Понятие и функции таможенного органа
План
1. Понятие и функции таможенного органа.
2. Государственный таможенный комитет как центральный орган федеральной
исполнительной власти.
3. Региональное таможенное управление.
Понятие и функции таможенного органа.
Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней
политики государства и напрямую связана с выполнением важнейших социально-
экономических и внешнеполитических программ и планов. Для реализации всего
комплекса таможенных мероприятий (взимания таможенных платежей,
таможенного оформления, таможенного контроля и т. д.) создаются
специальные таможенные органы.
Таможенный орган можно определить как орган государственного
управления, непосредственно осуществляющий таможенное дело в РФ.
Естественно, что все таможенное дело невозможно возложить только лишь на
один орган, поэтому в России действует целая система таможенных органов:
1. ГТК России;
2. Региональные таможенные управления;
3. Таможни;
4. Таможенные посты.
По состоянию на 1 марта 1995 года в систему таможенных органов РФ
наряду с ГТК входят 15 региональных таможенных управлений (12
территориальных и 3 специализированных), 144 таможни (67 пограничных и 77
внутренних), 503 таможенных поста (192 пограничных, 299 внутренних и 12
акцизных). За последние годы сильно возросла численность таможенных
служащих. Если в 1991 году в таможенных органах работали всего 7 тысяч
человек, то сейчас их число возросло до 53 тысяч.
Таможенные органы являются правоохранительными (ст. 8 ТК РФ) и
военизированными органами (указ Президента РФ «Об отнесении таможенных
органов к государственным военизированным организациям»).
Таможенные органы взаимодействуют с другими государственными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. В ряде случаев
законодательство допускает выполнение отдельных действий. Относящихся к
компетенции таможенных органов, иными государственными органами,
предприятиями, организациями. При этом таможенные органы вправе
контролировать такую деятельность (например, деятельность владельца
частного склада временного хранения, таможенного перевозчика и т. д.).
Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать
содействие таможенным органам Российской Федерации в решении возложенных
на них задач.
В настоящее время таможенные органы обеспечивают реализацию 20
основных функций, которые перечислены в ст. 10 ТК. Приведем лишь некоторые
из них:
. участие в разработке и реализации таможенной политики, а также
участие в разработке и реализации мер экономической политики в
отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;
. защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей
компетенции экономической безопасности, являющейся основой
суверенитета Российской Федерации;
. содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности,
общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья
человека, защите животных и растений, охране окружающей природной
среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
. применение средств таможенного регулирования торгово-экономических
отношений; взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных
платежей; обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную российскую границу;
. осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного
оформления, а также создание условий, способствующих ускорению
товарооборота;
. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
. борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового
законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через
российскую таможенную границу; пресечение незаконного оборота
наркотических средств, оружия, предметов художественного,
исторического и археологического достояния народов России и
зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих
видов животных и растений; содействие в борьбе с международным
терроризмом;
. выполнение международных обязательств Российской Федерации в части,
касающейся таможенного дела; участие в разработке международных
договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление
сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами
иностранных государств, международными организациями, занимающимися
вопросами таможенного дела;
. другие функции, предусмотренные законодательством.
2.Государственный таможенный комитет как центральный орган федеральной
исполнительной власти.
В большинстве зарубежных государств Центральный орган таможенного
управления входит в структуру министерства финансов. Подчинение таможенной
службы министерству финансов объясняется тем, что первоначально в
деятельности таможни преобладала фискальная функция, сводившаяся к сбору
пошлин, которые направлялись в государственный бюджет. Сейчас, когда на
первый план выступила регулятивная, протекционистская функция таможенной
политики, таможня по- прежнему продолжает выступать важным источником
поступления доходов в государственный бюджет, осуществляя взимание при
пересечении таможенной границы некоторых видов уравнительных налогов (НДС,
акцизов и др.). В дореволюционной России Департамент таможенных сборов
подчинялся Министерству финансов. В советский период, в условиях
государственной монополии внешней торговли, сбор таможенных пошлин
представлял собой чисто формальную процедуру. Основной задачей таможни
была охрана таможенной границы и обеспечение внешнеторговой монополии.
Фискальная роль таможни заметно ослабела, что не могло не способствовать
отдалению центрального органа таможенного управления от Министерства
финансов.
В настоящее время Государственный таможенный комитет РФ –
самостоятельный Центральный орган федеральной исполнительной власти,
осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в России (ст.
7 ТК). Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.
Управленческая деятельность ГТК сосредоточена прежде всего на его
взаимоотношениях с подчиненными таможенными органами. В отдельных случаях
ГТК может вступать в непосредственные отношения с физическими лицами и
должностными лицами организаций (например, когда должностные лица ГТК
проводят дознание по факту контрабанды).
Государственному таможенному комитету принадлежит ведущая роль в
осуществлении общих задач таможенных органов. Помимо этих общих задач ГТК
решает и ряд специфических задач, связанных с руководством таможенной
службой и развитием таможенного дела. Компетенция ГТК закреплена в
Таможенном кодексе и многочисленных подзаконных актах (указы и
распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ). положение о
ГТК утверждено Указом Президента РФ от 25 октября 1994г.
Государственный таможенный комитет:
- самостоятельно определяет структуру возглавляемой им таможенной
системы: создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные
управления, таможни, регулирует их правовой статус;
- осуществляет правомочия собственника по управлению имуществом
подведомственных ему органов, предприятий и учреждений, финансирует
мероприятия по развитию таможенной инфраструктуры, таможенного дела в
целом за счет поступающих на эти цели таможенных сборов;
- контролирует соблюдение должностными лицами таможни процессуальных норм
при производстве по делам о контрабанде, нарушениях таможенных правил и
законодательства о налогах, рассматривает жалобы и протесты на
постановления таможенных органов о таких нарушениях.
Должностные лица ГТК организуют сотрудничество с правоохранительными
органами, другими федеральными министерствами и ведомствами,
взаимодействуют с таможенными службами зарубежных государств. ГТК издает
приказы, распоряжения, указания и др.
Структура ГТК.
Определение структуры ГТК входит в компетенцию Правительства РФ.
Председатель ГТК. Этому должностному лицу принадлежат отдельные
полномочия по реорганизации внутренней структуры данного органа.
Председатель, например, может создавать, реорганизовывать и упразднять
отделы и управления Государственного таможенного комитета. Председатель
руководит деятельностью ГТК. Он назначается на должность и освобождается
от занимаемой им должности Президентом РФ и осуществляет общее руководство
системой таможенных органов. Председатель ГТК имеет несколько
заместителей, назначение на должность и освобождение от должности которых
относится к компетенции Правительства РФ. председатель ГТК распределяет
обязанности между своими заместителями.
Коллегия ГТК. На ее заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы
руководства таможенным делом. Работу Коллегии возглавляет Председатель
ГТК, а в ее состав входят заместители Председателя и некоторые другие
работники таможенной службы. Заседания коллегии проводятся регулярно и
принимаемые на них решения, оформленные приказом Председателя ГТК,
обязательны для всех таможенных органов и служащих таможни. В случае
разногласий между Председателем ГТК России и Коллегией Председатель ГТК
проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях в
Правительство РФ.
При ГТК действует консультативный совет по таможенной политике.
Отделы и управления ГТК . на них приходится основной объем оперативной
работы – сбор и анализ информации, подготовка проектов управленческих
решений, руководство деятельностью структурных подразделений местных
таможенных органов. Отделы и управления ГТК обеспечивают процесс принятия
решений на уровне центрального органа таможенной службы, а также
практическую реализацию этих решений на местах, выступая в качестве
каналов связи и взаимодействия между руководством ГТК и местными
таможенными органами. Отделы и управления ГТК в рамках своей компетенции
вправе самостоятельно решать некоторые вопросы таможенного дела и
определять конкретное содержание деятельности территориальных таможенных
органов.
В основе организации структурных подразделений ГТК лежит функциональный
принцип: деятельность каждого отдела или управления сосредоточена на
осуществлении одной или нескольких функций ГТК. Рассмотрим некоторые
управления и отделы ГТК.
Таможенно-тарифное управление обеспечивает подготовку предложений по
тарифному регулированию, введению этих мер в действие, а также
контролирует исполнение разработанных мероприятий. В состав этого
управления входят три отдела. Отдел таможенно-тарифного регулирования
участвует в разработке правовых актов по таможенному обложению. Отдел
номенклатуры занимается проблемами внедрения «Гармонизированной системы
описания и кодирования товаров», а также контролирует номенклатурный
перечень товаров, подпадающих под действие нетарифных ограничений
(квотирования, лицензирования и др.). отдел экономических таможенных
режимов разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих порядок
использования экономических таможенных режимов (таможенный склад,
свободная таможенная зона, переработка товара под таможенным контролем и
др.).
Управление федеральных таможенных доходов (УФДТ) руководит
деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению
полной и своевременной уплаты таможенных платежей. УФДТ разрабатывает
технологию взимания таможенных пошлин и сборов; контролирует процесс
декларирования товаров, деятельность фирм и предприятий, расположенных в
свободных экономических зонах; следит за поступлением таможенных платежей
от экспорта энергоносителей и т.д.
Отдел валютного контроля ГТК (ОВК) руководит деятельностью подчиненных
ему отделов валютного контроля в таможенных органах на местах. В ОВК
осуществляется контроль за содержанием валютных пунктов грузовой
таможенной декларации, проверка контрактных и платежных документов,
собирается информация о случаях нарушения валютного законодательства и
т.п.
Управление организации таможенного контроля (УОТК). Оно планирует
работу таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и
организует в этих целях необходимое взаимодействие с пограничными
войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными
органами. В управлении разрабатываются рекомендации относительно сети зон
таможенного контроля, перечня документов и сведений, необходимых для
таможенного контроля, рассматриваются жалобы на действия таможенных
служащих. В составе УОТК три отдела: создания и развития таможенной
инфраструктуры; организации таможенного контроля в неторговом обороте;
контроля за грузами в торговом обороте.
Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил
занимается организацией мероприятий по борьбе с контрабандой, нарушениями
таможенных правил и налогового законодательства. в структуру этого
управления входят также несколько отделов: отдел организации борьбы с
таможенными нарушениями в торговом обороте; организации борьбы с
таможенными нарушениями в неторговом обороте; по борьбе с контрабандой
наркотиков; отдел контроля за соблюдением законности в производстве по
делам о нарушениях таможенных правил; отдел организации дознания по делам
о контрабанде, а также информационно-аналитическая служба.
Правовое управление занимается тем, что дает заключения по проектам
законов и подзаконных актов в части, касающейся таможенного дела, по
запросам министерств и ведомств, по поступающим заявлениям и жалобам. Одно
из важнейших направлений деятельности Правового управления является
контроль за соответствием нормативных актов ГТК предписаниям действующего
законодательства, а также систематизация и кодификация актов по
таможенному делу.
Управление внешних связей организует межгосударственное сотрудничество
в таможенной сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Отдел собственной безопасности . его основными задачами являются:
предупреждение, выявление и пресечение фактов коррупции, других
должностных преступлений и проступков в российских таможенных органах.
Сотрудники отдела проводят служебные расследования по фактам должностных
преступлений и проступков, совершенных таможенными служащими.
3.Региональное таможенное управление.
ГТК имеет своей первоочередной целью обеспечение надлежащего режима
работы таможенных органов на местах. Ведь именно на местах производится
таможенное оформление, досмотр, выполняются другие таможенные процедуры,
выявляются конкретные случаи нарушения таможенных правил и налогового
законодательства.
Территориальными органами таможенной системы являются региональные
таможенные управления, таможни и подчиняющиеся им таможенные посты, но в
данной работе речь пойдет о региональном таможенном управлении.
В России еще до революции таможенная территория делилась на таможенные
округа. Они служили промежуточным звеном в системе управления таможенным
делом. Необходимость промежуточного звена таможенного управления ясна –
огромные размеры таможенной территории России. И в настоящее время
территория России также поделена на таможенные округа (зоны), в границах
которых региональные таможенные управления руководят и координируют
деятельность таможенных органов на местах.
Региональные таможенные управления создаются, реорганизуются и
ликвидируются на основе приказов Председателя ГТК. К компетенции ГТК
относится регулирование статуса региональных управлений. Он утверждает
Положение о региональном таможенном управлении. Структура регионального
таможенного управления в основных чертах воспроизводит структуру ГТК. Оно
состоит из отделов и групп, которые осуществляют на территории таможенного
региона деятельность по тем же направлениям, что и управления и отделы
ГТК. Возглавляется региональное таможенное управление начальником, который
назначается на должность и освобождается от должности Председателем ГТК.
Заместители начальника, главный бухгалтер и начальник юридического отдела
управления назначаются на должность и освобождаются от должности приказами
ГТК по представлению начальника управления. Типовая структура, штатная
численность и фонд оплаты труда управления утверждаются ГТК.
В функции регионального таможенного управления входит:
-финансирование каждого расположенного в его таможенной зоне
таможенного органа из средств, распределяемых ГТК;
-разрешение собственной властью вопросов, возникающих при применении
таможнями разнообразных инструкций, правил и распоряжений;
-внесение в ГТК предложения о совершенствовании таможенного
законодательства, об изменении пределов подведомственного региона, о
создании, реорганизации и ликвидации в регионе таможен и таможенных постов
и др.;
- издание в пределах своей компетенции правовых актов;
- привлечение для оказания содействия таможенным органам специалистов
других правоохранительных и контролирующих органов, организаций, а
также экспертов;
- назначение и проведение в пределах компетенции таможенных органов
проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары
и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров
либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой
возложен на таможенные органы;
- рассмотрение и принятие решений по жалобам и обращениям организаций и
граждан, а также по протестам прокуроров в части соблюдения
должностными лицами управления, нижестоящих таможенных органов
российского таможенного законодательства и многое другое.
Можно еще долго перечислять все функции региональных таможенных
управлений, так как их выделено 101!
В непосредственном подчинении управления находятся расположенные на
территории данного региона таможенные органы, за исключением таможенных
органов, непосредственно подчиненных ГТК. В оперативном подчинении
управления находятся входящие в систему ГТК и расположенные на территории
региона таможенные лаборатории, учебные заведения и другие организации за
исключением тех, которые непосредственно подчиняются ГТК.
Важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управления, нижестоящих
таможенных органов системы ГТК рассматриваются на заседаниях коллегии
управления, в состав которой входят начальник управления (председатель
коллегии), заместители начальника, а также руководящие работники
управления и нижестоящих таможенных органов.
Дальнейшее развитие правового регулирования деятельности
региональных таможенных управлений должно быть направлено на более четкое
разграничение функций между региональными управлениями и ГТК и на
устранение дублирования в таможенном управлении.
Использованная литература.
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 года №5221-I (с
изменениями и дополнениями от19 июня 1995 года по 10 февраля 1999
года). Электронный сборник Российского законодательства «Гарант
максимум», ноябрь 1999.
2. Козырин А.Н. «Таможенное право России: общая часть», М.: Спарк, 1995.
3. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации под редакцией
Максимцева В.А. и Габричидзе Б.Н. - –.:Издательская группа НОРМА –
ИНФРА – М, 1999.