рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Обществоведение

рефераты

Обществоведение

ОБЩЕСТВО

Понятие общества. Это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней

часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и

формы их объединения. Общество — совокупность людей (с их волей и

сознанием) и совокупность их отношений.

Общество и природа. Природа развивается по своим, независящим от

человека, законам. Общество выступает в качестве творца, преобразователя.

Связь общества с природой неразрывна, они взаимно влияют. Человек и

общество влияет на природу в своей хозяйственной деятельности, а природа

влияет на развитие общества (географические, климатические условия способны

влиять на развитие общества). Теория географического детерминизма

утверждает, что географический фактор является определяющим в жизни

общества.

Общество как система. Общество — это система, представляющая собой

целостную структуру, состоящую из множества взаимосвязанных элементов и

подсистем (сфер общественной жизни). Это динамическая, развивающаяся по

своим законам структура. Элементы системы — люди, деятельность которых

определена социальным статусом, социальной ролью, социальными ценностями и

индивидуальными качествами. Каждый человек входит в более крупные общности

людей (социальную группу, класс, нацию и т.д.). Позиция человека в обществе

с его правами и обязанностями называется статусом, а его ожидаемое

поведения связанное с его статусом — ролью. Общественные отношения это

многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами,

нациями и внутри них в процессе экономической, социальной, политической и

духовной жизни.

Сферы общественной жизни. Общество — естественноисторическая целостная

система, состоящая из четырех сфер общественной жизни: экономической

(отношения в процессе материального производства), социальной (отношение

классов, социальных слоев и групп), политической (деятельность

государственных органов, политических партий и объединений), духовной

(мораль, религия, искусство, философия).

Особенности социального познания.

1. В изучении естественных наук ученые изучают предмет со стороны методом

наблюдения и эксперимента. Изучать общественное развитие методом

эксперимента и наблюдения не всегда возможно (историческое прошлое).

Изучение происходит изнутри общества и не может быть незаинтересованным

(классовые и национальные интересы накладывают отпечаток на процесс

познания).

2.Сложность социального познания, обусловлена сложными и многообразными

социальными отношениями (многообразны экономические, политические,

социальные и духовные интересы наделенных разумом людей и вторжением

непредсказуемых случайных процессов). Трудно выявить закономерности в

отличие от природы. Главный источник познания — социальная

действительность, исторический опыт, общественная практика.

Прогресс и его критерии. Прогресс — направленное развитие от низших и

простых форм общественной организации к более высоким и сложным. В эпоху

просвещения прогресс видели в развитии человеческого разума и просвещении.

Марксизм видел прогресс в переходе от одной общественно-экономической

формации к более высокой. В современной социологии критерием прогресса

служит процесс перехода от аграрного общества к индустриальному, а затем от

индустриального общества к постиндустриальному. Некоторые ученые отвергают

идею прогресса, считая развитие общества циклическим процессом или

предсказывая конец истории.

Очевидно прогресс не исключает возвратных движений, он не всегда

прямолинеен. Критерием прогресса в разные времена считали: развитие разума,

нравственность, степень свободы, развитие производительных сил. Но все же

критерием прогресса должны быть условия для удовлетворения потребности

личности, мера свободы, которую общество может предоставить личности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Экономика. Под экономикой понимают систему общественного материального

производства, т.е. производство материальных благ необходимых для

нормального существования и развития общества. Уровень жизни зависит от

состояния экономики т.е. от уровня производства всех благ, создаваемых в

двух сферах: в материальном производстве изготавливаются вещественные блага

(промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и в непроизводственной сфере

создаются духовные, культурные и прочие ценности и услуги (образование и

медицина и т.д.).

Производственные силы. Это совокупность средств производства (предметы

труда и средства труда) и рабочей силы (люди обладающие трудовыми

навыками).

Производственные отношения. Отношения возникающие в процессе производства

называются производственными. Это сложная система отношений, включающая в

себя отношения по поводу средств производства (отношения собственности),

формы распределения производимого продукта и его потребления.

Способ производства. Производительные силы и производственные отношения

составляют способ производства.

Система экономических отношений. Это отношения возникающие в

экономической сфере, основу которых составляют отношения собственности на

средства производства. Под собственностью понимается отношения между людьми

и предметами. Эти отношения заключаются в том, что человек присваивает себе

некую вещь, отчуждая ее от других, с ее помощью извлекает доход и

распределяет по своему усмотрению или обстоятельствам.

Многообразие форм собственности. Первый в истории тип собственности —

общая собственность (все средства производства и производимые блага

принадлежали группе людей). Господствовал в первобытно общинном строе.

Второй — частная собственность (средства производства и производимые блага

принадлежали отдельным собственникам), используемая не только для

удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой

деятельности. Этот вид собственности господствовал до 20 в. В 20 в. широко

распространился третий вид собственности — смешанная собственность, в

которой сочетаются признаки двух первых. Наиболее распространенной формой

этого типа является корпоративная (акционерная) собственность. В

современном мире значительную роль играет индивидуальная частная

собственность — она стимулирует инициативу и предприимчивость,

ответственное отношение к труду. Велико значение и государственной

собственности, в странах Западной Европы — 15-20% совокупного производства.

Сохранилась и коллективная собственность в виде кооперативной

собственности.

Зависимость распределения от формы собственности. От формы собственности

зависит распределение, т.е. пропорции распределения произведенного продукта

между участниками производства и не участвующими в производстве группами.

Часть стоимости, произведенной трудом наемных рабочих оказывается в руках

собственников средств производства. Эта часть расходуется на расширение

производства, другая идет в налоги, третья — плата за организацию

(вознаграждение за управленческий труд). Оставшаяся часть — чистый доход

собственника. Пропорции такого распределения зависят от государства (налоги

и отчисления в различные общественные фонды) и воли собственника.

Источники доходов. Наемные рабочие имеют основной доход в форме

заработной платы, и дополнительный — в виде дивидендов по акциям, что

повышает заинтересованность в результатах работы корпорации. В нашей стране

часть доходов получают через бесплатные медицину и образование, пенсии,

пособия, стипендии, льготы. Частные собственники имеют доход со своей

собственности, который зависит от эффективности их работы.

ПОНЯТИЕ РЫНКА.

Существует два варианта организации экономической жизни: рыночная экономика

и командная (плановая). При командной экономике все вопросы производства и

распределения решаются правительством. Эти решения отражаются в

государственных планах. Понятие свободного рынка означает такую организацию

экономики, при которой государством не регулируется: предложение, спрос,

цена. Все эти параметры регулируются экономическими законами и

установленными правилами, которые обеспечивают: свободный доступ и выход на

рынок всем, множество товаропроизводителей (чтобы один из них не диктовал

цену), полную свободу перемещения материальных, финансовых и людских

ресурсов, равные шансы для всех и исключение привилегий (честная

конкуренция).

ЗАКОН СТОИМОСТИ И ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При рыночной экономике действуют два объективных экономических закона:

закон стоимости и закон спроса и предложения. Согласно закону стоимости

производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости,

величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежное

выражение стоимости называется ценой и устанавливается производителем

(теоретически может быть больше или меньше или равна стоимости). Цена

зависит от спроса и предложения на рынке. Если предложение превышает спрос,

то цена падает. Реально формируется две цены: цена спроса — максимальная

цена покупателя, и цена предложения — минимальная цена производителя.

Рыночная цена — это та цена, при которой объем спроса равен объему

предложений, она не может опуститься ниже цены предложения и подняться выше

цены спроса.

РОЛЬ РЫНКА

1. Рынок регулирует производство, через цену «сигнализируя» производителю,

что производить. Предложение, спрос и цена на рынке являются активными

регуляторами экономики в установлении пропорций производства, регулируя

перераспределение ресурсов для производства тех или иных товаров,

пользующихся спросом.

2. Рынок толкает производителя на снижение производственных затрат,

совершенствованию технологии и техники, повышению производительности труда,

т.е. рынок становится стимулятором совершенствования производства.

РЫНКИ ТОВАРОВ ТРУДА И КАПИТАЛОВ

Рынок товаров имеет в качестве основных 3 параметра: предложение — то

количество товаров определенного вида, которое продавец может предложить,

спрос — то количество товаров которое покупатель готов купить, и цена,

регулируемая спросом и предложением.

Рынок труда имеет те же 3 параметра: спрос, предложение, цена. Но в

качестве товара выступает рабочая сила. Действует тот же механизм спроса и

предложения — спрос на специалистов определенной профессии предопределяет

их зарплату (чем выше спрос и ниже предложение, тем выше цена рабочей

силы).

Рынок капитала имеет те же параметры, но в качестве товара выступают ценные

бумаги (акции, облигации), валюта.

Большую роль на этих рынках играют биржи. Товарная биржа — форма рынка

товаров. Фондовая биржа — ценных бумаг и валюты. Биржа труда — осуществляет

посреднические операции на рынке труда, трудоустраивая безработных.

ПРОТИВОРЕЧИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В рыночной экономике происходит борьба товаропроизводителей за выгодные

условия производства и сбыта — конкуренция. В конкурентной борьбе кроме

самостоятельных производителей участвуют и монополии, объединения крупных

товаропроизводителей. Цель монополий — экономический диктат путем

установления высоких цен. При рыночной экономике зачастую происходит

дифференциация доходов часто случайная или благодаря монопольному положению

или недобросовестной конкуренции. Рынок работает на сиюминутную выгоду и не

позволяет оценить долгосрочные проекты, связанные с социальными проектами,

научными разработками. Рыночные системы развиваются циклично: периоды роста

сменяются спадом. На почве рынка возникает безработица, рост цен,

спекуляции ценными бумагами.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Задача гос регулирования — свести к минимуму негативно проявления рынка. В

экономике кроме рыночного регулирования включается и государственное

регулирование. Важнейшими рычагами этого регулирования являются:

1. Правовое регулирование направленное на упорядочение рыночных отношений.

Это действие законов и наиболее важного из них — антимонопольного, не

позволяющего диктовать монополистам свои цены.

2. Государственный заказ — закупки тех или иных товаров, которые позволяют

увеличить спрос.

3. Финансово-экономическое регулирование в форме налогов. Государство

увеличивает или уменьшает налоги с целью стимулирования определенных

производств.

4. Кредитно-денежное регулирование — понижая или повышая процентную ставку

по кредитам государственный банк ограничивает или расширяет возможности

получения кредитов для производителей.

5. Разработка программ и прогнозов, льготное кредитование перспективных

планов.

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК

Современная экономика большинства стран характеризуется как рыночным

регулированием так и государственным. На рынок воздействует регулирование

на уровне компаний с помощью маркетинга. Современный рынок это не хаос и

стихия, а отработанный механизм для координации деятельности

товаропроизводителей и потребителей. На современных рынках действуют

крупные фирмы, которые ориентируют товаропроизводителя на известных им

потребителей или выпуск товаров, пользующихся спросом. Это позволяет

называть современный рынок организованным (контрактным, т.к. производитель

работает по заключенным контрактам). Для каждой конкретной исторической

ситуации необходим поиск оптимального сочетания рыночных и государственных

механизмов регулирования.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Политические отношения. Это отношения внутри общества между классами,

нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной

власти (внутренняя политика) а так же отношения между государствами на

международном уровне (внешняя политика). В современных условиях главным

участником п.о. являются не столько классы и группы, а созданные ими

общественные организации (партии, союзы, объединения). Именно через них

классы и группы оказывают влияния на гос органы.

Структура политической системы. Под политической системой понимают

совокупность различных политических организаций (институтов), социально

политических общностей и их взаимоотношения, в которых реализуется

политическая власть. Политическая система включает 4 элемента:

1. Политические отношения,

2. Политические организации (институты),

3. Политические нормы,

4. Политические взгляды, теории, идеи, политическая культура.

Все политические системы характеризуются политическим режимом и

подразделяются на: тоталитарные, авторитарные и демократические.

К политическим организациям (институтам) относятся: государство,

политические партии, общественно-политические организации и движения (они

выражают и защищают в полит. системе интересы классовые, групповые,

национальные, и т.д.) Партии обычно делятся на социал-демократические и

коммунистические, консервативные и либеральные. В настоящее время, когда

основной формой политической деятельности стала парламентская, на смену

классовым партиям приходят общенародные (но не буквально, просто эти партии

учитывают интересы разных классов). Партия — это организационно

упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных идей,

целей, созданная для борьбы за власть. Признаки партии: наличие программы,

где указана цель и стратегия партии, наличие устава, где нормы

внутрипартийной жизни, фиксированное членство, сеть первичных организаций.

Массовые общественно-политические организации — молодежные, женские,

религиозные и т.д. не имеют строго организационного оформления как партии и

являются более аморфными.

Взаимодействие политических организаций происходит на основе политических

норм, к которым относятся правовые нормы (основанные на законах),

политические обычаи и традиции, нормы морали.

Политическая культура определяется политическими и нравственными принципами

участников политического процесса.

В результате взаимодействия всех этих компонент полит. системы складывается

определенный политический порядок — политический режим.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ:

1. Демократический режим создает условия для подлинной свободы личности, ее

самовыражения, он господствует во многих странах современного мира и

признан самым прогрессивным. Характеризуется: выборностью во все органы гос

власти, разделением гос властей на 3 ветви (законодательную,

исполнительную, судебную), широкими правами и свободами граждан,

политический плюрализм, свобода слова, возможность гражданина через

политические организации или прямо (через голосование и референдумы) влиять

на принятие политических решений государства. На практике этот идеал в силу

исторических, экономических и др. причин не всегда реализуется в полном

объеме.

2. Авторитарный режим основан на власти какого-либо авторитета. В этих

условиях господствует исполнительная власть, парламент может существовать в

качестве совещательного органа. Основные методы управления — приказы и

команды. Личность теряет самостоятельность и вынуждена подчиняться

авторитету.

3. Тоталитарный режим — господство группы, возглавляемой лидером Им всецело

принадлежит власть: всесторонний контроль за жизнью общества, запрещение

конституционных прав и свобод, репрессии, милитаризация жизни (организация

жизни по военному образцу), господство единой идеологии. Личность находится

в полном подчинении, зависит от власти не только морально, но и физически.

Управление обществом. Политическая система оказывает целенаправленное

воздействие на общество во всех его сферах, т.е. осуществляет управление

обществом. Суть управления заключается прежде всего в определении целей

развития общества, каждой его сферы. Соответственно формируется

экономическая, социальная, национальная, культурная политика государства, и

внешняя — в области отношений между государствами. Органы государственного

управления — основной рычаг воздействия на общественные процессы. Основные

функции управления — обработка и использование информации, принятие и

реализация решений и контроль за ними. Косвенное влияние на управление

оказывают и неполитические организации (профессиональные, творческие и др.)

союзы. Согласование различных социальных интересов происходит по-разному:

путем голосования, переговоров, референдумов и т.д. Но при этом оказываются

неучтенными мнения меньшинства. Сегодня существует новый подход к принятию

внутригосударственных и межгосударственных решений — методом компромиссов и

консенсуса (согласие, единодушие). Политическая система выступает как

механизм управления обществом.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ:

1 значение — политические учреждения с организованной структурой,

централизованным управлением и аппаратом (институт власти — правительство,

законодательное собрание т.д.);

2 значение — формы и сущность политических функций (институт президентства,

институт представительства).

Власть — способность навязывать свою волю и мобилизовать ресурсы для

достижения цели, центральное, организационное и контрольное начало

политики. Много толкований власти (полномочия, власть — средство

осуществления политики, власть — отношения между людьми и группами людей).

Политическая власть позволят осуществлять политическим партиям свои цели на

уровне государства. Политическая власть — это полномочия на государственном

уровне.

Политический плюрализм — система, основанная на взаимодействиях и

«противовесах» основных партий и организаций. Плюрализм (философ.) —

существование множества самостоятельных взглядов.

Социализация — способы формирований умений и социальных установок

индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Социальный институт — совокупность ролей и статусов, предназначенных для

удовлетворения социальных потребностей.

Натурализация — процесс вживания эмигранта в новое иноязычное окружение,

новой культуры и традиций.

Общественно-экономическая формация — в марксистском учении это ступени

исторического развития, прогресса (рабовладельческая, капиталистическая и

т.д.). Прежде всего определяется, характеризуется степенью развития

производственных сил и производственных отношений.

Цивилизация — этап развития человечества, следующий за дикостью и

варварством (старое определение). Цивилизация — качественная специфика

(своеобразие материальной, духовной и социальной жизни) той или иной группы

стран, народов на определенном этапе развития. Цивилизация характеризуется

не только степенью развития производственных сил, но и культурой

(философией, общественно-значимыми ценностями, жизненными принципами,

образам жизни).

Право собственности — совокупность правовых норм, регулирующих отношения по

поводу благ (право владения, право пользования, право распоряжения). В

России признается частная, государственная, муниципальная и иные формы

собственности и закреплено равенство всех форм собственности в Конституции.

Регулируют конкретные отношения по поводу собственности: Гражданский

кодекс, Семейный кодекс, Земельный кодекс пока не принят (только в

Самарской области местным законом).

Социальные гарантии — это материальные и правовые средства, обеспечивающие

реализацию социально-политических и социально-экономических прав. Их можно

обеспечить при достаточном уровне развития экономики (обеспечение жильем,

медицинской помощью, образовательными услугами и др.) и при условии

соблюдения прав человека, т.е. в правовом государстве, где права человека

определяются законом, а не усмотрением чиновников.

Признаки правового государства:

1. Верховенство права в сферах жизни. Этот основополагающий принцип

закрепляется в основном законе — КОНСТИТУЦИИ, (все прочие законы не могут

противоречить этому закону);

2. Подчинение закону всех государственных органов и должностных лиц,

организаций, граждан;

3. Гуманность, справедливость законов, закрепляющих права человека,

которыми они наделены от природы (право на жизнь, достойное существование и

т.д.);

4. Провозглашение свободы и равенства граждан, как неотъемлемых прав;

5. Взаимная ответственность государства и гражданина.

Теории стратификации (их существует много):

1. В теории классов Маркса (его считают на западе выдающимся социологом)

причина стратификации - в более выгодном положении тех, кто контролирует

богатства;

2. Теория стратификации Вебера выделяет 3 фактора — богатство, престиж и

власть;

3. Теория стратификации Уорнера основным считает репутации людей внутри

общности, принадлежность к социальному слою определяется самим человеком;

4. Теория Треймана включает элементы предыдущих теорий.

ПОЛИТИКА — искусство управлять государством.

Государство — центральный институт власти в обществе, основной институт

политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий

деятельность общественных групп, классов.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РФ И РМ

Политическая система это сложный комплекс государственных институтов,

политических партий, общественных партий, норм, функций и ролей.

Государство — центральный институт власти в обществе, основной институт

политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий

деятельность общественных групп, классов.

Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., провозгласила

наше государство демократическим федеративным с республиканской формой

правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России

является народ.

Президент РФ — глава государства и высшее должностное лицо — Ельцин Б.Н.

Федеральное Собрание — парламент РФ — представительный и законодательный

орган, состоит из двух палат:

1. Совет Федерации — входят по 2 представителя от субъектов Федерации

(от представительного и исполнительного органов гос власти) — Председатель

Строев Е.С.

2. Государственная Дума состоит из избирающихся депутатов (450 чел.)

— Председатель Селезнев Г.Н.

Правительство РФ — исполнительная власть — Председатель Кириенко С.В.,

Примаков Е.М., Степашин С.В.

Основами конституционного строя объявляются политический и идеологический

плюрализм, многообразие и равноправие различных форм собственности,

разделение властей (3 ветви — исполнительная, законодательная и судебная).

РФ имеет федеративное устройство, т.е. в ее состав входят самостоятельные

единицы, имеющие собственную политическую жизнь. В ее состав входит 89

равноправных субъектов федерации. Один из них Республика Мордовия.

Конституция которой устанавливаются те же основы конституционного строя и

органы государственной власти.

В систему органов гос власти Республики Мордовия входят:

. Глава РМ — глава государства и высшее должностное лицо РМ — Меркушкин

Н.И.

. Государственное Собрание РМ (состоит из 75 депутатов) — высший

представительный и законодательный орган власти РМ — Председатель Гос.

Собрания Кечкин;

. Правительство РМ — высший орган исполнительной власти РМ — Председатель

Правительства Волков;

. суды РМ;

. местные органы представительной и исполнительной власти.

Среди негосударственных организаций наибольшую роль играют политические

партии и общественные движения. По своей направленности партии делятся на

социал-демократические и коммунистические, консервативные и либеральные. В

настоящее время в РФ зарегистрированы десятки партий, общественно-

политических движений и союзов. Но они еще не в полной мере представляют

интересы различных слоев и не имеют социальной опоры Но их участие в

парламентских выборах — значительный шаг в становлении многопартийной

системе РФ (наиболее влиятельные — Коммунистическая партия России, Аграрная

партия, ЛДПР, политические движения ЯБЛоко и Наш Дом Россия. Политические

нормы, обычаи, традиции и вся политическая культура в России переживает

период становления. То же самое можно сказать и о политической жизни

Мордовии.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»