рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Социально-экономические и культурные права граждан

рефераты

Социально-экономические и культурные права граждан

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…...................................................................

.................…...3

1. Экономические, социальные и культурные права:

1. Право на экономическую

деятельность..................................................5

2. Право частной

собственности.............................................................

.8

3. Трудовые права и

свободы...........................…......................................1

3

4. Защита материнства, детства и

семьи................................................15

5. Право на социальное

обеспечение.....................................…...................17

6. Право на

жилище....................................................................

.….........19

7. Право на охрану здоровья и медицинскую

помощь...................................21

1. Право на благоприятную окружающую

среду...................................…...24

8. Право на

образование...............................................................

....….….26

9. Свобода

творчества................................................................

......…..28

10. Право на участие в культурной

жизни.................................................29

2. Заключение……………………………………………………………………..…………………..31

3.

Литература...…….……..........................................................

............32

Введение.

Особую группу прав человека и гражданина составляют социально-экономические

и культурные права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни

человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны

обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые

потребности личности.

Новая Конституция Российской Федерации по сравнению с другими законами

советского типа дает трактовки экономических и социальных прав и свобод

личности, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические.

В современном подходе ярко проявлялась ориентация на

главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных

благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность

была всего лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по

указаниям государства.

Подобного рода ситуация, заложенная в конституционных нормах,

закономерно вытекала из того, что государство выступало как единый

собственник всех общественных богатств, средств производства, объектов

культуры, социальной сферы, формально провозглашаемых общенародными. Оно

сосредотачивало в своих руках все функции по производству и распределению

социальных благ планировало развитие экономики и культуры, определяло

фонды, штату, планы каждого предприятия, направление средств в ту или иную

сферу.

Именно такой человек - наемный труженик - требовался для государства-

собственника, и он за годы советской власти в достаточно широких масштабах

сформировался.

Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что

объективно необходима частная собственность, основанная на экономической

заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не

привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических

прав и свобод личности. Оно уже не может быть единственным субъектом,

который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность

ложится на всех субъектов экономической и

социальной деятельности. Такая новая система гарантий социально-

экономических прав еще не сложилась. Поэтому на данном этапе существовавшие

ранее гарантии социально-экономических прав и свобод значительно сузились.

Переход на рельсы рыночной экономики еще не обеспечивает осуществления тех

социальных функций, которые присущи ее развитым формам. В связи с этим

насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной

экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача

государства.

Новая экономическая и социальная роль государства изменила характер

государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не

снизила его ответственность за создание системы таких гарантий. Социальная

роль государства закреплена в ст.7 Конституции как одна из важных основ

конституционного строя Российской Федерации.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и

гражданина включают широкую систему форм воздействия на их реализацию.

Выделим следующие гарантии:

1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности

всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми

конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда,

государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты;

общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего

профессионального образования; государственная поддержка семьи,

материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан,

развитие социальных служб;

3) осуществление контроля за соблюдением законодательства,

обеспечивающего социально-экономические права;

4) создание правовых, политических, материальных, организационных

условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

5) эффективная защита социально- экономических прав и свобод человека в

предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому из видов социально-экономических прав и свобод

роль государства как их гаранта имеет и специфические формы выражения.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции,

относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной

собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в

надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального

обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную

окружающую среду, право на образование, свобода литературного,

художественного, научного, технического и других видов творчества,

преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст.ст.34 - 44

Конституции РФ). Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних

конституциях.

Отличие действующей конституции заключается не только в расширении

перечня рассматриваемых прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Экономические, социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее

значение для жизни человека.

* * *

Право на экономическую деятельность.

(ст.34 Конституции Российской Федерации)

В советские времена свободная предпринимательская деятельность человека

подавлялась, считалась несовместимой с принципом коллективного труда на

предприятиях социалистического сектора. Причем ее сфера с течением времени

постоянно сужалась целенаправленной политикой советской власти на ее полное

искоренение.

Конституционное закрепление свободы предпринимательской деятельности -

правовая основа и объективно необходимое условие переустройства экономики

общества на принципиально новых началах.

Благодаря этому праву человек может использовать свои способности или

имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом

экономической деятельности (ст.34 Конституции). Эта свобода рассматривается

как одна из основ конституционного строя (ст.8 Конституции).

Согласно статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская

деятельность - это "самостоятельная, осуществляемая на свой риск

деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от

пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания

услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом

порядке".

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,

обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую

деятельность. Используя это право, субъекты могут создавать предприятия под

свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими

предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. При этом

никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю,

какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены

(если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам

нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства,

сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также

входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы

и объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Государство, признавая права граждан на экономическую деятельность,

порождает себе определенные обязанности, выступающие как гарантии этого

права. Например, государственные органы не могут отказать предприятию в

регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Наоборот они должны бороться с

организованной преступностью, с рэкетом, вымогательством, защищать

имущество частного предпринимателя наравне с государственной

собственностью.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Определенные

виды экономической деятельности запрещены государством (производство

оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность

специальными разрешениями (лицензиями). Экспорт и импорт также регулируется

государством, что накладывает на многие предприятия определенные

ограничения. Наконец, государственные органы вправе требовать от

предпринимателя финансовой отчетности, при этом, не затрагивая коммерческую

тайну организации (предприятия). Опираясь на законодательную базу, эти и

ряд других ограничений действуют в интересах всей национальной экономики.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую

деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде

всего Гражданским кодексом Российской Федерации, первая часть которого

вступила в силу 1 января 1995 г., а вторая – с 1марта 1996 г.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами,

осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием

иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц,

если иное не предусмотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот

своеобразный основной закон рыночной экономики, вводит экономическую

деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с

другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного

вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость

беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения

восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Субъектом права на экономическую деятельность являются любые лица, не

ограниченные законом в своей правоспособности. Правоспособность гражданина

возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно

ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право заниматься

предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью,

создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими

гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону

сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетние

граждане могу осуществлять свои права только через законных представителей

(родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими

действиями приобретать обязанности и исполнять их (гражданская

дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность.

Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон "О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями Закона

являются "защита экономического суверенитета, обеспечение экономической

безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной

экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение

условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ".

Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической

деятельности, подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию

и недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы

(которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и

незаконными методами. Конституционный уровень запрета монополизации и

недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения

злоупотребления свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой

свободой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность

этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные

с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правил

конкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие

конкуренции задерживает экономический и технологический прогресс, подавляет

активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к

поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную

экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет

недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении соглашений о

ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка

других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и тогда, когда их

вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа и места

изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя, путем

некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирования

внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными

способами.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому

предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем

принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание

льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку

внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство

призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки

малого предпринимательства.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы

принят Федеральный закон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает

предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести

потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу, а

также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц,

окружающей среде, а также рекламы, посягающей на общественные интересы,

принципы гуманности и морали.

Законом не допускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная,

заведомо ложная, скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в

радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видео

обслуживании, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средствах, а

также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и

др.).

В случае установления факта нарушения законодательства нарушитель обязан

осуществить контр рекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным

органом, а также несет ответственность в других формах.

С одинаковым основанием можно рассматривать как категорию и экономических

прав, и личных прав право частной собственности.

* * *

Право частной собственности.

Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право

частной собственности (ст.35 Конституции РФ). Его конституционное

закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной

экономики. Включение этой нормы в ранее действовавшую Конституцию проходило

в жестком противоборстве реформаторских и антирыночных сил, представленных

в составе бывшего Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Утверждение права частной собственности означало отход от важнейшего

постулата социалистической идеологии – о сосредоточении все собственности в

руках государства. Формально она объявлялась общенародной, однако народ был

отчужден от собственности.

Экономической основой социализма была и конституционно закреплялась

общественная, социалистическая собственность в формах государственной

(общенародной) и кооперативно-колхозной. Причем ставилась задача поднять

последнюю до уровня общенародной. Частная собственность рассматривалась как

основа эксплуатации человека человеком. Конституция Российской Федерации

1993 года признание и защиту частной собственности, равной как и других

форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее

охраны, в том числе посредством конституционного строя, расширила гарантии

ее охраны, в том числе посредством судебных органов.

Право собственности закрепляет материальную основу любого общества -

экономические отношения собственности. Поэтому отношения собственности и

право собственности – взаимосвязанные категории. Право собственности

является юридическим выражением, формой закрепления экономических

отношений собственности.

Собственность есть отношение определенных лиц к материальным благам как к

своим, так к принадлежащим им. Соответственно все другие лица относятся к

этим благам как к чужим, им не принадлежащим. Можно сказать, что

собственность представляет собой отношения между людьми по поводу

материальных благ, заключающиеся в принадлежности данных благ одним лицам

(или их коллективам) и в отчужденности от них всех других лиц.

Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет сущность

складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности.

Право собственности граждан представляет собой правовой институт,

закрепляющий индивидуальную принадлежность материальных благ. Следует

признать, что и в условиях разгосударствления экономики, развития

индустриального и коллективного предпринимательства право собственности

граждан на объекты потребительского характера сохранит роль одного из

главных правовых институтов, опосредующих принадлежность значительной массе

отдельных граждан материальных благ.

Вместе с тем в настоящее время отпали традиционные для нашего

законодательства ограничения права личной собственности, призванные

сохранить в неприкосновенности его основные социально-экономические черты

- производный от общественной собственности характер и сугубо

потребительскую направленность. Ведь право личной собственности стало лишь

одной из разновидностей более широкой категории права собственности

граждан.

В связи с этим любой гражданин как собственник в праве использовать

принадлежащее ему имущество, в том числе и потребительского характера, как

для предпринимательской, так и для любой другой не запрещенной законом

деятельности. Соответственно утратили силу и смысл запрет извлечения личным

собственником (нетрудовых доходов) из своего имущества и аналогичные

границы осуществления права личной собственности. В качестве ее источников

теперь можно рассматривать любые, не запрещенные законом сделки и иные

основания возникновения, свойственные всякому праву собственности.

В данном смысле гражданин как собственник встал в равное положение с

другими собственниками. Ведь ранее его возможности как собственника

ограничивались жесткими рамками потребительского назначения

рассматриваемого института и фактически не шли ни в какое сравнение с

возможностями предоставляемыми законом иным собственникам - юридическим

лицам и государству.

Закон о частной собственности устранил количественные ограничения на

объекты права собственности граждан. В соответствии с п.1 ст.51 основ

гражданского законодательства и п.2 ст.10 закона о собственности сосав,

количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином за счет

его доходов и сбережений либо по иным основаниям, допускаемым законом, не

ограничиваются. В частности, это означает устранение ограничений на

количество находящихся в собственности отдельного гражданина домов, дач,

иных строений, автотранспортных средств, скота и другого имущества,

которое может находится в собственности граждан.

Иное дело, что законодательными актами могут быть предусмотрены

отдельные виды имущества, которые по соображениям общественной

безопасности или в соответствии с международными договорами вообще не

могут стать объектами собственности граждан (например: большинство видов

вооружений, наркотики и яды и т.п.).

Важным законодательным новшеством является установление возможности

приобретения гражданином в собственность занимаемого им в качестве

нанимателя жилого помещения в доме государственного или муниципального

жилищного фонда (путем выкупа или по иным основаниям, предусмотренным

законодательством по приватизации жилья). Предполагается, что в

перспективе она станет одной из важнейших форм удовлетворения жилищных

потребностей населения и поможет сформировать рынок жилья, развитие

которого в свою очередь должно активно содействовать решению жилищной

проблемы.

Кроме того, особым основанием возникновения права собственности граждан

стала теперь полная уплата взноса членом потребительского кооператива за

предоставленную ему пользование квартиру, дачу, садовый дом, гараж,

иное помещение или строение. В силу прямого указания закона (п.2 ст.51

Основ гражданского законодательства, п.2 ст.13 Закона о собственности в

РСФСР) данное обстоятельство прекращает право кооперативной собственности

на соответствующий имущественный объект, превращая его в объект

собственности гражданина. Все это дает основания для утверждения о

последовательном расширении круга объектов собственности граждан

направленных на удовлетворение потребностей населения.

Собственность граждан как экономическая категория охватывает все эти

формы индивидуального присвоения. Но различия между ними необходимо

учитывать. Ведь частная собственность как принадлежность средств

производства частным, существенно меняет характер в зависимости от того,

являются ли сами частные собственники одновременно работниками или нет,

т.е. участвуют ли они непосредственно в процессе производства.

С этой точки зрения весьма своеобразную форму индивидуального присвоения

представляет собой личная собственность граждан. Она характеризуется

особым источником возникновения - трудом в общественном производстве, в

условиях принадлежности как средств, так и результатов производства не

отдельным лицам, а обществу (государству) в целом или отдельным крупным

коллективам.

Иначе говоря, она полностью зависима, производна от общественной

собственности, поэтому не может возникнуть у наемного работника,

трудящегося у индивидуального предпринимателя. Кроме того, личная

собственность предназначена для личного потребления, а не производственных

нужд, связи с чем в качестве ее объектов могут выступать исключительно

предметы потребления, а не средства производства, и сама она носит в

силу этого потребительский характер.

Таким образом, личная собственность является индивидуальным присвоением

материальных благ потребительского характера для удовлетворения личных

потребностей. По сути она представляет собой особую разновидность

индивидуальной собственности.

Различные экономические формы индивидуального присвоения требует

адекватного и, следовательно, различного правового оформления.

Соответственно этому обособляется право личной собственности, право

индивидуально-трудовой (мелкой частной) собственности, право частной

собственности, т.е. собственности, основанной на привлечении труда по

найму. Их различие заключается не в объеме или характере правомочий

(одинаковых у всех собственников), а в основаниях возникновения, сферах

действия и круге объектов.

Охрана права частной собственности осуществляется уголовным,

гражданским, административным и иным законодательством. Уголовный кодекс,

например, предусматривает ответственность за такие преступления против

собственности, как кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой,

вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основания

приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в

собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество,

за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может

им принадлежать (ч.1 ст.213). С введением в действие нового Гражданского

кодекса утратил силу Закон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г.,

ранее определявший комплекс вопросов, связанных также с частной

собственностью.

Право частной собственности, таким образом, является комплексным

институтом, регулируемым многими отраслями российского права.

Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права

частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего

имущества иначе, как по решению суда. Это, в частности, означает, что

государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и

даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда

вправе обратиться в суд, доказывая неконституционность применяемых против

него закона или действий.

Только решение суда или приговор, предусматривающий конфискацию

имущества, могут быть основанием для принудительного прекращения права

частной собственности. При чрезвычайных условиях (стихийные бедствия,

эпидемии и др.) может осуществляться изъятие собственности (реквизиция) по

решению государственных органов (ст.242 ГК РФ), возможна конфискация в

административном порядке (ст.243 ГК РФ), но в любом случае предусмотрено

право гражданина на обращение в суд для восстановления своего права

собственности. Кроме того, любые такие действия могут быть обжалованы в суд

в соответствии со ст.46 Конституции РФ.

Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд

может быть произведено только при условии предварительного и равноценного

возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и

реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве.

Частная собственность может перейти в разряд государственной, а

государственная - в разряд частной (приватизация), но только а соответствии

с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам.

Гарантией права частной собственности является также право наследования.

Гражданский кодекс регулирует все тонкости перехода имущества собственника

после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Наследственное

право призвано гарантировать выполнение воли собственника в отношении его

имущества и в то же время обеспечивать справедливость, особенно, когда речь

идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.

Гарантированное ст.9 Конституции юридическое равенство форм

собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и

одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не

противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом

имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством

каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов

хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в

защите права социалистической собственности, в особенности государственной,

собственности согласно ч.2 ст.8 Конституции права собственности всех

субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на

основании одних и тех же норм материального права.

Отдельно закреплено а Конституции РФ право частной собственности на землю

(ст.35). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской

Федерации, а также их объединениям.

В истории экономических и правовых учений право частной собственности

на землю не раз вызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели

(Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.) полагали, что земля должна принадлежать

всем или только тем, кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно

требовали введение земли в гражданский оборот и в конце концов утвердили в

развитых странах такие принципы регулирования частной собственности на

землю, которые обеспечивают равновесие интересов отдельного человека и

всего общества.

В отличие от прежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не

связывалось с иными формами собственности, кроме государственной,

действующая Конституция допускает возможность частной, государственной,

муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные

ресурсы.

В противовес этому коммунистические режимы стремились доказывать

преимущество организации сельского хозяйства без частной собственности на

землю. Но это привело сельское хозяйство к отставанию и сделало

землепользование крайне нерациональным. Крестьяне перестали чувствовать

себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходили в упадок, громадные

участки земли не осваивались.

Признание этого права - непременное условие демократической рыночной

экономики, именно поэтому оно встречало и поныне встречает сопротивление

политических сил, стремящихся сохранить свою опору в старой системе

землепользования и сельского хозяйства. С этим связано возникновение в

России уникальной ситуации, которая состоит в том, что , несмотря на прямое

указание Конституции, в ряде субъектов Федерации право частной

собственности на землю отвергается. Однако такого рода нормативные акты

должны быть признаны недействительными.

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение

землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками

свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и

законных интересов иных лиц. Есть, следовательно, только два

конституционных ограничения права частной собственности на землю, при

соблюдении которых собственник остается свободным в своих действиях. Но эта

свобода весьма относительна, ибо в этой же статье Конституции говориться,

что условия и порядок пользования землей определяются на основе

федерального закона (ч.3 ст.35).

Реформа земельного законодательства еще не завершена, еще многие вопросы

правового регулирования земельных отношений законодательно не решены.

Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулируются многими актами

временного значения.

Однако на практике утверждение конституционных положений о признании в

полном объеме права частной собственности на землю все же сталкивается с

большими трудностями.

* * *

Трудовые права и свободы.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав

человека в сфере труда (ст. 37 Конституции Российской Федерации).

Впервые в бывшем Союзе ССР и в России право на труд было закреплено в

Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года.

Его содержание раскрывалось, как правило, на получение гарантированной

работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством.

Конституция России 1978 года в соответствии с Декларацией прав и свобод

человека и гражданина содержание права на труд получило другую

интерпретацию. Оно раскрывалось как право свободно выбирать или соглашаться

на труд, распоряжаться своим способностями к труду, выбирать профессию и

род занятий. Конституция 1993 года более четко сформулировала права

человека в сфере труда и применительно к условиям рыночной экономики:

1. свободу труда;

2. право на труд и на защиту от безработицы;

3. право на забастовку;

4. право на отдых;

Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий

и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав

в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государства, которое

перестало быть единственным собственником всех средств производства, не

может вследствие этого быть, как раньше, и единственным работодателем,

гарантом, обеспечивающим получение каждым работы.

Трудовые права и свободы, в различных комбинациях закреплены в

большинстве конституции мира, важны для лиц наемного труда, которые

составляют основную часть работающего населения. Эти права распространяются

на значительное число находящихся в России иммигрантов, т.е. лиц, не

имеющих российского гражданства. Трудовые права и свободы защищают человека

от произвола работодателей, дают возможность отстаивать свое достоинство и

интересы.

Свобода труда связана с запретом принудительного труда. Таким трудом

считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается

крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на

недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.

Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей,

вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по

приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной

организации труда №29 (1930 г.), а также Кодексом законов о труде РФ

(ст.2).

С 6 августа 1993 года действуют Основы законодательства Российской

Федерации об охране труда, Кодекс законов о труде РСФСР, действующий с 1

апреля 1972 года, и ряд других нормативных актов.

Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о

минимальном размере оплаты труда, а работодатель выплачивать вознаграждение

за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору

(коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и

осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы

или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для

учреждений и предприятий, находящихся на госбюджетном финансировании.

Многочисленные статьи КЗоТ и других актов развивают и детально

регламентируют указанные конституционные положения.

Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства

проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной

занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в

трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от

необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить

гражданам выплачивается пособие по безработице в размере 45-75% среднего

заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда, предоставляется

возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых

общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным

переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости

населения, а Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. с изменениями и

дополнениями, внесенными Законом от 15 июля 1992 г.

Право на забастовку увязывается с правом на индивидуальные и коллективные

трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов

их разрешения. Забастовка - это остановка работы работниками для оказания

давления на работодателя с целью удовлетворения их экономических

требований. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать

трудовой договор. А потому неправомерный запрет забастовки рассматривается

как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также

с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах

право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Поэтому закон

вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт,

общественное обслуживание и др.).

Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок.

Коллективный трудовой конфликт не обязательно приводит к забастовке, прежде

чем объявить ее, требуется использовать примирительные процедуры,

предусмотренные Федеральным законом о порядке разрешения коллективных

трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также

комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для

недовольной стороны обратиться в суд.

Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по

трудовому договору (т.е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует

установление федеральным законом продолжительности рабочего времени,

выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Действующий

КЗоТ устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени 40 часов

в неделю. Законом установлены предусмотренные Конституцией виды отдыха, а

коллективные договоры и соглашения часто вводят более высокие стандарты.

* * *

Защита материнства, детства и семьи.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и

детство, семья находятся под защитой государства (ст.38). Тем самым

признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а

имеют большое общественное значение. И требуют государственной поддержки.

Всеобщая Декларация прав человека констатирует: «Семья является

естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны

общества и государства» (ч.3 ст.16). Из общего конституционного положения

вытекают семейные прав граждан, и прежде всего – определенные права матери

и ребенка.

Комплекс прав, связанных с семьей, материнством, отцовством и детством,

закреплен в Семейном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 1995 года.

Государство также защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и

ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей,

законодательство о браке и семье и др. Так, трудовое законодательство

устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам - 70 календарных

дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных родах - 86

дней, а при рождении близнецов - 110 дней). При рождении ребенка женщина

получает право на единовременное пособие в размере пяти минимальных

окладов. Существуют и другие отпуска и пособия, связанные с беременностью и

родами.

Государство всемерно содействует укреплению семьи, устраняя

дискриминацию при вступлении в брак, утверждая равенство прав мужчины и

женщины, основывающих семью. Этому способствует Кодекс о браке и семье,

Жилищный кодекс и другие нормативные акты.

Забота о детях, их воспитание объявлены Конституцией "равным правом и

обязанностью родителей" (ч.2 ст.38). Следовательно, родители не в праве

перекладывать на государство функцию заботы о детях и их воспитании, эта

функция является их обязанностью. В то же время государство, как и любые

лица, не может лишать родителей аналогичного права, кроме случаев,

указанных в законе. Родители имеют равные права и равные обязанности по

воспитанию детей, обеспечению их здоровья, обучения и материального

положения. Все вопросы воспитания ребенка, как в браке, так и при его

расторжении решаются родителями совместно. Закон предусматривает

возможность лишения родителей или одного из них родительских прав. Однако

решение об этом может вынести только суд.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей,

достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это

предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости

и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могу

быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов

наступает уголовная ответственность. Однако суд может принять решение об

освобождении детей от этой обязанности, если будет установлено, что

родители уклонялись от родительских обязанностей (ст.78 Кодекса о браке и

семье).

Семейное право, опирающееся на ст. 38 Конституции Российской Федерации,

Детально регулирует брачно-семейные отношения, защищая многочисленные прав

их участников. Отношения государства к семье, к решению проблем развития

семьи и детства сформулировано в Основных направлениях государственной

семейной политики, утвержденных указом Президента РФ от 14 мая 1996 года.

Основными принципами этой политики, направленной на обеспечение

государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и

повышения качества жизни семьи, признаны самостоятельность и автономность

семьи в принятии решений относительно своего развития, равенство семей в

праве на поддержку, приоритет интересов ребенка, равноправие между

мужчинами и женщинами в справедливом распределении семейных обязанностей,

единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях,

партнерство семьи и государства. Государственная семейная политика должна

предусматривать меры по усилению социальной защиты семей в связи с

безработицей, поддержку семейного предпринимательства, обеспечение условий

для получения образования молодежью, развитие семейных пособий и др.

Указывается также на необходимость создать надежный механизм финансирования

государственной политики.

* * *

Право на социальное обеспечение.

Непререкаемым принципом демократического общества является то, что

каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в

любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни

или старости не в состоянии это делать Недостаточно предприимчивые

люди, одинокие женщины, инвалиды многодетные граждане часто

оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и

лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на произвол

судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения

материальными благами (социальное обеспечение) за счет общества. В

этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек

должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном

положении, требующем общественной помощи.

Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для

воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из

этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка

или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и

нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление

пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет,

связывая размер пенсии со стажем работы. Подробно регламентируются

основания для получения пенсий по инвалидности, под которой

понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно,

а также в связи с потерей кормильца(вследствие его смерти или

безвестного отсутствия ).Как бы в развитие положений Конституции об

охране материнства и детства предусматриваются основания социального

обеспечения для воспитания детей (пособия в связи с рождением

ребенка, уходом за малолетним ребенком и др.) Все эти формы

социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав

граждан на получение и пособий при наличии соответствующих

оснований. Человек заранее должен знать, на что он может

рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.е.

каковы основания, условия, уровень обеспечения, порядок получения и т.

д. Выход на пенсию –это право, а не обязанность человека. Поэтому в

тех случаях, когда человека «выталкивают» на пенсию без его

согласия (например, при наличии «выслуги лет»), должны быть веские

причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке.

В Российской Федерации в настоящее время действует ряд законов

затрагивающих социальное обеспечение, например это Закон РФ о пенсионном

обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних

дел, и их семей от 12 февраля 1993 г., Закон о пенсионном обеспечении

родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву,

от 21 мая 1993 г. и др.

Государственные пенсии для отдельных категорий граждан установлены

также Законами о занятости населения Российской Федерации, о социальной

защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на

Чернобыльской АЭС, о государственных гарантиях и компенсациях для лиц,

работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним

местностях.

Пенсионное законодательство весьма детализировано. Его основным

актом является Закон РСФСР о государственных пенсиях в РСФСР от 20

ноября 1990 года (с дополнениями). Он устанавливает два основных вида

пенсий: трудовые (связанные с наличием определенного стажа работы) и

социальные (назначаемые престарелым и нетрудоспособным при отсутствии

права на трудовую пенсию).

Право на пенсию по любому основанию - это конституционное право

и оно не подлежит произвольному ограничению даже через федеральный

закон, поскольку невозможно себе представить, чтобы какое-либо

ограничение этого права соответствовало основаниям, перечисленным в

ч.3 ст.55 Конституции. Этим правом обладают все граждане, в том числе

и осужденные по приговору суда. Между тем закон длительное время лишал

права на пенсию эту категорию лиц.

Специальные виды пенсии (военнослужащих и др.) устанавливаются рядом

законов. Несколькими законами устанавливаются социальные пособия. Так,

Закон о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991 года

с дополнениями от 15 июля 1992 года ввел пособия по безработице и также ряд

других пособий. Эти выплаты производятся соответственно из средств

федеральных учреждений: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда

социального страхования, Фонда медицинского страхования, Фонда занятости.

Однако дополнительные пенсии и пособия, т. е. сверх федерального уровня,

могут вводиться законодательными органами субъектов Федерации из

собственных средств.

Важной формой конкретизации закрепленного в Конституции Российской

Федерации принципа социального государства и одновременно –

конституционного права на социальное обеспечение явился Федеральный закон

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от

10. Декабря 1995 года. Закон закрепляет различные виды обслуживания

граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (инвалидность,

неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью,

сиротство, безнадзорность, отсутствие определенного места жительства,

конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. Такие граждане

имеют право на обслуживание в государственной системе социальных служб.

Предусмотрена материальная помощь, предоставление временного приюта,

дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания, консультативная

помощь. Действия или бездействия социальных служб могут быть обжалованы

даже в суд. В ст. 39 Конституции Российской Федерации есть очень важный и

новый по характеру пункт: о поощрении добровольного социального

страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и

благотворительности. Тем самым государство оказывает поддержку

негосударственным формам материального обеспечения людей, т. е. созданию

частных пенсионных фондов, личному страхованию. Указ Президента о

негосударственных пенсионных фондах от 16 сентября 1992 года создал

правовую основу для развития этого направления социального обеспечения.

Развитию благотворительности и созданию благотворительных фондов служит

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных

организациях», подписанный Президентом Российской Федерации 11 августа 1995

года.

В ст.39 Конституции Российской Федерации есть очень важный и новый по

характеру пункт: о поощрении добровольного социального страхования,

создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Тем самым государство оказывает поддержку негосударственным формам

материального обеспечения людей, т.е. созданию частных пенсионных фондов,

личному страхованию.

* * *

Право на жилище.

Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся

у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то

сможет лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не

может быть произвольно лишен жилища ни органами власти; ни судебно-

прокурорскими органами; ни хозяйствующими субъектами; ни должностными

лицами и работниками предприятий, учреждений и организаций; ни арендатором

или нанимателем; ни собственником жилого дома или квартиры; ни членом

Жилищно-строительного (жилищного) кооператива и совместно с ним

проживающими лицами; ни иными гражданами. Основания и порядок выселения

граждан из занимаемого ими жилого помещения установлены законом. Законные

владельцы жилого помещения вправе истребовать занимаемое ими жилое

помещение из чужого незаконного владения, требовать устранения всяких

нарушений их права на жилище, даже если эти нарушения и не связаны с

лишением права собственности, владения и пользования. Постоянные

пользователи могут защищать свои жилищные права также против собственника

жилого помещения. Нарушение права на жилище может быть обжаловано в суд

(по ст.46).

Однако это не означает, что любой человек, не имеющий жилища или

имеющий стесненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было

немедленного предоставления жилья или улучшения жилищных условий. В то же

время нельзя лишать жилья лиц, осужденных по приговору суда.

Государство и муниципальные органы обладают жилищным фондом, из которого

предоставляют гражданам квартиры на условиях договора найма и в порядке

очереди, определяемой нормативными актами. Граждане также вправе арендовать

жилую площадь, участвовать в кооперативном строительстве и приобретать

квартиры в свою полную собственность без ограничения размеров жилой

площади.

В годы реформ право на жилище было существенно укреплено

предоставлением гражданам возможности бесплатно переводить государственные

и муниципальные квартиры в частную собственность (приватизация). Такая

возможность была закреплена Законом РСФСР о приватизации жилищного фонда от

4 июля 1991 года. Собственники жилых помещений владеют, пользуются и

распоряжаются ими по собственному усмотрению, т.е. вправе продавать,

завещать, сдавать в аренду эти помещения, совершать с ними другие законные

сделки.

Жилищное строительство развивается в стране в соответствии с Законом

Российской Федерации об основах федеральной жилищной политики от 24 декабря

1992 года, который предусматривает, что строительство жилья должно

осуществляться не только государством, но и индивидуально самими гражданами

и создаваемыми ими кооперативами. Конституция дает определенный ориентир

органам государственной власти и органам местного самоуправления,

устанавливая, что они поощряют жилищное строительство, создают условия для

осуществления права на жилище. В этом состоит определенная материальная

гарантия данного права, ибо с государства не снимается обязанность

заботиться о расширении жилищного фонда, включающего жилищные помещения

различных форм собственности.

Конституция расширила состав жилищного фонда социального использования.

Если по закону об основах федеральной жилищной политики (ст.12) он состоял

из государственного, муниципального и общественного жилищных фондов, то по

ст.40 Конституции его перечень уже не является закрытым, исчерпывающим.

Значит, и частный жилищный фонд может входить в его состав. Таким фондом

является не только в прошлом общественный, а ныне частный жилищный фонд,

принадлежащий на праве частной собственности юридическим лицам на праве

собственности. Граждане, относящиеся к категориям лиц, названным в ст.40,

проживающие в этом фонде на условиях найма, в пределах социальной нормы

площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом

совокупного дохода семьи, вправе рассчитывать на компенсации (субсидии) от

органов государственного управления и местной администрации. Такое же право

принадлежит и тем, кто арендует жилье в какой-либо разновидности жилищного

фонда (ст.18 Закона): с учетом совокупного дохода семьи им может

предоставляться компенсация (субсидии) на оплату аренды.

* * *

Право на охрану здоровья и

медицинскую помощь.

Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку

медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные,

экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и

профилактические меры, которые обязано проводить государство в интересах

своих граждан. Право на охрану здоровья как раз означает совокупность этих

обязанностей, выполняя которые государственные органы при содействии

общественных организаций создают национальную систему здравоохранения.

Налогоплательщики вправе требовать, чтобы эта система была эффективной.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей

природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха,

воспитания и обучения граждан, производством и реализацией

доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению

доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола,

расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного

положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности

к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации,

обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в

нарушении этого положения, несут ответственность в соответствии со ст.17

Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,

принятых 22 июля 1993 г.

Гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется право на

охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской

Федерации.

Конституция указывает (ч.2 ст.41) на обязанность государства

финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,

необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной,

частной систем здравоохранения. Государство должно поощрять деятельность.

Способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Тем

самым, закладывая правовые основы для соответствующей деятельности органов

государственной власти и создания материальных гарантий прав на охрану

здоровья и медицинскую помощь. По основным направлениям деятельности

органов здравоохранения действуют специальные программы и законы:

Федеральная целевая программа на 1993-1995 гг. по предупреждению

распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по

контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 г., Основы

законодательства РФ о физической культуре и спорте 1992 г., Закон РСФСР о

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 19 апреля 1991 г.,

Федеральный закон о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных

местностях и курортах от 23 февраля 1995 г. и др. Целями охраны здоровья

людей служат многие нормы уголовного, гражданского, административного,

трудового и других отраслей права. Конституция запрещает сокрытие

должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и

здоровья людей. Это важная грань охраны здоровья человека, она призвана

предупредить утаивание информации о фактах, подобных аварии на

Чернобыльской АЭС, а также распространение заведомо недостоверных или

ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д.

Конституция прямо устанавливает, что сокрытие фактов такого рода влечет за

собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Для охраны здоровья граждан важную роль играют гарантии при

распространении рекламы. Они установлены Указом Президента РФ от 17 февраля

1995 г. не допускается распространение в средствах массовой информации

рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, методов профилактики,

диагностики, лечения, медицинских технологий и лекарственных средств, не

утвержденных в установленном порядке, целителей, экстрасенсов и других лиц,

объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины,

продукции, не имеющей необходимого сертификата. За рекламу подобного рода

редакции средств массовой информации несут ответственность.

Право на медицинскую помощь является субъективным правом человека на

лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях

здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств

соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта помощь

оказывается всем гражданам без какой-либо дискриминации. Граждане также

могут пользоваться платной медицинской помощью за счет личных средств в

платных медицинских учреждениях.

При обращении за медицинской помощью и ее получении в соответствии со

ст.30 Основ граждане имеют право на:

уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего

персонала;

выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия,

а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с

договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-

гигиеническим требованиям;

проведение консилиума и консультаций других специалистов;

облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским

вмешательством, доступными способами и средствами;

сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о

состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при обследовании и

лечении, в соответствии со ст.61 Основ;

информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в

соответствии со ст.32 Основ;

отказ от медицинского вмешательства в соответствии со ст.33 Основ;

получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего

здоровья в соответствии со ст.31 Основ, а также выбор лиц, которым в

интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья

в соответствии со ст.30 Основ;

получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного

медицинского страхования в соответствии со ст.30 Основ;

возмещение ущерба в соответствии со ст.68 Основ в случае причинения вреда

здоровью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой

непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-

профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь,

в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные

комиссии либо в суд.

* * *

Право на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные

возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и

государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в

подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять

контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию,

право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается

планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по

предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей

среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных

бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием

государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи,

организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем

за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного

законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их

определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными

органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по

мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству

окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на

среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию

органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ,

Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных

государственных органов.

Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование

предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов

на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для

предотвращения и ликвидации их последствий.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов

объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные,

краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от

юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы,

размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические

правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и

рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих

экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные

объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и

фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах,

шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами,

петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и

судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании,

строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов,

ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о

привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния,

должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную,

гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия,

учреждения, организации - административную и гражданско-правовую

ответственность.

Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать,

утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать

экологические права и интересы населения, развивать его экологическую

культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет

своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране

и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным

органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства;

создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на

проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей

для участия в государственной экологической экспертизе, проводить

общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной

после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы);

требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с

изложением своей платформы в средствах массовой информации.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991

г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное

содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их

экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их

предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие

осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к

ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и

общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических

и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и

достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации,

виновные в несвоевременной или искаженной информации о состоянии среды и

радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в

административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной

заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера

минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или

имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей

среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или

отдельных граждан. При определении величины вреда учитывается степень

утраты трудоспособности потерпевшего; необходимые затраты на лечение и

восстановление здоровья; затраты на уход за больным; упущенные

профессиональные возможности; затраты связанные с необходимостью изменения

места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными

травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной

патологией.

При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с

разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных

помещений, оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения

плодородия.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения

суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на

то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма

денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при

невозможности его установления - из средств государственных экологических

фондов.

Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для

окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд

или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности,

причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и

окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для

прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

* * *

Право на образование.

Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного

прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его

культуры и благополучия. Развитое общество не жалеет средств на

образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. Однако важно,

чтобы сами граждане были заинтересованы в получении образования и имели

реальную возможность его получить.

Закрепляя право на образование, Конституция Российской Федерации (статья

43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования.

Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее

профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или

муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является

общедоступным и бесплатным.

Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего

профессионального образования обеспечивается государством путем создания

системы образования и соответствующих социально - экономических условий для

получения образования.

Под системой образования понимается совокупность:

( сети реализующих и образовательных учреждений различных

организационно-правовых форм, типов и видов;

( системы преемственных образовательных программ и государственных

образовательных стандартов различного уровня и направленности;

( системы органов управления образованием и подведомственных им

учреждений и предприятий.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако

конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня

образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной

основе. Речь опять же идет о государственном или муниципальном

образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый

гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное

заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Как и в большинстве развитых стран, основное общее образование является

в России обязательным. Однако это обеспечение, в отличие от прошлых лет,

ложится не на государство, а на родителей или лиц, их заменяющих. Основное

общее образование может быть получено вне образовательного учреждения

(домашнее, или семейное, образование), но с обязательной сдачей экзаменов

аттестационной комиссии.

В последние годы в стране децентрализовано управление государственными

учебными заведениями, ослаблен государственный контроль и укрепляется

самоуправление. Появилось много частных учебных заведений. Однако

государство сохраняет важную функцию: оно устанавливает федеральные

государственные образовательные стандарты, т. е. обязательные требования к

учебным планам и программам, качеству подготовки обучающихся. Соблюдение

этих требовании, носящих только минимальный характер, является важной

гарантией права на образование, которое имеет смысл только тогда, когда оно

является качественным.

Основные принципы организации системы образования определены Законом об

образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права и обязанности

обучающихся и преподавателе, закрепляет основы взаимоотношений между

учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные

формы образования и самообразования.

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского

профессионального образования, а следовательно, и закрепление прав граждан

в этой области осуществляется Федеральным законом "О высшем и

послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г.

Государственные образовательные стандарты являются основой оценки уровня

образования и квалификации выпускников независимо от форм получения

образования.

* * *

Свобода творчества.

Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч.1

ст.44 Конституции Российской Федерации). Писатель, например, вправе

создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на

любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники,

работающие в области изобразительного искусства, графики или скульпторы, а

также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных

заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед

учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы

государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться

в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или

публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы

писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники

жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества

каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием,

является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом

его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы

творчества содержаться в Основах законодательства Российской Федерации о

культуре, принятых в 1992 году. Всемерно поддерживая свободу творчества и

создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о

недопустимости использования это свободы во вред обществу, другим людям.

Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду

войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной

вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая «культурная»

деятельность может быть запрещена в судебном порядке, я авторы подобных

произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную

ответственность.

Право граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в

Законе Российской Федерации об авторском праве и смежных правах (1993 год),

в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии в РФ от 22

августа 19996 года и в ряде других законов. Свобода творчества в области

науки гарантируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-

технической политики» от 23 августа 1996 года. Органы государственной

власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

( гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности

свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов

проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

( гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности

защиту от недобросовестной конкуренции;

( признают право на обоснованный риск в научной и научно-технической

деятельности;

( обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической

информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством

Российской Федерации в отношении государственной, служебной или

коммерческой тайны;

( гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку

научных работников и специалистов государственных научных организаций;

( гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным

заказам.

Принципиальное значение имеет конституционное положение об охране

интеллектуальной собственности. Творческие работники должны быть защищены

от пиратского использования их произведений, продажи копий картин,

распространения программ ЭВМ, издания литературных произведений и т.д. без

оплаты авторского гонорара. Под интеллектуальной собственностью понимаются

исключительные права на результаты творческой деятельности. Объектом

интеллектуальной собственности весьма многообразно, чем объясняется большое

число законов, охраняющих соответствующие права.

Авторское право на результаты своего труда признаются за автором

пожизненно и за его наследниками в течение 50 лет после смерти автора.

Патент действует 20 лет. Нарушение прав авторов ведет к возмещению убытков

и ряд других смежных деяний влекут за собой уголовную ответственность.

* * *

Право на участие в культурной жизни.

Это право (ч.2 ст. 44 Конституции Российской Федерации) также

распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к

культурным ценностям.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для

граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью

ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и

общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-

просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и

радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек;

расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы научного, технического и

художественного творчества является снятие существовавших прежде

идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и прежде всего

общественную, но и искусство, художественные направления. Однако развитию

науки, культуры, искусства препятствует слабая поддержка их государством,

по-прежнему остаточный принцип финансирования учреждений данного рода.

Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию

любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть

музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления

все одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и

муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений

культуры, т.е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры

не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно

олицетворяющая национальную культуру, признана оставаться объектом заботы

со стороны государства и общественных объединений.

Основы законодательства о культуре 1992 устанавливают, что культурная

деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от

национальности или социального происхождения, пола, политических,

религиозных или иных убеждений, места жительства, имущественного положения,

образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право

на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту

государством своей культурной самобытности.

Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции говориться о правах, то в ч.3 речь

идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении

исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Культурное наследие народов России исключительно богато. Это материальные и

духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные

территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности

всех народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию.

Заключение.

В экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная

грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать

всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано

обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако

для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не

сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными

противоречиями и в конце концов погибнет.

Рассмотренная группа прав неотделима от личных и политических прав,

поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой

статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей

юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной

экономикой механизм распределения благ находиться не только в руках

государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно

оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск

о реализации такого права только на основе его конституционного

закрепления.

В своем развитии многие нормы конституционного права достигли

действительно большого прогресса при формировании истинно демократического

государства. Это не значит, что конституционный строй России "списан" с

западных моделей, но, безусловно, он учитывает все лучшее, что накопила за

столетия демократическая мысль. У России свой, неповторимый путь в истории,

но этот путь, при всей его специфике, не должен вырывать наше Отечество из

мирового сообщества.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Конституция Российской Федерации. Москва. Издательство

"ИНФРА(М- НОРМА" 1997 г.

2. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. «Конституционное право Российской

Федерации».

3. О.В. Макаров «Соотношение права и государства», Государство и право

-1995 г.

4. «Государственное право Российской Федерации: курс лекций.

Под редакцией академика О.Е Кутафина. Москва. 1993 г.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Москва.

Издательство «Бек», 1994 г.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации.

7. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

8. Жилищный кодекс РСФСР.

9. Кодекс о браке и семье РСФСР.

10. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от

19.04.1991 г., № 1032-1.

11. Закон РФ «Об образовании» от 10.06.1992 г., № 3266-1.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»