Ликвидация последствий первой мировой войны в ведущих странах мира
Тема: Опишите ход ликвидации последствий первой мировой войны в ведущих
странах мира.
Второе десятилетие 20 века отмечено крупнейшим военным катаклизмом –
первой мировой войной. В войну было втянуто более 30 стран с полутора
миллиардным населением, что составляло в то время 2/3 всех живших на
планете людей. Масштабы потерь ужасающи. Из 74 млн. человек, поставленных
под ружье, погибло около 10 млн., и более 20 млн. было ранено и
искалечено. Число мирных жителей, погибших от эпидемий и голода, составило
не менее 10 млн. человек.
Войной было уничтожено треть материальных ценностей стран –
участниц. Огромное количество военной техники, потери в промышленном,
сельскохозяйственном секторах . жилищном фонде, природные ресурсы.
Война ускорила развитие тенденции к усилению роли государства в
хозяйственной жизни, далеко продвинула процесс складывания системы
регулируемого капитализма. Введение жесткой государственной регламентации
хозяйственных отношений с целью мобилизации экономических ресурсов на
выполнение военно – политических задач условиях постоянно сокращающегося в
следствии растущих потерь хозяйственного потенциала было единственно
возможным условием продолжения войны. К моменту ее окончания, практически
во всех странах система хозяйственных отношений на степень и формы
развития системы государственного регулирования экономических отношений в
годы Первой мировой войны. В воюющих странах оказывали следующие факторы:
уровень социально-экономического развития, особенности национального уклада
и социально-политических отношений, и степень участия той или иной страны
в военных действиях.
Во всех странах – участницах войны преобладали хозяйственных
отношений, который после окончания войны был приостановлен, и началось
обратное движение к сокращению системы государственного регулирования.
Послевоенный период нестабильного состояния хозяйства большинства
стран мира, явился прямым следствием тяжелых потерь, понесенных в 1914-1918
г.г. На степень нестабильности также оказывает влияние ряд факторов:
масштаб понесенных потерь, поражение или победа в войне, степень
милитаризации и этапизации экономики в годы войны, общий уровень социально
– экономического и политического развития, а также ряд национальных
особенностей.
Следующий период 1924-29 гг.. характеризовался в развитых странах
дальнейшим сокращением вмешательства государства в хозяйственные
отношения. Но это будет не простое, и тем более полное возвращение к
системе относительно свободных рыночных отношений. Этапизм отступил не
полностью, т.к. в 20-е годы практически во всех странах наблюдался
объективный процесс монополизации экономики, сращивание монополий и
государства, дальнейшего искажения свободных рыночных отношений, что
выражалось во внутрихозяйственных диспропорций и т. д. «Версальская
система», установившая после войны новый политический порядок, не разрешила
острых европейских и мировых противоречий, а способствовала сохранению
общей тенденции милитаризации, подталкивала проигравшие войну страны к
новой политике территориального экономического передела мира.
Период Великого кризиса 1929-33 гг.. повторно, за короткий промежуток
времени, уже в мирное время вызвал небывалые темпы роста государственного
вмешательства в хозяйственную жизнь. Развитие было характерным для всех без
исключения стран. Отличительной чертой нового этапа развития системы
государственного регулирования в том, что феномен получает точное
теоретическое обоснование в кейнсианской теории . В ином ключе трактуют
неизбежность возникновения системы государственного регулирования
экономических отношений весьма популярные в то время доктрины: итальянский
корпоративизм, германский национал – социализм, многочисленные
социалистические концепции и т.д. , что свидетельствуют о повсеместности
данного процесса.
Наибольший промежуток послекризисного состояния экономики 1934-
1939гг.. не отмечен, как это было в 20-е годы, отказом от этатизма в
большинстве ведущих стран. Причины этого кроются прежде всего в крайне
неустойчивом состоянии национальных экономик, которые испытывали
последствия недавнего мирового кризиса.
Можно с уверенностью утверждать, что практически наблюдается
дальнейшее развитие системы государственного репрессирования экономики в
основе которой – тенденция к милитаризации в условиях подготовки стран ко
второй мировой войне.
К началу Первой мировой войны США были крупнейшей мировой
индустриальной страной мира, на долю которой приходило 35%промышленного
производства. Благодаря развитию сельского хозяйства, природно-
экономическим условиям, близость к неисчерпаемому Южноамериканскому
континенту и удаленности от конфликтующей Европы, США уже в начале 20 века
серьезно потеснили своих конкурентов, сделав заявку на мировое лидерство. В
отличии от нвропейских стран, США не принимала участие в военных
действиях, сохраняя нейтралитет до 6 апреля 1917 года. И только летом 1918
г. США удалось в военное время удачно заключить военные контракты на
поставки вооружения, что ускорило промышленное развитие, продовольствия,
расширить свое влияние на рынках. В конце войны страна оказалась в
состоянии свою задолженность на половину и стать крупным кредитором. В 1918
г. США располагали половиной мирового запаса золота. Эти успехи США
закрепили за ними роль страны – лидера, на фоне резкого падения
хозяйственных показателей в других странах.
Однако, в США за годы войны накопились диспропорции в развитии
отраслей народного хозяйства, что явилось следствием усиления
государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. В годы войны,
государство увеличивает запасы монополией, связанной с военным
производством, предоставляя им кредиты и субсидии. С целью концентрации
производственного потенциала на задаче выполнения военных заказов,
правительство Америки создает ряд комитетов по задаче выполнения
правительственных заказов. Деятельность этих комитетов контролировалась
военно – промышленным советом, такое же характерно и для банковской
системы. Кроме того, правительство США направляло значительные бюджетные
средства производство, где ощущается недостаток частного капитала, в
результате чего можно сказать, о формировании государственного сектора в
несельскохозяйственных районах страны, тесно связанного с военной
промышленностью.
Послевоенный период с кризисными явлениями не был характерен для США.
Наоборот, США помогали по восстановлению разрушенного войной
хозяйственного потенциала европейских стран. Но с сокращением объема
военных запасов кризисные явления коснулись экономики страны, и прежде
всего, промышленного сектора. Кризис с 1920-21 гг.., который начался в
тяжелой промышленности, распространился вскоре и в с/х.
Впрочем, США достаточно быстро преодолело кризисные явления и с 1923
г. наблюдается оживление коньюктуры. Вплоть до конца 1929 г. страна
ощущает процветание. Фундаментом процветания стало развитие новых отраслей
(автомобильной, электротехнической, химической, радиотехнической и др.).
Но оживление промышленности сопровождалось и рядом негативных
явлений: рост отраслевых диспропорций в народном хозяйстве страны, наличие
хронической безработицы в стране, рост процесса интенсификации труда,
биржевой ажиотаж. В целом же, годы процветания системы государственного
регулирования экономики США не получила развития. Мировой кризис 1929-33
гг.. начался в США поразив сильнее экономику в этой стране. С 25 октября
1929 г. на Нью- Йоркской бирже, в связи с падением курса акций, цена
которых была завышена биржевыми спекулянтами, вспыхнула паника. Сумма
убытков исчислялась более чем 15 млрд. долл., что означало конец
финансового и экономического бума 20-х годов и начало глубокого
экономического кризиса. Причиной упадка считается несоответствие между
крупномасштабным расширением производства и покупательной способности
населения, это в свою очередь вело к сокращению производства, разорению
предпринимателей, резкому снижению занятости, что еще более сужало
возможности реализации производственных товаров. Экономический кризис в США
был назван Великой депрессией.
Производство всех отраслей страны сократилось от 46% до 79%.
Обанкротилось 135 тас. Промышленных, торговых, финансовых фирм, 5760
банков, разорились 1 млн. фермеров. Началась небывалая в истории экономики
безработица, около 17 млн. безработных, существенно упал уровень зарплаты,
что усугубляло кризисное явление. В результате, резко активизировался
социальный протест, в форме забастовки, голодных маршей, текстов,
демонстраций, что создавало угрозу для политической системы в целом.
В основе неудач президента Г. Гувера (1929) лежала иллюзорная вера
в неограниченные потенции либеральной модели, в способность
самопроизвольного регулирования рынка. С 1931 г. правительство перешло к
активным действиям по спасению b пи держанию банков, торговых и
промышленных фирм и т.д. путем государственного кредитования.
Предпринимались попытки государственного регулирования процесса
ценообразования. Однако эти меры оказались не эффективны. Кризис
углублялся. Последним решающим фактором стал фактор избрания в 1933 г. на
пост президента Ф. Рузвельта. Его имя связано с новой эффективной
антикризисной политикой, которая вошла в историю под названием «новый
курс».
Рузвельтом было признана несостоятельность предыдущих антикризисных
мероприятий и признание необходимости активного государственного
вмешательства в сферу хозяйственных отношений. Тезисы президента получили
серьезное теоретическое обосновывание в концепции выдающегося английского
экономиста Майнарда Кейнса, а политика Рузвельта стала ярким подтверждением
обоснованное в концепции ученого.
Рузвельт, в отличие от Гувера, настаивая на необходимости повернуться
лицом к «забытому человеку», что позволило погасить нарастающий
социальный конфликт, сплотить нацию на борьбу с кризисом. «Новый курс»
стал началом превращения США в социально – ориентированное государство. Его
мощным инструментом стало развитие системы государственного регулирования
рыночных отношений. Процесс этатизации произошел не в экстремальное
военное время, а в мирное, хотя и кризисное, и носило социально –
экономический характер, а не военный. Эта возникшая система достаточно
эффективно развивалась на протяжении ряда десятилетий, вплоть до начала
либеральных реформ конца 60-х годов. Первые мероприятия Рузвельта были
направлены на оздоровление банковской, финансовой системы в целом. В марте
1933 года была приостановлена работа всех банков, что позволило прекратить
обмен банкнот на золото, с одновременным запретом его вывоза за пределы
США. Эти мероприятия пошатнули систему золотого стандарта доллара, что
привело к резкому обесцениванию национальной валюты. Правительство США
произвело крупные закупки денежного металла на внешних рынках, что привело
к снижению его цены внутри страны и позволило в январе 1934 г. провести
девальвацию валюты страны на 41%.
Одновременно, на основе чрезвычайного закона о банках,
последовательно осуществлялось лицензирование их деятельности.
Действующим банкам был предоставлен кредит в 1 млн. долларов,
ожививших арену кредитных отношений. Правительство добилось усиления
экспортных возможностей страны, улучшения позиций национального
производителя, сократило сферу деятельности спекулятивного капитала,
создало предпосылки для оживления инвестиционного процесса. Оживление
промышленного производства – основа процветания США – должно было потянуть
за собой решения многих кризисных проблем, а главной – сокращение
колоссальной безработицы. В 1933 г. принимается закон «О восстановлении
национальной политики». На основе закона был сформирован координирующий
властный орган – Администрация национального восстановления. Одновременно,
отраслевые ассоциации предпринимателей (всего 17) разработали «кодексы
честной конкуренции», по которым для одной отрасли строго
регламентировались объемы производства, пределы заработной платы,
продолжительность рабочей недели, определялись рынки сбыта товаров, цены на
продукцию. Кодексы подлежали утверждению президентом США.
Конгрессом США была создана «администрация общественных работ». Она
развернула широкомасштабную деятельность по созданию новых рабочих мест в
сфере муниципального хозяйства, дорожном строительстве, организации
трудовых лагерей для безработной молодежи и т. д..
Правительство приступило к осуществлению крупных общенациональных
проектов. Например: возведение гигантских плотин, с помощью которых
предполагалось электрифицировать всю страну.
Мероприятия по восстановлению промышленности оказали благотворное
воздействие на хозяйственные отношения. В течении двух лет (до 1935 г.)
удалось установить действенный контроль над промышленностью.
Важной была антикризисная аграрная политика – этот сектор возглавляла
Администрация регулирования сельского хозяйства. Для преодоления кризиса
перепроизводства была выбрана система поощрения в виде премий и компенсаций
фермерам, сокращающим производство в своих хозяйствах, что способствовало
бы поддержанию цен на сельхозтовары и тем самым увеличению доходов
фермеров.
Доходы фермеров выросли в половину, по сравнению с 1933 годом. Но от
системы премирования и компенсаций выиграли только крупные хозяйства, а
мелкие фермеры продолжали испытывать трудности. В связи с этим,
правительство приняло чрезвычайные меры по снижению фермерской
задолженности. Была произведена эмиссия казначейских билетов и
государственных акций на сумму 3 млрд. Долл., что позволило в 1933-35 гг..
предоставить фермерам дешевые кредиты и тем самым ослабить обвальный
процесс банкротства фермерских хозяйств.
В 1935 году трудящимся удалось добиться принятие национального закона
о трудовых отношениях или закон Вагнера. Признавалась законность
организации рабочих в профсоюзы, которые призваны отстаивать интересы
наемников перед работодателями путем заключения коллективных договоров,
даже методом забастовки. Закон запрещал администрации вмешиваться во
внутренние дела профсоюзных организаций, преследовать профсоюзных деятелей
и рядовых членов профсоюза. Одним из результатов принятия закона Вагнера
стало объединение всех рабочих организаций в Рабочий Альянс Америки
(1936 г.). В 1936 году был принят закон о социальном обеспечении, который
вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице, болезни,
инвалидности.
Спустя два года принимается закон о справедливых условиях труда,
который установил 44 часовую рабочую неделю, определял минимальную и
максимальную пределы зарплаты, запрещал использование детского труда.
Комплекс названных законов существенно улучшил положение наемных
работников, что послужило со стороны консерваторов для обвинения Рузвельта
в социализации отношений найма.
В действительности, задачей политики Рузвельта было выведение
экономики страны из тяжелейшего кризиса, которым были поражены все сферы
народного хозяйства, восстановление рыночного механизма, основанного на
отношениях частной собственности, купли и продажи рабочей силы.
Усиление системы государственного регулирования вызванное кризисом,
позволяло вместе с вмешательством государства в экономические отношения,
удерживать страну как раз от растущего социального протеста, который мог
привести к революционному изменению строя.
В целом, активная политика государственного вмешательства позволила
США, хотя и более медленными темпами по сравнению с отдельными европейскими
странами, преодолеть кризисное состояние экономики. К 1937 году по ряду
основных экономических показателей США вышли на отметку 1939 года.
В Англии, так же как и в Америке, после войны наблюдались этатисткие
тенденции и их ослабление в 1919-29 гг.. Англия, как победительница, в
некоторой мере компенсировала значительные потери, понесенные во время
войны. В то же время, технический застой в промышленности, пассивный
внешнеторговый баланс, потери торгового флота и другие факторы определили
длительный период вялого развития народного хозяйства страны, вплоть до
начала мирового кризиса. Англия оказалась должником США. В Англии, по
сравнению с США, происходило развитие передовых отраслей промышленности:
химическая, автомобильная, электротехническая, авиационная и другие.
Стагнацией были охвачены старые отрасли – судостроение, металлургия,
угледобывающая, текстильная.
Нехватка инвестиций не давала возможности английской промышленности
перейти к новым формам производства, как это происходило в США. Англия
сделала упор на производство высококачественных товаров, не массовых,
дорогостоящих , что позволило производителям сохранить за собой весьма
доходную нишу на внешнем и внутренних рынках. Вытеснению Англии с внешних
рынков способствовало усиление протекционистских тенденций в мировой
торговле. Кроме того, страна постепенно уступала товарные рынки, из-за
отчетливой переориентации Английского правительства на банковскую сферу.
Так, в 1925 году правительство провело ревальвацию английской валюты за
счет введения золотого стандарта фунта стерлинга.
Кризисные явления в экономике Англии были отмечены в начале 1930
года, т.е. несколько позднее. В правящих кругах не было единства в
отношении антикризисной программы. Лейбористское правительство, стремясь
выполнить предвыборные обещания, склонно было увеличить бюджетные расходы
для облегчения положения широких слоев населения, малоимущих и безработных,
за счет усиления налогового пресса на имущих. Последние оказали серьезное
сопротивление, что заставило Дж. Макдональда сформировать в августе 1931
г. новый кабинет. Новое правительство на первых порах попыталось усилить
косвенное вмешательство, стремясь сохранить прежде всего устойчивость
финансовой системы страны за счет бюджетного равновесия. При одновременном
увеличении прямых и косвенных налогов, произошло сокращение бюджетных
расходов по социальным статьям, зарплате госслужащим, пособиям по
безработице. Кроме того, правительству консерваторов удалось получить
крупный внешний займ с целью восстановления платежного баланса.
Важным мероприятием стала отмена в сентябре 1931 г. золотого
паритета национальной валюты, в результате чего произошла девальвация
фунта. За Англией должна были последовать страны, входившие в так
называемый стерлинговый блок (25 государств) – страны Скандинавии,
Голландия, Португалия и др., включая британские колонии, которые
устанавливали курс своих валют на основе курса английского фунта. Страны
блока передавали свои валютные резерва Англии в общий фонд блока, что
давало стране немалые выгоды. Члены блока вынуждены были закупать
английские товары, и одновременно поставлять для Англии преимущественно
сырьевые и продовольственные товары.
В отношениях со странами – конкурентами, сохранившими некоторое время
золотой паритет национальных валют ( США, Франция, Германия, Италия и
др.). Англия получила преимущество за счет повышения ценовой
конкурентоспособности своих товаров.
Уже в конце 1933 года, в комплексе с другими антикризисными мерами,
Англии удалось достичь стабилизации. Это происходило за счет использования
преимуществ в отношениях с другими странами, за счет упреждающих шагов на
внешнем рынке и жестокостью внутреннего экономического курса. В конце
1934 г. жесткая бюджетная политика экономии начинает смягчаться, о чем
свидетельствуют рост зарплаты, восстановление урезанных пособий по
безработице и т.п. мероприятия, которые способствуют смягчению социальных
противоречий. Начавшийся подъем подкреплялся существенными государственными
ассигнованиями на развитие отраслей, связанных с производством вооружения.
Наряду с этим, меры правительства по оздоровлению финансовой системы,
жесткая политика протекционизма способствовали притоку инвестиций в ряд
старых отраслей экономики, что не изменило имевшиеся внутрихозяйственные
диспропорции.
За годы войны и во Франции ярко проявились черты складывающейся
системы государственного регулирования экономики. Ее значительные
материальные потери были частично компенсированы проигравшими странами
(главным образом Германией). На основе положений Версальского договора, к
Франции отошли развитые в хозяйственном отношении области – Эльзас и
Лотарингия, на срок до 15 лет – угольная Саарская область.
Вместе с контрибуцией и территориальными приобретениями это
составило основу для успешного развития народного хозяйства страны в
послевоенный период (1919-1930) . Темпы экономического роста Франции были
самыми высокими по сравнению с другими странами. В целом, успешное развитие
было основано на форсированном росте показателей в промышленном секторе
и, прежде всего, в новых и старых отраслях, связанных с военными заказами,
в то время сельское хозяйство и отрасли легкой промышленности переживали
застой.
Мировой кризис распространился на Францию несколько позднее – в 1930
г.. Но он был затяжным и глубоким.
И немаловажно неустойчивое внутриполитическое равновесие под
воздействием роста популярности социалистических и коммунистических
движений. Процесс этатизации после Первой мировой войны и во Франции
повернул вспять.
Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь
определила особенности антикризисной политики.
Подавление коммунистами и социалистами фашистского путча в 1934 г.
вызвало заметный рост влияния двух партий: социалистической и
коммунистической, которые объединились в народный фронт, и соответственно,
падение авторитета правительства. Произошло неприятие населения
антикризисных мер буржуазных кабинетов, которые использовали традиционные
методы сокращения бюджетного дефицита, снижения зарплаты, сокращения
социальных расходов, повышения уровня налогооблажения и т.п..
Близость идеологических установок социалистов и коммунистов позволила
найти компромисс между руководством этих двух партий по вопросам
антикризисной программы. Программа Народного фронта была ориентирована на
удовлетворение нужд широких слоев граждан: создание национального фронта
безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания,
увеличения рабочих мест а счет снижения возрастного пенсионного барьера,
регулирование закупочных цен на сельхозтовары с учетом интересов
производителей. В 1936 было создано новое правительство Народного фронта во
главе с премьер-министром Л. Блюмом большая часть экономической платформы
Народного фронта и Всеобщей конфедерации труда было законодательно
закреплено решением парламента страны. Это было триумфом Народного фронта
и одновременно кульминацией рабочего движения в его поддержку. Столь резкое
изменение антикризисного курса уже спустя два месяца поставило
правительство Блюма перед острейшей проблемой разбухшего дефицита
госбюджета. Это заставило правительство пойти на девальвацию франка, что,
естественно, сказалось на уровне жизни населения. Кроме того,
способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса
сокращения производства, появления разных форм противодействия
правительственному курсу со стороны крупного капитала. В этих условиях
правительство не решилось поставить под государственный контроль
деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Эта пауза
вызвала политический кризис, и в результате произошла смена кабинета
министров. Новое правительство К. Шотана попыталось найти компромисс между
интересами широких слоев населения представителей капитала за счет
ограничения программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное
сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более
ухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвацию
национальной валюты. Антикризисные действия привели к обострению социальных
противоречий внутри страны, и привело к расколу Народного фронта. В 1938 г.
формируется второй кабинет Л. Блюма, который пошел на свертывание
программы Народного фронта и обострение внутриевропеской ситуации уже было
на переднем плане, которое надо было решать незамедлительно, т.е ускорить
военно – оборонное строительство в стране. В качестве источников средств
были названы увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные
предприятия, на сверх прибыли, жесткий государственный контроль за
валютными операциями, что вызвало недовольство представителей крупных
финансовых и промышленных кругов и не получила широкой поддержки граждан,
что ускорило и скорое падение кабинета. В 1938 г. было сформировано второе
правительство во главе с Э. Даладье, который отказался от программы
Народного фронта. Даладье подписал Мюнхенское соглашение четырех
европейских держав с так называемой политикой «умиротворения» Германии.
Состояние экономической нестабильности было характерно до конца 30-х годов.
В результате этого, Франция уступила свои позиции на мировом рынке.
Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано
усилением государственных ассигнований на военное строительство.
Наиболее этатизированным в годы Первой мировой войны среди
ведущих стран Европы оказалось народное хозяйство Германии. Это объяснялось
своеобразной политической формой немецкого капитализма, который развивался
на основе «воспитательного протекционизма» немецкой исторической школы ,
но и напряжением всех ресурсов, которое потребовала длительная агрессия со
стороны Германии война. Крушение политической системы в результате
проигрыша в войне, огромные людские и материальные потери, тяжелейшие
условия Версальского мирного договора для германии явились главными
факторами затяжного послевоенного кризиса. Лишь с середины 20-х годов стала
заметна тенденция к оздоровлению, наметились позитивные сдвиги в развитии
отдельных , монополизированных отраслей промышленности, быстрый рост
внешнеторгового оборота. Этому способствовали США и ведущие европейские
страны. Они хотели восстановить баланс сил, нарушенный в результате
поражения Германии в войне, погасить высокую напряженность внутри страны,
не допустить сближения с СССР и проникновение социализма в Западную Европу.
С этими целями был принят новый репарационный план, названный по имени
руководителя экспертного совета, американского банкира Ч. Дауэса – планом
Дауэса (1924-29). План предусматривал облегчение репарационных выплат.
Планом предусмотрено выделение американцами крупных займов для укрепления
бюджета Германии и комплекс инвестиций в ее экономику. Германии удалось
получить 21 млрд. марок. Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию,
финансовые эксперты стран-кредиторов приняли решение об изменении системы
репарационных выплат. Этот план в 1929 г. был заменен планом Юнга. Новый
план ограничивал объем репарации , сужая источников их поступлений бюджетом
и прибылью от железных дорог и упраздняя отчисления от прибыли
промышленности, что освобождало дополнительные средства для ее дальнейшего
развития. Упразднялся финансовый контроль за экономикой Германии. Однако в
годы кризиса план Юнга был отменен.
Неокрепшая экономика Германии попала в глубину кризиса в 1929-33 гг..
Кризис поразил прежде всего промышленный сектор (банкротами стали 68 тыс
предприятий), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (8 млн). Кризис
в других странах-кредиторах усугубляло положение Германии.
Неспособность режима Веймарской республики противодействовать
экономическому кризису, обострение социальных противоречий, растущая
ностальгия граждан по былому величию Германской империи, стремление
монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках – это
главные факторы установления фашистского режима в стране в 1933 году.
Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатический
характер. Несмотря на то, что Гитлер пришел к власти на этапе
закончившегося падения экономики, антикризисные мероприятия носили
чрезвычайный характер: главным образом стратегические, военно-политические
– возвращение утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ
государства, завоевание мирового господства. Эта стратегия определила формы
и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием становятся тотальная
милитаризация народного хозяйства.
Нацистским руководством был сделан упор на становлении важных в
военном отношении отраслей тяжелой и топливной промышленности, предприятий
выпускающих военную технику, что потребовало концентрации огромных средств
в руках государства. Нацисты установили жесткий контроль государства над
всеми отраслями хозяйства, установили систему принудительного труда.
Экономикой Германии занимался Главный хозяйственный совет. Быстрыми
темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что связано с
политикой «арийзации предприятий».
Такой вариант интервенции государства в хозяйственную жизнь оказался
весьма эффективным и позволило режиму в течении 1934г покончить с кризисом
в тяжелой промышленности, и на этой основе обеспечить быстрые темпы роста.
Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении кризиса
были призрачными и не устраняли народнохозяйственные диспропорции. Впрочем,
нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем.
Развязывание внешней агрессии отодвинуло неотвратимую хозяйственную
катастрофу. Уже с 1935 г. Германия втягивается в военные конфликты, и в
конечном счете развязывает Вторую мировую войну, покончившую с самим
фашизмом.
Фашистская модель создания системы государственного регулирования с
учетом национальной специфики была использована достаточно большой группой
стран. Эти страны известны как сателлиты Германии. Исключение составляли
высокоразвитые страны – союзники Германии – Италия, Япония.
Италию и Японию сближали агрессивные стремления к новому переделу
мира, несмотря на то, что эти страны в отличие от Германии, находились в
лагере победителей в Первой мировой войне.
В Италии, серьезно пострадавшей в ходе Первой мировой войны,
разразился глубокий экономический и политический кризис, в результате
которого уже в начале 20-х годов к власти пришли фашисты. Создание
тоталитарной системы государственного регулирования экономики происходило
по корпоративному варианту, который незначительно отличаясь по формам от
нацистского в Германии, также преследовал задачу централизации управления,
концентрации всех ресурсов страны для ее милитаризации. Схожесть
этатических систем позволила правительствам Германии и Италии заключить
военно-политический альянс.
Своеобразие социально-экономического варианта развития Японии,
неудовлетворенность правящих кругов положением страны на Тихоокеанском
бассейне, были основными факторами сближения стран: Япония, Италия,
Германия., делавших ставку на силу и агрессию, на культ исключительности и
вседозволенности, на войну и уничтожение.
Приход в 1927 г. на пост премьер-министра Г. Танаки. Последующая
оккупация Манчжурии в 1931 году окончательно подтолкнула экономику страны к
милитаризации. Немаловажным фактором создания сверхэтатизированной системы
вмешательства в хозяйственные отношения в Японии, было господство в
экономике страны универсальной монополии (конгломерат), тесно связанную
родовыми, семейными узами с императорским домом и с центральным аппаратом
управления.
Еще одной отличительной чертой хозяйственных отношений в Японии,
сближавшей ее систему государственного регулирования с вариантом
итальянского корпоративизма, было стремление предпринимателей к
гармонизации отношений с рабочими. Симбиоз этих основных особенностей
формирования системы этатизма способствовал быстрому развитию ее экономики
в межвоенный период, на основе милитаризации. Опыт Японии и всех
милитаристских стран продемонстрировал бесперспективность данного варианта
строительства системы государственного регулирования экономических
отношений.