рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Преступность среди несовершеннолетних

рефераты

Преступность среди несовершеннолетних

|Уральский государственный университет им. А. М. Горького |

|Факультет политологии и социологии |

|III курс, 304 группа |

| | | |

|КУРСОВАЯ РАБОТА |

| |ДИСЦИПЛИНА: |

| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Старшинова А. В. |

| |ТЕМА: Социальная адаптация бывших заключенных|

| | |

| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Востриков Я. В. |

| | |

| |

|Екатеринбург |

|2001г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 3

Глава 1. Понятие социальной адаптации. 4

1.1. Общее понятие социальной адаптации. 4

1.2. Виды и уровни адаптации личности. 6

1.3. Этапы социальной адаптации. 7

Глава 2. Адаптационные проблемы бывших заключенных. 9

2.1. Социальные проблемы адаптации бывших заключенных. 9

2.2. Правовые последствия судимости. 15

Глава 3. Условия, способствующие адаптации лиц, освобожденных от наказания.

17

3.1. Права лиц, освобожденных от наказания в России и за рубежом. 17

3.2. Контроль над лицами, освобожденными от наказания. 23

Заключение 25

Список использованных источников: 26

Электронные издания: 26

Введение

В наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной,

неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, только

готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной адаптации

освобожденных от наказания встает очень остро. Если человек не адаптируется

к нормальной жизни, это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще

всего, к повторному совершению преступлений.

Объектом данной работы являются лица отбывшие наказание в виде

изоляции от общества и освобожденные от него. В простонародье – бывшие

заключенные. В специальной литературе – лица, освобожденные от наказания.

Предметом данной работы являются адаптационные проблемы лиц,

освобожденных от наказания.

Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий

способствующих их социальной адаптации.

В первой главе данной работы рассмотрено понятие социальной адаптации,

выделенное из множества других, сходных по значению понятий. А также

основные характеристики социальной адаптации.

Вторая глава посвящена изучению социально-правовых проблем, бывших

заключенных. Приведены статистические данные проводившегося в Хабаровском

крае исследования проблем бывших заключенных. Исследование проводилось 10

лет назад в 1991 году, но проблемы лиц, освобожденных от наказания,

остаются теми же и по сей день, значить эти данные можно экстраполировать и

на нынешних освобожденных.

Третья глава оглашает условия, которые способствуют скорейшей

социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания и перспективы развития

этих условий, а также рекомендации по их улучшению.

Глава 1. Понятие социальной адаптации.

1.1. Общее понятие социальной адаптации.

Многие ученые, занимавшиеся исследованием проблем освобожденных от

наказания, использовали разную терминологию, обозначая по сути одни и те же

проблемы. Такие понятия как: реабилитация, социальная реабилитация,

ресоциализация, социализация, социальная адаптация, реадаптация – все они,

исходя из этиологии, имеют разное значение, но все ученые вкладывают в них

один смысл – помощь лицам освобожденным от наказания в установлении

социально полезных связей.

Чтобы определить какое же понятие более подходит для определения

процесса решения проблем освобожденных от наказания нужно определить сами

эти проблемы. Это юридическая проблема, связанная с восстановлением своих

прав, в которых человек был ограничен в связи с осуждением, и социально-

психологическая проблема связанная с установлением нормальных, связей с

социальным окружением со стороны освобожденного и со стороны социального

окружения. Кто же является лицом освобожденным от наказания?

В соответствии со ст. 172 УИК РФ основаниями освобождения от отбывания

наказания являются:

а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;

б) отмена приговора суда с прекращением дела производством;

в) условно - досрочное освобождение от отбывания наказания;

г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

д) помилование или амнистия;

е) тяжелая болезнь или инвалидность;

ж) иные основания, предусмотренные законом.

Нас же интересуют лица, привлеченные к уголовной ответственности и

отбывшие наказание в изоляции от общества.

Понятие реабилитация определяется как – восстановление в правах. По

российскому праву реабилитацией лица, которое привлекалось в качестве

обвиняемого, или было признано виновным по приговору суда или подвергалось

административно-правовому взысканию, считается вынесение оправдательного

приговора при пересмотре уголовного дела за отсутствием события

преступления, за отсутствием состава преступления или за недоказанностью

участия в совершении преступления, а также постановление о прекращении дела

об административном правонарушении[1]. То есть реабилитация означает

отрицание факта нарушения права, следовательно применяется к лицам, в

отношении которых делопроизводство велось по ошибке. А значит реабилитация

влечет за собой полное восстановление доброго имени, репутации, а также

восстановление реабилитированного во всех его прежних правах.

Конечно же лицо, незаконно осужденное, отбывшее частично или полностью

наказание, столкнется с проблемами общими для всех освобожденных, и тоже

будет нуждаться в их решении. Человек будет нуждаться в восстановлении

ранее существовавших нормальных социально-полезных связей, которые были

утрачены в связи с изоляцией от общества. Здесь скорее всего речь будет

идти о социальной реабилитации.

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление

разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений

вследствие…изменения социального статуса, девиантного поведения личности

(освободившихся из мест заключения и т. п.)[2]. Эти меры осуществляются со

стороны различных социальных служб. Для лиц неправомерно подвергнутых

наказанию термин социальная реабилитация достаточно применим, но как же

быть с лицами законно подвергнутыми наказанию?

Дело в том, что у большинства преступников до осуждения не

существовало нормальных социально-полезных связей. Они ограничивались

только связями внутри девиантных групп и общностей, начиная с семьи

преступников или алкоголиков и заканчивая криминогенным районом. Для детей

выросших в таких условиях процесс социализации проходил в рамках девиантной

субкультуры, а значит он не имеет понятия об общечеловеческих ценностях и

нормах. Значит о процессе восстановления прежних социальных связей не может

быть и речи. Здесь речь идет о ресоциализации, т. е. о «процессе повторного

вживания (бывшего преступника) в систему представлений о ценностях,

существующих в обществе»[3].

Так или иначе становление социально-полезных связей, восстановление в

правах проходит через процесс социальной адаптации. Т. е. человек должен

приспособиться к условиям общества.

Термин «адаптация» пришел в гуманитарные науки из естествознания, где

понимался как «процесс приспособления строения и функций организмов

(особей, популяций, видов), их органов к условиям среды». В общественных

науках он означает следующее:

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к

условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной

группы с социальной средой5. Этот же источник дает понятие реадаптации как

«восстановление адаптационных способностей». Но причем тут способности?

Чтобы восстанавливать способности, их нужно сначала утратить, а утратить их

можно вследствие сильного психического или физического нарушения функций

центральной нервной системы, а это нарушение встречается редко. То есть

человек в любом случае адаптируется к условиям существования, но в силу

физиологических особенностей у разных людей этот процесс идет по разному.

Поэтому следует рассматривать реадаптацию, как адаптацию к новым условиям.

Психологическое понимание адаптации сводится к установлению состояния

равновесия субъекта и среды, их взаимного воздействия. Адаптация

обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и ее обратным

воздействием или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта

и объекта[4].

В социологии употребляется понятие социальной адаптации, содержание

которого не сводится к первоначальному биологическому смыслу

приспособления. Социальная адаптация предполагает взаимодействие личности и

социальной среды в процессе их общественного функционирования. Процесс

социальной адаптации не тождествен биологическому приспособлению живого

организма к среде обитания. Человеческое приспособление к условиям

существования значительно сложнее биологического. Человек — носитель

сознания — обладает способностью не только воспринимать новые для него

требования своего социального окружения, но и прогнозировать их эволюцию.

Простое приспособление заменяется активным регулированием процесса

взаимодействия со средой. Адаптация человека на социальном уровне

приобретает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение

социальных функций, необходимых для удовлетворения требований окружающей

среды, с другой — под его воздействием происходит изменение самой среды4.

1.2. Виды и уровни адаптации личности.

Адаптация личности как способ включения ее в систему норм, социальных

и моральных ценностей неразрывно связана с правовой культурой, с пониманием

существующих в обществе политических, нравственных, правовых явлений, с

усвоением предписаний политических, нравственных и правовых норм в качестве

собственных жизненных установок.

Правовая культура достигается путем организации и осуществления

правового воспитания, в котором социально-психологическим процессам

формирования правовых взглядов, идей, убеждений, чувств, настроений

принадлежит важная роль. Правовое воспитание охватывает одновременно

правовое образование и обучение, формирование убеждений, привычек правового

поведения и социально-правовой активности.

Достижение соответствия потребностей и устремлений личности целям и

задачам общества обусловливает прогрессивный характер социальной адаптации.

Главная ее особенность заключается в том, что взаимоотношения индивида и

общества должны носить характер осознанного и свободного подчинения

личности социальным (правовым) нормам и ценностям.

Итак, существует два вида адаптации: социальная и психологическая.

Социальная адаптация по сути означает установление нормальных, социально

полезных отношений, социальную реабилитацию гражданина. Психологическая —

это усвоение субъектом стандартов поведения и ценностных ориентации.

Психологическая адаптация неразрывно связана с социальной адаптацией,

которая одновременно является и условием, и показателем ее успешности.

Поэтому социальную и психологическую адаптацию следует рассматривать в их

неразрывном единстве. Однако возможны и такие ситуации, когда указанные два

вида адаптации не совмещаются: человека хорошо приняли в бытовом окружении

(семья, родственники, знакомые), но не принимают на работу.

Социальная и психологическая адаптация в социологической и философской

литературе рассматривается на различных уровнях:

I — общества в целом (в масштабе макросреды);

II — социальной группы (в масштабе микросреды);

III — индивида (внутриличностная адаптация).

Вывод о существовании адаптации личности на уровне общества не получил

общего признания среди специалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об

адаптации личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить

и использовать образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для

конкретной общности (группы, ближайшего социального окружения), и в то же

время не достичь органического единства с макросредой (обществом), не

интегрироваться с ней.

В качестве примера неадаптированности личности на уровне общества,

отрешенности и безразличия к социальной стороне своего существования можно

рассматривать героя повести А. Камю «Посторонний». Примером же социальной и

психологической адаптации личности на уровне общества могут служить жизнь и

творчество Николая Островского.

Выделение социальной и психологической адаптации личности на уровне

социальной группы (коллектива — микросреды) является общепризнанным.

Адаптация личности в социальной группе представляет собой ее

самоопределение, обеспечение прочности «врастания» человека в данную группу

(коллектив). В процессе коллективной деятельности и общения человек

утверждает свою индивидуальность и вместе с тем, в известной мере,

интегрируется с группой. Однако при этом конфликт с обществом не

допускается, лицо воздерживается от нарушения правовых норм хотя бы под

страхом наказания.

Неадаптированность личности может привести к возникновению конфликтных

ситуаций. В социальной психологии рассматриваются следующие виды

конфликтных ситуаций:

1) противоречия между представлениями индивида о жизни и реальной

действительностью;

2) переоценка своих возможностей и недооценка их

другими людьми;

3) острая необходимость выбора между двумя или несколькими жизненно

важными действиями;

4) конфликт, возникший на почве несоответствия социальных стремлений

личности и социальных убеждений людей, мнением которых человек дорожит.

Социальная неадекватность может быть результатом определенного

несоответствия уровня притязаний как уровню объективных возможностей группы

(ближайшего окружения), так и субъективным данным, индивидуальным

способностям личности.

Социально-психологическим содержанием социальной адаптации являются

сближение целей и ценностных ориентации среды и входящего в нее индивида,

усвоение им норм, традиций, осознание социального статуса и связанного с

ним ролевого поведения.

В зависимости от того, как взаимодействует личность со средой,

различают три типа адаптационного процесса:

I — преобладает активное воздействие индивида на социальную среду;

II — пассивное, конформное вхождение в группу;

III— активное воздействие среды на индивида.

1.3. Этапы социальной адаптации.

В связи с тем, что социальная адаптация представляет собой протекающий

во времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. По-видимому,

правильнее говорить об этапах социальной адаптации.

Польский социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа:

первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид усваивает лишь

правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им не

признается;

второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид признают

равноценность эталонов поведения друг друга;

третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со взаимными

уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей среды,

но и представители последней признают некоторые его ценности;

четвертый этап (самой полной адаптации, этап «ассимиляции»), когда

индивид полностью отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью

принимает новые.

Приведенная периодизация в полном объеме может быть использована лишь

в случаях кардинального расхождения ориентации личности и новой для нее

среды. Однако, поскольку такая ситуация возникает далеко не всегда, а

точнее, сравнительно редко, целесообразно внести в нее некоторые

коррективы.

Прежде всего следует указать на необходимость выработки у осужденных в

процессе исполнения и отбывания наказания адаптационных знаний и личностных

качеств, облегчающих впоследствии их социальную адаптацию. Социальная

адаптация освобожденных от отбывания наказания в виде лишения или

ограничения свободы в значительной мере зависит от пластичности личности,

ее желания приобщиться к честной трудовой жизни. При подготовке осужденного

к освобождению важно также создать для этого объективные предпосылки: поиск

подходящего места жительства и работы, завязывание полезных знакомств.

Итак, социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания

проходит следующие три этапа.

1. Приспособительный этап, когда освобожденный от отбывания наказания

разрешает насущные жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым

устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения от наказания —

самый сложный и порой решающий. Важность его для социальной адаптации

сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь с трудностями в быту и при

устройстве на работу, освобожденные от отбывания наказания обращаются за

помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые преступления.

Отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в таких

случаях не просто, а зачастую невозможно противостоять.

2. Этап усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив,

связан с психологическими и нравственными трудностями освобожденного от

отбывания наказания. В этот период происходит изменение его социальных

ролей, функций, и, как правило, возникает необходимость в изменении

установившихся навыков и привычек. Часто лица, особенно отбывшие длительный

срок лишения свободы, приспосабливаются к новой социальной среде с большим

внутренним напряжением, психологическими срывами, с постоянными стрессовыми

состояниями.

3. На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных

и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно

трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-

этических норм. Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения

наказания положительных результатов исправительно-трудового воздействия и

достижении целей исправления судимого лица.

При оценке успешности протекания такого сложного социального процесса,

как социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный

облик, но и поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и

субъективные показатели.

Объективные критерии фиксируют внешние признаки примерное поведение,

честное отношение к труду, точное и неуклонное выполнение требований

законов и правил, участие в общественной жизни трудового коллектива и др.).

Субъективные критерии социальной адаптации освобожденных от отбывания

наказания характеризуют степень (уровень) осознанности личностью

необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям общества,

удовлетворенности новыми социальными ролями, желание добиться осуществления

намеченных планов и выражаются в позитивном отношении к трудовому

коллективу, отдельным его членам, семье и др. Указанные критерии можно

использовать для определения уровня протекания социальной адаптации,

выявления обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благоприятно влияющих на

нее.

Глава 2. Адаптационные проблемы бывших заключенных.

2.1. Социальные проблемы адаптации бывших заключенных.

Одним из основных направлений борьбы с рецидивной преступностью

является оказание лицам освобожденным от наказания помощи в трудовом и

бытовом устройстве. Это относится не только к постпенитенциарной адаптации,

но и ко всем лицам, отбывшим наказание, соединенное с ограничением свободы.

Следует отметить, что уровень рецидивной преступности здесь достаточно

высок, что обычно объясняется ошибками судов, применяющих указанные виды

наказания, а также недостатками организации карательно-воспитательного

процесса. Однако, как верно отмечал Б. С. Никифоров, «...даже правильно

назначенное и надлежащим образом исполненное наказание далеко не всегда

приводит к исправлению и перевоспитанию преступника и предупреждению новых

преступлений». Поведение отдельного лица после отбытия наказания зависит не

только и, пожалуй, не столько от результатов карательно-воспитательного

воздействия, сколько от влияния на него факторов постпенитенциарной

адаптации. Одни из них способствуют закреплению результатов исправительно-

трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют новые преступления.

Наказания, связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и

отбывание которых происходит с отрывом осужденного от привычной среды, -

влекут за собой ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей,

существенное ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и

личность бывшего осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону.

Исполнение наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного

к условиям жизни в ИТУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не

лучшей среды. После освобождения и возвращения в прежнее социальное

окружение адаптационная проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто

совершил преступление случайно, под воздействием неблагоприятных

обстоятельств.

Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных от

отбывания наказания являются следующие:

1) она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением

или ограничением свободы;

2) этот социально-психологический процесс начинается с момента

освобождения осужденных от наказания и завершается достижением соответствия

между ожиданиями-требованиями общества (отдельных социальных групп) и

поведением ранее судимого лица;

3) задачей социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания,

является приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с

наказанием, в новой или изменившейся, прежней социальной среде,

предполагающее их свободное и добровольное подчинение нормативным

требованиям данной среды и уголовно-правовых норм;

4) социальная адаптация освобожденных от наказания зависит также от

адаптационных навыков и способностей, присущих индивиду изначально и

воспитанных в условиях исполнения наказания;

5) успех социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания в

значительной степени зависит от соотношения системы личностных установок

освобожденного и требований, предъявляемых средой (трудовым коллективом,

ближайшим бытовым окружением, семьей);

6) социальная адаптация освобожденных от наказания может быть

обеспечена лишь при наличии положительной взаимообусловленной социальной

направленности микросреды и личности судимого, совместимости социальных

ожиданий среды и нравственных позиций, ценностных ориентации личности.

Протекание социальной адаптации зависит от множества факторов. Одни из

них благоприятствуют успешному «вхождению» лица, освобожденного от

наказания, в новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому

препятствуют.

Важнейшим фактором, от которого зависит социальная адаптация, является

соотношение между диспозиционной структурой личности и социальными

ожиданиями среды.

Концепция многоуровневой саморегуляции социального поведения получила

развитие и эмпирическое обоснование в работах В. А. Ядова и его

сотрудников. Сущность концепции заключается в следующем. Социальная и

нравственная направленность (по словам В. А. Ядова, ее диспозиционная

структура) состоит из фиксированных установок различных уровней сознания и

обобщения. Выбор вариантов поведения, осуществляемый под воздействием

внешних обстоятельств (среды), в той или иной степени зависит от диспозиции

субъекта, его преднастроенности поступать соответствующим образом. Причем,

как правильно резюмирует А. Ф. Зелинский, реальным поведением индивида

управляют не отдельные ориентации или установки, а вся диспозиционная

система в целом. Приведенное положение представляется очень важным, ибо

здесь подчеркиваются взаимопроникновение осознаваемого и неосознаваемого в

процессе любой деятельности и необходимость учитывать это единство при

анализе человеческого поведения, в том числе освобожденных от наказания в

процессе их социальной адаптации.

Проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания,

исследовались многими авторами. Все они указывают на типичные трудности

вхождения освобожденных от наказания в новую или изменившуюся микросреду.

Для многих из них, например, проблемой являются ситуация в семье,

взаимоотношения с трудовым коллективом, ближайшим бытовым окружением.

Анализ сущности и содержания процесса социальной адаптации

освобожденных от наказания, его социально-психологических закономерностей

показывает, что данный процесс далеко не всегда протекает гладко и

бесконфликтно. Освобожденному приходится преодолевать многочисленные

препятствия как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не

зависящие. Они и составляют проблемы адаптации (или адаптационные

проблемы). Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две категории.

Первая категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением

насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, т. е. с созданием

внешних условий жизнедеятельности субъекта.

Другая группа проблем связана с вхождением освобожденного в новую

микросреду — семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В

первой, как правило, преобладают ситуации, определяемые объективными, не

зависящими от воли освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья,

трудности в трудоустройстве). Во второй — решающую роль играют личные

качества лица и его поведение, т. е. факторы субъективного плана.

И те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из

сложившихся условий и личных возможностей. А они в определенной мере

зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально-

демографических параметров личности.

Исходя из достаточно достоверного предположения о том, что повторное

осуждение спустя непродолжительное время после освобождения в большинстве

случаев означает неудачу социальной адаптации, можно считать показатель

рецидива преступлений среди различных возрастных категорий своеобразным

индикатором адаптации (со знаком минус).

Одна из важнейших естественных потребностей человека — потребность в

жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных,

явились - утрата права на жилплощадь в связи с осуждением, нежелание

возвращаться к семье, распад семьи, отсутствие жилья до ареста.

Обстоятельствами, обусловливающими возникновение адаптационных

жилищных проблем у освобожденных от отбывания наказания, являются

длительность периода с момента освобождения до получения жилья; прибытие

части освобожденных в местность, где отсутствует возможность бытового и

трудового устройства. Жилищные трудности у освобожденных вызваны

объективными и субъективными причинами. Прежде всего, общий недостаток

жилья в городах.

Необходимо было бы ужесточить контроль за фактическим передвижением

освобожденных из ИТУ лиц, а в некоторых случаях следует рассмотреть

возможность сопровождения освобожденных к месту их жительства. Для лиц, не

имеющих жилья, было бы целесообразно, используя опыт первых лет Советской

власти, создавать в городах специальные общежития гостиничного типа.

Нельзя не сказать о профессиональной реадаптации, состоящей из

множества компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема

производственного адаптирования, степень удовлетворенности своим трудом как

фактор закрепления на рабочем месте и т.д.). Большая часть респондентов —

речь идет о побывавших в заключении — работала (58,8%), некоторые учились

(10,6%). Почти 40% испытали при трудоустройстве серьезные препятствия

(табл. 1). И хотя внушительное количество молодых людей (68,2%) владели той

или иной профессией, в ряду причин, обусловивших отказ использовать их

рабочие руки, чаще всего называлась судимость. К сожалению, общество в лице

конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому

особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации,

подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более

жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства,

являющегося почвой для рецидивной преступности.

Таблица 1

Причины отказа в приеме на работу бывших заключенных, %

|Варианты приводимых |Возраст, лет |

|мотивов | |

| |17—18 |18—19 |19—20 |20—22 |22—25 |

|Из-за отсутствия |10,0 |15,8 |4,8 |10,5 |4,1 |

|вакантных мест | | | | | |

|Из-за низкой |20,0 |31,0 |28,0 |5,3 |4,1 |

|квалификации | | | | | |

|Из-за судимости |— |— |— |31,0 |27,0 |

Выбор определенного предприятия, организации для части опрошенных

проходил под влиянием друзей (22,3%), родителей (5,9%) или по направлению

бюро по трудоустройству (19,4%). То, что лишь 7,6% из них пришли на новое

место работы, т.к. им нравилась будущая профессия, а 11,8% прямо указали на

безвыходность своего положения, говорит, с одной стороны, об ограниченности

возможностей выбора, с другой же, об отсутствии особой заинтересованности в

труде.

Воспроизводство нормальных семейных отношений также является важным

фактором успеха или неудачи социальной реадаптации. Подавляющее число

освобожденных стремится вернуться в семью. От того, как встретят родные,

как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.

По мнению некоторых исследователей, преступное поведение молодежи не

находится в тесной зависимости от таких характеристик, как образование или

квалификация родителей, структурная неполноценность семьи, материально-

бытовые условия жизни. Все это обретает значение в связи с социально-

психологической атмосферой в семье — ее нравственными и правовыми

взглядами, установками, ценностными ориентациями. Как видно из табл. 2,

молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую

встречаются с той же житейской обстановкой, которая так или иначе

способствовала их противозаконным поступкам.

Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и

конфликтные отношения в этих семьях (34,8%), то нетрудно предположить, что

условия реадаптации тут вряд ли будут благоприятными.

Таблица 2

Криминогенная среда в семье совершившего преступление, %

|Члены семьи |Злоупотребляют |Ранее судимы |

| |алкоголем | |

|Отец |25,3 |9,4 |

|Мать |8,8 |2,4 |

|Брат |2,4 |4,7 |

|Сестра |0,6 |__ |

Воссоздание нормальных коммуникативных связей — еще один из важнейших

процессов реадаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных

отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где

легче ориентироваться, получать информацию, находить сочувствие. Заметим,

около 70% освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в

свое время пагубно воздействовало на них. Вот почему от того, как сложатся

отношения между ними и государственными структурами, призванными оказывать

им содействие и осуществлять социальный контроль, зависит многое.

Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров,

которые занимались бы реадаптацией отбывших уголовные наказания, создает

парадоксальную ситуацию — забота об их благополучии возложена на

карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу

берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не

отличаются разнообразием: посещения на дому, беседы. Целесообразность

подобной превентивности вызывает серьезные сомнения, ибо ставит всех без

исключения освободившихся в положение подозреваемых, создает почву для

досужих обывательских толков и пересудов, хотя вполне оправданной сия мера

выглядит по отношению к рецидивистам или осужденным условно, как и злостным

нарушителям режима в период лишения свободы, т.е. тем, кто действительно

требует повышенного внимания.

Почти половина опрошенных экспертов — работники правоохранительных

органов (46,9%) — полагают своевременным формирование фонда материальной

помощи бывшим заключенным. По их мнению, это будет содействовать

преодолению многих трудностей. Однако 37,7% придерживаются прямо

противоположной точки зрения, считая такие финансовые затраты излишними.

Столь же неоднозначно реагируют эксперты на вопрос, нужно ли создавать

центры социальной реадаптации. Вероятно, некоторые из них усматривают в

этом дополнительные для себя обязанности либо плохо представляют характер

деятельности данных учреждений.

Реально оценивая возможности в оказании содействия вернувшимся из

тюрьмы, 45% сотрудников милиции указали, что могут в основном помочь им

трудоустроиться, но 11,7% практически признали свою беспомощность в решении

их проблем. Симптоматично, что число разуверившихся увеличивается в

зависимости от возрастания служебного стажа. По-видимому, низкая, а нередко

отрицательная оценка реадаптационной работы общественностью, необходимость

постоянно преодолевать бюрократические преграды, и на этом фоне высокий

уровень рецидивной преступности, при настороженном, порой враждебном

общественном мнении о ранее судимых, приводит милицейских служащих к мысли

о бесполезности своих усилий.

Следствием многолетней карательной практики государства явилось

массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с

преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан

оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из

того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуют

расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы. Это само по

себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает

связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации,

усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда

злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на

стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное

осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и

ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных

групп.

В силу особенностей Хабаровского края, львиная доля опрошенного

населения (85%) располагает известным опытом общения с ранее судимыми.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Являются ли ранее судимые социально

опасными?», %

|Варианты |Пол |

| |Женщины |Мужчины |

|Да |38,2 |55,2 |

|Нет |20,0 |19,6 |

|Не знаю |41,8 |25,2 |

Хотя 48,4% респондентов воспринимают их спокойно, позиция многих —

свидетельство настороженности (24,2%) или ярко выраженного неприятия как

потенциальных преступников (27,8%). Социальную опасность отбывших уголовное

наказание видят реальной около половины опрошенных. Отчетливее всех

придерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов,

руководители, служащие, горожане, т.е. те, от кого чаще, чем от остальных

зависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных

связей приемлема только для 8,2%; основная же масса пытается свести всякие

контакты до минимума. Примерно 1/5 высказалась совершенно категорично: не

желаем иметь рядом с собой бывших заключенных. Здесь явно обнаруживается

противоречие мнению большинства (62,6%) о нецелесообразности ограничения

места жительства таких граждан.

На уровне общих рассуждений респонденты мыслят гуманно. Но когда дело

касается их лично, взгляды нередко меняются. Стереотипизированное мышление

не вникает во всевозможные подробности и «тонкости» (скажем, за что и на

сколько осужден человек), оно подавляется одним соображением — был в

тюрьме, значит преступник, во всяком случае скрытый злоумышленник.

Общественное предубеждение создает у подвергаемых гонениям острое ощущение

своей социальной исключительности и отринутости, что, естественно, сближает

между собой, заставляет держаться друг друга. Неприязнь, а подчас

откровенная враждебность к этим «изгоям» может быть источником разного рода

конфликтов, возникновения криминогенной обстановки, провоцирования

рецидивной преступности.

В ходе опроса выделялась позиция женщин по ряду пунктов. Пример тому —

распределение приводимых респондентами ответов на один из заданных вопросов

(табл. 3). Женщины более лояльны, терпимы, не очень категоричны к

осужденным в прошлом. Очевидно, сказываются психологические свойства и то

обстоятельство, что среди женщин немало матерей, жен, подруг тех, кто

находился или находится в местах лишения свободы. Поэтому они менее

подвержены влиянию стереотипа.

Сами ранее судимые, оценивая отношение окружающих, бесспорно, не могут

не замечать, что все-таки многие пробуют им помочь: в первую очередь родные

(45,9%) и друзья (27,1%), гораздо реже — коллеги по работе и учебе (10%),

соседи (6,5%).

Утверждение морально-нравственных ценностей в сознании бывших

заключенных — неотъемлемая составная их социальной реадаптации. Совершивший

преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении

оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки»

время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно

вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная

нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые

нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости.

В оценке жизненных перспектив ранее судимые обычно проявляют

сдержанность, характеризуя таковые как неопределенные, неясные (43,5%).

Питают надежду на решение своих проблем 17,6%. С разной интенсивностью, у

многих опрошенных возникает ощущение своей ненужности, несправедливого к

ним отношения (48,8%).

Сложность их корреспондирования с окружающим миром, отчужденность

иллюстрируются и тем фактом, что 80% или не очень обращают внимание на

общественное мнение о себе, или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это

не что иное как потеря доверия к обществу, его гуманности, объективности,

неприятие его установок. Итог закономерен — механизм воздействия на процесс

реадаптации становится трудноуправляемым.

Молодым людям, склонным к совершению преступлений, свойственен разрыв

между теми нравственными ценностями, которые они вроде бы признают, и теми,

которым фактически следуют. Показатель возможности рецидива — отношение к

требованиям закона. Лишь 14,1% респондентов считают их выполнение

необходимым; 30,6% готовы им следовать до тех пор, пока не затрагиваются

собственные интересы. Оттого-то вряд ли можно считать основную массу

выходцев из исправительно-трудовых учреждений законопослушными гражданами.

Готовность преступить закон — прямой путь к рецидиву.

Нельзя не отметить в качестве одного из самых серьезных обстоятельств,

затрудняющих реадаптацию, мощное действие субкультуры, процветающей в зонах

изоляции правонарушителей, нередко привязывающей случайно оступившихся

накрепко к преступной среде. Приведенные в табл. 4 данные опроса

подростков, воспитывающихся в колонии, подтверждают вывод о том, что места

лишения свободы служат средоточием активно возрождающихся и

пропагандирующихся уголовных традиций, там велико влияние «воров в законе»

на основную массу осужденных, особенно молодежь. Оно проникает, как видим,

и в исправительно-трудовые учреждения, где содержатся несовершеннолетние.

Таблица 4

Восприятие заключенными уголовной субкультуры в зависимости от отбытых

сроков лишения свободы, %

|Степень |Срок пребывания в неволе |

|популярности у | |

|воспитанников | |

|колонии традиций, | |

|обычаев уголовного| |

|мира | |

| |от 1 до|около 6|от 6 |от 1 |от 1,5 |от 2 до|

| |3 мес. |мес. |мес. до|года до|до 2 |3 лет |

| | | |1 года |1,5 лет|лет | |

| | | | | | | |

| | | | | | | |

|Очень популярны |13,0 |10,7 |10,3 |2,7 |6,7 |10,5 |

|О них знают и их |18,5 |17,9 |17,5 |24,0 |10,0 |36,8 |

|придерживаются | | | | | | |

Неформальное социальное окружение рассматривается как особый источник

воздействия на систему взглядов, ценностных ориентации и стереотипов

поведения, особенно молодых людей, которые и составляют основную массу

освобожденных из ИТУ. Анализ данной сферы социальной среды представляется

особенно актуальным, ибо речь идет о процессе социальной адаптации, который

предполагает, прежде всего, восстановление социально полезных связей и

правового статуса гражданина в полном его объеме. Освобожденные из мест

лишения свободы молодые люди проявляют в общем естественное стремление к

дружескому общению, к совместному времяпрепровождению и установлению самых

разнообразных контактов, в первую очередь со сверстниками и иными лицами, с

которыми им интересно проводить время.

Обращает на себя внимание тот факт, что 32,9 % освобожденных заявили о

своих постоянных связях с ранее судимыми лицами, которым отдавалось

предпочтение по сравнению с несудимыми. Иными словами, только один из семи

освобожденных не имел вообще в своем ближайшем окружении судимых лиц.

Неформальные связи с лицами, характеризующимися аморальным и

противоправным поведением, чаще всего возникают по месту жительства (26,4 %

опрошенных), а также по месту работы и учебы (19,3 %). Бытовые трудности,

ослабление семейного и внесемейного контроля, конфликтные взаимоотношения в

трудовом или учебном коллективе выталкивают таких лиц в неформальные

группы, имеющие антиобщественную направленность.

Об этом, в частности, свидетельствует и то, что 17 % изученных нами

лиц, осужденных повторно за групповые преступления, были знакомы с

соучастниками непродолжительное время: познакомились либо непосредственно

перед совершением преступления, либо знали друг друга не более месяца (17 %

освобожденных).

Таковы основные проблемы, встающие перед многими освобожденными от

отбывания наказаний, связанных с лишением или ограничением свободы.

Ослабление их остроты и по возможности нейтрализация, а также создание

нормальных условий для социальной работы — важнейшая задача

государственных органов и общественности, основное направление

предупреждения рецидивной преступности.

2.2. Правовые последствия судимости.

Освобождение от отбывания наказания означает отмену всех

правоограничений, вытекающих из содержания назначенного наказания. В то же

время из текста уголовного закона (ст. 86 УК РФ) следует, что сам факт

осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию либо

факт осуждения и отбытия им определенного наказания в предусмотренных

нормами права случаях порождает особое правовое положение (состояние)

осужденного (освобожденного), именуемое судимостью. Юридическое значение

судимости заключается в том, что она выступает основанием применения

некоторых правоограничений, предусмотренных федеральными законами. Как

правило, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение

времени, продолжительность которого зависит от характера совершенного

преступления и вида отбытого наказания.

Например, лица, осужденные к лишению свободы за преступления небольшой

или средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия

наказания, а лица, осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, - в

течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный в установленном

законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или

неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то

данный человек считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из

фактически отбытого наказания, т.е. с момента освобождения от отбывания

основного и дополнительного видов наказания.

Понятия погашение и снятие судимости не следует путать. Для погашения

судимости не требуется ни специального решения суда, ни иного документа,

удостоверяющего этот факт. Погашение судимости наступает автоматически по

истечении указанных в законе сроков после отбытия наказания либо по

истечении испытательного срока при условном осуждении. Наряду с погашением

судимости существует положения связанные со снятием судимости. Так ч.5 ст.

86 УК РФ устанавливает, что если осужденный после освобождения от наказания

вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него

судимость до истечения срока ее погашения.

Погашение и снятие судимости не следует путать с реабилитацией. Если

при погашении и снятии судимости речь идет о лице, которое правильно было

привлечено к уголовной ответственности и затем осуждено за совершенное

преступление, то реабилитация означает, прежде всего, отрицание факта

совершения преступления.

В юридической литературе правоограничения, вытекающие из судимости,

обычно подразделяют на две группы: уголовно - правовые и общеправовые.

Уголовно - правовыми последствиями судимости называют предусмотренные

нормами уголовного права правоограничения, применяемые в случае совершения

лицом, освобожденным от наказания, нового преступления. В соответствии с ч.

1 ст. 86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при

назначении наказания. Например, наличие судимости при определенных

условиях, указанных в законе, может повлечь признание рецидива опасным либо

особо опасным. Это в свою очередь влияет на квалификацию преступления, вид

и размер наказания, вид исправительного учреждения при осуждении к лишению

свободы, ограничивает возможности условно - досрочного освобождения от

наказания и т.д.

Общеправовыми последствиями судимости называют предусмотренные нормами

не уголовного, а иных федеральных законов правоограничения для лиц, имеющих

неснятую или непогашенную в установленном порядке судимость. Они имеют ярко

выраженную предупредительную направленность, из-за чего их иногда называют

"криминологическими". Например, согласно ст. 19 Федерального закона "О

милиции" от 18 апреля 1991 года не могут быть приняты на службу в милицию

граждане, имеющие либо имевшие судимость; ст. 13 Закона РФ "Об оружии" от

20 мая 1993 года запрещает выдачу разрешений (лицензий) на приобретение

охотничьего и иного не боевого предназначения оружия лицам, имеющим

судимость за совершение умышленного преступления.

К общеправовым последствиям судимости относится также установление

административного надзора и контроля, но он устанавливается в отношении

только определенного круга освобожденных (см. п. 3.2).

Социально - правовое значение ограничений, вытекающих из судимости,

не следует преувеличивать. Пунктом 6 ст. 86 УК РФ установлено, что с

момента погашения или снятия судимости лицо, в прошлом судимое, признается

несудимым и все правовые последствия, которые были связаны с наличием

судимости, ликвидируются. Так, факт совершения лицом в прошлом

преступления, судимость за которое погашена или снята, при совершении

нового преступления не влияет на квалификацию последнего, не может

рассматриваться в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, не

учитывается судом при решении вопроса о рецидиве преступлений.

В статье 179 УИК РФ не тоже случайно указано, что лица, отбывшие

наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для

граждан Российской Федерации. Воспользовавшись приведенными выше примерами,

можно сказать, что если лицо, освобожденное от наказания и имеющее

судимость, не совершает новых преступлений, не стремится поступить на

службу в милицию или приобрести в личную собственность оружие, а также не

нарушает правил административного надзора, если в отношении него установлен

последний, то фактически его правовой статус не имеет отличий от

общегражданского.

Глава 3. Условия, способствующие адаптации лиц, освобожденных от наказания.

3.1. Права лиц, освобожденных от наказания в России и за рубежом.

Пенитенциарное законодательство многих государств предусматривает

систему отпусков осужденным к лишению свободы. Условия и основания их

предоставления являются самыми различными. Это связано с многочисленными

факторами и в первую очередь непосредственно с различными видами режимов

отбывания наказания и установленными правилами содержания осужденных. Эти

же обстоятельства относятся и к продолжительности увольнений и отпусков. В

одних случаях их величина может устанавливаться несколькими часами, в

других - их продолжительность может быть установлена законом до нескольких

недель.

Общим для предоставления поощрительных отпусков осужденным является

то, что они устанавливаются за правомерное поведение в местах заключения и

только тем, кто становится или встал на путь исправления, а также тогда,

когда у персонала тюремного учреждения имеется убежденность в том, что

поощряемое лицо не совершит какого-либо правонарушения.

Государства, заключая международные соглашения по пенитенциарным

вопросам, стремятся выработать универсальные стандарты с последующим их

закреплением в своем законодательстве с целью применения соответствующих

международных правил в национальной практике.

Третий Конгресс ООН по предупреждению преступлений и обращению с

заключенными, состоявшийся в августе 1965 года в Стокгольме, отметил, что

во многих странах в целях либерализации режимов исправительных учреждений и

ресоциализации осужденных широко применяются кратковременные отпуска.

Предоставление их является не просто льготой или наградой, которую можно

заслужить добросовестным отношением к работе и соблюдением правил,

установленных в местах лишения свободы. Разрешение отпусков - один из

приемов возвращения правонарушителей к нормальной жизни. Отпуска служат

тому, чтобы постепенно приучить заключенного к идее свободной жизни и

убедить его в том, что он по-прежнему принадлежит к обществу, в которое ему

предстоит, в конце концов, вернуться.

"Пенитенциарный отпуск" - такова была главная тема, обсуждавшаяся в

1977 году в Страсбурге на III Конференции директоров пенитенциарных

администраций, в которой участвовали представители 19 государств. В

резолюции конференции отмечается, что предоставление отпусков осужденным

перед их освобождением из мест лишения свободы является залогом их

ресоциализации и служит целям борьбы с рецидивной преступностью.

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 года,

подчеркивается необходимость постепенной подготовки заключенных к жизни на

свободе. Одной из форм такой подготовки рекомендуется "пенитенциарный

отпуск", во время которого заключенные подыскивают для себя работу,

устанавливают полезные связи, решают свои семейные дела и т.д. При каждом

заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и

укреплении желательных социальных отношений заключенного.

Наиболее распространенными в пенитенциарной зарубежной практике

являются специальные программы подготовки осужденных к освобождению. Они

предусматривают освобождение осужденного на несколько часов, на целый день

или даже на несколько дней для получения необходимых документов; беседы с

возможными будущими работодателями; подыскания жилья; посещения семьи;

посещения магазинов с целью ознакомления с ценами на необходимые товары; с

любой другой целью, которую можно считать способствующей будущему

приспособлению осужденного к жизни в обществе.

Приведем некоторые примеры регулирования института предоставления

отпусков заключенным в зарубежных странах.

В Канаде применяется порядок, согласно которому осужденным часто

разрешают отлучаться из тюрьмы под честное слово. По методу "постепенного

освобождения" осужденному, подлежащему освобождению под честное слово или в

результате истечения срока его тюремного заключения, разрешают ежедневно

или на ночь уходить из тюрьмы в течение определенного периода (от одной

недели до трех месяцев, предшествующих освобождению).

"Постепенное освобождение" обычно включает в себя разрешение посетить

магазины, совершить визит в банк для открытия текущего счета или

зарегистрироваться в национальном управлении по набору кадров, сходить в

церковь, навестить знакомых, принять участие в спортивных соревнованиях и

различных развлечениях. Нередко местные предприниматели предоставляют

осужденным временную работу на одну-две недели. В этом случае заключенный

каждый день свободно ходит на работу. Иногда осужденным разрешают уходить

каждый день из тюрьмы, чтобы найти для себя постоянную работу.

В Канаде существует три вида системы отлучек:

1. Система, которую начинают применять, когда осужденный отбыл половину

положенного срока тюремного заключения. Осужденным дают возможность

работать вне стен тюрьмы, посещать учебные заведения или принимать участие

в других видах деятельности, помогающих перевоспитанию. Осужденным женщинам

разрешается посещать свои семьи для выполнения домашних работ.

2. Система, которую начинают применять за некоторое время до истечения

срока тюремного заключения. Сюда входит разрешение работать вне стен

тюрьмы.

3. Система "постепенного освобождения". Применяется до наступления срока

освобождения под честное слово.

Раздел 26 Закона Канады об исправительных учреждениях тюремного типа

предусматривает временные отлучки, продолжающиеся не более 15 дней. Эти

временные отлучки разрешаются для посещения семьи как по соображениям

сострадания, так и в целях перевоспитания и приобщения осужденного к

нормальной жизни в обществе.

В Стране Кленового листа имеются различные постоялые дома,

предназначенные или для условно освобожденных заключенных, или для

заключенных, которым предоставлен временный отпуск без надзора.

В Норвегии отпуск за пределы тюрьмы предоставляется заключенному на

основании увольнительных записок. Их могут выдавать по истечении 1/3 срока

наказания. Увольнительная дается не более чем на пять дней. Время,

затрачиваемое на дорогу к пункту прибытия, в срок увольнения не включается.

Увольнение не является поощрением и должно предоставляться осужденному

независимо от его поведения в ходе отбывания наказания. Однако получение

увольнения не относится к правам осужденного. Это всего лишь элемент

исполнения наказания. Существует и другая форма увольнительных - "рабочие"

и "учебные". Их выдают тем осужденным, кто работает и учится вне тюрьмы.

Такие осужденные отправляются на работу или учебу из тюрьмы, а после

трудового дня возвращаются обратно.

Для поддержания физической и психической формы осужденных к длительным

срокам лишению свободы организуются специальные тренировки, которые длятся

четыре недели. Из них последние пять дней осужденные проводят вне тюремных

стен, на биваке. Считается, что именно такая форма контактирования с

внешним миром имеет особое значение для заключенных, попавших в алкогольную

или наркотическую зависимость.

Отпуска в зарубежных странах, как правило, применяются ко всем

категориям заключенных, независимо от назначенного им срока наказания,

тяжести совершенного преступления, но во всех случаях при наличии у них

устойчивого правомерного поведения, позитивной степени исправления и

твердой уверенности администрации учреждения в том, что заключенный в

период нахождения вне территории тюрьмы не совершит какого-либо

правонарушения и вернется в нее строго в срок. Основаниями для таких

отпусков могут быть различные причины, некоторые из них имеют объективный

характер, иные - специфичны.

Вступление России в ООН повлекло за собой и принятие конвенций ООН в

частности «о правах человека», в соответствии с которой и построено все

законодательство стран членов ООН. 8 января 1997 г. был принят новый УИК

РФ, статья 97 которого также предусматривает отпуска осужденным. В ней

говорится, что осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных

колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в

установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ

по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы

исправительных учреждений:

а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени,

необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными

обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника,

угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный

материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного

решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после

освобождения;

б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным,

указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не

обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный

времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных

колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных

учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок

до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно,

а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей - инвалидов вне

исправительной колонии, - один краткосрочный выезд в год для свидания с

ними на тот же срок.

Малая отечественная практика применения отпусков осужденным говорит о

том, что необходим дальнейший, более углубленный анализ процессов

общественной жизни, учет местных и национальных особенностей. В целом же

российской уголовно-исполнительной системе нужна научно обоснованная и

хорошо спрогнозированная программа развития института предоставления

отпусков осужденным.

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко

приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей,

родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п.

Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и

бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений.

Поэтому закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту

отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения

свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению (ст.

180 УИК РФ). Представители администрации, ответственные за осуществление

воспитательной работы с осужденными, проводят с ними беседы, в ходе которых

выясняются намерения каждого конкретного лица в плане его жизнеустройства

после освобождения, ему даются необходимые рекомендации в свете положений

действующего законодательства. В законе отмечено большое воспитательное

значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер,

помогать осужденному принять правильное решение.

После того как намерения осужденного определятся, но не позднее чем за

два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до отбытия других

наказаний, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет

органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту

предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией

о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и

трудового устройства. В уведомлении, как следует из текста закона,

обязательно должна содержаться информация о наличии у освобожденного жилья,

о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности

являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация

учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты

представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К

представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и

престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту

жительства освобожденного либо в ином месте в порядке, предусмотренным

действующим законодательством.

В целях способствования адаптации освобождаемых из мест ограничения

или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из

соображений гуманности статья 181 УИК РФ предусматривает различные формы

материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими

наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные,

содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой,

многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут

нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией

учреждения, исполняющего наказание.

Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных

расходов освобожденного, которые могут быть довольно значительными.

Освобождаемый получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному

месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных

вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным

населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3

класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в

постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным

женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты

в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при

условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более

комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные обеспечиваются продуктами

питания или, по их желанию, деньгами по установленным нормам. Больные, а

также беременные женщины и женщины с малолетними детьми снабжаются питанием

исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий

осужденных.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом

предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению

осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по

сезону. При наличии средств из специального фонда может быть выдано

единовременное денежное пособие в размере установленного законом

минимального месячного заработка (если Правительством Российской Федерации

не установлены иные суммы). Законом не запрещено использование в этих целях

и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным,

создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых

поступлений от благотворительных организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все

граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и

семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного

права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает

обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о

предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, исключение

сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных

женщин, имеющих малолетних детей (ст. 180 УИК РФ) ввиду того, что они

нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных

осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их

освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и

учреждения Министерства здравоохранения РФ.

В первую очередь среди граждан об освобождении лиц из числа указанных

выше категорий осужденных извещаются их родственники, чтобы они могли

своевременно встретить освобожденных и сопроводить их к месту жительства.

При отсутствии родственников в тех же целях по просьбе осужденного о его

предстоящем освобождении могут быть извещены иные лица, достигшие

совершеннолетия и заслуживающие доверия.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать

освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе,

беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также

несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту

жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц,

освобожденных от наказания, на определенные виды необходимой социальной

помощи. Уголовно - исполнительное законодательство в этой части должно быть

дополнено соответствующими федеральными законами (например, есть проект

Закона РФ "О социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы").

Принятие подобного рода законодательных актов сдерживается прежде всего

отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения,

что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой

категорией лиц должной помощи будут расширяться. Определенные предпосылки

для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых

актах органов исполнительной власти.

Практика показывает, что лица, освобожденные из исправительных

учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи

государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с

тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы

занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона "О занятости

населения" от 19 апреля 1991 года относит лиц, освобожденных из мест

лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально - правовой

защитой. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы

занятости РФ от 28 сентября 1992 года освобожденные от наказания имеют

право первоочередного трудоустройства через центры занятости.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания

и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе

получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период

отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера

минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях,

предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения".

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-

либо особых или преимущественных прав на его получение лицами,

освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь

отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с

заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего

постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно

получение места в общежитии или иного ведомственного жилья,

предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за

гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том

числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную

квартиру. Он может получать жилье по наследству, по договору купли -

продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

При наличии условий, указанных в законе, возможны: восстановление

утраченных прав на проживание в домах государственного, общественного и

муниципального жилого фонда; прописка (регистрация проживания) у

родственников, супругов и иных граждан. Как известно, по решению

Конституционного Суда РФ норма ст. 60 Жилищного кодекса РФ об утрате права

на жилье лицами, осужденными к лишению свободы, признана неконституционной

и не действует. Это дает освобожденным основание требовать восстановления

утраченного права на жилье в его реальном виде.

Наконец, в ряде регионов, по решению местных органов власти и

управления, отдельных организаций созданы Центры социальной адаптации,

предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не

имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание. Так в

Санкт-Петербурге существует Центр социальных, психологических и правовых

исследований

(Иоанно-Претеченское православное братство Душеспасения)

Мужской приют для вышедших из заключения на 15 мест. Кризисная служба

психологической помощи. Антисуицидальная психотерапия для предотвращения

самоубийств среди вышедших из заключения. Для заключенных есть программа

"Год" (полгода подготовка заключенного к освобождению, полгода - адаптация

на воле). Проведение исследований и подготовка обучающих программ в области

профессиональной адаптации (врачей, учителей), адаптация людей после

религиозных тоталитарных сект, семейная терапия (коррекция отношений между

детьми и их родителями).

Также существуют государственные учреждения подобной направленности: Центр

социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы

Создан по инициативе мэрии Санкт-Петербурга в 1993 г.

Предоставляет временное жилье в мужском приюте на 40 человек (проживание до

6 месяцев). Оказывает помощь в трудоустройстве и содействие в получении

прописки.

Клиенты могут воспользоваться предоставляемыми услугами только при наличии

направления, взятого в районной наблюдательной комиссии и подписанного

заместителем главы администрации района.

Подобный дом ночного пребывания существует и в г. Екатеринбурге. Но

количество мест в нем ограничено, а желающие принимаются со всей области,

причем не только освобожденные от наказания, а и лица не имеющие жилья.

Также в Санкт-Петербурге существует Благотворительный фонд помощи

заключенным "Помощь" Зарегистрирован в 1994 г. Цель: создание условий для

реабилитации заключенных и освободившихся из мест лишения свободы,

адаптация их к условиям жизни в обществе, снижение уровня рецидивной

преступности.

Деятельность:

- содействие в решение проблем правовой защищенности осужденных, создание

общественного контроля над местами лишения свободы;

- оказание социальной, духовной и медицинской помощи заключенным, моральная

и материальная поддержка;

- содействие профессионально-техническому обучению заключенных, организация

рабочих мест, библиотек;

- помощь в обустройстве, содействие в поиске работы, гуманитарная помощь

(медикаменты, продукты питания, сигареты, одежда) освободившимся из

заключения;

- формирование положительного отношения в обществе к осужденным,

находящимся в местах лишения свободы, и освободившимся из заключения.

Работает над созданием реабилитационного центра для отбывших срок

наказания.

В 1995 г. был издан единственный номер газеты "Мертвая зона".

Приглашает журналистов принять участие в освещении тем, касающихся проблем,

связанных с местами лишения свободы. Подобное муниципальное учреждение есть

и у нас – это центр городской центр ресоциализации молодежи, вернувшейся из

ИТК и спецучреждений. Но этот центр один в городе.

Вообще по сравнению с Санкт-Петербургом в г. Екатеринбурге решение

проблемы реадаптации бывших заключенных далеко от совершенства.

3.2. Контроль над лицами, освобожденными от наказания.

Опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал

целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от

отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов

применения к ним уголовно - правовых мер предупреждения рецидива

преступлений. В специальной литературе такой контроль называется

"криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным",

"постпенитенциарным" и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением

лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных

нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер. Иногда

контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного

применения некоторых превентивных мер.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за

рамки отношений, регулируемых нормами уголовно - исполнительного права.

Поэтому статья 183 УИК РФ лишь в общей форме указывает на его применение, а

подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном

законе, проект которого находится на стадии обсуждения. В настоящее время

контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания

наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и

ведомственными нормативными правовыми актами.

Уголовным кодексом РФ (ч. 6 ст. 79) предусмотрен контроль за

поведением лица, освобожденного от отбывания наказания условно - досрочно,

в течение неотбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется

в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в

отношении других освобожденных - "уполномоченным на то специализированным

государственным органом". Точное название последнего, видимо, будет

определено нормативными правовыми актами в ближайшее время в соответствии

со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Уголовно -

исполнительного кодекса Российской Федерации". Таким органом могут стать

уголовно - исполнительные инспекции.

Применяя условно - досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79

УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5

ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за

освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на

него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам

несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение

за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания

несовершеннолетних. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая

комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного

жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения

им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в

учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение.

На территории России еще действует Положение об административном

надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения

свободы. Такой надзор имеет целью предупреждение преступлений со стороны

данных лиц и оказание на них необходимого воспитательного воздействия.

Административный надзор является принудительной мерой и применяется в

отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц:

а) осужденных ранее за совершение преступлений при особо опасном

рецидиве;

б) судимых ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых

два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо

ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь

совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания.

Надзор за ними устанавливается, если поведение данных лиц свидетельствует

об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной

трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор,

могут применяться следующие ограничения: а) запрещение ухода из дома

(квартиры) в определенное время; б) запрещение выезда или ограничение

времени выезда по личным делам за пределы района (города); в) запрещение

пребывания в определенных пунктах района (города); г) явка в милицию для

регистрации от одного до четырех раз в месяц. Ограничения применяются в

полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного

положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность

поднадзорного.

Административный надзор устанавливается по месту жительства

освобожденного на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых

случаях он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше

сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного

прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в

быту.

В случае нарушения правил административного надзора поднадзорные могут

привлекаться к административной ответственности по ст. 167 Кодекса РСФСР об

административных правонарушениях с взысканием штрафа от 10 до 50%

минимального размера месячной оплаты труда.

Согласно ст. 4 упомянутого Положения об административном надзоре его

осуществление возлагается на органы внутренних дел. В соответствии с п.

3.3.7 Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции,

утвержденной Приказом МВД РФ от 14 июля 1992 года, участковый инспектор

обязан контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения

свободы, установленных для них законом ограничений.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как меры

предупреждения рецидива преступлений в настоящее время невысока вследствие

прежде всего большой загруженности участковых инспекторов милиции, отмены

уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного

надзора. То есть освобожденные от наказания просто ходят и платят

административные штрафы и спокойно нарушают правила административного

надзора (ведь штрафы несущественные). В перспективе планируется заменить

его иными формами социально - правового контроля за лицами, освобожденными

от отбывания наказания.

Заключение

Условия жизни человека постоянно меняются и он постоянно должен

адаптироваться к тем или иным условиям: устройство на новую работу,

окончание учебного заведения, свадьба и т. д. – все это происходит в

нормальных условиях, вне изоляции от общества. Человеку же, который осужден

к изоляции от общества приходится адаптироваться к новым, кардинально

отличающимся от жизни на свободе, условиям ИТУ. После освобождения от

наказания человеку снова приходится адаптироваться к нормальным,

кардинально отличающимся от условий ИТУ, условиям свободы. При этом он

сталкивается с проблемами правового и социального характера. Значение

первых не так велико по сравнению со значением вторых. Следовательно нужно

обратить внимание на решение прежде всего проблем социального характера.

Таких как трудоустройство, обеспечение жильем, установление нормальных

отношений с семьей, с трудовым коллективом – с микросредой и пр. Начинать

социальную адаптацию нужно еще в стенах ИТУ, по примеру Запада. И такая

работа ведется созданными центрами социальной адаптации (ресоциализации)

лиц, освобожденных от наказания, но такие учреждения есть не во всех

городах, а в тех, которых есть их очень мало.

Условия освобождения от наказания способствуют социальной адаптации,

но эти условия существуют только на бумаге, а на деле осуществляются в

очень небольшом объеме. Это связано как с администрацией ИТУ, так и с

самими заключенными. По сути надо пересматривать всю уголовно-

исполнительную систему, переподготавливать кадры ИТУ, принимать новые

законы, и изменять общественное сознание, направляя его в позитивную

сторону.

Список использованных источников:

1. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина,

В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

2. Зборовский Г. Е. Общая социология.

3. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации.// под ред.

Скуратова Ю. И.

4. Словарь по социальной работе.

5. Татидинова Т. Г. Социальная реадаптация бывших заключенных. СоцИс № 3

1992.

6. Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания

наказания. Харьков 1990.

7. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. Под ред. А. И. Рарога.

Электронные издания:

1. Информационное приложение “Бывшие зеки” (список организаций помогающим

в адаптации бывшим заключенным в г. Санкт-Петербурге)

http://www.spb.ru/ptchela/i_org_r3.html

2. Комментарий к УИК РФ. http://rus-code.virtualave.net/

3. Фещук А. Зарубежное законодательство о предоставлении отпусков

осужденным. http://gw.rile.ryazan.ru/index

-----------------------

[1] Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В.

Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

[2] Словарь по социальной работе.

[3] Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В.

Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997.

5 Словарь по социальной работе.

[4] Трубников В. М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания

наказания. Харьков 1990.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»