Кроме специальных средств усиления изобразительности (словесных фигур, тропов и амплификаций), существуют и неспециальные средства усиления изобразительности, изучением которых занимается экспрессивная стилистика. Это атрибуция, гипонимизация и экспрессивная синонимия (Хазагеров, Ширина, 1994).
Атрибуция -- это конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Ср.: дом и кирпичный дом.
Гипонимизация -- это замена общего названия частным. Ср.: здание и коттедж.
Экспрессивная синонимия -- это замена нейтрального слова более экспрессивным синонимом. Ср.: высококлассный и элитный.
В следующем отрывке из рекламного текста можно найти все эти средства: Все уже сложено в новенький портфель: пенал с вкусно пахнущим ластиком, красивые тетради в глянцевых обложках, книги с ароматом типографской краски и склеенными страницами. Атрибуция достигается здесь с помощью определений "новенький", "красивый", "глянцевый", "типографский", "склеенный" и обстоятельства "вкусно". Экспрессивная синонимия проявляется в выборе слов "аромат", "новенький" (ср. "новый"). Но основой всего текста, дающей возможность применить экспрессивную синонимию и атрибуцию, является именно гипонимизация. Исключив гипонимизацию, мы получили бы следующую фразу: Школьные принадлежности сложены в новый портфель.
Фигуры прибавления
Анафора
Мы видели, как часто гнев подменял здравый рассудок подсудимого, мы знакомы с характерными способами выражения им своего человеколюбия, мы знаем, как радение о должности обращалось у него в радение о своей власти, как облегчал он обращение к своему правому и равному суду ... он не может, без опасения причинения дальнейшего вреда поручаемому ему делу, оставатться матросом на корабле государственной службы.
Кони А.Ф. (Речь по делу Протопопова)
Если он шел мрачным, так пoтому, что на душе было трудно. Он верит, что его страдающее, недовольное лицо вызовет ее жалость и ласковость. Он был угрюм, он мог рассчитывать на резкое объяснение, на ссору, но только - на ссору возлюбленных. Он жаждал ее искренности ..., ее любви.
С.А.Андреевский (Речь в защиту И.Г.Иванова)
Была у Иванова и страшная ревность ... был и сильный гнев на нее за то, что она раздражала его черствостью ..., была и горечь глубокой обиды за обман, за осмеяние его чувств ...
С.А.Андреевский (Речь в защиту И.Г.Иванова)
Я не буду убегать от фактов и укрываться от них в область красноречивых восклицаний, загадочных прорицаний и эффективных тирад. Я поведу эти факты за собой не в виде двух-трех сомнительных свидетельских показаний, а в виде всего материала, добытого следствием. Вольно г. прокурору восклицать "я убежден", вольно доверенному гражданского истца думать, что доказать обвинение и "грозить" его доказать однозначно: для судей этого мало. Вы не подпишете приговоры по столь странному и загадочному обвинению до тех пор, пока виновность Имшенецкого не встанет перед вами так же живо и ярко, как сама действительность.
Н.П.Карабчевский (Речь в защиту поручика В.Имшенецкого)
моя деревня;
мой дом родной,
качусь я в санках
По горе крутой ...
Суриков И.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Фет А.
Лениво дышит полдень мглистый;
Лениво катится река;
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Тютчев (Полдень)
Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она дает облеченному ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвластных людей, она создает ему положение, с которым надо считаться. Поэтому люди, относящиеся серьезно к идее о власти, получая эту власть в свои руки, обращаются с нею осторожно ... Но бывают и другие люди. Обольщенные прежде всего созерцанием себя во всеоружии отмежеванной им власти, они только о ней и думают и возбуждаются от сознания своей относительной силы. Для них власть обращается в сладкий напиток, который быстро причиняет вредное для службы опьянение.
А.Ф.Кони (Речь по делу В.Протопопова)
Уехать? куда? в Америку? Но ведь не так легко добыть славу на чужбине, не имея ни достаточных средств, ни достаточной подготовки. Уехать с ним? Но он будет только обузой для нее, да и не на что ему ехать.
Плевако Ф.Н. (Речь в защиту Бартенева)
Политический арестант был для Засулич - она сама, её горькое прошедшее, её собственная история - история безвозвратно погубленных лет... Политический арестант был для Засулич - горькое воспоминание её собственных страданий... постоянной тревоги, томительной неизвестности... Политический арестант был её собственное сердце...
Александров П.А. (Речь в защиту В.Засулич)
Эпифора
А я нудная, эпизодическое лицо... И в музыке, и в доме мужа, во всех романах - везде, одним словом, я была только эпизодическим лицом.
А.П.Чехов (Дядя Ваня)
- После вашей тещеньки один только "Пьер и Константин" перекинулся.
- Да что ты говоришь? Неужели умер?
- Перекинулся, Ипполит Матвеевич. На посту своем перекинулся. Брил аптекаря нашего Леопольда и перекинулся.
И.Ильф, Е.Петров.
Опять какой-то сон, какой-то пошлый, гадкий сон.
Гоголь Н.В.
- Я сам думаю пойти на войну, почему же я не могу идти на войну?
Гоголь Н.В.
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
Гоголь Н.В.
Что ж за притча, в самом деле, что за притча эти мертвые души? Логики нет никакой в мертвых душах; как же покупать мертвые души?
Гоголь Н.В.
Теперь стал позорен тот солдат, который довел себя до наказания розгами; теперь смешон и считается бесчестным тот крестьянин, который допустит себя наказать розгами.
Александров П.А. (Речь в защиту В.Засулич)
Анадиплозис (стык)
Подводя итоги всему сказанному, я не могу прийти к другому заключению, как то, что Дементьев невиновен, и прошу его оправдать, оправдать вполне еще и потому, что это событие особого рода, это такая палка, которая действительно должна кого-нибудь поразить. Его она поражает несправедливо.
Спасович В.Д. (Речь в защиту Дементьева)
Для чего, певунья птичка,
Птичка резвая моя,
Ты так рано прилетела
В наши дальние края?
Плещеев А.Н.
И настанет время,
Время жизни новой,
В мире отзовется
Истинное слово.
Истинное слово
В мире повторится,
Истинное дело
В мире совершится.
Огарев Н.П.
Политический арестант был для Засулич - она сама, её горькое прошедшее, её собственная история - история безвозвратно погубленных лет... Политический арестант был для Засулич - горькое воспоминание её собственных страданий... постоянной тревоги, томительной неизвестности... Политический арестант был её собственное сердце...
Александров П.А. (Речь в защиту В.Засулич)
В своей речи товарищ прокурор был точен, беспристрастен и сдержан. Так точен, беспристрастен и так сдержан, что, казалось бы, защите ничего другого и не остается, как последовать стародавнему примеру - встать поклониться и сказать: "Да свершится правосудие".
Речи советских адвокатов М. 1968.
Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и, если уж так нужно продавать, то продавайте меня вместе с садом.
Чехов А.П.
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.
Лермонтов М.Ю.(Воздушный корабль)
С зарания до вечера, с вечера до света летят сабли каленые, гремют сабли о шеломы, трещат копиа харалужные в поле незнаеме, среди земли половецкой.
Слово о полку Игореве
Остап подмигнул Балаганову, Балаганов подмигнул Паниковскому, Паниковский подмигнул Козлевичу, и хотя честный Козлевич ровно ничего не понял, он тоже стал мигать обоими глазами.
И.Ильф, Е.Петров
О нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
А. Блок
Синтаксический параллелизм
Есть закон служить до срока.
Службы - труд, солдат не гость.
Есть отбой - уснул глубоко,
Есть подъем - вскочил, как гвоздь.
Есть война - солдат воюет,
Лют противник - сам лютует.
Есть сигнал: вперед! - Вперед.
Есть приказ: умри! - Умрет.
Твардовский А.
Прекрасный человек Иван Иванович! ... Очень хороший также человек Иван Никифорович! Его двор возле двора Ивана Ивановича. Они такие между собой приятели... Несмотря на большую приязнь, эти редкие друзья не совсем были сходны между собою. ... Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Это ощущение можно сравнить только с тем, когда у вас ищут в голове или потихоньку проводят пальцем по вашей пятке... Приятно! Чрезвычайно приятно! Как сон после купанья. Иван Никифорович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только... Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх. Иван Иванович только после обеда лежит в одной рубашке под навесом; ввечеру же надевает бекешу и идет куда-нибудь...
- Иван Никифорович лежит весь день на крыльце... - и никуда не хочет идти... Иван Иванович... никогда не скажет неприличного слова... Иван Никифорович иногда не обережется...
... У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу; у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек, и нос в виде спелой сливы. Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди.
Гоголь Н.В. (Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)
Помню, будучи еще гимназистом V или VI класса, я ехал с дедушкой из села Большой Крепкой Донской области в Ростов-на-Дону. День был августовский, знойный, томительно скучный...
... Кормить лошадей остановились мы в большом армянском селе Бахчи-Салах у знакомого дедушке богатого армянина... В комнатах армянина не было ни ветра, ни пыли... Послышались торопливые шаги, и в комнату вошла девушка... Передо мной стояла красавица... Маша ... была настоящая красавица... Красоту армяночки художник назвал бы классической и строгой. ... вам кажется почему-то, что у идеально красивой женщины должен быть именно такой нос, как у Маши, прямой и с небольшой горбинкой, такие большие темные глаза, такие же длинные ресницы, такой же томный взгляд, что ее черные кудрявые волосы и брови так же идут к нежному белому цвету лба и щек, как зеленый камыш к тихой речке...
... В другой раз, будучи уже студентом, ехал я по железной дороге на юг. Был май. На одной из станций, между Белгородом и Харьковом, вышел я из вагона прогуляться по платформе.
... большинство гулявших пассажиров ходило и стояло только около одного вагона ... мой спутник ... указал мне глазами на одну женскую фигуру. Это была еще молодая девушка, лет 17 - 18 ... Девушка была замечательная красавица... Стоя у окна и разговаривая, девушка, пожимаясь от вечерней сырости, то и дело оглядывалась на нас, то подбоченивалась, то поднимала к голове руки, чтобы поправить волосы, говорила, смеялась, изображала на своем лице то удивление, то ужас... Весь секрет и волшебство ее красоты заключались именно в этих мелких, бесконечно изящных движениях... Это была красота мотыльковая, к которой так идут вальс, порханье по саду, смех, веселье и которая не вяжется с серьезной мыслью... И, кажется, стоит только пробежать по платформе хорошему ветру или пойти дождю, чтобы хрупкое тело вдруг поблекло и капризная красота осыпалась, как цветочная пыль.
Чехов А.П. (Красавица)
Он делается в её руках полнейшим автоматом; он повинуется ей слепо. Она велит достать и принести яд - он исполняет. Она требует револьвер - он приносит. ... Она играла - он жил.
Плевако Ф.Н. (Речь в защиту Бартенева)
Многосоюзие (полисиндетон)
Такой она и была. То не знающая отдыха работница, то ловкая кокетка, очаровывающая одновременно нескольких, то мечтательница о семейном очаге, то рабыня чужих страстей, то вдохновенная артистка, то стремящаяся сделать из своего искусства блестящую авантюру с целью добиться прочного материального положения ...
Плевако Н.Ф. (Речь в защиту А.М.Бартенева)
И чувства нет в твоих очах,
И правды нет в твоих речах,
И нет души в тебе.
Мужайся, сердце, до конца:
И нет в творении творца!
И смысла нет в мольбе!
Тютчев Ф.
А женщина женщиной будет -
И мать, и сестра, и жена.
Уложит она, и разбудит,
И даст на дорогу вина.
Проводит и мужа, и сына,
Обнимет на самом краю.
В.Солоухин
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А.С.Пушкин
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой!
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой, с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
А.С.Пушкин
... Хочу
Всегда хочу смотреть в глаза людские,
И пить вино, и женщин целовать,
И яростью желаний полнить вечер,
Когда жара мешает днем мечтать,
И песни петь! И слушать в мире ветер!
А. Блок
Повтор
С дамами пожилыми, воспитанными в старых понятиях, чрезвычайно трудно рассуждать об обстоятельствах, касающихся их лично. Дама, может быть, очень благородная, очень сердобольная, но ей трудно втолковать, что право, что не право, трудно заставить ее стать на объективную точку зрения ...
Спасович В.Д. (Речь в защиту Дементьева)
Боголюбов идейным приговором был лишён всех прав состояния и принуждён к каторге. Лишение всех прав и каторга - одно из самых тяжёлых наказаний нашего законодательства. Лишение всех прав и каторга одинаково могут постигнуть самые разнообразные тяжкие преступления...
Александров П.А. (Речь в защиту В.Засулич)
Много и многими было писано о Пушкине. Все его сочинения не составляют и сотой доли порожденных ими печатных толков.
Белинский В. (Сочинения Александра Пушкина)
Открыли самый дальний закуток,
В который не заманят и награды!
Открыт закрытый порт Владивосток,
Париж открыт - но мне туда не надо.
...
Мне надо, где метели и туманы,
где завтра ожидают снегопада! ...
Открыты Лондон, Дели, Магадан,
Открыто все - но мне туда не надо.
Высоцкий В.
Долго же жил ты, в конверте листок -
вышли последние сроки! ...
Но потому он и Дальний Восток,
Что далеко на востоке.
...
3десь до утра пароходы ревут
Средь океанской шумихи.
Не потому его Тихим зовут,
Что он действительно тихий.
Высоцкий В.
Между воскресеньем и субботой
Я повисла, птица вербная.
На одно крыло серебряная,
На другое золотая.
Меж Забавой и Заботой.
Пополам расколота, -
Серебро мое - суббота!
Воскресенье - золото!
Цветаева М.
Гомеология
Эх, суконная, казенная,
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, прибитая
В бою огнем врага,
Да своей рукой зашитая, -
Кому не дорога!
Твардовский А.
Слезливое море вокруг разлилось,
и вот принимаю я слезную ванну,
Должно быть, по морю из собственных слез
Плыву к Слезовитому я океану.
Высоцкий В.
Дельная книга - для деловых людей.
Вспомним с нами отступавших,
Воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших,
С кем видались мы хоть раз,
Провожавших, вновь встречавших,
Нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас ...
Твардовский А.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Фет А.
Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Пушкин А.С.
Я никогда не идентифицируюсь с агрессором, с монстром, а только с тем, что есть в человеке человеческого.
("Коммерсант", 1 декабря 1999 г.)
Геминация
Нет, куда, куда, куда там
Хоть кому, кому, кому
Браться париться с солдатом, -
Даже черту самому!
Твардовский А.
Смерть грохочет в перепонках,
И далек, далек, далек
Вечер тот и та девчонка,
Что любил ты и берег.
Твардовский А.
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые живые
Шли на дно, на дно, на дно ...
Твардовский А.
Всю жизнь мне все снова, и снова, и снова
Звучало одно неизменное слово:
Свобода! Свобода!
Огарев Н.П.
- Лев Толстой, - сказал Коля дрожащим голосом, - тоже не ел мяса.
- Да-а, - ответила Лиза, икая от слез, - граф ел спаржу.
- Спаржа не мясо.
- А когда он писал "Войну и мир", он ел мясо! Ел, ел, ел! И когда "Анну Каренину" писал - лопал, лопал, лопал!
- Да замолчи!
- Лопал! Лопал! Лопал!
И.Ильф, Е.Петров
Кольцо
Мог ли послать мальчика Горбанов? Нет, Горбанов не мог послать заранее мальчика, не зная, предоставит ли Шипова квартиру для убийства, не зная, уедут ли родители Шиповой, не зная, согласится ли Шипова на это убийство. Заранее Горбанов мальчика никак не мог послать.
Речи советских адвокатов
Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит.
И.Ильф, Е.Петров
Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а все-таки живу и буду жить по-свинячьи!
И.А.Бунин. (Деревня)
Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков, внизу фестончики, везде фестончики.
Гоголь Н.В.
Хиазм
Пью горечь тубероз, небес осенних горечь.
И в них твоих измен горящую струю.
Пью горечь вечеров, ночей и юных сборищ,
Рыдающей строфы сырца горечь пью.
Б. Пастернак. Пиры.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своею ветхою котомкой!
И.А. Бунин.
Сначала "король делает свиту", а потом "свита делает короля". Так в принципе произошло и с Ельциным.
"Совершенно секретно", N 2, 2000
Есть два вида богатых мужей. Одни имеют деньги, благодаря своим женам, другие - жен, благодаря деньгам.
Э.Тейлор
Государственная безопасность или безопасное государство?
"Вечерний Ростов", 9 марта 2000г.
Я люблю тебя и небо,
только небо и тебя ...
В.Брюсов
Треугольные столики по углам, четырехугольные перед диваном и зеркалом в тоненьких золотых рамах, выточенных листьями, которых мухи усеяли черными точками, ковер перед диваном с птицами, похожими на цветы, и цветами, похожими на птиц, - вот все почти убранство невзыскательного домика, где жили мои старики.
Н.В. Гоголь
Период
Сводя теперь в одно целое все сказанное мною, я нахожу ... что показания свидетелей ... до такой степени разноречивы, что основываться на них не представляется никакой возможности; что есть полная возможность предполагать, что значительная часть этих разговоров происходила в то время, когда Лейхфельд не обладал вполне умственными способностями; что затем эти разговоры, не облеченные в законную форму, могли не выражать собою положительного убеждения Лейхфельда, а только предположение ...; что показания Лейхфельда не потверждаются никакими другими обстоятельствами ... На основании этих соображений ... я прихожу к тому заключению, что никаких оснований ... в виновности Рыбаковской настоящее дело не представляет.
Арсеньев К.К. (Речь по делу А.Рыбаковской).
Поэтому тот, кто через год с небольшим по окончании курса бросил эти заветы и начала как излишнее и не практичное бремя, кто, вместо благодарной радости о возможности послужить на добро и нравственное просвещение народа со смиренным сознанием своей ответственности пред законом, вменил спасительные указания этого закона в ничто, напрасно ссылается на свой диплом ...
Кони А.Ф. (Речь по делу В.Протопопова)
Да позволено мне будет ... сделать еще маленькую экскурсию в область розги. Человек по своему рождению, воспитанию и образованию чуждый розги, человек, глубоко чувствующий и понимающий все ее позорное и унизительное значение; человек, который по своему образу мыслей, по своим убеждениям и чувствам не мог без сердечного содрогания видеть и слышать исполнение позорной экзекуции над другими, - этот человек сам должен был перенести на собственной коже все подавляющее действие унизительного наказания.
Александров П.А. (Речь в защиту Веры Засулич)
Когда Базаров после неоднократных обещаний вернуться никак не позднее месяца вырвался, наконец, из удерживающих его объятий и сел в тарантас, когда лошади тронулись, и вот уже глядеть вслед было незачем, когда старички остались одни в своем тоже как будто внезапно съежившемся и подряхлевшем доме, - Василий Иванович, еще за несколько мгновений молодцевато махавший платком на крыльце, опустился на стул и уронил голову на грудь.
Тургенев (Отцы и дети)
Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены -
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
Тютчев (Весна)
Как летней иногда порою
Вдруг птичка в комнату влетит,
И жизнь и свет внесет с собою,
Все огласит и озарит;
Весь мир, цветущий мир природы,
В наш угол вносит за собой
Зеленый лес, живые воды
И отблеск неба голубой,
Так мимолетной и воздушной
Явилась гостьей к нам она,
В наш мир и чопорный и душный,
И пробудила всех от сна.
Тютчев (Н.С. Акифиевой)
В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;
Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны, -
Вдруг солнце луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам ...
Тютчев
Фигуры убавления
Эллипсис
И поднялся незадетый,
Цельный. Ждет за косяком.
Офицер - из пистолета,
Теркин - в мягкое - штыком.
Твардовский А.
Апосиопезис (умолчание)
Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный? ...
А мы все лезли толпой на нее,
Как на буфет вокзальный.
Высоцкий В.
Старушка украла жестяной чайник стоимостью 50 копеек.
Судили.
"Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушилось на нее, взяли Москву - все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь ... старушка украла старый чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно".
Плевако Ф.Н. (Речь по делу ...)
- Так будет со всеми, - сказал Коля детским голосом, - кто покусится... На что именно покусится, Коля не договорил. Он поднялся на носках и, закрыв глаза, хлопнул Воробьянинова по щеке.
И.Ильф, Е.Петров
Не мешает сделать еще одно замечание, что Манилова... но признаюсь, о дамах я очень боюсь говорить.
Н.В.Гоголь
Тут инженер Талмудовский быстро разжал кукиш и принялся считать по пальцам:
- Квартира - свинюшник, театра нет, оклад... Извозчик! Пошел на вокзал!
- Тпру-у! - завизжал длиннополый, суетливо забегая вперед и хватая лошадь под узцы.
- Я, как секретарь секции инженеров и техников... Кондрат Иванович! Ведь завод останется без специалистов... Побойтесь бога...
И.Ильф, Е.Петров
Бессоюзие (асиндетон)
В толпе людей, в нескромном шуме дня
Порой мой взор, движенья, чувства, речи
Твоей не смеют радоваться встречи
- Душа моя! О, не вини меня!...
Тютчев Ф.
Что мне сумрак холмов - трепет сонный листов -
Море темное вечно - шумящий прибой -
Голоса насекомых во мраке садов -
Гармонический говор струи ключевой?
Полонский Я.
Не спорим, общество Лариных очень мило, особенно в стихах Пушкина, но нам, хоть мы и совсем не светские люди, было бы в нем не совсем ловко, тем более, что мы решительно не способны поддержать благоразумного разговора о псарне, о вине, о сенокосах, о родне.
Белинский В. Сочинения Александра Пушкина.
Растительный же мир Цейлона, равного которому ... нет на земле, мир, от века и непрестанно цветущий и благоухающий, служит приютом для несметного множества всяких обезьян, летучих лисиц, кабанов, пантер, слонов, оленей ...
Бунин. (Город царя царей)
Зевгма
"Вот у нас хирурги, - задал мастеру вопрос после его лекции один из русских слушателей, - до того как человека резать, сначала режут лягушку, потом крысу, потом кролика, потом собаку, потом еще кого-нибудь ..."
("Коммерсант", 1 декабря 1999)
Когда Фуджии объясняет свою архитектуру он выглядит классическим европейским авангардистом: "Внутреннее может стать внешним, пол - стеной, окно - потолком. Моя цель - смутить человека, разрушить его стереотипы" ...
("Коммерсант", 1 декабря 1999)
Прозиопезис
... В пароходы, строчки и другие долгие дела.
В. Маяковский
... И Пушкин впадает в голубоватый,
Колючий снег.
Э. Багрицкий
Фигуры размещения и перестановки
Парцелляция
Он научился скрывать свои чувства. Не смотрит собеседникам в глаза, любит порядок в мелочах. Когда на проводимом им совещании участники вели между собой разговор, он предложил: "Кому неинтересно - может выйти".
("Совершенно секретно", N 2, 2000 г.)
В ночь со 2 на 3 ноября на Кочканарском горно-обогатительном комбинате прорвало шламохранилище. То бишь пруд, в котором отстаивается грязная, с пустой породой, вода.
("Совершенно секретно", N 2, 2000 г.)
"Интернациональные" пары [фигуристов] - это проблема выбора, а вовсе не национальности. Важно найти половину! И кататься.
("Комс. Правда", 11.02.2000)
Он ... тоже пошёл. В магазин. Сигарет купить.
Шукшин
Гипербатон
Текст ........................
Инверсия
Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальной своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их, как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Все, рукоплеща, несется за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над всеми другими летающими.
Гоголь Н.В.
Позвольте, а где же отец Федор? Где стриженый священник церкви Фрола и Лавра?...
Исчез отец Федор. Завертела его нелегкая. Говорят, что видели его на станции Попасная, Донецких дорог. Бежал он по перрону с чайником кипятку... Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства. Понесло его по России за гарнитуром генеральши Поповой, в котором, надо признаться, ни черта нет. Едет отец по России. Только письма жене пишет.
И.Ильф и Е.Петров
Привел сотник молодую жену в дом свой. Хороша была молодая жена. Румяна и бела была молодая жена.
Гоголь Н.В.
Впоследствии оказалось, что Нечаев - государственный преступник, и ее совершенно случайные отношения к Нечаеву послужили основанием к привлечению ее в качестве подозреваемой в государственном преступлении по извесному нечаевскому делу. Вы помните из рассказа В. Засулич, что двух лет тюремного заключения стоило ей это подозрение.
Александров П.А. (Речь в защиту В.Засулич)