Имидж лектора и публичного выступления
Имидж лектора и публичного выступления
План1 Внешний облик (внешность, манеры, поза, жесты)2 Голос (звучность, темп, тембр)3 План - основа композиции.4 Методы изложения материала.5 Приемы привлечения внимания аудитории.6 Недостатки композиции1 Внешний облик (внешность, манеры, поза, жесты)Английское слово «имидж» означает «образ». Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, т.е. образ. Для преподавателей мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к лектору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Искренняя речь, глубокое переживание лектора от взаимного общения с аудиторией, добросовестность в выполнении своего долга перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы.С неказистой внешностью лектору приходится только мириться, но «с лица не воду пить». Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле быть на высоте. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановке. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, должны освободить карманы от ненужных вещей, убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки, появиться перед аудиторией подтянутыми, застегнутыми на все пуговицы. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставить дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти - это помешает слушать, что вы говорите.Надлежащие манеры лектора имеют более существенное значение, чем его внешность. Он может заставить слушателей забыть о своей внешности. Группа слушателей - нечто большее, чем скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Слушатели предъявляют к лектору особые требования: они предоставили ему главную роль - лектор должен с этим считаться. Он должен держать себя уверенно, решительно, но скромно и уважительно по отношению к слушателям. Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Лектор - живой человек, а не говорящий автомат. Он должен овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу, быть воодушевленным своими убеждениями. Дело лектора - наладить контакт со слушателями.Как только лектор приступает к изложению материала, он не должен суетиться, спокойно направляться к избранному месту (необходимо заранее тщательно выбрать место, с какого придется говорить).Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не исправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.Не начинайте лекцию, пока не займете удобное и устойчивое место.Изберите одну из принятых форм обращения.При чтении лекции необходимо:
Следить за выражением своего лица. Лицо лектора должно быть серьезно, но не хмурое и отчужденное. При подготовке к лекции крайне необходимо практиковаться перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время её чтения. Изучайте свое лицо. Если от напряжения на нем «застывшее» выражение, то упражняйтесь в ослаблении лицевой мускулатуры.
Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями - печалью, радостью, вдохновленностью, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
При чтении лекции надо придавать значение позе. Далеко не все лекторы знают, как правильно стоять. Ноги расставлены на 15-20 см в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед, упор не одинаков на обе ноги, в наиболее выразительных местах речи делается на носок, колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения, руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Переместите упор на правую ногу, а затем выступите левой, практикуйте отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Более выразительные места речи должны подчеркиваться движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки; отступлением на короткий шаг. Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.
Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимого сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер, рук и ног. Жесты тоже «говорят», усиливая эмоциональное звучание речи. Никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Жесты бывают:
выразительные (для выражения душевных движений);
описательные (показ скорости и вида движения, размеров, тенденции роста или падения);
указующие .
Лекторы, обладающие артистичностью, часто пользуются подражательной жестикуляцией.
Правила пользования жестами:
жесты должны быть непроизвольны;
жестикуляция не должна быть непрерывна;
управляйте жестами - никогда жест не должен отставать от слова;
вносите разнообразие в жестикуляцию;
жесты должны отвечать своему назначению.
Лучшая черта во внешнем облике лектора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторским манер - непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Жесты - это любые движения, усиливающие впечатление от лекции.
2 Голос (звучность, темп, тембр)
Голос - это мы и наши мысли. Существуют три категории лекторов: «Одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать» (П.Сопер). Каждый человек от природы имеет голос, который может стать отчетливым, сильным, богатым оттенками.
Голосовой аппарат состоит из четырех частей:
дыхательные органы - это легкие, мускулатура, втягивающая и вытягивающая воздух в легкие и его из них;
вибраторы - это голосовые связки. Они расположены горизонтально в дыхательном горле, где оно переходит в гортань;
резонаторы - включают гортань, полости рта и носа. Они усиливают и обогащают звук, возникший благодаря действию голосовых связок;
артикуляторы - язык, губы, нижняя челюсть и мягкое небо, которые образуют из звуков слова. Они создают следующие элементы голоса: звучность, темп, высоту, тембр, артикуляции (вместе с произношением).
Каждый из пяти элементов голоса зависит от состояния частей голосового аппарата оказывает влияние на остальные элементы.
Звучность голоса помогает лектору доносить речь до всей аудитории. Основа звучности голоса - правильное дыхание. Существуют специальные упражнения по постановке дыхания и улучшения звучания голоса.
Необходимо при произнесении речи выбрать правильный темп. В понятие темпа входят:
быстрота речи в целом;
длительность звучания отдельных слов;
интервалы и длительность пауз.
Скорость речи разнообразна. Она зависит от особенностей самого лектора и характера речи. Старайтесь придерживаться темпа 150 слов в минуту. Речь должна быть неторопливой, не слишком возбужденной, уверенной, не вялой.
Длительность звучания отражает глубину переживания, смысловые оттенки. При правильном применении пауза полезна во многих отношениях. Она облегчает дыхание, дает возможность осмыслить высказанную мысль, сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Пауза применима между отдельными элементами речи (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями), оттеняет наиболее существенный слова, способствует ритмичности речи.
Звук обладает характерной окраской (тембром), которая определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой оно вибрирует. Во всем мире не существует двух человеческих голосов, звучащих одинаково. Невозможно совершенно изменить тембр голоса, но можно сделать многое, чтобы добиться его улучшения. Как и многое другое, тембр зависит от психического состояния лектора.
Недостатки тембра: одышка, хрипота, резкость, гортанность, гнусавость. Все их можно приуменьшить, используя специальные упражнения.
В своей речи необходимо следить за правильным произнесением звуков и правильным произношением. От дурного произношения можно избавиться, изучая тщательно и систематически словари, внимательно прислушиваясь к речи образованных людей, много читая. С плохим произнесением следует бороться, критически прислушиваясь к своей речи и упорно упражняясь в достижении четкости и членораздельности. Голос должен отражать чувства и ощущения.
Само появление лектора оказывает психологическое воздействие на аудиторию -оно должно настроить студентов на успех лекции, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но лектор такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний лектора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связанно с выступлением в аудитории.
Результатом прослушанной лекции должен быть конспект студента. Ввиду этого лектору необходимо снижать темп излагаемого материала при записи наиболее важных положений лекции, необходимых определений, понятий, выводов. Они обязательно должны быть отражены в конспекте студента.
Необходимо оставлять на лекции время для ответов на поставленные студентами вопросы. На мой взгляд, надо рекомендовать студентам записывать вопросы к лектору по ходу лекции, задавать же их в конце лекции, не прерывая лектора.
Очень важно, чтобы каждый лектор творчески подходил к подготовке и произнесению своей академической речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, уместно и умело применяя теоретические знания и приобретенные риторические навыки.
3 План - основа композиции
Для успешной лекции недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед лектором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать лекцию, как продолжить ее, чем закончить, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией лекции.
В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.
Организация материала лекции, расположение всех ее частей определяются замыслом лектора, содержанием лекции.
Приступая к работе над композицией лекции, необходимо прежде всего определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план.
План - это взаимное расположение частей, краткая программа какого -нибудь изложения. Для успеха речи важно течение мысли лектора. На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы. После выбора темы лекции рекомендуются составить предварительный план будущей лекции. Каждая тема требует освещения многих вопросов. Из их перечня и состоит предварительный план, который полагает более целенаправленно подбирать литературу и отбирать фактический материал для лекции. Как правило, в процессе изучения литературы, анализа подобранного материала план может измениться.
После того как литература изучена, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.
При его написании необходимо не только выделить вопросы по теме лекции, но и отобрать из них самые существенные и основные, определить в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план включают формулировки отдельных положений, примеры, цифровой материал, цитаты. Когда такой план написан, легче определить, какие разделы лекции оказались перегруженными, затянутыми, какие вопросы следует опустить, достаточно ли фактического материала и т.д. Это позволяет устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, т.к. в процессе работы над лекцией он уточняется, сокращается или расширяется.
Характерная особенность рабочего плана, как и предварительного, -ценность его для самого лектора. В него лектор может включить отдельные фразы, слова, замечания, ссылки на чьи -либо авторитетные высказывания по рассматриваемому вопросу. Если этот план относится к первой лекции, то надо всегда в него включать вопрос об истории развития науки, по которой читается курс лекций.
На основе рабочего плана лектору рекомендуется составить основной план, включающий вопросы, которые будут освещаться на лекции. Он пишется не столько для лектора, сколько для студентов, чтобы облегчить им процесс восприятия речи.
По структуре плана бывают простые и сложные.
Простой состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части лекции. Простой план можно превратить в сложный, для чего надо его пункты разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. План должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественными переходами от одного пункта к другому. Стандартных, одинаковых планов даже по одной и то же теме не существует. Особенно это относится к гуманитарным наукам, экономике и всем тем, которые требуют переработки огромного количества словесного материала. Здесь многое зависит от вкусов и уровня образованности лектора.
Формулировки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. На мой взгляд, лучше, если план будет написан на доске до прихода студентов. Это слегка экономит время лекции дает возможность, проконтролировать, пишут ли студенты конспект лекции, успокоится, сосредоточиться, войти в форму. К составным элементам композиции еще с античности относят вступление, главную часть, заключение. Каждая часть имеет свои особенности, их надо учитывать еще на этапе подготовки к лекции. Они обусловлены спецификой восприятия речевого сообщения: экспериментами доказано, что лучше всего усваивает и запоминается то, что сказано в начале или в конце лекции.
В психологии это объясняется действием «закона края»
Основные разделы плане могут делиться на более мелкие вопросы. Тогда каждый раздел плана можно представить в развернутом виде (пусть рассматривается тема2 раздел 3)
2.3.__________________
2.3.1._________________
а)____________________
б)____________________
и т.д.
2.3.2. _________________
а)_____________________
б)_____________________
в)_____________________
и т.д.
На практике такой развернутый план называют «план-гармонь», поскольку его можно «свернуть» или «развернуть» и «сыграть» по нему, как по нотам, пьесу, название которой -заголовок лекции.
Рассмотрим три указанных элемента композиции.
1. Вступление.
Неудачное вступление снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Если читается курс лекций по какому -либо предмету, а не одна, то, на мой взгляд, неплохо прочитать отдельную лекцию по истории развития данной науки. Это всегда поучительно: с одной стороны лектор может рассказать студентам, как исторически двигались, развивались мысли ученных в постижении научной истины, как сменяли друг друга парадигмы, а с другой стороны -ознакомить с личностными качествами этих ученых, которые всегда неординарны, а их жизненные, нравственные установки поучительны, достойны подражания.
Завоевать аудиторию -трудное и ответственное дело, ибо студенты приходят на лекцию с разными установками. Поэтому во введении особое внимание надо уделить началу речи, первым фразам, так называемому зачину.
Опытные лекторы рекомендуют начинать лекцию с интересного примера, пословицы, поговорки, яркой и значимой цитаты, юмористического замечания т.д. Мне нравится, когда удачно к теме лекции подобран эпиграф (я его записываю после плана).
Эффективное средство завоевания внимания слушателей -вопросы к аудитории, что помогает втянуть студентов в активную умственную деятельность. Первые слова должны быть необычно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. Приемов для этого существуют много. Чтобы найти интересное, оригинальное начало необходимо много работать, думать искать. Первые фразы, как правило, даются трудно.
Следует иметь в виду уровень подготовки аудитории, что требует своего, особого начала.
1. Заключение.
Важной композиционной частью любой лекции является заключение -«конец венчает дело». Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление.
Плохо, если лектор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме лекции, либо начинает извинятся за то, что у него не было достаточно времени на подготовку лекции, либо сетовать на то, что он не уложился во времени. Если тема объемная то ее можно перенести на следующую лекцию, а не стараться, убыстряя темп, непременно дочитать тему.
По мнению А.Ф. Кони, конец речи должен закруглить ее, т.е. связать с началом. Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой прочитана лекция, суммировать наиболее важные положения, подвести итоги сказанного, сделать вывод, поставить перед студентами конкретные задачи, которые вытекают из содержания лекции. Последние слова должны усилить эффект лекции.
Если читается цикл лекций по изучаемому предмету, то в первую лекцию необходимо включать значение изучаемой науки.
Хорошо продуманное вступление и необычное заключение еще не обеспечивают успех выступления.
2. Главная часть.
Чтобы удержать внимание аудитории и сохранить его до конца лекции, надо ответственно относитесь к главной части лекции. В ней лектор излагает выдвинутые положения, доказывает их правильность, подводит слушателей к необходимым выводам. Если в лекции нет логики изложения, последовательности развития мысли, трудно воспринимать ее содержание, следить за ходом рассуждения лектора, запоминать прослушанное. В главной части лекции важно соблюдать основное правило композиции - логическую последовательность и стройность изложения материала (по Аристотелю «Расположение мыслей»).
Другое правило в расположении мыслей -все они должны быть подчинены одной главной идее лекции. При этом лектор должен выполнить свою задачу наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств, т.е. использовать «принцип экономии».
4 Методы изложения материала
Структура лекции зависит прежде всего от метода преподнесения материала лекции, избранного лектором. Кратко охарактеризуем эти методы.
1. Индуктивный метод - изложение материала от частного к общему. Лектор начинает речь с частного примера, случая, а затем подводит студентов к обобщениям и выводам.
2. Дедуктивный метод -изложение материала от общего к частному. В начале лекции лектор выдвигает какие -то положения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.
3. Метод аналогии -сопоставление различных явлений, фактов, событий. Обычно параллель проводится с тем, что уже хорошо известно слушателям.
4. Концентрический метод -расположение материала лекции вокруг главной проблемы, излагаемой лектором. Лектор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.
5. Ступенчатый метод -последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую -либо проблему, лектор уже больше к ней не возвращается.
6. Исторический метод -изложение материала в хронологической последовательности: описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.
Использование различных методов изложения материала в одной и той же лекции позволяет сделать структуру главной части лекции более оригинальной, нестандартной.
Лектору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но и вызвать ответную реакцию. Для этого при работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические -к чувствам. Самые сильные доводы используются в конце рассуждения (принцип усиления).
5 Приемы привлечения внимания аудитории
Чтобы привлечь внимание аудитории к лекции, используются различные приемы. Никогда, никакими словами нельзя заставить аудиторию познать мир через скуку. Назовем некоторые из этих приемов.
1. Остроумие, вкус, умение пользоваться поговорками, пословицами, цитатами, яркими примерами из художественной литературы, фразеологизмами, которые помогают немногими словами сказать многое (прокрустово ложе, собака на сене, дары данайцев, одного поля ягод, блудный сын, подсадная утка, троянский конь, сизифов труд, эзопов язык, пиррова победа и т.д.), использование тропов и фигур делают речь живой и образной (по Аристотелю «Украшение мыслей») М.В. Ломоносов -блестящий лектор, оратор, теоретик красноречия писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению».
2. Тайна занимательности: внимание слушателей получает толчок, когда лектор неожиданно для них прерывает начатую мысль, -и новый толчок, когда поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее.
3. Вопросно -ответный прием: лектор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения выясняет их и приходит к определенным выводам. При этом лекция превращается в диалог, живую беседу с аудиторией.
4. Вводить в серьезную по содержанию речь элементы юмора.
5. Демонстрация визуальных и аудитивных наглядных пособий.
6. Стилизация под речь персонажа, о котором ведется повествование.
Перечисленные приемы позволяют сделать речь нарядной, но они не должны становиться самоцелью, каждый из них следует использовать в оптимальном количестве при непременно высоком качестве исполнения.
6 Недостатки композиции
Каждому лектору следует иметь представление о возможных недостатках в композиции лекции, чтобы избежать их при подготовке.
1. Нарушение логической последовательности в изложении материала.
2. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем (рекомендуется предлагать вниманию аудитории 3-4вопроса)
Лекция не должна содержать фактов, примеров, не относящихся к обсуждаемому предмету. Речь лектора должна быть экономной и краткой. Но краткость речи, подчеркивал А.Ф. Кони, состоит не в краткости времени, в течение которого она произноситься, а в отсутствии всего лишнего.
3. Шаблонное, трафаретное построение речи, изобилие канцеляризмов.
Безусловно, универсальных правил построение лекции не существует. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед лектором, от состава слушателей.
Следует помнить, что интересные, захватывающие лекции -это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения лекции.
Каждая лекция, если она хорошо продумана, если она результат большой предварительной работы, то она отражает особенности, интересы, склонности лектора, его интеллектуальный уровень.