рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Тара и упаковка

рефераты

Тара и упаковка

Введение.

Говоря о современных методах упаковки и таре, необходимо вспомнить их

историю. Упаковка всегда играла важную роль в жизни человечества и, как

вехи на пути, отмечала этапы его развития.

Еще в средние века начинается маркировка товаров. Для

маркировки мешков, например, использовались клейма, положившие начало

развитию товарных знаков и марок. Вслед за клеймом изготовителя

появляется маркировка товара шрифтом, а затем и наклейкой, которая

становится прототипом этикетки.

Уже на ранних этапах своего развития упаковка сочетала в себе

три основных фактора: материал, конструкцию и внешний вид. Этикетки на

закрытых аптечных упаковках уже в XVIII в. выполняли рекламную функцию,

а не только маркировали товар.

В 1922 году в раскопках поселения в Иране, археологи нашли

сосуд, сделанный пять тысяч лет назад, в котором был обнаружен осадок,

оказавшийся по химическому составу пивом. На старинных клеймах кувшина

встречается рельефный рисунок, изображающий людей, сидящих вокруг

больших кувшинов и потягивающих пиво через соломинки. Эти кувшины еще

не были упаковкой, но они были началом, первым опытом упаковки. Там же

был найден кувшин, в котором когда-то содержалось вино. Кувшины

отличались друг от друга. Тот, что для пива, устанавливался

вертикально, а кувшин для вина должен был лежать на боку и закрывался

затычкой из необоженной глины, разбухающей, как пробка, и

непропускающей воздух, тем самым предохраняя вино от скисания. Тара

символически изображала продукт. Такое яркое отождествление тары с ее

содержимым и символикой говорит о том, что коммуникативный аспект

упаковки имеет очень древние корни.

Самая известная тара из древнего средиземноморского региона –

это ханаакский кувшин, или амфора. Обычная амфора делалась объемом

около 30 литров, с небольшими ручками наверху; днище ее закруглено, что

способствует более равномерному распределению давления, которому

подвергается тара. В них перевозили вино, масло и другие жидкости, в

том числе и воду.Амфоры для того времени были многопрофильной тарой,

как и наши картонные коробки или 55-галонные нефтяные бочки. Ханаакский

кувшин подвергался маркировке. Количество информации на маркировке,

было почти как на винных этикетках. Там были сведения о возрасте вина,

сорте винограда и местности, а также о том, сухое оно или сладкое.

Кувшины были непрозрачными, поэтому маркировка являлась важной

составляющей.

“Самые дорогие вещи бывают в маленьких упаковках” – это

расхожее мнение. Драгоценные вещи нуждаются в специальной упаковке.

Косметическая и парфюмерная тара изготавливалась из таких драгоценных

материалов, как золото, слоновая кость, алебастр, жадеит, хрусталь и

фарфор. Упаковка должна была подчеркнуть всю прелесть и роскошь

аромата. Все сосуды, особенно стеклянные, являются связующим звеном

между античным миром и зарождением современной упаковки.

К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже

числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло.

В начале XIX века парфюмерия стала предметом серьезного

научного исследования. Увеличение количества маркированных духов

повлияло на расширение печатной продукции, когда потребовались

изысканные, яркие и запоминающиеся этикетки для украшения стандартных

флаконов. В середине XIX века начала формироваться упаковка в ее

современном виде. Часто флаконы продавали в деревянных коробочках,

обитых шелком или бархатом и украшенных эмалью. Покупали эти коробочки

уже обычные потребители.

Тара. Упаковка. Их функции.

Согласно ГОСТу 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» под

упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих

защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды,

загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – это

основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения

продукции.

| Перемещение продукта от производителя к потребителю является |

|неминуемой предпосылкой реализации его потребительной стоимости. При этом|

|важно обеспечить полную сохранность количества, качества и товарного вида|

|продукции на всем пути ее следования. |

|С целью защиты продукции от механических, климатических, биологических и |

|других воздействий и обеспечения ее качественной сохранности при |

|транспортировании и хранении применяют различные виды тары и упаковки. |

|Наряду с основной своей функцией – обеспечивать сохранность упакованного |

|товара – тара выполняет и другие. Она способствует ускорению передачи |

|товарно-материальных ценностей от производителей потребителям: облегчает |

|перемещение продукции при погрузочно-разгрузочных работах и |

|внутрискладских операциях: обеспечивает безопасные условия труда при |

|переработке упакованных грузов; улучшает учет и организацию сбыта |

|продукции; повышает эффективность использования транспортных средств и |

|складских помещений. Имея оригинальную маркировку, тара выполняет |

|рекламную функцию, доводит до потребителя первые сведения о продукции и |

|правила обращения с ней. Рекламная маркировка на потребительской таре |

|(упаковке) воздействует на покупательский спрос. В рыночной экономике |

|рекламная роль тары – один из важнейших инструментариев маркетинга. |

|При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых |

|продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от |

|вредного воздействия указанных материалов. |

Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций,

разнообразием применяемых для ее изготовления

материалов и широтой сфер применения. Это обуславливает ее

классификацию. Все многообразие тары по своему функциональному

назначению подразделяется на транспортную и потребительскую (упаковку).

Особую группу составляет тара-оборудование, представляющее собой

изделие для размещения, транспортирования, временного хранения и

продажи из него товаров методом самообслуживания.

По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная,

бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из

комбинированных материалов.

По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару.

К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой

превышают 1200х1000х1200 мм.

В зависимости от кратности использования различают разовую,

возвратную и многооборотную тару. Разовая тара предназначена для

однократного использования при поставках продукции. Возвратная тара –

это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно. Многооборотная

тара предназначена для многократного ее использования при поставках

продукции. Отличается прочностными показателями и организационно-

юридическими условиями сдачи и возврата.

По степени жесткости конструкции, то есть по способности к

сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной

формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую тару. Жесткая тара не

меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при

транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние

воздействия. Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее

продукцией. Полужесткая тара менее устойчива к внешним воздействиям, но

при незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в

основе свою первоначальную форму.

По конструктивному исполнению тару подразделяют на

неразборную, разборную и разборно-складную.

В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного

средства тара бывает закрытая и открытая.

Различают тару плотную, детали которой соединены между собой

без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с

заданными просветами.

По герметичности тара разделяется на герметичную и

негерметичную. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-,

жиро -, газо- и паронепроницаемая тара.

Исходя из специфики функционального назначения и особенностей

конструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, и

аэрозольную тару. Изотермическая – это тара, внутри которой сохраняется

заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая –

это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление.

Аэрозольная тара – это изобарическая тара с распылительным клапаном,

придающим продукции при ее потреблении аэрозольное состоянии.

По принадлежности и условиям использования тару делят на

производственную, инвентарную и складскую.

Производственная тара предназначена для хранения, перемещения

и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой

продукции, а также отходов в производстве. Инвентарная тара – это

многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая

возврату данному предприятию. Складская тара представляет собой

разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и

комплектации продукции в складских условиях.

Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от

воздействия радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных

(биологических) средств, называют защитной.

Существует также экспортная тара, предназначенная для поставки

продукции за границу, и импортная тара.

В зависимости от сферы применения различают универсальную и

специализированную тару. Первую используют для упаковывания,

транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую – для

одной какой-либо определенной продукции или для определенных условий

эксплуатации.

Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или

транспортную) тару (ящики, деревянные или металлические барабаны,

бочки, клети, бидоны, фляги, картонные коробки, бумажные жесткие

пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и внутреннюю (первичную или

потребительскую) упаковку. Последнюю применяют для каждого изделия или

какой-то определенной части, массы или объема продукции. Она является

неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки,

тюбики, флаконы, банки из стекла и железа, бутылки .).

Дизайн упаковки.

Очевидно, и закономерно, что успех предприятия зависит от его

продукции. Своих целей могут добиться те из предприятий, которым

удается постоянно и систематически сбалансировать предложения с

потребностями потребителей. Именно поэтому главное место в

стратегическом планировании фирм все больше занимает маркетинг, то есть

методы и способы сбыта произведенной продукции.

Фирмы прибегают к услугам рекламных агентств, так как именно

они предлагают все, что связано со сбытом или профессиональной

упаковкой товара. Агентства стремятся принимать участие в разработке

товара.

Очень многие одинаковые товары предлагаются на рынок

различными изготовителями. Отличаются они порой только по упаковке.

Дизайнерам ломают головы над тем, чем можно “соблазнить” покупателя.

Главный принцип в их работе – создание устойчивой связи “человек –

товар”. Почему покупатель приобретает этот товар, и не желает покупать

другой. Ответы на эти вопросы можно получить, лишь проводя серьезные

маркетинговые исследования. У некоторых покупателей есть чувство

юмора,

другие совершенно серьезны. Чем большее внимание дизайнер уделяет

запоминающимся элементам, тем успешнее складывается судьба товара на

рынке. Влияние, конечно, оказывает и название. При изобилии товара

наименований обычного языка не хватает, и специалисты по рекламе

прибегают к словотворчеству. Важны два компонента: внимание и степень

запоминания. Немаловажно и легкое произношение. В этой связи интересно,

что новые товары популярных фирм быстрее пробивают себе дорогу.

Упаковка сама по себе – решающий носитель рекламы продукта.

Дизайн приобретает превалирующее значение, так как внешний вид

является, в понимании потребителя, частью предложения. Поэтому

необходимо взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо невозможно продавать

товары без учета требований и пожеланий покупателей. А они

концентрируются в дизайне.

Новые тенденции в области упаковки.

Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда

должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару.

Самой же упаковке необходимо обладать определенными свойствами:

1) защитными,

2) потребительскими,

3) экологическими,

4) рекламно-эстетическими.

Защитные свойства должны обеспечить сохранность продукта с момента

упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта

от:

1) механических,

2) физических,

3) химических,

4) климатических,

5) биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх

установленных нормативов.

Потребительские свойства включают в себя:

1) разнообразие форм и размеров упаковки,

2) степень готовности продукта к употреблению,

3) удобство обращения с упакованным продуктом,

4) удобство потребления,

5) возможность переноса упаковки,

6) наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие

упаковки и осуществляющих контроль за содержимым,

7) простоту и надежность повторной укупорки емкостей.

Наличие определенных экологических свойств необходимо:

1) для обеспечения минимального загрязнения среды использованной

упаковкой,

2) наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов.

Упаковка – составная часть современной массовой культуры, продукт

дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже

изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать

эстетический уровень массового потребителя.

Рекламно-эстетические свойства упаковки:

1) информативность,

2) привлечение внимания покупателя,

3) стимулирование сделать покупку.

Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на

рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.

Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно-

эстетическими свойствами необходима для упаковывания бытовых товаров,

при этом часть защитных функций можно переложить на транспортную тару.

Известно, что активным средством повышения привлекательности

упаковки является обновление конструкции и формообразования. Но

наибольшая эффективность достигается в случае соответствия

художественно-конструкторского решения упаковки критериям изобретения и

промышленного образца. При этом, с одной стороны, достигаются высокие

технические качества упаковки, а с другой – оригинальный внешний вид.

Проектирование такой упаковки начинается с анализа известных

решений и тенденций. Из них выбирается прототип будущей упаковки,

максимально проявляющий запланированные свойства, например

потребительские и рекламно-эстетические. Иногда дальнейшее их улучшение

на базе существующей технологии может оказаться экономически

нецелесообразным. Поэтому выявляются и анализируются недостатки

прототипа, в частности в конструкции и форме. Как правило, к этим

недостаткам относятся низкая прочность, жесткость и надежность

потребительской тары. Решению этих проблем может послужить введение в

конструкцию новых элементов или образование нового соединения известных

элементов и узлов, позволяющие качественно улучшить свойства прототипа

либо придать ему новые свойства. Так, введение в конструкцию

упрочняющих элементов может упростить сборку, повысить надежность тары,

а также привести к новому формообразованию.

В качестве примера разработки упаковок с акцентированными

потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами служат треугольные

конструкции. Треугольная форма используется довольно редко, поэтому она

притягивает к себе внимание потребителя больше, чем какая-либо другая.

Кроме того, она конструктивно проще, имеет меньше сторон и обладает

повышенной жесткостью треугольного поперечного сечения. Вертикальная

ориентация силуэта придает ему легкость и стройность, сохраняя при этом

устойчивость и сбалансированность. Такие упаковки чаще используются для

сувениров, ценных подарков, ювелирных и парфюмерных изделий, сложных

бытовых товаров. Складная коробка с треугольными торцевыми стенками

отличается повышенной жесткостью и прочностью. Это

достигается за счет треугольных торцевых стенок, соединенных между

собой посредством язычка так, что в совокупности они представляют собой

трехгранную пирамиду, вогнутую внутрь коробки. Конструктивное решение

выполнено на уровне изобретения, хотя не менее важной целью был

оригинальный внешний вид как средство достижения повышенных

потребительских и эстетических свойств. Эта цель была достигнута, и

оригинальное формообразование признано промышленным образцом. В

дальнейшем представленный образец формообразования был дополнен серией

коробок с трапециевидным и прямоугольным поперечным сечением.

Другим примером в достижении нового этапа потребительских и

рекламно-эстетических свойств служит демонстрационная упаковка

«клин–блистер». Как и в первом случае, здесь исходной была треугольная

форма. В качестве прототипа использовалась упаковка типа «блистер», что

определило высокие демонстрационные качества упаковки благодаря

использованию формованного прозрачного футляра из жесткого листового

полимера, позволяющего осматривать изделие в упаковке. Однако

недостатками треугольной формы являются неэффективное использование

внутреннего объема для прямоугольных изделий, ее сложность,

затрудняющая складирование группы упаковок на торговых площадях, а

недостатками упаковки «блистер» – разовое вскрытие, сопровождающееся

разрушением упаковки, низкая прочность и недостаточная защищенность от

ударных нагрузок. Сущность нового решения заключается в объединении

клиновидной формы с прозрачным блистерным элементом, выходящим наружу

коробки через вырубное окно и имеющим вид треугольной призмы, меньшая

сторона которой расположена у вершины коробки.

Форма упаковки адаптирована к параллелепипеду и позволяет

осматривать упакованный товар в трех взаимно перпендикулярных

направлениях, а также многократно вскрывать упаковку без повреждения.

Здесь треугольная (клиновидная) форма упаковки занимает доминирующее

положение в формообразовании, так как она оригинальна и привлекательна,

а блистерный элемент раскрывает содержание товара, рекламирует его

внешний вид. Вместе с тем встречные формы блистера и коробки

уравновешивают друг друга, создают оригинальный силуэт.

Конструктивный подход к решению данной упаковки позволил

одновременно выйти на изобретение и промышленный образец.

Результат создания новой оригинальной упаковки внешне

проявляется в новом формообразовании, в то время как методом его

достижения является конструктивный подход к решению технических задач.

Этот путь позволяет максимально, на новом уровне развить

потребительские и рекламно-эстетические качества проектируемых

упаковок, необходимых для удовлетворения покупательского спроса и

движения товара на рынке.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»