Законность, правопорядок и дисциплина
ЕЛАБУЖСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ МВД РФ
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Курс 1 Зачетная книжка № 104
Группа 4 Вариант № 14
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Тема: Законность правопорядок и дисциплина.
Выполнил:
Слушатель Кочуров Александр Владимирович
Служебный адрес:
г. Ижевск
ул. Молодежная, 103
Тел. 36-42-46
Регистр. номер
от
Домашний адрес:
г. Ижевск
ул. Степана Разина, д. 52, кв. 13
Тел. 30-74-86
Рецензент:
Оценка
Дата
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Понятие и признаки законности
2. Понятие правопорядка, общественного порядка и дисциплины. Роль ОВД в
укреплении законности, правопорядка и дисциплины
3. Гарантии законности и правопорядка
Список использованной литературы
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОННОСТИ.
ЗАКОННОСТЬ ЕСТЬ СТРОГОЕ И ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ
ПРАВОВЫХ ЗАКОНОВ И ОСНОВАННЫХ НА НИХ ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ ВСЕМИ
СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Законность характеризуется следующими основными признаками:
Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность.
Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто
находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от
выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и
государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав
личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане
государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим
для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере
относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно
перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах
государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые
предписания реализуются без принудительных мер государственного
воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму
индивидуальных интересов, да и не должно.
Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно
предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться
собственными благами и свободной деятельности. Обеспечение всеобщности
соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов.
Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными
средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы
граждан. Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут
установить режим законности в общественной жизни.
Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими
нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только
на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные
потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые
нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых
социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего
населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь
формально отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют
их, - то и здесь не может идти речи о законности.
Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает
наличие двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного
законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной
реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов
государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными
объединениями.
Каковы же основные требования законности?
1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В
правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он
выступает главным, основополагающим регулятором общественных
отношений. Те отношения, которые в силу объективных условий должны
находиться в сфере правового воздействия, регулируются, как правило,
законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-
либо отношения законодательно не урегулированы. При этом он должны
издаваться в строгом соответствии с законом и на основе закона.
2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия.
Законы представляют абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам,
находящемся в сфере временного и пространственного действия. Законы
федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все
государственных образования, входящих в состав федерации. Единое
понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает
законность правоприменительной деятельности компетентных органов и
должностных лиц. Она соответствует действительному смыслу законов и
проводит в жизнь заложенные в нём регулятивные функции.
3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная
обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и
судом). Прочий эффективный режим законности в обществе возможен
только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной
стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные
на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны,
государство должно создавать все необходимые условия для осуществления
их законных прав и интересов. Права и свободы других лиц. В условиях
правовой государственности это требование имеет принципиальное
значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в
ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт
прав других граждан государства.
4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Почему
нельзя противопоставлять законность целесообразность? Прежде всего,
потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной
целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так
и индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может
игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона,
некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные
действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают,
что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и
подменяют его субъективными противозаконными действиями, с точки
зрения более полезными и нужными для данного случая.
5. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями -важное
требование законности. Правовое государство создаёт необходимые
материальные, политические, социальные и другие предпосылки для
предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные
условия жизни, социальная защищённость населения, политическая
стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных
законов составляют реальную основу режима законности.
Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина,
проживающего на территории государства, осуществляется специальными
правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.
Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы
в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры
государственного принуждения.
Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию
и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в
единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность
общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в
соответствии с объективными законами исторического процесса.
Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим
законности означает такое состояние общественной жизни, при котором
участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические
права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в
общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм.
Другими словами, в результате действия законность в обществе
складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования
общественных отношений.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОРЯДКА,
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
И ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНЙИ, КОТОРАЯ
УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.
Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной
жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во
многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его
индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует
экономика, достигается гармония в действиях законодательной,
исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность
различных общественных и частных организаций, реально гарантируется
свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные
и духовные потребности.
Формирование правового порядка участвует все элементы механизма
правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная
связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в
конечном счёте к установлению правового порядка.
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичная
звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный"
правопорядок.
2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования,
обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем
правопорядка к установлению конкретного возможного или должного
поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми
нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается
законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение
субъектов правоотношений.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей
предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и
обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их
поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую
систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение
субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и
достигло цели правового регулирования.
СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное разделение