по учебной дисциплине: "Русский язык и культура речи"
Выполнила: студентка 1 курса, гр. Б-11
Устинова Алёна Андреевна
Проверил: преподаватель
Косогорова Людмила Алексеевна
Калуга 2009
Вопрос 1. Деловая беседаДеловая беседа - это специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, деловая беседа не предлагает заключения договоров или выработку обязательных для исполнения решений и чаще происходит между представителями одной организации. Она может предварять переговоры или быть их составной частью.К числу целей, требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияния на другого, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказывании сотрудников.В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:Быстротой реагирования на высказывания собеседников;Повышением компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей;Возможностью более гибкого подхода к предмету обсуждения;Беседа не монолог, а диалог, т.е. двустороннее общение, поэтому необходимо так формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказать свое отношение к изложенному мнению.Принято выделять в качестве самостоятельных видов следующие деловыебеседы: собеседование при приеме на работу, собеседование при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы.Беседа при приеме на работу носит характер "приемного" интервью, основная цель которого оценить деловые качества поступающего на работу. В сущности, оно сводится к нескольким базовым вопросам и соответствующим ответам на них. Форма вопросов может меняться, но их содержание можно сгруппировать в следующие блоки:Что представляет собой человек;Почему он ищет работу;Каковы его сильные и слабые стороны;Каково его представление о хорошем начальнике;Какие свои достижения он считает наиболее весомыми;На какую зарплату он рассчитывает;В свою очередь от соискателя также ожидают вопросов. Поступающим на работу рекомендуется выяснить следующее:Является ли рабочее место новым или вакантным?Почему возникла необходимость кадрового обновления?Причины увольнения или перехода на другую работу предшественника?Кто принимает решение о назначении на должность?Как примерно будет выглядеть рабочий день?В чем конкретно будут заключаться обязанности?Как и кем будет оцениваться работа?Возможности для обучения, роста, продвижения?Дополнительные компенсации (обеды, транспорт).Беседа приувольнении с работы имеет две разновидности: по собственному желанию, и когда работника приходится увольнять или сокращать.В первом случае необходимо выяснить истинную причину увольнения, его мотивы: вызвано оно неудовлетворенностью производственным процессом, невниманием, обидой или какими-либо другими причинами. Проведение беседы в этом случае обусловлено заботой руководителя об улучшении управленческой деятельности на различных уровнях производства. Следует узнать, что не нравилось сотруднику в его работе и, напротив, что доставляло удовлетворение.По-другому протекают беседы с работником, которого приходится увольнять. Процедура увольнения по решению руководства крайне трудна для всех, кто принимает в ней участие. Эта процедура опирается на знание специфики такого разговора и на владении техникой его проведения. Если руководителю предстоит упрекать работника в нарушении дисциплины или говорить о других нарушениях, то он должен быть точным и корректным в изложении фактов и не дать увольняемому оснований сомневаться в справедливости высказанных упреков.Проблемные и дисциплинарные беседы вызваны либо возникновением сбоев в деятельности сотрудника, либо фактами нарушения дисциплины. При этом существуют некоторые правила, позволяющие провести их с конструктивными результатами. Для этого следует:Получить необходимые сведения о сотруднике и его работе;Построить беседу, соблюдая следующую очередность в сообщении информации: сообщение, содержащее положительную информацию о деятельности сотрудника; сообщение критического характера; сообщение похвально-поучительного характера;Быть конкретным и избегать неясностей;Критиковать выполнение задания, а не личность;Соблюдение этих правил помогает создать положительный эмоциональный фон, который позволит провести неприятную часть разговора конструктивно, не вызывая ненужной враждебности со стороны сотрудника. При проведении проблемной беседы важно выяснить: не является ли возникшая проблема средством привлечения внимания? Не вызваны ли нарушения личными затруднениями (семейным конфликтом, болезнью близких и т.п.)? Не связна ли проблема с недостатком квалификации, помощи, обучения? Может быть работнику нужна большая самостоятельность? Или дело в том, что он не приемлет стиль руководства? Ответы на эти вопросы позволят принять решение о возможных организационных мероприятиях, которые могут стать программой по преодолению возникшей ситуации.Если в ходе проблемной беседы нужно сообщить работнику о мерах дисциплинарного характера, решение о наказании следует выражать просто, четко, делая акцент на понимании и правильной оценке случившегося.Например: "Выговора вам не избежать. Понимаю, что это наказание радости вам не прибавит, но иначе поступить не могу".Проведение беседы предполагает наличие ряда обязательных этапов: подготовительный этап; начало беседы; обсуждение проблемы; принятие решения; завершение беседы.Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы.Начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны, прежде всего, с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждение интереса к разговору.Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.В деловом русском языке можно выделить ряд устойчивых речевыхоборотов, которые позволяют собеседникам управлять ходом беседы на этапе обсуждения проблемы и принятии решения. Приведу примеры:Уточнение темы, цели, предмета разговора:Давайте уточним деталиЕсли я вас правильно поняла….Введите меня в курс делаЕсть ли у вас конкретные предложения?Убеждение партнера:Я в этом совершенно уверенНет причин для опасенийВы, конечно, согласитесь, что….Вне всякого сомнения…Неполное согласие:Это требует дополнительного обсужденияВряд ли мы можем игнорировать то, что...По мере возможности мы постараемся...Может быть рассмотрим иные условия?4) Несогласие:К сожалению...Было бы нежелательно...Вряд ли это возможно...Я понимаю вас. Однако...5) Оценка ситуации:Я разделяю вашу точку зренияК сожалению, приходится возразитьНа самом деле...Вызывает определенные сомнения...6) Вывод:Вывод состоит в том, что...Отсюда следует, что...Очевидно, можно утверждать, что...Как было доказано...Заключительная часть беседы служит своеобразной общей ее оценкой. Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей.Важно отделить завершение беседы от других фаз; для этого используются выражения типа "Давайте подведем итоги" или "Мы подошли к концу нашей беседы".Таким образом, деловая беседа может быть рассмотрена как особый вид межличностного взаимодействия в организационной среде.Вопрос 2. Аттестационная работа по русскому языку и культуре речиОтметьте номера слов, в которых ударение падает на первый слог:1) красивее 6) щавель2) феномен 7) положить3) цемент 8) уведомить4) эксперт 9) звонит5) аналог 10) двоюродный2. Значение какого слова определено неверно?Сувенир - подарок, изделие на память о городе, странеТорец - боковая сторона домаУникальный - единственный в своем родеЗаурядный - обращающий на себя внимание.3. Укажите примеры с ошибками в образовании форм слова:1) свыше четыре тысячи двести метров2) новые паспорта3) килограмм яблок4) более нужнее5) поезжай домой4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.Храня память о прошлом,1) Учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.2) Монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.3) Изучение истории имеет большое значение.4) Это помогает лучше понять историю5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) упавший ж…лудь2) умелый ж…нглёр3) затяжной прыж…к4) в чуж…м краю6. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь?1) запрёш…ся в комнате, промокший плащ…2) исполнить тушь…, ветер свеж…3) отвлеч…ся от дела4) несёш…ся с горы, озимая рож….7. В каком слове на месте пропуска пишется НН?1) вощё…ый блестящий пол2) офицеры контуже…ы3) ледя…ой взгляд4) необоснова…ый вывод8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?1) Герой, (не) навидя рабство, пытается изменить отношения между людьми.2) (Не) понятное нам правило трудно запомнить.3) Ещё видны остатки (не) растаявшего снега.4) так и (не) появившийся на сцене ревизор тревожит всех обывателей9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Темное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлымпологом.Солнце и (3) казалось (4) само небо пряталось за скалами.1) 1,2,3,42) 1,23) 3,44) 2,4