Понятие и состав административного правонарушения (контрольная по дисциплине "Основы российского законодательства")
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Учебный центр ГУВД Ставропольского края
Цикл Специальных Дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Основы российского законодательства»
по теме:
«Понятие и состав административного правонарушения»
Выполнила:
Слушатель взвода 21 л-т милиции
Борисова Ю.А.
Проверил:_____________________
Оценка:________________________
Г. Ставрополь 2002 г.
Содержание:
> Введение
> Понятие административного правонарушения
> Состав административного правонарушения: объект, объективная сторона,
субъект, субъективная сторона
> Заключение
> Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Основанием административной ответственности является
административное правонарушение. Исключения, подтверждающие данное правило,
могут предусматриваться законодательством. Так, некоторые правонарушения
имеют сложный правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и
административными. В литературе они называются административно-
дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об
административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в
этих случаях наступает как за административное правонарушение.
Согласно Кодексу административным правонарушением признается
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или
юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов
Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность. Административная ответственность
наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в
соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Это понятие охватывает собой конститутивные признаки
административного правонарушения. Ими являются: а) противоправность; б)
виновность; в) наказуемость деяния.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие
деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта
поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение
обязанности, законного требования, а также нарушения запрета (например,
нарушение прав охоты, неостановка транспортного средства по требованию
уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.).
Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности (например,
невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями
мер по борьбе с сорняками и т.д.). Часто одни и те же
обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием
(например, нарушение правил охраны водных ресурсов).
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы
права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к
ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение
соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности.
Это, кроме административной могут быть нормы конституционного, финансового,
гражданского, трудового и других отраслей права. Так, при безбилетном
проезде не исполняется договор перевозки, при уклонении от уплаты налога —
нормы финансового права. Деяние, не являющееся противоправным, не может
образовать административного правонарушения и повлечь
административную ответственность.
Виновность деяния означает, что оно совершенно умышленно или по
неосторожности. Наличие вины — обязательный признак
административного правонарушения, отсутствие вины исключает
признание деяния административным правонарушением, в том числе при его
формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает
правила, установленные для пешеходов.
Административная ответственность за деяние также относится к
безусловным признакам административного правонарушения, признается только
то деяние, за которое законодательство предусмотрена административная
ответственность.
С одной стороны, административное правонарушение — основа
административной ответственности, с другой, такая ответственность признак
административного правонарушения, определяющий юридическую природу. В
установленных законодательством случаях для признания деяния
административным правонарушением необходимо наличие причинной связи
между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в
виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д. (например,
расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.).
Признаки административного правонарушения следует отличать от его
юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько
теоретическое, сколько практическое значение. При наличии всех признаков
может отсутствовать состав административного правонарушения» что исключает
законность привлечения к административной ответственности. Например,
нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего
возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это
лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет
состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются
лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения
шестнадцатилетнего возраста.
Понимание состава административного правонарушения необходимо для
отграничения административных правонарушений от смежных (частично
совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их
проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.
В законодательстве отсутствует понятие состава административного
правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность
такого понятия. Состав административного правонарушения — совокупность
закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие
которых может повлечь административную ответственность.
Признаками (элементами) состава административного правонарушения
являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами
права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в
качестве объекта выступают конкретные нормы
предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы
выражения конкретных объектов могут быть различные. Например,
мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но
выражаться оно может в совершении действий, примерный
перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство»,
изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их
совершение, а делает это путем установления за это
административной ответственности.
Объективная сторона заключается в действии или бездействии
запрещенном административным правом. Как уже отмечалось действие
или бездействие может посягать на конкретные общественные, отношения,
урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового,
финансового и др.). Наличие объективной стороны административного
правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от
времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его
вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом,
его систематичности. Содержание объективной стороны может включать
характер действия или действия — неоднократность, повторность, длящееся
нарушение.
Законодательство об административных правонарушениях в прямой форме
фиксирует именно эти элементы содержания объективной стороны
административного правонарушения.
Неоднократность однородного действия или бездействия служит
непременным условием для признания его объективной стороной
административного правонарушения. Отсутствие однородности исключает
возможность его такой характеристики.
Повторность по законодательству об административных правонарушениях
означает совершение одним и тем же лицом в течение однородного
правонарушения, за которое оно уже подвергался административному
взысканию. Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность
за административное правонарушение. Повторность необходимо отличать от
неоднократного правонарушения, квалифицируемого как единое, а не несколько
правонарушений.
Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с
последующим длительным невыполнение обязанностей, возложенных виновного
законом под угрозой административной ответственности. Длящееся
административное правонарушение является единым » зависимо от
продолжительности действия или бездействия.
Длящееся административное правонарушение следует отличать
продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом
нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит
административной ответственности. Например, им может быть изготовление и
использование радиопередающих устройств без разрешения, если оно совершено
неоднократно.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ субъектами административного правонарушения
признаются: а) физические лица; б) юридические лица
Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весьма
разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного
правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых
профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к
религиозным объединениям.
Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные
основания для административной ответственности, для других — ограничение
применения ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители
транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в
качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений,
связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения
которых входит в их служебные обязанности. При этом должностные лица
подлежат административной ответственности не только за собственные действия
или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответствующие
правила. За другие административные правонарушения они несут
ответственность на общих основаниях.
Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные
женщины, имеющие детей до 12-летнего возраста, инвалиды II и I групп,
несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может
применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам
не может применяться арест и т.п. Кодекс об административных
правонарушениях РФ в общей форме определяет, что административной
ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения
административного правонарушения 16-летнего возраста ст.ст. 2.3, 2.8.
Субъективная сторона административного правонарушения психическое
отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его
последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.
Лицо, совершившее противоправное действие или бездействие, в указанных
формах, при наличии других признак состава правонарушения, признается
виновным в его совершении. Вина как обязательный признак административного
правонарушения предусмотрена КоАП РФ ст. 2.2.
Иными словами, это означает также, что вина есть психическое
отношение лица к совершенному им противоправному действию бездействию и
возможным их последствиям. Вина, следовательно, может появляться в форме
умысла и неосторожности.
Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, его
совершившее, сознавало противоправный характер своего действия
(бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления
таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним
безразлично п. 1. ст. 2.2. Кодекса.
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если
лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных
последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому
оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий
либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно
было и могло их предвидеть.
В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается.
Обычно большинство из них могут быть совершены в любой ее форме.
Формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть
совершенно только в форме умысла (мелкое хулигане мелкое хищение и т.д.); в
редких случаях форма вины указывается текстах статей КоАП либо иных
законах, устанавливающих ответственность за те или иные административные
правонарушения.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми
являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними
признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет.
В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, то
есть действие или и бездействие признается административным
правонарушением, если они совершены мотивам и в целях, прямо указанных в
законе. Отсутствие корыстной цели исключает возможность признания
соответствующего действия административным правонарушением.
Только при наличии состава административного правонарушения, лицо
его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.
В теории и на практике при выявлении и сущности квалификации правонарушений
часто возникает вопрос о его соотношении с преступлением, дисциплинарным
проступком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В литературе высказаны различные мнения относительно социально-
правовой сущности административного правонарушения: а) последние являются
общественно опасными, но по своему характеру менее общественно опасны, чем
преступления; б) вредными для общества, но не общественно опасными; в) одни
административные правонарушения общественно опасны, другие являются
вредными, но не общественно опасными.
По существу, административные правонарушения, как и преступления,
являются общественно опасными, различаясь лишь по степени такой опасности.
Во-первых, оба этих вида правонарушений часто имеют общий объект
посягательства; во-вторых, общественная опасность определяется не
характером единичного правонарушения, а их распространенностью,
«массовидностью»; в-третьих, общественная опасность проявляется в самой их
противоправности; в-четвертых, общественная опасность выражается во
вредности правонарушений. Поэтому противопоставление общественной опасности
и вредности является необоснованным. В УК РФ общественная опасность
обоснованно сводится к причинению вреда и созданию угрозы его причинения
личности, обществу или государству (см. ст. 14). В-пятых, постоянно идет
процесс декриминализации и криминализации одних и тех же по своему
характеру правонарушений, что подтверждает принципиальную социальную
однородность соответствующих правонарушений; в-шестых, если
административные правонарушения не общественно опасны, то обоснованна ли
государственная репрессия за их совершение; в-седьмых, за некоторые
административные правонарушения предусмотрены более суровые меры
ответственности, чем за многие преступления; в-восьмых, степень
общественной опасности лежит в основе разграничения преступлений и
административных правонарушений вообще, (внешне сходных) частично
совпадающих преступлений и административных правонарушений в особенности.
БИБЛИОГРАФИЯ:
> ФЗ «КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» N 195-ФЗ 30 декабря 2001 года
> Алехин А.П. Административное право РФ. М.1997 г.