Отчет по практике прокладка сигнальных кабелей на ЖД и др.
Структура базы практики.
База практики - дистанция сигнализации и связи ШЧ-6. Практика проходила в
бригаде СЦБ, которая обслуживает участок станций - Днепропетровск-Южный -
Встречный - Сурское с прилегающими перегонами. Этом участок оснащен
системами однопутной трехзначной числовой кодовой автоблокировки при
постоянном тяговом токе. Частота тока кодовых импульсов - Днепропетровск-
Южный - 50 Гц, Встречный - 25 Гц. При этом применяются следующие типы реле
: на 50 Гц - ДСШ12А и ДСШ13А - 25 (двухэлементное секторное штепсельное).
Технологические процессы проводятся по трем графикам - 4-х недельному,
годовому и долговременному(например по модернизации всех релейных шкафов).
Бригадой СЦБ выполнялись плановые мероприятия и ремонтные работы. Например,
по оборудованию эл. пит. устройств: пробный запуск дизеля, осмотр вводно-
распределительных щитов, контакторных и предохранительных приставок,
выпрямителей всех типов, по хозяйству СЦБ : обход стрелочных переводов(на
Южном - 13 и 10, причем четность нумерации зависит от направления ),
измерение сопротивления изоляции сигнальных кабелей, измерение напряжений
на путевых реле, внешняя проверка трансмиттеров и реле, измерение
напряжения на электрических конденсаторах и выпрямителях ячеек кодовой
автоблокировки, замена реле, блоков кодовых ячеек, предохранителей, ремонт
поврежденной проводимости на стыке, замена трансформаторного ящика.
Технология прокладки, разделки и монтажа кабельных линий.
Линейные устройства современных кабельных линий состоят из трех основных
частей: кабеля, кабельной арматуры и кабельных сооружений. Кабель
представляет собой совокупность нескольких проводников (жил), изолированных
друг от друга и от земли и заключенных в общую защитную оболочку. Жилы
кабеля служат для передачи электрической энергии. Основное назначение
защитной оболочки - это создание полной герметичности, защищающей кабель от
проникновения в него влаги и влажного воздуха. В устройствах
железнодорожной АТС используют кабели с алюминиевыми защитными оболочками и
оболочками из пластмасс, находят также применение кабели со свинцовой
оболочкой и оболочкой из резины. Кабельная арматура представляет собой
оборудование, при помощи которого осуществляется соединение концов
строительных длин кабеля, устройство ответвлений кабеля и оконечных
включений его, это - кабельные оконечные и соединительные муфты, кабельные
стойки и ящики, боксы, распределительные коробки и т.д.
Сигнально-блокировочные кабели устройств СЦБ, как правило, применяются с
медными жилами, с полиэтиленовой изоляцией, в пластмассовой оболочке.
Токопроводящие жилы во всех кабелях выполнены из медной проволки диаметром
1.0 мм и изолированны полиэтиленом. Эл. сопротивление токопроводящей жилы
постоянному току, пересчитанное на 1 км (при 20С) не более 23.5 Ом. Срок
службы должен быть не менее 12 лет. Сигнально-блокировочные кабели
различают двух типов : для мотажа напольного (предназначены для соединения
цепей неподвижных электрических установок ЖД сигнализации и
блокировки(светофоров, стрелочных эл.приводов и т.д. - СБПБ, СБВБ, СБВБГ,
СБПБГ) и для монтажа постового оборудования СЦБ (СБВГ, СБПАШп - в
алюминиевой оболочке). При строительстве, ремонте и текущем обслуживании
кабельных линий и сетей связи используются различные материалы: припои,
эпоксидные компаунды и клей, поливинилхлоридные и полиэтиленовые ленты,
изолирующие гильзы, заливочные массы, симметрирующие конденсаторы и т.д.
Перед транспортировкой или прокладкой кабеля, проверяют его состояние.
Начинают проверку с внешнего осмотра кабельных барабанов, проверяя
целостность обшивки, заделку концов кабеля. Кроме этого кабель проверяют
на герметичность оболочки. Обычно все кабели дальней и местной связи
поступают с завода-изготовителя с накаченным под оболочку воздухом под
давлением, превосходящим атмосферное на 50-98 КПа и впаяным в один из
концов кабеля вентилем. Целостность оболочки в этом случае проверяют по
манометру. Если окажется, что избыточное давление в кабеле отсутствует, то
в кабеле поднимают давление до разницы 98 КПа, добавляя при этом только
сухой воздух. Если через 24 часа давление не снижается это свидетельствует
о целостности оболочки кабаля, в противном случае ищут и устраняют
повреждение оболочки. После этого у кабелей дальней связи измеряют
сопротивление изоляции жил и рабочую емкость кабельных цепей, а у кабелей
местной связи измеряют сопротивление изоляции и производят проверку жил на
обрыв и сообщение их между собой и с металлической оболочкой.
Размотку кабеля с барабанов и его последующую укладку в траншею производят
механизированным или ручным способом. Если местные условия не позволяют
применить механизированный способ прокладки, то кабель разматывают и
укладывают вручную. Для этого барабан с кабелем устанавливают около траншеи
на козлы, чтобы барабан мог свободно вращатся на оси, вставляемой в его
втулку. Устанавливают барабан так, чтобы вращение его на оси происходило по
стрелке, изображенной на щеке барабана, а кабель при разматывании шел
сверху барабана. После установки барабана расшивают закрывающие кабель
доски и начинают размотку кабеля, причем барабан вращают за щеки, а не
силой тяги кабеля. Прокладку строительных длин кабеля производят с таким
расчетом, чтобы в котлаванах, где в последующем производится установка на
кабеле муфт, концы кабеля перекрывали друг друга примерно на 2 м. При
двухкабельной системе укладку обоих кабелей в траншею производят
одновременно. После прокладки строительных длин кабеля производят повторную
проверку их состояния. а затем приступают к их засыпке. Защиту
прокладываемого кабеля от механических повреждений производят при его
прокладке под железнодорожными и трамвайными путями, на пересечении с
шоссейными и грунтовыми дорогами, под проезжими частями улиц, в местах
пересечения с подземными сооружениями и другими кабелями, заключая кабель
на участке пересечения в асбоцементные трубы с таким расчетом, чтобы они
выходили на 1 м за пределы пересечения. Кабели защищают при их прокладке в
скалистых грунтах на глубине 0.5 м, в садах и огородах, при прокладке в
одной траншеи более девяти кабелей. В этих случаях кабельдля защиты
покрывают бетонными плитами или слоем красного кирпича.
Рассмотрим разделку и монтаж на примере кабелей автоматики и телемеханики.
На железнодорожном транспорте широкое распространение получили кабели СЦБ с
пластмассовыми оболочками, изготовленные из полиэтилена и поливинилхлорида.
Эти материалы по характеристикам отличаются друг от друга, поэтому при
монтаже кабелей муфты и сварочные материалы необходимо применять
соответсвующие оболочкам кабелей. В универсальных и разветвленных муфтах
бронированные кабели с пластмассовыми оболочками(СБПБ, СБВБ) разделываются
так : на кабель надвигают защитную трубу 1.(см. рис. а)
[pic]
Затем накладывают из трех-четырех витков спаечной проволки бандаж. Место
наложения бандажа определяется расстоянием от точки закрепления брони или
оболочек кабеля (между нижним основанием муфты и фланцем защитной трубы) до
клемных зажимов с учетом длины прокладки жил и запаса на их перезаделку.
После этого с конца кабеля снимают защитный покров. На расстоянии 30 мм от
первого бандажа на броню кабеля накладывают второй бандаж 2, ленты брони
разматывают до этого бандажа и обрезают, оставляя 40-60 мм для заделки.
Концы бронеленты 3 отгибают под прямым углом. Затем на расстоянии 30 или 45
мм от второго бандажа удаляют пластмассовую оболочку 4 и ленты поясной
изоляции. Кабель вводят в муфту 5 и закрепляют таким образом , чтобы
отогнутые концы брони зажимались между нижним основанием муфты и фланцем
защитной трубы. Жилы кабеля подключают с некоторым запасом непосредственно
к зажимам муфты на колодках. Вводные отверстия уплотняют изолирующим
материалом. Для предохранения от влаги дно муфты заливают кабельной массой.
Разделка и монтаж кабелей без брони с пластмассовыми оболочками (СБВу,
СБПу) начинают с того, что на расстоянии 40-60 мм от обмотки,
соответствующей месту наложения второго бандажа у бронированных кабелей, с
конца кабеля снимают пластмассовую оболочку(рис. б). На оставленном участке
оболочки делают два продольных надреза, один против другого, и отгибают ее.
Отступив еще на 30-45 мм от места перегиба оболочек, с конца кабеля снимают
поясную изоляцию. На оставшуюся часть поясной изоляции с натяжением
наматывают липкую изоленту 6. Ввод концов и заливка их кабельной массой
выполняется так же. как и при разделке бронированных кабелей, только между
основанием муфты и фланцем защитной трубы зажимают концы пластмассовой
оболочки 7.
При разделке кабелей с пластмассовыми оболочками (СБПБ, СПБГ) в
соединительных муфтах от конца кабеля на расстоянии 335 мм для кабелей
емкостью до 9 жил, 390 мм для кабелей от 12 до 19 жил и 450 мм - до 61 жилы
на защитный покров накладывают проволочных бандаж из 2-3 витков спаечной
проволки, затем с конца кабеля до бандажа удаляют наружный покров. На
расстоянии 20-30 мм от первого бандажа на броню кабеля накладывают второй и
броню с конца кабеля до этого бандажа обрезают. Соединяемые
кабелиукладывают рядом рядом навстречу друг другу так, чтобы их концы на 50-
100 мм заходили за подлежащую установке муфту. В месте, где будет середина
муфты, оба кабеля перевязывают шпагатом. Затем берут полиэтиленовую муфту и
прикладывают к кабелям таким образом, чтобы ее середина совпала с
перевязкой из шпагата. На оболочках соединяемых кабелей у концов муфты
делают пометки, после чего перевязку кабелей у концов муфты делают пометки
и перевязку из шпагата снимают. Отступив от сделанных отметок на 30-50 мм
удаляют полиэтиленовую оболочку. Затем на концы кабелей надвигают
полумуфты. После этого кабели закрепляют в монтажном станке или монтажных
козлах так, чтобы концы оболочек находились на расстоянии 30-40 мм от
закрепляющих обойм. Жилы кабеля, начиная с верхнего повива, отгибают в
стороны и временно прикрепляют к кабелю. Соединение жил начинают с
центрального повива. С жил снимают изоляцию, надевают на них гильзы и
попарно соединяют скрутками, длина которых должна быть 20-25 мм. Скрутки
жил располагают по всей длине муфты, после чего припаивают и затем
надвигают на них надетые ранее гильзы. Расстояние от концов гильзы до
оголенных жил должно быть не менее 10 мм. После окончания соединения всех
жил полученные сростки уплотняют и обматывают лентой. На сросток жил
надвигают полумуфты так, чтобы одна полумуфта плотно входила в другую до
упора. Затем, как и у кабелей связи с пластмассовой оболочкой, производят
сварку полумуфт между собой и с оболочками кабелей. Готовую муфту
обматывают двумя слоями смоляной или прорезиненной ленты с 50% перекрытием.
Броню концов кабелей перепаивают между собой проводом. Полиэтиленовую муфту
укладывают в чугунную соединительную муфту С-35М или С50-М, которую затем
залиают кабельной массой(марки МБ-70/МБ-90).
Технология установки электроприводов.
В устройствах электрической централизации для перевода, замыкания и
контроля положения стрелок применяются стрелочные электроприводы. В
зависимости от системы централизации в электроприводах устанавливаются
следующие электродвигатели: низковольтные постоянного тока на напряжение 30
В, высоковольтные постоянного тока (100 или 160 В), трехфазные переменного
тока на напряжение 127 или 220 В.
Установка электроприводов на стрелках производится в соответствии с
требованием габарита приближения строений С, установленного ГОСТом.
Электропривод на стрелке крепится на специальной стрелочной гарнитуре, тип
которой выбирается в зависимости от типа электроприводов(СПВ или СП),
рельсов, варианта установки (правая-левая); всего имеется 30 типов
стрелочных гарнитур. Гарнитура выполняется в виде фундаментных угольников,
прикрепленных к подошвам рельсов. На рисунке показана гарнитура для
крепления электропривода типа СПВ-5 на стрелке из рельсов Р50 с левой
стороны без перекладки рабочих линеек.
(здесь рисунок высотой 11.5 см)
Фундаментные угольники 1 и 2 крепятся к рамным рельсам в пространстве
соседних междушпальных ящиков угольниками 3. Для жесткости крепления
гарнитуры предусматривается поперечная 4 и продольная 5 полосы; кроме этого
жесткость крепления также обеспечивается корпусом электропривода 6,
прикрепленного к фундаментным угольникам четырьмя болтами. Тягами 7
(короткая) и 8 (длинная) остряки стрелки связываются с рабочими линейками
электропривода, а тягами 9 (короткая) и 10 (длинная) - с контрольными
линейками; тяги проходят под рамным рельсом к острякам и крепятся через
вилки к серге остряка.
Рабочая и контрольные тяги, подходящие к одному остряку стрелки, крепятся
с=к серьге остряка на общей оси 11 так, чтобы обеспечить одновременный ход
этих тяг как при нормальном переводе стрелки, так и при изломе ушка серьги
или разрыве болта и отсоединении тяг от остряка. Обе тяги во всех случаях,
связанные жестко, будут двигаться одновременно, хотя остряк останется
неподвижным и ложного контроля положения стрелки на получится. Для
обеспечения нормальной работы электрической рельсовой цепи в пределах
стрелочного перевода рабочие и контрольные тяги в месте крепления их к
острякам стрелки изолируются фибровыми шайбами и втулками. Точно так же при
помощи фибровых прокладок изолируются фундаментные угольники при креплении
их к рамным рельсам. Поперечная полоса разрезается и между ее половинками
устанавливаются фибровые прокладки и втулки.
После установки и закрепления электропривода на фундаментных угольниках и
присоединения его к рабочим и контрольным тягам проверяется нормальный
перевод стрелки в одно и другое положения, а также плотное прижатие
остряков к рамным рельсам в обоих крайних положениях стрелки. Кроме этого,
обращается внимание на то, чтобы замыкание остряков и размыкание рабочих
контактов автопереключателя не происходили при закладывании между остряком
и рамным рельсом шаблона толщиной 4 мм и чтобы при замыкании контрольных
контактов кулачок автопереключателя правильно западал в вырезы контрольных
линеек. В случае невыполнения этих норм допускается подгонка тяг
применением горячей осадки или оттяжки. Контрольные тяги регулируются путем
изменения стрелы прогиба в горизонтальной плоскости; регулировка
производится при соответствующем прижатом остряке.
Установка электропривода на стрелке считается правильной, если
обеспечивается : легкость перевода остряков; ход остряков; измеренный
против серег, равный 152(4) мм; плотность прижатия остряка к рамному рельсу
с зазором не более 4 мм и отведением другого остряка от рамного рельса на
расстояние не менее 125 мм; правильное западание ножевого рычага
автопереключателя в вырезы контрольных линеек; незападание зуба ножевого
рычага автопереключателя в вырезы контрольных линеек и незамыкание
контрольных контактов при закладке шаблона 4 мм между остряком и рамным
рельсов; зазор между зубом ножевого рычага автопереключателя, когда он
находится в вырезах контрольных линеек, и скосом линейки, связанной с
прижатым остряком, не менее 1 мм и не более 3 мм.
Индивидуальное задание.
В течении практики руководителем (гл. эл. мех.) давались различные
поручения и задания. Среди них, например, было нахождение обрыва в
рельсовой цепи на перегоне возле станции "Сурское", который давал ложную
занятость. Где из-за корозии металла, трос, который электрически соединял
рельсы при стыке, имел большое сопротивление и был успешно заменен нашими
усилиями. Также большое практическое значение имело наше присутствие на
замене трансформаторного ящика на станции "Днепропетровск-Южный". Здесь
индивидуальным заданием была разделка кабеля. Как оказалось - довольно
трудоемкое и сложная процедура. Кабель заводится в путевую коробку (муфту)
через патрубок (предварительно сняв заглушку) и укрепляется. Далее он
укладывается в землю, кроме около 1.5 м для заводки. Снимается оболочка
(около 70 мм - для кабелей без брони). Далее на расстоянии 30-45 мм
снимается поясная изоляция, на оставшуюся часть последней наматывается
изолента. Установленный кабель прозванивается, измеряется сопротивление
изоляции и между жилами. Жилы кабеля подключаютя к зажимам, оставляя перед
зажимом запас жилы в виде кольца на случай перезаделки.
Вопросы по охране труда и технике безобасности.
Вопросы по охране труда и ТБ освещаются в документации по охране труда и
технике безопасности : Правила ТБ и производственной санитарии в хозяйстве
сигнализации и связи(ЦШ-4695); Инструкция по ТБ и ПС для ШН и ШЦМ
сигнализации и связи на ЖД транспорте; Правила безопасности для работников
ЖД транспорта на электрофицированных линиях.
С первых дней руководство предъявило жесткие требования к вопросам техники
безопасности и охране труда. Студенческому коллективу был прочитан
инструктаж, правила и отступления которого должны были выполнятся
корректно, точно, а главное своевременно, что и делалось на протяжении всей
практики нашей бригадой. По охране труда были освещены следующие вопросы :
Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на рабочем месте,
участке, основные опасные и вредные факторы, особенности их действия,
безопасная организация работ, порядок подготовки к работе, опасные зоны
машин, средства индивидуальной защиты, схема безопасного движения
работников по территории, характерные случаи травматизма, аварий, оказание
доврачебной помощи, требования безопасности по окончании работ.
Список использованной литературы:
* М.В. Марков, А.Ф. Михайлов. Линейные сооружения железнодорожной
автоматики, телемеханики и связи. М. Транспорт, 1980.
* А.А. Казаков. "Электрическая централизация стрелок и сигналов". М.
Транспорт, 1968.
* Правила по ТБ и производственной санитарии в хоз-ве сигнализации и связи.
* Правила безопасности для работников ж.д. транспорта на
электрифицированных линиях /ЦЭ3288/