Конституция РФ-гарант реализации прав и свобод граждан в российском обществе
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник ОВО Медвежьегорском ОВД
п/полковник милиции Данилов Ю.П.
«____» ______________ 2001 года
КОНСПЕКТ
занятия по общественно-государственной подготовке командира взвода с
младшим начальствующим составом ОВО при Медвежьегорском ОВД
ТЕМА: КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГАРАНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить с личным составом взвода тему данного занятия
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Кабинет командира взвода.
ВРЕМЯ: 2 ЧАСА
Литература:
Гончаренко В.Д., Волгоградская академия МВД России.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В современном понимании конституция представляет собой сложное
историческое, социальное и правовое явление, которое в политико-правовой
форме закрепляет основы общества и государства и выступает как
закономерность демократического развития цивилизованного государства
Сам термин «конституция» латинского происхождения, он означает -
установление, учреждение, устройство. Еще п эпоху античности так
именовались различные правовые акты. Первые конституции н современном
смысле этого слова возникли в XVIII веке как всеобъемлющий итог победы
буржуазных революции, в период, когда человечество, утверждая
гуманистическое мировоззрение, осознало высшую ценность свободы личности и
необходимость ограничения произвола государства и установления пределов
государственной власти.
Принятие подлинно народной конституции - показатель зрелости
гражданского общества, его способности определять пределы и формы
деятельности государственной власти и эффективно осуществлять контроль за
ней. Конституция цивилизованного общества должна быть актом выражения ноли
народа. Сущность конституции, заключающаяся в утверждении
общедемократических начал, находит свое воплощение в учреждении таких основ
государства и естества, в рамках которых признаются к гарантируются права и
свободы человека и гражданина.
Будучи результатом, социально-экономического, политического, духовного и
правового развития общества, конституция является важнейшим документом,
который выступает правовой основой государственности, демократии,
законности и правопорядка. Она носит созидательный характер, представляя
собой юридическую базу для успешного функционирования институтов
гражданского общества и правового государства, для надлежащей реализации
прав и свобод человека и гражданина.
Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, то
есть главный источник права, характеризующийся в качестве ядра всей системы
правового регулирования общественных отношений в государстве. Принимаемые в
Российской Федерации правовые акты, включая федеральные законы, конституции
и уставы субъектов федерации и другие должны соответствовать Конституции РФ
и не противоречит ей (ст. 15 Конституции РФ).
Конституцию можно определить, как основной закон общества и государства,
выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий
основы общественного строя, правового положения личности, государственного
устройства, а также основы организации и деятельности органов
государственной власти к местного самоуправления
Принятая 12 декабря 1993 г всенародным голосованием Конституция РФ - это
принципиально новый политико-юридический документ, существенная новизна
которого проявляется в концептуальном подходе при определении
основополагающих принципов общественного строя и правового положения
личности. Конституция РФ, отражая опыт конституционного развития
демократических государств, соответствует международным стандартам
конституционного законотворчества и призвана гарантировать общечеловеческие
ценности, которые, и определяют ее сущность и содержание.
Главным критерием демократизма и гуманизма конституции является
закрепляемая ею мера свободы личности и уровень гарантированности прав
человека и гражданина. Для России идея свободы, прав человека и гражданина
стала неотъемлемой частью конституционной концепции. Так 22 ноября 1991 г в
Российской Федерации была принята Декларация прав и свобод человека и
гражданина, соответствующая Всеобщей декларации прав человека.
Международному пакту о гражданских и политических правах. Международному
пакту об экономических, социальных и культурных правах Согласно ст. 2 ныне
действующей Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей
ценностью Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина - обязанность государства».
Закрепляя в качестве основ конституционного строя указанный принцип,
Российская Федерация подтверждает свое стремление соответствовать
конституционно установленным положениям о демократическом и правовом
государстве, основная цель, которою выражается в признании и обеспечении
прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный принцип гуманизма находит конкретизацию во 2 главе
Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Фиксация в
Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина имеет
важное значение, так как позволяет определить основы правового положения
личности и обеспечить формирование конституционного статуса человека и
гражданина, который базируется на следующих принципах.
Приоритет международно-правовых стандартов в области прав человека. В
соответствии со ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного договора». В ст. 17 Конституции РФ
подчеркивается, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права».
Заявив о своей приверженности общепризнанным принципам и нормам
международного права, закрепляющим права и свободы человека, российское
государство берет на себя обязательства перед гражданами и международным
сообществом по их обеспечению
Применение общепризнанных принципов и норм международного права,
касающихся прав человека, имеет важное значение, как для их реализации, так
и для реализации соответствующих конституционных положений Особая роль в
этом процессе принадлежит Конституционному Суду, решения которого в
большинстве случаев связаны с нарушением основных прав и свобод человека и
гражданина. Например, в Постановлении Конституционного Суда от 23 мая 1995
г. содержится ссылка на ст. 26 Международного Пакта о гражданских и
политических правах, устанавливающую, что «все люди равны перед законом и
имеют права без всякой дискриминации на данную защиту законом», и на
Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и
злоупотребления властью.
Провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина
предполагают особый уровень гарантированности, включая применение механизма
как внутригосударственной, так и международной правовой защиты прав.
Признание естественного характера прав человека. Конституция РФ в ч 2
ст. 17 закрепила, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и
принадлежат каждому от рождения».
Этот принцип лежит в основе правового статуса человека, зафиксированного
в международных стандартах и национальном законодательстве. Характеризуя
основные права и свободы человека неотчуждаемыми, Конституция подчеркивает
недопустимость лишения или произвольного (незаконного) ограничения. В свою
очередь ч. 3 ст. 55 Конституции РФ утверждает, что «права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в
той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это совпадает по
своему содержанию с ч. 2 ст. 23 Всеобщей Декларации прав человека. При этом
в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или
умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции
РФ).
Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина Обладание правами
и свободами не может означать произвола при их осуществлении или
злоупотребления ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав
и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других
лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип
правопорядка. Идея правового государства о взаимной свободе и
ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и
государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.
Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Этот
принцип получил свое юридическое закрепление впервые в Конституции РФ 1993
г. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно
действующими предполагает возможность реализации и защиты прав и свобод в
случае их нарушения в соответствии с Конституцией РФ, которая обладает
высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории России
(ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Это означает верховенство прав и свобод
человека и гражданина в правовой системе, так как «они определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием» (ст. 18 Конституция РФ). В этой связи необходимо напомнить,
что в этом проявляется существенный признак правового государства и принцип
конституционного строя РФ, характеризующий права и свободы человека и
гражданина, в качестве высшей ценности государства и общества.
Юридическое равенство. Конституция Российской Федерации в ст. 19
определила следующие аспекты этого важнейшего принципа конституционного
статуса личности:
равенство всех перед законом и судом,
равенство прав и свобод человека и гражданина,
равноправие мужчины и женщины.
Конституционное закрепление равенства всех перед законом и судом имеет в
качестве своей основы международный стандарт, установленный ст. 7 Всеобщей
Декларацией прав человека, согласно которому «все люди равны перед законом
и имеют право без всякого различия на равную защиту закона».
Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав
граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности (ч. 2 ст. Конституции РФ).
Взятое на себя обязательство государством гарантировать равенство прав и
свобод человека и гражданина подтверждает стремление Российской Федерации
обеспечить правовую защиту человеческого достоинства от дискриминации в
соответствии со ст. 2 Всеобщей Декларации прав человека и ст. 2
Международных Пактов права и свободы человека неотчуждаемыми. Конституция
подчеркивает недопустимость лишения или произвольного (незаконного)
ограничения. В свою очередь ч. 3 ст. 55 Конституции РФ утверждает, что
права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным
законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов
других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это
совпадает по своему содержанию с ч 2 ст. 23 Всеобщей Декларации прав
человека. При этом в Российской Федерации не должны издаваться законы,
отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55
Конституции РФ).
Взаимное уважение прав и свобод человека и гражданина. Обладание правами
и свободами не может означать произвола при их осуществлении или
злоупотребления ими. Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав
и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других
лиц. Это важнейшее условие реализации свободы и основополагающий принцип
правопорядка. Идея правового государства о взаимной свободе и
ответственности непосредственно связаны с утверждением в обществе и
государстве взаимного уважение прав и свобод человека и гражданина.
Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Этот
принцип получил свое юридическое закрепление впервые в Конституции РФ 1993
г. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно
действующими предполагает возможность реализации и защиты прав и свобод в
случае их нарушения в соответствии с Конституцией РФ, которая обладает
высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории России
(ч 1 ст. 15 Конституции РФ). Это означает верховенство прав и свобод
человека и гражданина в правовой системе, так как «они определяют смысл,
содержание и применение законен, деятельность законодательной и
исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются
правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). В этой связи необходимо запомнить,
что в этом проявляется существенный признак правового государства и принцип
конституционного строя РФ, характеризующий права и свободы человека и
гражданина в качестве высшей ценности государства и общества.
Юридическое равенство. Конституция Российской Федерации в ст. 19
определила следующие аспекты этого важнейшего принципа конституционного
статуса личности:
равенство всех перед законом и судом,
равенство прав и свобод человека и гражданина,
равноправие мужчины и женщины
Конституционное закрепление равенства всех перед законом и судом имеет в
качестве своей основы международный стандарт, установленный ст. 7 Всеобщей
Декларацией прав человека, согласно которому «все люди равны перед законом
и имеют право без всякого различия на равную защиту закона».
Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям,
а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав
граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или
религиозной принадлежности (ч. 2 ст. Конституции РФ)
Взятое на себя обязательство государством гарантировать равенство прав и
свобод человека и гражданина подтверждает стремление Российской Федерации
обеспечить правовую защиту человеческого достоинства от дискриминации в
соответствии со ст. 2 Всеобщей Декларации нрав человека и ст. 2
Международных Пактов.
Конституционное закрепление равноправия мужчины и женщины и равных
возможностей для реализации прав и свобод обусловлено требованиями
Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» о
включении этого принципа в национальные конституции (ст. 2 Конвенции).
Российское законодательство предусматривает развернутую систему мер по
реализации данного конституционного принципа
Гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Статья 2
Конституции РФ устанавливает в качестве основ конституционного строя
обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод
человека и гражданина.
При этом государство берег на себя обязательство гарантировать права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч, I ст. 17
Конституции РФ), равенство прав и свобод человека и гражданина (ч 2 ст. 19
Конституции РФ), защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ)
Под гарантиями прав и свобод человека и гражданина следует понимать
общие социально-экономические, политические и духовные условия, а также
специальные юридические средства, обеспечивающие реализацию и охрану прав и
свобод Указанным гарантиям уделяется значительное внимание во 2 главе и в
других главах Конституции
Основной экономической гарантией обеспечения прав и свобод выступает
конституционно установленный принцип экономического многообразия (ст. 8
Конституции РФ). В Российской Федерации признаются и защищаются равным
образом различные формы собственности, гарантируется свобода экономической
деятельности и поддержка конкуренции. Земля и другие природные ресурсы
характеризуются как основа жизни и деятельности народов (ст. 9 Конституции
РФ). Одновременно с этим. Конституция РФ гарантирует единство
экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и
финансовых ресурсов (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ).
Наряду с этим, важное гарантирующее воздействие на реализацию прав и
свобод человека и гражданина оказывает обязанность российского государства
проводить политику направленную на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
Среди политических гарантий прав и свобод человека и гражданина особое
значение принадлежит таким конституционным принципам, как народовластие
(ст. 3), разделение властей (ст. 10), местное самоуправление (ст. 12),
политическое многообразие (ч. 3 ст. 13). В качестве политической гарантии
можно признать и деятельность самого российского государства, которое по
своей конституционной форме выступает как демократическое, правовое,
федеративное государство с республиканской формой правления (п 1
Конституции РФ), функцией которого является защита конституционного строя,
включая обеспечение прав и свобод человека.
Духовным гарантиям так же принадлежит существенное значение в процессе
обеспечения реализации и охраны прав и свобод. Одним из таких условий может
рассматриваться принцип идеологического многообразия (ст. 13 Конституции
РФ), согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной (ч, 2 ст. 13 Конституции РФ).
Вместе с тем, эффективная реализация и охрана прав и свобод человека и
гражданина предполагает наличие механизма юридического гарантирования.
Конституция РФ предусматривает различные юридические средства,
обеспечивающие права и свободы.
Во-первых, учрежден пост Президента России как гаранта прав и свобод
человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ) В Администрации Президента РФ
в качестве самостоятельною подразделения функционирует Управление
Президента РФ по работе с обращениями граждан. Наряду с этим, функционирует
Комиссия по правам человека при Президенте РФ, представляющая собой элемент
национальной системы несудебных институтов, призванных обеспечить права
человека и гражданина.
Во-вторых, конституционно закреплен (ст. 103 «д» ч. 1 Конституции РФ) и
определен Конституционным Законом от 26 февраля 1997 г. институт
Уполномоченного по правам человека.
В-третьих, в Конституции РФ статус Конституционного Суда определяется
как органа конституционного надзора и контроля, который призван играть
важную роль в защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 125
Конституции РФ).
В-четвертых, Конституция России установила в качестве основного
направления деятельности Правительств РФ полномочия и сфере обеспечения
законности, прав и свобод граждан (ст. 1144 Конституции РФ), которые
конкретизированы в Конституционном Законе «О Правительстве Российской
Федерации».
В-пятых, конституционно закреплен институт прокурорского надзора (ст.
129 Конституции РФ), который также способствует укреплению законности и
правопорядка, обеспечению прав и свобод.
В-шестых, важнейшей юридической гарантией прав и свобод человека и
гражданина является судебная защита (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) В суде
могут быть обжалованы решения и действия (или бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституция РФ)
В-седьмых, в рамках реализации конституционного права на обращение (ст.
33 Конституции) широко используются административно-правовые способы защиты
прав и свобод
В-восьмых, специальной юридической гарантией прав и свобод может быть
рассмотрено право на получение квалифицированной юридической помощи (ч 1
ст. 48 Конституции РФ). Придание адвокатуре статуса добровольной ассоциации
юристов гарантирует ее независимость и объективность предварительного
расследования и судебного разбирательства.
В-девятых, в качестве конституционных гарантий прав и свобод выступают
общепризнанный принцип презумпции невиновности в соответствии с которым
каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке
и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч 1 ст. 49
Конституции РФ), а также принцип, определяющий, что закон, устанавливающий
или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54
Конституции РФ)
В-десятых, юридической траншей признается охрана Конституцией, прав
потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью Государство
обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного
ущерба (ст. 52 Конституции РФ) Одновременно с этим важное значение имеет
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями
(или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц
(ст. 53 Конституции РФ).
И наконец, Конституция Российской Федерации предусматривает не только
государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, но также и
возможность самостоятельных активных действий по защите своих прав и свобод
всеми способами, не запрещенными законом (ч 2 ст. 45 Конституции РФ).
Существуют различные способы самозащиты, включая самостоятельное отражение
преступного посягательства (самооборона), обращение к общественному мнению
или к средствам массовой информации и др. Особая роль в процессе
обеспечения прав и свобод принадлежит правозащитному движению, которое
функционирует в рамках, предусмотренных ст. ст. 13 и 30 Конституции РФ.
Вместе с тем, необходимо отметить, что человек не может нарушать
общественный порядок и превышать допустимые приделы правовой защиты.
Следует обратить внимание на то, что регулирование прав и свобод
отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации в целях
обеспечения единого правового статуса человека и гражданина (ст. 71
Конституции РФ). В то же время защита прав и свобод является предметом
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции
РФ)
Наряду с этим. Конституция Российской Федерации предусматривает право
каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации
обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека,
если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты
(ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).
Ведущее место среди международных структур по обеспечению прав человека
занимает Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы,
занимающиеся поощрением и защитой прав человека (Комиссия по правам
человека, Комитет по правам человека, Комитет против пыток и др.). Важное
значение в этом процессе принадлежит также и региональным
межгосударственным организациям, таким как Совет Европы и Содружество
Независимых Государств, членом которых является Российская Федерация.
В заключении требуется подчеркнуть, что перечисление в Конституции
Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина (ч 1 ст. 55 Конституции РФ). Это положение соответствует ст. 30
Всеобщей Декларации прав человека, ст. 25 Международного Пакта об
экономических, социальных и культурных правах, которые утверждают
открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность
присоединения новых прав к уже ранее провозглашенным.
В Конституции Российской Федерации перечислены основные права и свободы
человека и гражданина, определенные международными стандартами, которые
являются универсальными для большинства государств мира и должны
соблюдаться государствами-участниками международных соглашений.
Конституционный перечень основных прав и свобод не всегда совпадает с
общепризнанным установленным международным сообществом. Например, в
Конституции РФ не зафиксировано право каждого на достаточный уровень жизни,
включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение
условий жизни (ст. 11 Международного Пакта об экономических, социальных и
культурных правах).
Ссылка на отсутствие в Конституции России того или иного права или
свободы человека, утвержденного международно-правовым документом,
несостоятельна. Во-первых, международные договоры рассматриваются составной
частью правовой системы Российской Федерации и российское государство взяло
на себя обязательства признать гарантировать права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Во-вторых, отдельные элементы незакрепленных в Конституции РФ прав и свобод
вытекают из других конституционных положений, исходя из принципа
неделимости и взаимозависимости гражданских, политических, экономических,
социальных и культурных (Резолюция 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 4
декабря 1980 г.).
В тех случаях, когда международно-правовые акты фиксируют более высокий
уровень прав и свобод человека, должен отдаваться приоритет международным
стандартам. Не допускается какое либо ограничение или умаление
общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав
человека, под предлогом отсутствия конституционной формы их закрепления.
Командир взвода капитан милиции Зверев А.А.