Судебная власть
Вариант 2.
1. Основные пути и проблемы становления независимой судебной власти в
России. Обеспечение независимости судей.
2. Рассмотрев жалобу гражданина на незаконное увольнение, прокурор вынес
постановление об отмене незаконного, по его мнению, приказа и обязал
руководителя предприятия восстановить работника. Оцените правомочность
действия прокурора.
3. Судьи Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного суда РФ назначаются: а) единолично Президентом РФ; б)
Президентом РФ с согласия Совета федерации РФ; в) Государственной Думой
РФ по представлению Президента РФ; г) Советом федерации РФ по
представлению Президента РФ.
4. Судьи районных и городских судов назначаются : а) единолично Президентом
РФ; б) Президентом РФ с согласия Совета федерации РФ; в) Государственной
Думой РФ по представлению Президента РФ; г) Советом федерации РФ по
представлению Президента РФ.
5. Какие вопросы не относятся к компетенции Конституционного Суда РФ: а)
официальное толкование Конституции РФ; б) обращения граждан на нарушения
их конституционных прав органами государственной власти, если исчерпаны
другие средства защиты; в) рассмотрение споров о компетенции между
федеральными органами государственной власти и между федеральными
органами и органами государственной власти субъектов РФ; г) рассмотрение
вопросов о соответствии Конституции нормативных актов субъектов РФ.
1. Основные пути и проблемы становления независимой судебной власти в
России. Обеспечение независимости судей.
Глубокие экономические и социальные преобразования, обозначившиеся с
середины 80-х годов, потребовали новых подходов к проблемам законности,
правопорядка, охраны прав и свобод граждан.
В связи с этим состоявшаяся в июне-июле 1988года ХIХ Всесоюзная
партийная конференция специальное внимание уделила наряду с прочим
совершенствованию судоустройства. В принятой ею резолюции "О правовой
реформе" привлекалось внимание к необходимости повышения авторитета суда
и намечались некоторые шаги по обеспечению его независимости.
Первым шагом по реализации установок этой резолюции стало принятие
в декабре того же года закона, внесшего в Конституцию СССР ряд изменений
и дополнений. среди них были и положения об изменении порядка избрания
большинства судей в стране и увеличении срока их полномочий. Народные
судьи стали избираться не населением, как это было до тех пор, а Советами
среднего звена на 10, а не на 5 лет. В течение 1989-1991 годов состоялось
принятие ряда законодательных актов, которые предусматривали принципиально
новые положения, касавшиеся организации судов и их системы, - о
статусе судей, об ответственности за неуважение к суду, об организации и
полномочиях конференций, судей и квалификационных коллегий, преобразовании
государственного арбитража в систему арбитражных судов и т.д. Тогда же (в
ноябре 1989 года) были приняты новые Основы законодательства о
судоустройстве Союза ССР и союзных республик, послужившие юридической
базой для принятия ряда законодательных новелл как на союзном, так и на
республиканском уровне, в том числе в РСФСР.
Процесс обновления российского судоустройства и устройства других
правоохранительных органов активизировался в значительной мере во второй
половине 1990 года, после того как состоялось одобрение Декларации "О
государственном суверенитете Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики" (12 июня 1990г.). В действовавшую тогда
Конституцию РСФСР были внесены многочисленные изменения и дополнения,
имевшие прямое или косвенное отношение к судам, в частности:
- предусмотрено образование Конституционного Суда РСФСР (15 декабря
1990г.) и системы арбитражных судов (24 мая 1991г.);
- расширены права судов по контролю за законностью и обоснованностью
действий и решений всех органов и должностных лиц, в том числе действий
и решений, которые связаны с ограничением прав граждан на
неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, включая тайну
переписи, телеграфных и иных сообщений, телефонных переговоров (21 апреля
1992г.);
- установлено, что судьи наделяются полномочиями, как правил,
бессрочно, что они не должны отчитываться перед кем бы то ни было, и что
их не могут досрочно отзывать избравшие органы (9 декабря 1991г.);
- допущена возможность рассмотрения дел судьями единолично, а при
определенных обстоятельствах - с участием присяжных заседателей (1 ноября
1991г.).
Естественно, такие изменения и дополнения Конституции не могли не
стимулировать законодательную активность по многим направлениям, в том
числе в сфере судоустройства. Сыграло стимулирующую роль и Постановление
Совета РСФСР от 24 октября 1991г., которым одобрялся документ, названный
Конституцией судебной реформой в РСФСР, и устанавливались основные
направления судебной реформы на ближайшее время.
На базе внесенных изменений и дополнений в Конституцию РСФСР и
указаний этого Постановления Верховного Совета РСФСР состоялось принятие
ряда законов, внесших существенные коррективы в организацию и деятельность
судов. Это были законы об арбитражном суде, о Конституционном Суде РФ, о
статусе судей, правилах производства по уголовным делам, рассматриваемым с
участием присяжных, судебном контроле за законностью и обоснованностью
ареста и продления его сроков, дальнейшем расширении права обвиняемого
(подозреваемого, подсудимого) на защиту и некоторые другие. В конце
1991 - начале 1992 годов изданы также весьма важные для регулирования
организации и деятельности судов акты, которые связаны с распадом Союза
ССР (о переподчинении военных трибуналов, дислоцированных на территории РФ,
об образовании в составе Верховного Суда РФ Военной коллегии, уточнении
его полномочий и др.).
Опыт многих десятилетий и даже столетий говорит о том, что суд
относится к числу таких государственных учреждений, решения которых
находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц
различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в
результатах разбирательства конкретных дел.
Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для
оказания влияния на суды, которые выработаны многолетней практикой. Вплоть
до наших дней к такого рода способам и методам относится многое: от
посулов и подкупов до угроз и физической расправы с судьями. Чем дальше,
тем более изощренными становятся эти способы и методы.
В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и
внедрению гарантий независимости судей. Усилия в этом направлении
предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992г.,
когда Верховный Совет РФ принял Закон о статусе судей.
В ст. 9 Закона установлено, в частности, что независимость судей
обеспечивается:
- предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства
в деятельность по осуществлению правосудия;
- установленным порядком приостановления или прекращения
полномочий судьи;
- правом судьи на отставку;
- неприкосновенностью судьи;
- системой органов судейского сообщества;
- предоставлением судье за счет государства материального и
социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
"Судья, - говорится в ч. 2 названной статьи, - члены его семьи и
их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних
дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи,
сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит
соответствующее заявление".
Эти положения существенным образом развиты и дополнены Федеральным
законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных
и контролирующих органов» от 25 апреля 1995 г., в котором достаточно
детально определяется не только круг лиц, пользующихся правом особой
государственной защиты, но и подлежащие применению конкретные меры защиты,
условия и порядок их реализации. Набор таких мер довольно разнообразен: от
обеспечения личной охраны, охраны имущества и жилища, выдачи оружия,
специальных средств индивидуальной защиты вплоть до переселения на другое
место жительства, замены документов и изменения внешности.
Любые проявления неуважения к суду, попытки оказывать на него
давление с целью воспрепятствования всестороннему, полному и объективному
рассмотрению конкретного дела, а равно добиваться вынесения незаконного
судебного решения расцениваются как административные правонарушения либо
даже, как преступления. например, в соответствии со ст. 294 УК РФ
вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях
воспрепятствования осуществлению правосудия, если оно совершается с
использованием своего должностного положения, наказывается «штрафом в
размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до
семи месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет либо без таковой». Действия, свидетельствующие о явном
пренебрежении к суду или установленному в суде порядку, считаются
административным проступком. Этот проступок на основании ст. 165 КоАП РФ
может повлечь за собой штраф в размере до 1 минимальной месячной оплаты
труда или административный арест до 15 суток.
2. Задача.
В данном случае действия прокурора, связанные с вынесением
постановления об отмене незаконного, по его мнению, приказа неправомерны.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» прокурор или его заместитель вносят представление об
устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые
полномочны устранить допущенные нарушения, и данное представление подлежит
безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со внесения представления должны быть приняты
конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и
условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено
прокурору в письменной форме.
3. Судьи Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего
Арбитражного суда РФ назначаются:
а) единолично Президентом РФ;
б) Президентом РФ с согласия Совета федерации РФ;
в) Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ;
г) Советом федерации РФ по представлению Президента РФ.
Ответ:
«г» Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ (п.1 ст. 6 Закона
РФ «О статусе судей в РФ»).
4. Судьи районных и городских судов назначаются : а) единолично Президентом
РФ; б) Президентом РФ с согласия Совета федерации РФ; в) Государственной
Думой РФ по представлению Президента РФ; г) Советом федерации РФ по
представлению Президента РФ.
Ответ:
«а» единолично Президентом РФ (п. 3 ст. 6 Закона РФ «О статусе судей РФ»).
5. Какие вопросы не относятся к компетенции Конституционного Суда РФ: а)
официальное толкование Конституции РФ; б) обращения граждан на нарушения их
конституционных прав органами государственной власти, если исчерпаны другие
средства защиты; в) рассмотрение споров о компетенции между федеральными
органами государственной власти и между федеральными органами и органами
государственной власти субъектов РФ; г) рассмотрение вопросов о
соответствии Конституции нормативных актов субъектов РФ.
Ответ:
Согласно ч. 2 ст. 125 Конституции РФ все названные вопросы относятся к
компетенции Конституционного Суда РФ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 25 июня 1995 г.
№ 91-ФЗ.
3. Закон РФ «О прокуратуре РФ» от 17 ноября 1995 г.
№ 168-ФЗ.
4. Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебное пособие и сб.
задач /Под ред. Ю.К. Якимовича. Красноярск, изд-во Краснояр. гос. ун-та,
1998.