Правовое государство и гражданское общество
Содержание
Стр.
Введение 2
Глава I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе 4
Глава II Признаки гражданского общества в современном понимании 8
Глава III Структура гражданского общества 12
Глава IV Правовое государство и его признаки 15
Глава V Теория и практика формирования правового государства в современном
Российском обществе……………………………………………………………………. 18
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Введение
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих
цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и
законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие
гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX
веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и
произволу властей в условиях новых общественных отношений.
"Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым
общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных
проблем своего развития провозгласило создание современного
демократического правового государства». Ядром этого государства
является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в
этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к
демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без
полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового
государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в
большой степени для нашей страны идей.
В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у
нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой
разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно
обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о
происхождении гражданского общества, его исторических периодах и
соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с
любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется
специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания
всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и
потенциальных возможностей.
Раскрытие данной темы поэтому важно как с теоретической, так и с
практической стороны. Меня данная тема заинтересовала более с теоретической
стороны, так как для будущего юриста необходимо знать основы, на которых
базируются возможности реализации правового государства.
Сегодня стоит вопрос о принципиальном изменении характера
правоотношений между государством, обществом и личностью. Этот вопрос
поставил много проблем. Известно, что "любое общество может успешно
развиваться, опираясь на четко обозначенные реальные цели, на научно
выверенную модель жизнеустройства". Сегодня в общественном сознании
отсутствует цельное представление об обществе, которое мы хотим построить.
Особенностью социальной позиции в России последних лет "является ярко
выраженное противоречие между социальными надеждами и чаяниями... населения
и социальной политикой государства, явно игнорирующей современный мировой
опыт".
В плане становления демократического государства в реалиях
посткоммунистической, посттоталитарной эпохи возрастает вес всей
совокупности общественных институтов, принадлежащих к гражданскому
обществу. В последнем главное внимание направлено на индивида, на личность.
Государство при этом как в теории, так и на практике должно оставаться
институтом гражданского общества, служить обществу, личности.
Изучая проблему гражданского общества в России, не следует отбрасывать
все положительное, что выработало человечество за довольно продолжительный
период построения гражданского общества в других странах мира. Во многих
высокоразвитых странах существуют полноценные гражданские общества, а
вернее будет сказать, эти страны достигли такого уровня развития благодаря
сформировавшемуся гражданскому обществу, которое вывело их на путь
общественного прогресса. Граждане этих стран знают и желают использовать
свои права и выполнять свои обязанности, обладают достаточной правовой
культурой. От активности, правосознания, самоорганизации гражданского
общества во многом зависят показатели уровня жизни в целом.
Создание раскованного, открытого демократического гражданского общества,
общества, опирающегося на право, ответственность и предприимчивость
граждан стоит в ряду важнейших фундаментальных задач в нашей стране в силу
демократизации общественной жизни и усвоения уроков тоталитарного прошлого,
отголоски которого еще накладывают заметный отпечаток на современную жизнь.
В работе я ставила цель осветить существующую теорию гражданского
общества и ее актуальность на сегодняшний день. При этом я преследовала
задачи, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами данной темы,
и, во-вторых, попыталась в данной работе проследить развитие мировоззрений
о гражданском обществе начиная с античных времен и до настоящего времени,
сравнить взгляды ученых прошлого с взглядами ученых современности на данную
проблему. В-третьих, проанализировать состояние гражданского общества в
нашей стране.
I. Развитие взглядов ученых о гражданском обществе
На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие
представители человечества пытались создать модель идеального общественного
устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость.
Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами
совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так,
например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом
политического управления. При этом государство (публичная власть)
доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной
деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии.
Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего
существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское
общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон
есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом,
одинаково для всех...»[1]. Отождествление гражданского общества с
государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем
развития экономических и социально-политических отношений (примитивные
формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений,
огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной
структуры).
Отделение государства от общества и превращение его и общества в
относительно самостоятельные феномены произошло только в результате
буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений
как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество,
освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных
самостоятельных субъектов, получило название гражданского. В наше время оно
играет ту же роль, которую в античности играл полис, а Средневековье -
сословность.
В результате развития общественных отношений трансформировались и
взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н.
Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже
мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь
прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных
на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал,
что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и,
следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления»[2].
Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из
монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать
и оберегать другие.
Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие
идеи:
а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать
за созданное;
б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты
являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть
необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения
человеческого достоинства.
Эти идеи легли в основание теории гражданского общества. Кант,
перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития
на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества
величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является
достижение всеобщего правового гражданского общества[3].
В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных
примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским
обществом и государством. К гражданскому обществу он относил:
а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими
индивидами;
б) естественное и общее право;
в) человека.
Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его
мнению:
а) из системы государственных институтов;
6) позитивного права, издаваемого государством;
в) гражданина.
Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл
Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он
включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование,
законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую
роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском
обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без
соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»[4].
Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал
более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство,
объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом,
разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.
Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как свою
цель свой собственный интерес. "Но без соотношения с другими он не может
достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей
особенного", - продолжал немецкий философ. Поскольку речь идет не о связях
отдельных людей в дуэты, трио, квартеты и т.д., а об отношениях всех со
всеми, закономерен его вывод о слиянии всех участников этого взаимодействия
в некую всеобщность - гражданское общество[5].
Гражданское общество, по Гегелю, - отнюдь не высшая форма
"всеобщности" (коллективности). Оно результат разложения кровнородственных
связей и объединения людей на иной - обменной - основе в народ, в нацию.
Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность
происхождения, вместе с тем объединяет множество "посторонних" людей,
имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения
основы коллективных связей. Теперь ее образуют "общие потребности и
взаимодействие в их удовлетворении", которые не зависят от рода и племени,
входящих в социальную общность субъектов.
Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых
индивидов, объединяемых, прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них
преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода
случайностям и нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в
государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено,
находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы
человеческой организации [6].
Само по себе гражданское общество выступает в гегелевской картине мира
в крайне неприглядном свете. Входящая в него отдельная личность,
"особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих
потребностей, случайного произвола и субъективного каприза, разрушает в
своих наслаждениях самое себя... с другой стороны, удовлетворение
необходимых и случайных потребностей, как подвергающееся бесконечному
возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности
и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно.
Гражданское общество представляет нам... картину столь же необычной
роскоши, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного
вырождения" [7]. Выявленные здесь пороки гражданского общества должны были
объяснить, по мысли Гегеля, необходимость его перехода в государственное
состояние.
Процесс становления гражданского общества охватывает десятки столетий,
начиная с возникновения элементов гражданского общества в античном мире
(Афины, Рим), охватывает такой «очаг» средневековья, как вольный город
Новгород, и идет до развитых общественных систем Европы и Америки в наше
время. Становление гражданского общества зависит от степени развитости
экономических и правовых отношений, реальности личной и экономической
свободы индивидов, действенности механизма общественного контроля за
государственно-властными структурами.
История XX века показала, что основные принципы гражданского общества
- свобода личности, частная собственность и др. - оказались жизнеспособнее
всех других.
II. Признаки гражданского общества
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими,
политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами,
независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов,
обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими
качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.)[8].
Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
высокое сознание людей;
высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими
собственностью;
широкие связи между членами общества;
наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей
отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные
работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством,
способностью решать проблемы общества;
децентрализация власти;
передача части власти органам самоуправления;
согласование позиций вместо конфликтов;
развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное
сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
личность гражданского общества — это человек, ориентированный на
созидание, духовность.
Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят
следующие[9]:
Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В
экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является
собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы
человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм
собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении
результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к
определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является
абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно
автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и
интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается
в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть
членом политической партии или объединения, выступающих с критикой
существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать
в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.
Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные
механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или
иных структур в отношении себя.
Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем
обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к
различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и
постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими
странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными
государственными и общественными организациями, содействие деятельности
международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и
нормами международного права. Оно привержено общегуманистическим принципам
и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном
масштабе.
Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая
система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным
набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их
полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных
общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения
предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить
и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов,
раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта,
характеризующая структуру и функционирование общественной системы,
проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм
собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и
государственной); в социальной и политической—наличие широкой и развитой
сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить
себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение
дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным
религиям, противоположным взглядам.
Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая
система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между
собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные
интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие
общества без вмешательства государства как политической властной силы.
Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития,
независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно
ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных
характеристик динамики общества является гражданская инициатива как
осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими
нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она
служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского
общества.
Гражданское общество — правовое демократическое общество, где
связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и
приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о
разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности
соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового
разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством.
Правовое государство можно считать результатом развития гражданского
общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает
для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные
условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих
противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных
катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.
Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество,
ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к
правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее
свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее
возможность достижения благополучия и реализации прав человека и
гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за
деятельностью государства.
III. Структура гражданского общества
Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой
различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие
условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов,
коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы
заставить ее служить обществу.
Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие
и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм
развития.
Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую
энергию общества, является человек с его естественными потребностями и
интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях.
Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и
объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.
Структуру современного российского гражданского общества можно
представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы
его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова),
экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся
общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный,
основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее
влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с
продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его
жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее
существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального
начал в обществе.
Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную
сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как
непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных
объединениях и т. п.).
Третий блок образуют опосредованные отношения между большими
социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
Экономическая система представляет собой совокупность экономических
институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации
отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления
совокупного общественного продукта.
В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности,
пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного
производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы
собственности.
Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют
второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе
производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой
частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более
опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения,
которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания
конкретного человека. Структурными элементами экономической системы
выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия,
фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.
Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного
продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в
определенной степени функционируют и в рамках другой системы — социальной.
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы
(организации) — государство, политические партии, общественно-политические
движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает
в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти,
которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах
ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения
между государством и иными структурными элементами, между государственными
органами и учреждениями и т.д. Особое место занимают отношения,
складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью,
которой выступает всегда политическая (государственная) власть.
Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений,
охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические
организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан,
функционирования форм непосредственной демократии и др.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их
объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-
культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений
(образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые
реализуются эти отношения.
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с
образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой
личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного
общества. Без образования не может нормально функционировать не только
духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.
Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие
возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути
формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но
консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение
исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие
научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с
другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее
структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные
организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения,
осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.
Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы
гражданского общества.
IV. Правовое государство и его признаки.
Правовому государству присущи следующие признаки:
1. Принцип приоритета права.
Приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной и
государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение
общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность,
справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность,
равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением
общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость
идеологически-правового обоснования любых решений государственных и
общественных органов; г) наличие в государстве необходимых для выражения и
действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных
и процессуальных гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с
государством и его органами, так и с другими общественными образованиями,
другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных
объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным
происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека
сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все
взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами)
должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы
действия права, со стороны государства это может обернуться произволом,
внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет
специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная
ответственность государства и гражданина; 2) особые тип правового
регулирования и форма правоотношений; 3) стабильный правовой статус
гражданина и система юридических гарантий его осуществления.
1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную
ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с
множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже
поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того,
государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых
правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать
общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для
утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин,
не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и
соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть
отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав,
невыполнение обязанностей.
2) Поскольку презюмируется, что правовое государство и гражданин —
равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей
выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого
помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она
принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней
определяются те особые права, которые передаются государству и не могут
принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые
составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего
государства.
3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав
и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его
обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его
права могут быть в любой момент нарушены.
3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой
нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по
смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать
естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о
правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом
государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при
его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и
приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и
соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия,
адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового
регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов
и др.
4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей
государственной власти. Власть в государстве может олицетворять один
человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (хунте,
верхушке партийно-политической бюрократии). В данном случае для властвующих
неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война,
переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным
является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в
соответствии с правом, законом.
Традиционная концепция разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна
пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и
противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями
власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная
всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть
(производная от законодательной), назначаемая представительным органом
власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной
деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных
прав, справедливого наказания виновных. В Англии, США и других странах
судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой
системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная
реформа 1864 г.
Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы
верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-
правового контроля, политического плюрализма и др.
V. Теория и практика формирования правового государства в современном
российском обществе
Формирование и существование правового государства в любой стране
предполагает установление не только формального, но и реального
господства закона во всех сферах жизни общества, расширение сферы его
прямого, непосредственного воздействия на общественные отношения.
Разумеется, было бы упрощением полагать, что в условиях правового или
любого иного государства можно вообще обойтись без подзаконных,
ведомственных актов. В особенности это касается процесса реализации
конституционных законов и содержащихся в них положений.
В самом деле, можно ли, например, обойтись без обычных законов или
подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на
отдых, на охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости, в
случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности или же в
процессе реализации права на образование? Нет, конечно. Ибо возникающие
при этом общественные отношения настолько сложны и многогранны, что для
своего упорядочения они объективно требуют не один, даже самый
авторитетный, фундаментальный, каким является конституционный акт, а
систему взаимосвязанных с ним и развивающих содержащиеся в нем требования
и предписания актов.
Следовательно, в условиях правового государства речь идет не о том,
должны или не должны существовать наряду с законами и подзаконные,
ведомственные акты. Существование их неизбежно. Оно обусловлено самой
природой и характером регулируемых ими общественных отношений.
Речь идет лишь о том, чтобы эти акты не доминировали в количественном
и качественном отношении в общей системе нормативно-правовых актов. А
главное, чтобы, развивая и детализируя положения, содержащиеся в законах,
подзаконные акты не искажали сути и содержания самих законов.
В России и других странах, ставящих своей целью формирований правового
государства, удельный вес подзаконных, ведомственных актов вполне возможно
и нужно изменить. В противном случае призывы и установки о создании
правового государства неизбежно останутся нереализованными призывами и
установками,
Среди других черт и особенностей правового государства следует указать
на такие, как полная гарантированность и незыблемость в условиях его
существования прав и свобод граждан, а также установление и поддержание
принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане
несут ответственность перед государством, так и государственная власть
должна нести ответственность перед гражданами.
Однако всегда ли это имело место в нашей стане? Гарантировались ли
раньше и гарантированы ли в полной мере сейчас права и свободы граждан
России? В значительной мере — да. Гарантированы политически, юридически и
отчасти экономически. Хотя и не в отношении всех граждан. Гарантии
действовали и действуют в основном в отношении власть имущих.
Вместе с тем определенные гарантии сохранялись и сохраняются и ношении
прав и свобод остальных, «рядовых» граждан. В прежнем СССР и в современной
России отнюдь не всегда формальной декларацией являлись и являются
конституционные положения, закрепляющие равенство граждан перед законом,
также их социально-политические и личные права и свободы. Это становится
особенно очевидным тогда, когда речь идет о гарантиях права на труд, на
отдых, на получение образования, медицинское обслуживание, пользование
достижениями культуры и др. Данные права в значительной мере
гарантировались в СССР. В определенной мере они гарантируются для всех
граждан и в современной России.
В то же время очевидным является и то, что в силу экономических
социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции
в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной
мере ослабляются. Как раньше, так и теперь рядовой гражданин нередко
вынужден выступать в роли ходока по «коридорам власти» и быть просителем
даже в тех случаях, когда речь идет об удовлетворении его законных прав и
интересов.[10]
Разумеется, при таком положении дела, когда у государства в лице его
различных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии
и права, а у рядовых граждан — преимущественно обязанности, не может быть и
речи о реализации принципа взаимной ответственности государства у,
гражданина. На протяжении всей истории развития России вначале подданные,
затем граждане несли и несут всяческие повинности и ответственность перед
государством. Однако ни государство в целом, ни его отдельные органы или
чиновники за многие свои деяния, включая самые катастрофические по своим
последствиям, фактически никакой ответственности ни перед обществом, ни
перед отдельными гражданами не несут.[11]
В сфере теории государства и права произошла довольно значительная
смена политических и идеологических ориентиров. Однако в практической
политико-правовой жизни, касающейся правового государства и принципа
разделения властей, за последние годы не произошло каких-либо существенных
изменений. Наличие их без сомнения свидетельствовало бы о движении
государства и общества по пути не декларированной, а реальной для всех
граждан Российской Федерации демократии.
В числе важнейших признаков и черт правового государства выступает не
только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности
и конституционности, предотвращение попыток узурпации власти,
сосредоточения ее в одних или нескольких руках.
Наряду с этим в правовом государстве (как один из главных признаков его
существования) должно быть достигнуто реальное обеспечение прав и свобод
рядовых граждан. Должен быть создан механизм их полной гарантированности и
всесторонней защищенности; последовательно проводиться в жизнь принцип
оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными
обязанностями.
Помимо названных, есть и другие признаки и черты,
характеризующие правовое государство и принципиально отличающие его от не
правового государства. Их достаточно много и они весьма разнообразны. В
своей совокупности они дают общее представление о том, что есть правовое
государство и что не является таковым, каковы его сущность содержание,
основные цели его создания и назначение. Наконец, каковы условия его
формирования и функционирования.
Последнее является принципиально важным, особенно для современной
России, равно как и для других стран, ставящих перед собой задачу
формирования на базе существующих государственных структур правового
государства. Ибо если в стране нет реальных — объективных и субъективных
условий для создания, а затем — нормального функционирования правового
государства, то не может быть и речи об успешном решении данной проблемы.
Что же собой представляют эти условия или предпосылки? С чем они
связаны? Прежде всего, они ассоциируются с необходимостью достижения
высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у
них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни
общечеловеческой культуры.
Актуальными еще и поныне являются слова В.И.Ленина, сказанные вскоре
после Октябрьской революции о том, что для участия масс в решении
государственных и общественных дел «кроме закона, есть еще культурный
уровень, который никакому закону не подчинишь».[12]
Принципиально важными предпосылками создания правового государства в
нашей стране являются также: выработка у широких слоев трудящихся масс
навыков, потребности и достаточно высокого уровня компетентности для
сознательного участия их в управлении государственными и общественными
делами: наличие в обществе прочного правопорядка, незыблемой законности и
конституционности; утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во
всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления
народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в
сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни
общества принципов реальной демократии.
Важными условиями и предпосылками формирования правового государства в
Российской Федерации является также создание внутренне единого,
непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в
правовой системе, возникающая время от времени борьба федеральных законов и
законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают страну
к правовому государству, но, наоборот, еще больше отдаляют,
Эта борьба разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом
государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам
автоматически порождают такое же отношение и к местным актам, ведет к
трагическим последствиям для многих миллионов людей.
Современная жизнь дает тему множество весьма печальных примеров. В том
числе примеров, связанных с разрушением единого государственного
пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных
конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными
страданиями и гибелью дутых в политические и другие конфликты невинных
людей.
Аксиоматичным, не подлежащем никакому сомнению является тот факт, что
законы, пока они действуют в интересах всех слоев и классов общества,
жизненно важно — соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае их
устарелости, явного или кажущегося консерватизма и отсталости от жизни их
немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не
разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные,
политические и иные связи между различными институтами и людьми.
Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и
функционирования правового государства следует назвать наличие в стране
гражданского общества. «Идея правового государства есть идея
взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая
разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением
соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной
личности».[13]
В настоящее время российская действительность характеризуется невысоким
уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом,
слабостью демократических традиций и навыков. Если и можно для России
признать концепцию правового государства, то, разумеется, с целым рядом
оговорок, учитывая отношение россиян к праву как социальному инструменту,
историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную»
правовую активность и инициативу.
Заключение.
Итак, правовое государство—многомерное развивающееся явление. В ходе
общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым
содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и
уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового
государства является его связанность правом. Правовое государство — эго
такая форма организации и деятельности государственной власти, которая
строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на
основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том
случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие
законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация
является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не
свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности.
Экономической основой правового государства являются производственные
отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах
собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно
производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный
производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Правовое начало государственности реализуется только при наличии
самостоятельности и свободы собственности, которые экономически
обеспечивают господство права, равенство участников производственных
отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся
гражданское общество, которое объединяет свободных граждан—носителей
общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится
человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов,
общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым
гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается
плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов
управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией
социальной деятельности государства, с отказом от приоритета
«обезличенного» производства над социально-экономическими, политическими и
духовными интересами граждан. Прочная социальная основа государства
предопределяет стабильность его правовых устоев. Правовое государство —
это одновременно и социальное государство.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие
принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести
и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие
нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни
общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это
выражается в демократических методах государственного управления,
справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во
взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства. терпимости к
различным религиозным воззрениям и т. п. Духовная насыщенность
государственной жизни с значительной степени определяет нравственную
зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в
социально-экономических и политических, отношениях.
Правовое государство — это суверенное государство, которое
концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, заселяющих
страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность
власти, такое государство обеспечивает свободу естественных отношений,
основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.
Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права.
Принуждение, будучи важным показателем государственного суверенитета,
ограничено правом, исключает беззаконие и произвол. Государство применяет
силу в разумных (правовых) рамках и только в тех случаях, когда нарушается
его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного
человека, если о поведение угрожает свободе других людей.
Политическая природа государства, наиболее четко проявляется в его
суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей
и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря
суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных
организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное
развитие.
Не абсолютируя роли права, следует реальнее относиться к самой идее
правового государства, так как «в действительности политическая власть
всегда стремиться вырваться из правовых рамок и «правовое государство» –
это, скорее, идеальный тип…»[14]
Что касается российского гражданского общества, то оно находятся в
стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью
общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным
рыночным отношениям, отсутствием широкого социального слоя собственников,
низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И все же,
несмотря на эти сложности и различного рода катаклизмы формирование
гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием
позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт. С
принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции Российской Федерации процесс
формирования гражданского общества и правового государства получил мощный
импульс и определенные юридические гарантии его осуществления.
Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества.
Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью
государства. Провозглашено разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного
самоуправления.
Дальнейшее развитие гражданского общества в России зависит от
разумного и последовательного разгосударствления собственности, сокращения
и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования многопартийной
системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки
оптимальных социальных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом
плане является правовое регулирование основополагающих отношений
гражданского общества, значение которого заключается в решении посредством
права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству
государства в дела гражданского общества и личную жизнь гражданина;
зафиксировать обязанности государства перед гражданским обществом;
обеспечить реализацию конституционных положений о правовом государстве.
Список использованной литературы:
1. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Леушин В.И., Перевалов
В.Д., Пучков О.А., Русинов Р.К., Семитко А.П., Тарасов Н.Н., Шабуров А.С.
Теория государства и права. Учебник. — М.: Издательская группа ИНФРА • М
— НОРМА, 1997.
2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. Учебник. — М.:
Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 624 с.
3. Государственное право Российской Федерации. Учебник / Под ред.
О. Е. Кутафина. — М.: Юрид. лит., 1996. — 584 с.
4. Общая теория права и государства. Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. — М.:
Юрист, 1994. — 360 с.
5. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: Фирма Гардарика, 1996.
— 304 с.
6. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. — М.:
Зерцало, ТЕИС, 1996.
7. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1995.
-----------------------
[1] Цит по: Цицерон. Диалоги. М., 1966, С.24.
[2] Цит по: Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3 т. М., 1988. Т.3.
С.312.
[3] Цит по: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане //
Кант И. Сочинения на немецком и русских языках. М., 1994. Т.1. С.95.
[4] Цит по: Гегель Г.В. Сочинения. М., Л., 1934. Т.7. С.24.
[5] Цит по: Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.211.
[6] Цит по: Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.211.
[7] Цит по: Гегель Г.В. Соч. в 14 т. М., 1929-1956. Т.7 С.213.
[8] См.: Т.В Кашанина, А.В.Кашанин. Основы российского права. М., 1997.
[9] Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М., 1997.
[10] Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко. – М.:
Зерцало, 1997, с. 264
[11]Там же.- С. 265
[12] Там же.- С. 270
[13] Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И.Матузова и
А.В.Малько.- М.:
[14] Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в
теорию. М., 1993. с.3