Президент РФ
Глава 4 Конституции посвящена Президенту Российской Федерации. Она
предшествует главам, определяющим права и обязанности трех ветвей власти -
законодательной (гл. 5 "Федеральное Собрание"), исполнительной (гл. 6
"Правительство Российской Федерации") и судебной (га. 7 "Судебная власть"),
т.к. построение Конституции Российской Федерации соответствует принципу
разделения властей. В связи с тем, что на Президенте лежит основная задача
обеспечения взаимодействия всех властей — с главы 4 начинается изложение
системы государственных органов Российской Федерации. Это объясняется еще и
особым значением Президента России в системе государственных органов.
Президент — совершенно новый для России государственный институт,
введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию
государственной власти нашей стране. В 1990—1991 гг. был закреплен пост
Президента еще существующего тогда Союза ССР, появились президенты в
республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост Президента введен во
исполнение решения народа, принятого на первом референдуме России 17 марта
1991 г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР
провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной
власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью
укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и
экономического кризиса, обострения межнациональных отношений.
Президентская власть была призвана наладить государственное управление,
исполнение законов. Ее самостоятельность по отношению к представительным
органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были
обеспечить устойчивость и создать предпосылку стабилизации обстановки в
стране.
Важно отметить следующее, что направляя и обеспечивая деятельность всех
государственных органов, Президент действует в рамках, установленных
Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает
несколько сфер:
1) Президент выступает как глава государства;
2) Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях;
3) Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами:
4) Президент обладает законодательными полномочиями;
5) в сфере исполнительной власти Президенту также даны широкие
полномочия.
Изучая главу 4 настоящей Конституции можно сделать вывод, что Президент
занимает самостоятельное и главенствующее место в системе органов
Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это
Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены
на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение
Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного
суверенитета.
Статья 80
1. Президент Российской Федерации является главой государства.
2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции
Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном
Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране
суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной
целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами определяет основные
направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет
Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Данная статья определяет основы правового положения Президента Российской
Федерации. Согласно Конституции Президент России является главой
государства. Это определяет его место в системе государственной власти.
Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны
и в международных отношениях, определяет основные направления внутренней и
внешней политики, выступает в качестве представителя государственной
власти, высшего должностного лица государства. Действующая Конституция
России ставит институт президентства на первое место среди федеральных
государственных органов. Президент Российской Федерации наделен большими
реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно, юридически
независимо от других государственных органов, но в тесном взаимодействии с
ними.
Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его
полномочия основаны на Конституции. Он представляет собой единство
государства и государственной власти в целом, а не какой либо отдельно.
Президент является гарантом Конституции. Это очень важная Президентская
функция, она состоит в том, что основные направления внутренней и внешней
политики нашего государства должны соответствовать Конституции и
федеральным законам. Президент обеспечивает должное исполнение
конституционных законов всеми органами государства. Достигает этого
Президент путем обращения непосредственно к органам и лицам, нарушающим
требования Конституции, так и через уполномоченные органы, например, суды.
Конституция отводит Президент особую роль в деле защиты прав и свобод
человека и гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы,
направленные на защиту правового положения личности в нашей стране.
В сфере охраны суверенитета Президент обладает особыми полномочиями,
например, он единолично принимает решения по введению военного или
чрезвычайного положения на территории Российской Федерации.
На Президента возложена очень важная функция в системе органов
государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и
взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной
функции президент выступает как своего рода "арбитр", помогая разрешать
противоречия между государственными органами. Это прежде всего относится к
взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также
федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации.
Для разрешения разногласий Президент может использовать согласительные
процедуры. Конституция наделила Президента Российской Федерации правом
определения внутренней и внешней политики государства. Эти правомочия
Президент реализует различными путями, так ему разрешено обращаться к
Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об
основных направлениях внешней политики.
Президент Российской Федерации представляет свою страну как глава
государства во взаимоотношениях федеральных властей с субъектами России, а
также выступает от имени Российской Федерации в международных отношениях.
Заявления Президента не нуждаются в каком либо утверждении, он действует
как глава суверенного государства. Только Президент вправе подписывать
международные договоры Российской Федерации, участвовать в переговорах от
имени России или поручать это уполномоченным им лицам.
Статья 81
1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами
Российской федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской
Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской
Федерации более двух сроков подряд,
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется
федеральным законом.
В этой статье определены требования, которым должен соответствовать
кандидат на пост Президента Российской Федерации и порядок его избрания.
Президент Российской Федерации избирается непосредственно народом. В его
выборах участвуют граждане России на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. Назначаются выборы Президента
России Советом Федерации.
Ныне действующая Конституция установила срок полномочий Президента
Российской Федерации — 4 года. По Конституции 1978 года глава государства
избирается на 5 лет. Исчисление четырехлетнего срока начинается со дня
избрания Президента. Действующий Президент Российской Федерации исполняет
свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента,
которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления
центральной избирательной комиссией Российской Федерации о результатах
выборов Президента России.
Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин
России, достигший 35 лет (в то время, как избрания в Государственную Думу
достаточно достижения 21 года), постоянно проживающий в Российской
Федерации не менее 10 лет. Это вполне объяснимо:
во-первых, лицо, претендующее на самый высокий пост в государстве должно
иметь определенный жизненный опыт и в то же время быть достаточно молодым.
Максимальный возраст по Конституции 1993 года не устанавливается;
во-вторых, требование постоянного проживания в течение 10 лет на
территории России обусловлено необходимостью знать и понимать специфику
условий жизни в нашей стране.
В Конституции содержится положение о том, что одно и то же лицо не может
занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков
подряд. Данное ограничение направлено против установления власти одного
человека на продолжительный срок, т. е. против авторитарного режима Но в то
же время Конституция не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост
Президента неоднократно, но с перерывом — после пребывания на данном посту
два срока подряд.
Порядок избрания Президента детально изложен в Федеральном законе "О
выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г., который
содержит общие положения проведения избирательной компании, вопросы
предвыборной агитации, финансирования выборов, порядок вступления в
должность Президента Российской Федерации.
Статья 82
1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит
народу следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации
уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и
защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и
независимость, безопасность и целостность государства, верно служить
народу".
2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов
Совета федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного
Суда Российской Федерации.
Момент вступления в должность Президента Российской Федерации связан с
принесением Президентом присяги народу.
Момент вступления в должность Президента Российской Федерации связан с
принесением Президентом присяги народу. Это имеет важное юридическое
значение, так как с этого момента начинается отсчет темени президентства. С
момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает
осуществлять свои обязанности до момента принесения присяги вновь избранным
Президентом.
Присяга Президента — это официальное и торжественное обещание исполнять
обязанности, связанные с осуществлением им своих конституционных
полномочий. Президент клянется уважать Конституцию и охранять права и
свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и независимость,
безопасность и целостность государства. Высокое значение присяги
подчеркивается тем, что она, как указывается в Конституции, приносится
народу и принимается Президентом в торжественной обстановке, в Кремле. Этот
момент широко освещается средствами массовой информации. Во время
проведения церемонии присутствуют члены Совета Федерации, депутаты
Государственной Думы, судьи Конституционного Суда. Приводит к присяге
нового Президента Председатель Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства
Российской федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства
Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на
должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит
перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности
Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации
назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя
Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности
судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а
также кандидатуру Генерального прокурора Российской федерации; вносит в
Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального
прокурора Российской федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации,
статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации; и) формирует
Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента
Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской
Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами
или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей
Российской Федерации в иностранных государствах и международных
организациях.
Статья 84
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным
конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении
в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики
государства.
В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента
Российской Федерации, ряд других его прав и обязанностей указаны в ст.
85—90 настоящей главы. В статье 83 определены полномочия Президента по
отношению к Правительству:
1) Президент в соответствии с Конституцией назначает Председателя
Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
Представление Президента по данному вопросу вносится в Государственную Думу
не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь
избранного Президента или после отставки Правительства либо в течение
недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства
Государственной Думой;
2) Президент имеет право председательствовать на заседаниях
Правительства, т.е. вести заседания Правительства, высказываться на них, он
также определяет основные направления внутренней и внешней политики
государства, в данном случае Президент выступает как глава исполнительной
власти;
3) Президенту принадлежит право принятия решения об отставке
Правительства в случаях: подачи Правительством заявления об отставке,
выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа
Государственной Думы в доверии Правительству. Президент имеет право по
собственной инициативе принять решение об отставке Правительства, в таком
случае не требуется согласия Государственной Думы на освобождение
Председателя Правительства.
При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не
согласиться с этим заявлением и поручить ему продолжить выполнение
обязанностей. Президенту дано право не согласиться и с решением
Государственной Думы о выражении недоверия Правительству или об отказе в
доверии, но при повторном недоверии Государственной Думы Правительству
Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает
Государственную Думу;
4) в особую группу можно выделить полномочия Президента, закрепленные в
этой статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации,
занимающих ключевые посты на федеральном уровне:
— назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Центрального банка Российской Федерации, членов Совета директоров
Центробанка производится Государственной Думой.
При этом Председатель Центрального банка назначается и освобождается по
представлению Президента. При отклонении кандидатуры, предложенной на
должность Председателя Центрального банка, Президент в течение двух недель
вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух
раз;
— назначение на должность и освобождение от должности заместителей
Председателя Правительства и Федеральных министров, хотя эти лица и
назначаются по предложению Председателя Правительства, но Президент оставил
за собой все права персонального назначения лиц, входящих в состав
Правительства;
— Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должность судей
Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Генерального прокурора Российской Федерации. Назначение этих должностных
лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может
освободить от должности Генерального прокурора. Президент России
самостоятельно назначает судей других Федеральных судов;
— Президент формирует Администрацию Президента, которая представляет
собой государственный орган, создаваемый в целях обеспечения деятельности
Президента. В Администрацию входят Руководитель Администрации, первые
заместители, заместители Руководителя, помощники Президента, главные
управления, полномочные представители Президента, аппараты Совета
Безопасности и Совета Обороны, иные подразделения. Администрация Президента
осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента России;
— в соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает от
должности полномочных представителей Президента, которые представляют
интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов федерации, органах местного
самоуправления, а также в российских иностранных и международных
организациях;
— Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование
Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);
— Президенту дано конституционное право назначать и отзывать
дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных
государствах и международных организациях. Назначению или отзыву
дипломатических представителей предшествуют консультации с комитетами и
комиссиями Федерального Собрания, которые Президент может учитывать, но
обязательного характера они не носят. По данному вопросу Президент издает
Указ.
Одной из главных задач Президента нашей страны является охрана
суверенитета Российской Федерации, ее целостности и независимости. При
выполнении своих полномочий в решении этих вопросов Президент опирается на
Совет Безопасности, статус которого определен Федеральным законом (Закон "О
безопасности" от 5 марта 1992 г.). Совет Безопасности осуществляет
подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности,
рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики и иные виды
безопасности (экономической, общественной, экологической и др.). Постоянные
члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской
Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. который
назначается на должность и освобождается от должности Президентом. По
важнейшим вопросам решений Совета Безопасности издаются Указы Президента
России.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего
государства. Основные положения военной доктрины Российской Федерации
представляют совокупность официальных взглядов по военным вопросам, в том
числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно
важных интересов нашего государства. Предложения по военной доктрине
разрабатываются Генеральным Штабом Вооруженных Сил. Основные положения
военной доктрины гарантируют неукоснительное соблюдение Россией Устава ООН,
международных норм, принципов и имеют оборонительную направленность.
Статья 84 устанавливает полномочия Президента, которые относятся к его
взаимоотношениям с законодательной властью.
Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной
работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы. В
конституции определен срок полномочий Государственной Думы — четыре года.
Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока, на который
была избрана Государственная Дума прежнего созыва. Срок со дня назначения
Президентом выборов до дня выборов должен быть не менее четырех месяцев.
Президент Российской Федерации назначает выборы депутатов Государственной
Думы также в случае роспуска Государственной Думы в сроки и порядке,
предусмотренные Конституцией России.
Президент распускает Государственную Думу лишь в случаях, определенных
самой Конституцией в статьях 111 и 117 (см. комментарии к указанным
статьям). Необходимо иметь ввиду, что Президент вправе распускать только
одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой палаты — Совета
Федерации— Конституцией вообще не предусмотрен.
В полномочия Президента входит и назначение референдума, который наряду
со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли
народа. Общие положения проведения референдума, порядок его назначения,
процедуры голосования и другие вопросы определяются федеральным
конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября
1995 г.
Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит
право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если
законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению
на заседаниях Думы.
Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о
поправках и пересмотре положений Конституции России.
На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать
федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая
закону обязательную силу. Принятый федеральный закон в течение пяти дней
направляется Президенту Российской Федерации, который в течение
четырнадцати дней должен подписать и обнародовать закон. Президент вправе
отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение. В силу
Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать
федеральный конституционный закон.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу
одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти
дней после дня их официального опубликования, если самими законами не
установлен другой порядок вступления их в силу.
В том случае, если не соблюден порядок подписания и обнародования закона,
такой закон не имеет юридической силы.
В Конституции России установлено, что Президент обращается к Федеральному
Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных
направлениях внутренней и внешней политики государства. Эти послания не
имеют силу закона, они носят характер установочных документов.
Послания Президента рассматриваются на совместных заседаниях палат
парламента.
Статья 85
1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные
процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти
Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также между органами государственной власти субъектов
Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может
передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае
противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным
законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения
прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса
соответствующим судом.
Эта статья дает Президенту право использовать согласительные процедуры
для разрешения разногласий между органами государственной власть как
Российской Федерации, так и ее субъектов. Президент может применять
согласительные процедуры как по собственной инициативе, так и по инициативе
законодательного или исполнительного органа государственной власти. В
процессе проведения согласительных процедур, переговоров или иных форм
согласования спорных вопросов Президент использует не только свои властные
полномочия, но и свой авторитет. В ходе согласительных процедур стороны
вырабатывают согласованное решение.
В случае недостижения в ходе согласительных процедур, переговоров
согласованного решения Президент может передавать разрешение спора на
рассмотрение соответствующего суда. Президенту Российской Федерации дано
конституционное право приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Федерации, если эти акты противоречат
Конституции, Федеральным законам и международным обязательствам России.
Такие акты не будут действовать до решения вопроса соответствующим судом.
Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской
Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем
дипломатических представителей.
Данная статья определяет полномочия Президента Российской Федерации в
области международных отношений. Сфера деятельности Президента в области
внешней политики очень широкая и многоплановая. Президент полномочен вести
переговоры и подписывать международные договоры на территории своей страны,
так и во время пребывания в иностранном государстве. При этом Глава
государства не нуждается в специальных полномочиях, т.к. Президент обладает
ими по должности.
В данном случае необходимо знать, что международные договоры Российской
Федерации подлежат ратификации Федеральным Собранием (т.е. обе палаты
принимают федеральный закон). Ратификация международного договора
правомочным органом государства подтверждается ратификационной грамотой.
Ратификационные грамоты нашего государства подписывает Президент и министр
иностранных дел. Если в подписании договора участвуют две стороны — его
участники обмениваются ратификационными грамотами. Как Глава государства
Президент принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических
представителей. Верительная грамота — это документ, который удостоверяет
назначение определенного лица дипломатическим представителем. Грамота
выдается и подписывается главой посылающего государств и адресуется Главе
Российского государства. Дипломатический представитель считается
приступившим к выполнению своей работы с момента вручения верительной
грамоты.
Отзывная грамота направляется Президенту Российской Федерации главой
государства, дипломатический представитель которого отзывается.
Статья 87
1. Президент Российской федерации является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации.
2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной
угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с
незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной
Думе.
3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным
законом.
Статус Президента включает полномочия Верховного Главнокомандующего
Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент определяет основные направления военной политики государства,
осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими
формированиями и организациями. К полномочиям Президента относятся издание
указов о призыве граждан на военную службу, а также утверждение плана
гражданской обороны Российской Федерации, им также утверждаются планы
дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов.
Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской
Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам
коллективной безопасности. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными
Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы,
обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками,
воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России
осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.
Президент Российской Федерации вводит своим Указом военное положение на
всей территории страны или в ее отдельных местностях и незамедлительно
сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о
введении военного положения подлежит утверждению Советом Федерации, который
подтверждает юридическую силу этого Указа.
Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России
или непосредственной угрозы агрессии и представляет собой особый правовой
режим жизнедеятельности государства. Во время военного положения органы
государственной власти и местного самоуправления наделяются особыми
полномочиями, создаются новые органы управления военного времени. Введение
военного положения связано с определенными ограничениями прав граждан,
государственная власть сосредотачивается в руках военных. В период действия
на всей территории Российской Федерации военного положения Государственная
Дума не подлежит роспуску.
Статья 88
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,
предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с
незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной
Думе.
Целью введения чрезвычайного положения является обеспечение безопасности
граждан и защита конституционного строя. Порядок введения чрезвычайного
положения определен Законом Российской Федерации от 17 мая 1991 г. "О
чрезвычайном положении". Чрезвычайное положение вводится Указом Президента
России в случаях попытки насильственного изменения конституционного строя,
межнациональных конфликтов, массовых беспорядков, стихийных бедствий и др.
С прекращением чрезвычайного положения утрачивают силу все акты, принятые в
связи с введением чрезвычайного положения.
Право Президента вводить на территории Российской Федерации или в
отдельных местностях чрезвычайное положение сопряжено с его обязанностью
незамедлительно сообщать об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Указ Президенты о чрезвычайном положении подлежит утверждению Советом
Федерации.
Статья 89
Президент Российской федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления
политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации,
присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие
специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Эта статья содержит перечень полномочий Президента, которые традиционно
решает Глава государства. Данные полномочия касаются личности — гражданина
Российской Федерации, лица без гражданства, иностранного гражданина.
Президент России уполномочен решать вопросы гражданства Российской
Федерации. Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь
человека с государством, в силу которой на человека распространяется
суверенитет этого государства и он пользуется его защитой и может
участвовать в управлении государственными делами. Эта связь с государством
создает взаимные права, обязанности и ответственность, а также основывается
на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Согласно Закону "О гражданстве Российской Федерации" Президент решает
вопросы:
— приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан
бывшего СССР и лиц без гражданства;
— принимает решения по вопросам восстановления гражданства;
— дает разрешение на выход из гражданства; — разрешает гражданину
Российской Федерации иметь двойное гражданство.
До решения указанных вопросов Президентом они предварительно
рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте
Российской Федерации.
В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления
политического убежища, которое является суверенным правом государства-
субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент
имеет право предоставления политического убежища.
Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения —
награждение государственными наградами России. Президент также присваивает
почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов и
положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и
награждения ими.
Государственными наградами являются звание Героя Российской Федерации,
ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации, почетные звания
Российской Федерации. Государственных наград могут быть удостоены граждане
России, лица без гражданства, иностранные граждане. Президент Российской
Федерации присваивает воинские звания маршалов, генералов и адмиралов. Для
предварительного рассмотрения данных вопросов при Президенте создана
Комиссия по государственным наградам.
Президенту предоставлено право помилования. Помилование — это акт
верховной власти, который полностью или частично освобождает осужденного от
наказания или заменяет наказание на более мягкое. Актом помилования может
быть снята судимость с лиц уже отбывших наказание. Акты помилования носят
всегда индивидуальный характер, т.е. они принимаются в отношении
конкретного лица или нескольких определенных лиц.
Статья 90
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для
исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Президента Российской федерации не должны
противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Данная статья устанавливает полномочия Президента на издание правовых
актов. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые
по своим правовым свойствам делятся на нормативные и индивидуальные. К
нормативным относятся указы и распоряжения — содержащие правовые нормы,
будучи обнародованными они приобретают государственно-властный характер,
т.е. становятся обязательными для государственными органами. Правовые нормы
представляют собой общие правила поведения людей, т.е. относятся не только
к тому или иному конкретному случаю, а предполагают возможность своего
неоднократного применения.
К индивидуальным относятся указы и распоряжения Президента, которые
касаются конкретных отношений или лиц. Например, указы Президента о
присвоении различных почетных званий конкретным деятелям науки, искусства и
так далее. Такого рода указы не содержат каких-либо общих правил, т.е.
юридических норм. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
обязательны для исполнения на всей территории России. Издаваемые
Президентом правовые акты не должны противоречить Конституции и федеральным
законам.
Акты Президента, носящие нормативный правовой характер вступают в силу на
всей территории России одновременно по истечении семи дней после их
официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок.
Статья 91
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
В указанной статье дана важная характеристика статуса Президента
Российской Федерации— его неприкосновенность. Эта статья не раскрывает
содержание понятия неприкосновенности. Но из анализа других положений
Конституции можно сделать следующий вывод:
1) неприкосновенность Президента связана с тем, чтобы создать ему все
гарантии в течение срока его полномочий, т.е. в период своих полномочий
Президент не может быть задержан, арестован и подвергнут обыску и личному
досмотру;
2) неприкосновенность также распространяется на жилые и служебные
помещения, которые Президент занимает, на используемые личные и служебные
транспортные средства, вещи;
3) Президент не может подвергаться уголовной, административной и
гражданской ответственности за правонарушения. Таким образом Конституция
предоставляет Президенту абсолютную неограниченную неприкосновенность.
Статья 92
1. Президент Российской федерации приступает к исполнению полномочий с
момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока
его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным
Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий
досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При
этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее
трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
3. Во всех случаях, когда Президент Российской федерации не в состоянии
выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель
Правительства Российской федерации. Исполняющий обязанности Президента
Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу,
назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре
положений Конституции Российской Федерации.
Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения
торжественной присяга и, как правило, прекращает осуществление своих
полномочий с истечением срока, на который он был избран.
Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения
полномочий Президента в случаях:
1) отставки (по инициативе самого Президента);
2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои
полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);
3) отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).
При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении
его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее
трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборы
Президента должны проводиться на основе федерального закона о выборах
Президента. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои
обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской
Федерации (часть 2 данной статьи). Сюда можно отнести длительную болезнь
Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного
прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение
обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком три
месяца — до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей
Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента.
Исполняющий обязанности президента не имеет права распускать
Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках
и пересмотре Конституции.
Статья 93
1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого Государственной .Думой обвинения
в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,
подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии
в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и
заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета
федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя
третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее
одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения
специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации
от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после
выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот
срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента
считается отклоненным.
В статье определена процедура отрешения Президента от должности
(импичмента), особенности его юридической ответственности. Действующая
Конституция России предусматривает возможность отрешения Президента от
должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в
государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, составы
этих преступлений определяются в Уголовном кодексе.
Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении
Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания,
Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации.
Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие этапы:
1) Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети
депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может служить
основанием для отрешения его от должности. Постановление Государственной
Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя
третями голосов от общего числа депутатов патлаты (т.е. квалифицированным
большинством голосов);
2) Верховный Суд и Конституционный Суд России дают заключение по решению
Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях
Президента признаков преступления. Конституционный Суд дает заключение о
соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинениям (в случае
принятия решения о несоблюдении порядка — рассмотрение обвинения против
Президента прекращается);
3) принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента от
должности. Постановление об отрешении Президента от должности принимается
Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством
голосов (не менее двух третей) на основании рассмотрения всех материалов:
решения Государственной Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного
Суда. Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента
от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения
Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение
Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента
считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится,
если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации отклоняет обвинения
против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент
может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам
уголовного законодательства как обычное лицо.