Всемирная Торговая Организация и Россия
Всемирная Торговая Организация и
Россия
Вржещ Валентин
Мгу им. М.В.Ломоносова
ВМиК
2004
"Стремление к скорейшему вступлению в ВТО будет
способствовать проведению ключевых реформ,
развитию конкуренции и снижению масштаба коррупции."
Из Итогового доклада по России миссии Международного валютного фонда
Москва, 24 июня 2004 г.
Всемирная торговая организация
Краткие сведения
Место расположения: Женева, Швейцария
Основана: 1 января 1995 г.
Создана: по результатам переговоров Уругвайского раунда (1986-94)
Членство: 146 стран (по состоянию на январь 2004 года.)
Бюджет: 134 млн.швейцарских франков (примерно 90 млн.долл США)
Штат Секретариата: 500 сотрудников
Глава: генеральный директор
Цели и принципы. Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся
преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и
торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана
регулировать торгово-политические отношения участников Организации на
основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых
переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом
современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно
действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих
влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией
соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во
многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более
широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы
торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо
большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и
их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является
уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития
мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров
(МТП) под эгидой ГАТТ. Проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и уже
начался девятый. Главной задачей этой влиятельной международной
экономической организации является либерализация мировой торговли.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без
дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление
национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от
использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой
политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и
т.д.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и
договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение
многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными
странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной
торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся
государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с
международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
- cоздание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и
услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений
со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической
политики;
- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту
национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом
устранение дискриминации;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-
экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке
новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных
соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние
торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система
ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет
соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей
мировой торговли товарами и услугами.
Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50
МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение
об учреждении ВТО и прилагаемые к нему МТС:
Приложение 1А:
Многосторонние соглашения по торговле товарами:
|Наименование соглашения |Краткое описание |
|Генеральное соглашение о тарифах и |Определяет основы режима торговли |
|торговле 1994 г. (ГАТТ-94); |товарами, права и обязательства |
|(основной текст и договоренности о |членов ВТО в этой сфере |
|толковании отдельных статей);. | |
|Генеральное соглашение о тарифах и |Определяет основы режима торговли |
|торговле 1947. |товарами, права и обязательства |
| |членов ВТО в этой сфере |
|Соглашение по сельскому хозяйству. |Определяет особенности |
| |регулирования торговли |
| |сельскохозяйственными товарами и |
| |механизмы применения мер |
| |государственной поддержки |
| |производства и торговли в этом |
| |секторе. |
|Соглашение по текстильным изделиям |Определяет особенности |
|и одежде. |регулирования торговли текстилем и |
| |одеждой |
|Соглашение по применению санитарных|Определяет условия применения мер |
|и фитосанитарных норм. |санитарного и фитосанитарного |
| |контроля |
|Соглашение по техническим барьерам |Определяет условия применения |
|в торговле. |стандартов, технических |
| |регламентов, процедур сертификации |
|Соглашение по инвестиционным мерам,|Содержит ограничения применения |
|связанным с торговлей. |мер, поощряющих потребление |
| |отечественных товаров в связи с |
| |капиталовложением |
|Соглашение по применению статьи VII|Определяет правила оценки |
|ГАТТ 1994 (таможенная оценка |таможенной стоимости товаров |
|товаров). | |
|Соглашение по предотгрузочной |Определяет условия проведения |
|инспекции. |предотгрузочных инспекций |
|Соглашение по правилам |Определяет принципы происхождения |
|происхождения. |товаров |
|Соглашение по процедурам импортного|Устанавливает процедуры и формы |
|лицензирования. |лицензирования импорта |
|Соглашение по субсидиям и |Определяет условия и процедуры |
|компенсационным мерам. |применения субсидий и мер, |
| |направленных на борьбу с |
| |субсидированием |
|Соглашение по применению Статьи VI |Определяет условия и процедуры |
|ГАТТ 1994 (антидемпинг). |применения мер для противодействия |
| |демпингу |
|Соглашение по защитным мерам. |Определяет условия и процедуры |
| |применения мер для противодействия |
| |растущему импорту |
Существуют также т.н. секторальные тарифные инициативы ("нулевой вариант",
"гармонизация торговли химическими товарами", "информационные технологии"),
в которых на добровольный основе участвует лишь часть стран-членов ВТО (в
основном это развитые государства).
Пакет документов Уругвайского раунда не является догмой, в рамках ВТО
постоянно идет работа по совершенствованию соглашений с учетом
практического опыта их имплементации и тенденций развития мировой торговли
с целью разрешения возникающих проблем. ВТО постоянно эволюционирует и в ее
деятельность включаются новые актуальные вопросы.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая
представителей всех участников организации. Сессии конференции проходят не
реже одного раза в два года, на которых обсуждаются и принимаются решения
по принципиальным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского
раунда.
Первая конференция состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в
частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области
информационных технологий (ИТА). Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где
подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было
принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых
переговоров (МТП).
Третья Министерская конференция состоялась 30.11-03.12.1999г. в Сиэтле
(США) и была посвящена обсуждению имплементации странами-членами
организации соглашений Уругвайского раунда, а также формата нового раунда
МТП. Планировалось начать переговоры прежде всего по "встроенной повестке
дня" (сельское хозяйство, торговля услугами), а также подготовить
рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих
Конференций, в т.ч. возможному включению в будущие переговоры новых сфер.
Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были
выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. Это было
обусловлено наличием серьезных противоречий по принципиальным проблемам в
целом и по новым сферам, в частности, между промышленно развитыми
государствами и развивающимися странами. Также имелись значительные
разногласия между ведущими игроками ВТО – группы “квадро” (ЕС, США, Япония,
Канада), включая несовпадение их стратегических интересов по проведению
нового раунда.
В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве
под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои
предложения по проведению нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов
ВТО весной 2000 г. началось обсуждение только проблематики “встроенной
повестки”. В 2000-2001гг. проходило также рассмотрение предложений стран-
членов по формату дальнейшей эволюции этих Соглашений и других сфер
деятельности организации. С учётом остающихся противоречий между различными
группами государств и отдельных стран-членов ВТО, работа строилась на
поиске компромиссных решений.
9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская
конференция, на которой в итоге было принято решение начать переговоры по
ряду направлений, касающихся "встроенной повестки", промышленных тарифов,
ТРИПС, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые
соглашения), договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках
соответствующих комитетов ведется работа по переговорам в других областях
(торговля и экология и т.д.). В феврале 2002г. начал работу Комитет по
торговым переговорам, включающий ряд специализированных органов, который
является координатором переговорного процесса нового раунда МТП. В
настоящее время идет предметное обсуждение на многостороннем уровне
предложений стран-членов ВТО по всей повестке нового раунда, а по торговле
услугами начинаются двусторонние переговоры..
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун
(Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить
формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных
противоречий между различными группами государств, прежде всего по
проблемам сельского хозяйства и “сингапурским вопросам” консенсуса
достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически
безрезультатно. В целом этот раунд предполагается завершить к началу 2005
г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика Доха раунда. С
учётом остающихся противоречий между различными группами стран ВТО работа
строится на поиске компромиссных решений.
15 декабря 2003г. состоялось заседание Генерального совета ВТО, на котором
предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса
нового раунда. Однако согласованных решений принять не удалось, и все
вопросы отложены следующего Генсовета в феврале 2004 года.
Структура и функции. Между сессиями Министерских конференций по мере
необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов
созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников
организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по
разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.
Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию,
Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса,
Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и
окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других
органов.
Министерская конференция (или Генсовет) назначает Генерального директора
ВТО. С 1999г. по сентябрь 2002 г. им являлся Майк Мур, экс-премьер-министр
Новой Зеландии. Однако срок полномочий Гендиректора сокращен до трех лет и
в сентябре 2002 г. его сменил Супачай Паничпакди, бывший вице-премьер
Таиланда.
Под руководством Генсовета работают Совет по торговле товарами, Совет по
торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках
этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы,
членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует
другие специализированные органы.
Исполнительным органом организации является Секретариат ВТО в Женеве
(Швейцария), в структурных подразделениях которого занято 500 человек.
Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский. Бюджет организации
на 2002 г. составляет 143 млн. швейц. франков (около 90 млн.$).
Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса,
хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по
товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер)
принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств
участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике,
как правило, консенсусом).
Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-
учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники
ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и
услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 146 государств,
причем только 18 из них стали новыми членами - Эквадор, Болгария (1996г.),
Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.),
Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова
(2001г.), Китай (декабрь 2001г.), Тайвань (январь 2002г.) и Армения
(февраль 2003 г.), Македония (апрель 2003г.). В Канкуне в сентябре 2003 г.
одобрены документы об условиях членства Камбоджи и Непала.
Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее
большинство из них, в том числе Россия, Саудовская Аравия, Алжир, Украина,
Казахстан, остальные государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на
различных стадиях присоединения к ВТО.
Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в
различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР,
региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО
действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие
развивающимся странам в сфере мировой торговли.
Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за
полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких
этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в
среднем 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью
распространяются и на Россию.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп (в РГ по присоединению
России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров) происходит
детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и
торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их
соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и
переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти
консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне
со всеми заинтересованными странами-членами РГ.
Прежде всего переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые
присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на
ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров
и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по
Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей
группы).
В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права,
которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать
прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не
смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае
противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая
страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению
споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на
национальном уровне каждым участником ВТО.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных
переговоров по либерализации доступа на рынки и условия присоединения
оформляются следующими официальными документами:
- Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств,
которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
- Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню
поддержки сельского хозяйства;
- Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;
- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые
договоренности на дву- и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является
приведение их национального законодательства и практики регулирования
внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета
соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным
законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов,
согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом.
После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и
национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус
члена ВТО.
Цели и задачи присоединения
Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и
в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что
практически всякое государство, претендующее на создание современной,
эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится
стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в
прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями
присоединения для России можно считать следующие:
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий
для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в
результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в
частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности
отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров,
услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих
национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной
торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий
присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения
преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия
внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли
Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен
способствовать экономическому росту, а не наоборот.
Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО
В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к
Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и в соответствии с
процедурами была создана Рабочая группа, преобразованная после учреждения в
1995 г. Всемирной торговой организации в РГ по присоединению Российской
Федерации к ВТО. Мандат РГ состоит в изучении торгового режима и выработке
условий участия России в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России начался в 1995г. На первом
этапе его основное содержание составляло рассмотрение на многостороннем
уровне в рамках РГ экономического механизма и торгово-политического режима
России на предмет их соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998г. первоначальных российских предложений по
тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки
сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне с
заинтересованными членами РГ по доступу на рынки товаров. В 1999г. странам-
членам ВТО была передана первая редакция перечня специфических обязательств
по услугам и список изъятий из режима наибольшего благоприятствования
(РНБ). С 2000г. переговоры стали носить полномасштабный характер, т.е. по
всем аспектам присоединения России к ВТО.
На данном этапе в состав РГ по присоединению России к ВТО (Председатель РГ
с декабря 2003 г. – Постпред Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 67
стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по тарифным вопросам
вовлечено в различной степени свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг –
около 30. По итогам этих переговоров должны быть подписаны соответствующие
Протоколы об их завершении.
Согласно установленным процедурам переговоры проходят в Секретариате ВТО в
Женеве на многостороннем уровне: по системным вопросам - официальные и
неофициальные заседания РГ, по сельскому хозяйству – плюрилатеральные
консультации с участием заинтересованных стран-членов РГ. На двустороннем
уровне проходят переговоры по доступу на рынки, а также по ряду системных
вопросов.
В рамках процесса присоединения переговоры ведутся по четырем ключевым
направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения,
утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством
Российской Федерации:
1. Переговоры по тарифным вопросам, основным предметом которых является
определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных
пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО по
всей Товарной номенклатуре внешне-экономической деятельности (ТН ВЭД)
(более 11 тыс. позиций). Последняя серия переговоров 22 странами прошла в
октябре с.г. в Женеве. В настоящее время российская делегация согласовала
свыше 80 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где позиции сторон по-
прежнему расходятся, ряд сельхозтоваров, лекарства, мебель, авиатехника,
автомобили. С восемью странами переговоры завершены.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного
аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки
аграрного сектора в рамках “желтой” корзины и уровня экспортных субсидий на
сельскохозяйственные товары и продовольствие. Рассмотрение данных вопросов
проходит в формате плюрилатеральных (многосторонних) консультаций (в т.ч. в
октябре с.г.) с участием членов группы “квадро” (США, ЕС, Япония, Канада),
стран Кернской группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции) и ряда
развивающихся государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер,
т.к. позиции сторон по согласованию уровня разрешенных России в качестве
члена ВТО господдержки сельского хозяйства и права на применение экспортных
субсидий значительно расходятся. В октябре 2003г. на встрече в Женеве
российская делегация представила пакет документов, в т.ч. новые предложения
по агрегированному показателю поддержки (АПП).
3. Переговоры по доступу на рынок услуг, цель которых - согласование
условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок.
Последняя серия переговоров с 11 странами-членами РГ состоялась в октябре
2003г. Переговорный процесс на данном этапе сфокусирован на
"чувствительных" секторах (финансовые, телекоммуникационные и транспортные
услуги), доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для
ведущих стран ВТО.
Двусторонние переговоры показали также, что существуют расхождения с
партнерами в отношении т.н. горизонтального регулирования торговли
услугами. В 2002 - 2003гг. (в т.ч. в апреле 2003 г.) был проведен ряд
многосторонних консультаций по специальным аспектам такого регулирования в
России (естественные монополии, субсидии, приграничные территории,
культурное наследие, антимонопольное регулирование, ЗАТО, услуги общего
пользования). Также в октябре 2003 г. прошли встречи по обсуждению списка
изъятий из РНБ и регулированию в отдельных секторах услуг.
4. Переговоры по системным вопросам, посвящены определению мер, которые
Россия должна будет предпринять в области законодательства и его
правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО.
Основой для переговоров является проект Доклада РГ. Это - финальный
документ переговоров, в котором наряду с Протоколом о присоединении будет
изложен пакет прав и обязательств, которые Россия примет на себя по итогам
переговоров (в отдельных документах фиксируются обязательства по тарифным
уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, а
также обязательства в сфере торговли услугами). Запросные требования стран
ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три части:
1. Несоответствие российского законодательства и правоприменительной
практики нормам и правилам ВТО. Основные озабоченности стран-членов ВТО
касаются применения ряда положений действующего законодательства в области
таможенного регулирования, излишние требования, предъявляемые к импортным
товарам в сфере нетарифных мер, а также в области применения санитарных и
фитосанитарных мер (СФС), системы субсидирования промышленности и т.д.
Участники переговоров требуют безусловного выполнения всех положений ВТО в
данных сферах с момента присоединения. Это – “стандартные” требования ко
всем странам-соискателям.
2. Применение Россией некоторых элементов регулирования в сфере ВЭД, в
принципе разрешенных ВТО, что может быть обусловлено определенными
обязательствами, которые фиксируются в Докладе РГ (“переговорные”
требования).
3. Запросы отдельных стран-членов РГ, явно выходящие за рамки обязательств
многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к
“необязательным” соглашениям по правительственным закупкам, гражданской
авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена
экспортных пошлин и т.д.
Весной 2002 г. на 14-ом и 15-ом заседании РГ прошло обсуждение первого
проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Этот
документ, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты
продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и
его совместимости с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было
представлено в Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более
1000 и нормативно-правовых актов на английском языке.
В декабре 2002 г. состоялось 16-е заседание РГ, на котором было начато
рассмотрение второй редакции проекта Доклада. По итогам этой сессии, в
которой принял участие заместитель Председателя Правительства России
А.Л.Кудрин, было принято решение об интенсификации переговорного процесса.
В марте-апреле 2003г. состоялись 17, 18 и 19 официальные заседания РГ,
посвященные обсуждению второй редакции проекта Доклада. По сложившейся
практике они сопровождались многосторонними встречами по сельскому
хозяйству, энергетике, тарифным квотам на мясо, услугам, ТБТ\СФС, а также
серией двусторонних переговоров по тарифам и услугам.
8-10 июля 2003г. прошло 20-е официальное заседание РГ, где был согласован
порядок дальнейшей работы по третьей редакции проекта Доклада. В этот же
период состоялись многосторонние консультации по валютному регулированию и
телекоммуникациям, а также двусторонние переговоры по доступу на рынки
товаров и услуг, ряду системных вопросов. 21 августа состоялись
неофициальные консультации Председателя РГ с заинтересованными странами-
членами ВТО по формату проведения следующей РГ. В этот же период прошли
двусторонние переговоры по тарифам и услугам.
В сентябре-октябре 2003г. состоялись серии двусторонних переговоров с
ключевыми партнерами России (ЕС, Китай, Япония и США) в столицах
соответствующих государств. В Брюсселе 7 октября прошла очередная встреча
Министра Г.О.Грефа с Комиссаром ЕС по торговле П.Лами, в ходе которой
обсуждались наиболее актуальные проблемы двусторонних переговоров. 16
октября в Москве состоялись встречи П.Лами с М.М.Касьяновым и Г.О.Грефом.
28-30 октября 2003г.прошло 21-е заседание РГ, на котором были рассмотрены 9
обновленных разделов проекта Доклада РГ и итоги законотворческой работы в
России. В этот же период прошли многосторонние консультации по
телекоммуникациям и банковским услугам, тарифным квотам, изъятиям из РНБ в
торговле услугами и сельскому хозяйству. Также были проведены серии
двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг, а также
системным вопросам. Следующее заседание РГ запланировано на конец января-
начало февраля 2004 года.
На саммите ЕС-Россия 6 ноября в Риме на высшем уровне была обсуждена
проблематика ВТО. В конце ноября в Вашингтоне состоялись полномасштабные
переговоры с делегацией США, а в начале декабря в Москве – с делегацией
Комиссии Европейского Сообщества (КЕС).
16 декабря 2003г. в Женеве прошли неофициальные консультации стран-членов
РГ, на которых был определен формат проведения 22-го заседания РГ в начале
февраля 2004г. Параллельно состоялся очередной раунд переговоров по доступу
на рынки товаров и услуг. На январь-февраль с.г. также запланирована серия
переговоров с ведущими партнерами России.
2-6 февраля 2004 г. состоялось 22-е заседание РГ, где были обсуждены и в
основном одобрены 10 обновленных разделов проекта Доклада, а также итоги
законотворческой работы в России на предмет адаптации нормам и правилам
ВТО. Прошли многосторонние консультации по новой редакции Таможенного
кодекса, сельскому хозяйству и тарифным квотам. Параллельно состоялся
очередной раунд двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и
услуг, а также ряду системных вопросов.
5 марта прошли консультации Председателя РГ с членами ВТО, где было принято
решение о проведении 23-го заседания РГ в период с 29.03 по 02.04.2004г. На
данном заседании РГ были рассмотрены и в основном согласованы 10
обновленных разделов проекта Доклада, а также прошли консультации по
сельскому хозяйству и тарифным квотам. Состоялись двусторонние встречи по
доступу на рынки товаров и услуг, системным вопросам.
Следующее 24-е заседание РГ запланировано на 15-16 июля 2004 г. В ходе
предварительных консультаций Председателя РГ с заинтересованными членами
РГ, которые прошли 21 июня 2004 г., российская сторона передала обновленные
тексты по 13 разделам доклада, которые будут обсуждаться на этом заседании.
Было также решено провести ряд двусторонних и многосторонних консультаций
по этим разделам в период с 28 июня по 2 июля 2004 г.
Планируется, что третья редакция доклада Рабочей группы будет подготовлена
к осени 2004 г.
В апреле и мае 2004 г. состоялась серия переговоров с делегацией Комиссии
Европейских сообществ (КЕС), а также встречи Министра экономического
развития и торговли Г.О. Грефа и Комиссара ЕС П. Лами, на которых
обсуждались наиболее актуальные проблемы двусторонних переговоров. Накануне
саммита Россия –ЕС (21 мая 2004 г.) в Москве прошел очередной раунд
переговоров с делегацией ЕС, на котором был согласованы формулировки
Протокола о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров
и услуг. Протокол был подписан на саммите Россия – ЕС Г.О. Грефом и П.
Лами.
В апреле 2004 г. в Москве прошли встречи с делегациями США и Норвегии. В
мае 2004 г. состоялась встреча Г.Грефа с Торговым представителем США
Р.Зелликом.
В апреле с.г. принято решение о создании Правительственной Комиссии по
вопросам ВТО и взаимодействию с ОЭСР, которую возглавил Председатель
Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадков. Основной функцией этой
комиссии должна стать координация процесса присоединения и выработка
переговорной позиции российской стороны. В настоящее время формируется
новый состав Комиссии и готовится положение о ее работе.
Координация процесса присоединения возложена на Комиссию Правительства
Российской Федерации по вопросам ВТО. В ее состав входят представители всех
ветвей государственной власти и общественных организаций. Руководителем
Российской правительственной делегации на переговорах по присоединению к
ВТО назначен заместитель Министра экономического развития и торговли
М.Ю.Медведков.
В марте 2003г. прошло 13-ое заседание Комиссии по ВТО, где были рассмотрены
вопросы о состоянии и основных задачах по продвижению переговорного
процесса, приняты решения о продолжении работы по приведению российского
законодательства и ведомственных нормативных актов в соответствие с нормами
и правилами ВТО. Также проблемы присоединения были рассмотрены Советом
Безопасности. 16 июля проведена Коллегия Министерства по итогам
переговорного процесса по присоединению к ВТО.
22 июля 2003г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации,
посвященное рассмотрению вопроса “О результатах очередного раунда
переговоров по присоединению России к ВТО и перспективах переговорного
процесса”. С конца июля Рабочая группа Государственного Совета Российской
Федерации по вопросу присоединения России к ВТО ведет подготовку Доклада с
участием регионов для его рассмотрения на заседании Госсовета.
Ключевым элементом внутренней работы является приведение российского
законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года в Государственной думе при Комитете по экономической политике и
предпринимательству работает Экспертный совет по законодательству во
внешней торговле и иностранным инвестициям с целью выяснения мнений
органов, общественных организаций, научных и деловых кругов в этой сфере с
учетом требований ВТО, а также координации законотворческой деятельности,
связанной с присоединением России к ВТО.
Распоряжением Правительства России от 08.08.01 г. № 1054-р (в редакции
Распоряжения от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по
приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и
правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие
которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой
базы положениям ВТО. В их числе – новая редакция Таможенного кодекса,
проекты новых законов “О валютном регулировании и валютном контроле”, “Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, “О
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте
товаров”, “О таможенном тарифе”, а также внесение поправок к законам по
производству и обороту алкоголя, а также ряду других проблем.
В настоящее время эти законопроекты находятся на рассмотрении в
Государственной Думе. К концу 2002 г. были приняты законы из этого перечня:
“О техническом регулировании”, пакет законов в области охраны прав
интеллектуальной собственности и т.д.. В мае с.г. принята новая редакция
Таможенного Кодекса.
Проводится экспертиза регионального законодательства и ведомственных актов
на предмет их соответствия нормам ВТО, разрабатываются новые международные
соглашения, регулирующие вопросы, вытекающие из присоединения России к ВТО.
На регулярной основе проходят консультации российской делегации с
представителями государств-членов ЕврАзЭС и ряда стран СНГ, в ходе которых
обсуждается проблематика их присоединения к ВТО. На заседаниях
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне Глав государств 13 мая 2002 г.
и 26 апреля с.г. приняты решения о направлениях совершенствования
взаимодействия стран ЕврАзЭС на переговорах по присоединению к ВТО.
В 2003г. в рамках работы Группы экспертов высокого уровня по формирования
Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и
Украины, был проведен сравнительный анализ позиций стран "четверки" на
переговорах по присоединению к ВТО. Эти результаты будут использованы для
согласования переговорной позиции как в рамках работы по ЕЭП, так и при
координации процесса присоединения к ВТО заинтересованных сторон.
В 2000-2003 гг. Минэкономразвития провел около 500 встреч по обсуждению
российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров,
импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся
консультативные встречи с Российским союзом промышленников и
предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и другими объединениями
деловых кругов, представителями научных и общественных организаций.
В итоге только за 2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных конференций
"Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и
более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при
участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и
законодательных органов.
За последние два года при участии научных и деловых кругов подготовлено
более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-
экономических последствий присоединения России к ВТО. На их основе в
настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской
Федерации по минимизации возможных негативных последствий присоединения и
совершенствованию взаимодействия с ВТО с целью наиболее эффективного
использования преимуществ членства в этой организации.
В ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе состоялась четвертая Министерская
конференция ВТО, в которой участвовала российская делегация. По итогам
этого высшего форума ВТО начался новый раунд многосторонних торговых
переговоров (МТП), которые на данном этапе затрагивают следующие области:
сельское хозяйство, услуги, доступ на рынки (промышленных) товаров,
торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), правила ВТО
(применение положений Соглашений в части антидемпинга, субсидий,
региональных торговых соглашений и др.), механизм разрешения споров,
взаимосвязь торговли и экологии.
Эти переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, находящихся в
процессе присоединения, включая Россию. Однако решения о результатах
переговоров могут приниматься только членами ВТО. Практически все
направления МТП могут затронуть текущие и долгосрочные интересы России, а
также ее положение в международной торговой системе после присоединения к
ВТО.
10-14 сентября с.г. прошла пятая Министерская конференция ВТО в Канкуне
(Мексика), на которой предполагалось подвести промежуточные итоги этого
раунда и принять решения о дальнейшем развитии МТП. Однако достичь
консенсуса по указанным вопросам не удалось из-за принципиальных
разногласий между различными группами стран. В работе форума приняла
участие российская делегация, которая провела более 30 двусторонних встреч
с партнерами по вопросам присоединения.
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2004 г.
Российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, когда
предстоит решать наиболее сложные и проблемные вопросы. Россия не намерена
присоединяться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем
параметрам присоединения (тарифы, обязательства в области сельского
хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут основываться на
реальном положении в экономике и перспективах ее развития, обеспечивать
необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной
конкурентной среды.
| | |