рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Законодательный процесс в Российской Федерации

рефераты

Законодательный процесс в Российской Федерации

Реферат

студентки 1 курса факультета ФЭФ специальности ФиКр группы 1

Тузовой М. В.

на тему

Законодательный процесс в Российской Федерации.

Содержание

Закон Российской Федерации 3

Законодательный процесс 4

Постановления Федерального Собрания 16

Список использованной литературы 19

Введение

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания

Российской Федерации являются принимаемые им нормативные правовые акты.

Основные акты Федерального Собрания — это законы Российской Федерации.

Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт. Он принимается

только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ. Закон РФ

содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом.

Закон РФ обязателен к исполнению всеми государственными органами,

действующими на территории РФ, органами местного самоуправления,

общественными объединениями и гражданами РФ. Ему должны соответствовать

акты всех других государственных органов. Закон РФ имеет прямое действие на

всей территории РФ. Закон РФ является юридической базой деятельности всех

государственных органов, органов местного самоуправления, общественных

объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с

любыми актами государственных органов, кроме Конституции РФ, которой закон

не может противоречить.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения РФ

принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы,

которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам,

предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся:

V чрезвычайное положение (ст. 56)

V принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65)

V изменение статуса субъекта РФ (ст. 66)

V описание и порядок официального использования Государственного флага,

герба и гимна РФ (ст. 70)

V референдум (ст. 84)

V режим военного положения (ст. 87)

V введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного

положения (ст. 88)

V порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114)

V установление судебной системы РФ (ст. 118)

V установление полномочий, порядка образования и деятельности

Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда

РФ и иных федеральных судов (ст. 128)

V созыв Конституционного Собрания (ст. 135)

1. Понятие законодательного процесса

Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в

законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий,

посредством которых осуществляется законодательная деятельность

Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из

нескольких стадий.

Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива,

сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта.

Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной

инициативы.

Согласно ст. 114 Конституции РФ право законодательной инициативы

принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации,

депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным

(представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также

Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ

по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права

законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право

законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками.

Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуются

правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной

Думы (ст. 16) право законодательной инициативы имеет также группа

депутатов, составляющих комитет Государственной Думы.

Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в

Государственную Думу. Причем законопроекты о введении или отмене налогов,

освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении

финансовых обязательств государства, другие законопроекты,

предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут

быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных

объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы,

могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной

инициативы.

Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной

инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу

законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о

разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и

федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в

действующие законы РФ и законы РСФСР либо признании этих законов

утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений

Конституции РФ.

Необходимым условием внесения законопроекта в Государственную Думу в

порядке законодательной инициативы является представление текста

законопроекта; обоснование необходимости его принятия, включающее

развернутую характеристику законопроекта, его целей, основных положений,

места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-

экономических и иных последствий его принятия; справки о состоянии

законодательства в данной сфере правового регулирования; перечня законов и

иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых

потребует принятия данного законопроекта: предложений о разработке

нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации

данного закона; финансово-экономического обоснования в случае внесения

законопроекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и

иных затрат.

Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией РФ (ст.

104) требует обязательного заключения Правительства РФ, направляются

Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в течение

14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное

заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

Вторая стадия — предварительное рассмотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой,

направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты,

который назначается ответственным по законопроекту.

В случае направления законопроекта в несколько комитетов Совет

Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный

комитет по законопроекту.

Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ

направляются субъектам РФ для дачи предложений и замечаний (ст. 102

Регламента Государственной Думы).

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение

законопроектов в Государственной Думе.

Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях, если Государственной

Думой применительно к конкретному законопроекту не будет принято другое

решение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и

соответствующие материалы к нему по предоставлению ответственного комитета

Государственной Думы направляются депутатам Государственной Думы не позднее

чем за три до рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении

обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия,

дается общая оценка концепции законопроекта.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада

ответственного комитета Государственной Думы. При рассмотрении

законопроекта заслушиваются предложения и замечания фракций и депутатских

групп, депутатов Государственной Думы, полномочного представителя

Президента РФ в Федеральном собрании, представителей Правительства РФ,

субъектов РФ, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении

Государственная Дума может принять законопроект в первом чтении и

продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;

отклонить законопроект; принять закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума

Может установить срок подачи поправок к законопроекту и внесения его на

второе чтение.

государственная Дума может принять решение о внеочередном обсуждении

законопроекта, принятого в первом чтении.

Законопроект, принятый Государственной Думой в первом чтении, в

течении пяти дней направляется для сведения в Совет Федерации.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается

принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов

Государственной Думы.

Государственная Дума может принять закон после его обсуждения в

первом чтении.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить

по вопросам их ведения Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета

Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные

(представительные) органы субъектов РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный

Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Ответственный комитет Государственной Думы изучает и обобщает

поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению,

комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных комитетом к

отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок. Правовое управление

Аппарата Государственной Думы проверяет и вносит уточнения в перечень актов

федерального законодательства, подлежащих к отмене, изменению или

дополнению в связи с принятием законопроекта.

Законопроект вместе с указанным перечнем направляется инициатору

законопроекта, как правило, не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения

Государственной Думой во втором чтении.

Совет Государственной Думы принимает решение о включении

законопроекта, подготовленного ко второму чтению, в календарь рассмотрения

Государственной Думой вопросов во втором чтении, о направлении депутатам

Государственной Думы необходимых материалов и определяет докладчика по

законопроекту — представителя ответственного комитета.

Законопроект вместе с перечнем актов федерального законодательства,

подлежащих отмене, изменению или дополнению, таблиц поправок к нему и

заключением по законопроекту представляется депутатам, как правило, не

позднее чем за 15 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором

чтении.

В начале второго чтения законопроекта в Государственной Думе с

докладом выступает представитель ответственного комитета Государственной

Думы. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете,

поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают

полномочный представитель Президента РФ в Федеральном Собрании,

представители инициатора законопроекта, Правительства РФ.

Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских

групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в

законопроект при его доработке. если такие возражения имеются, то

предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования.

Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе

проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

При рассмотрении возражений против поправок, включенных ответственным

комитетом в законопроект при его доработке, проводится голосование о

принятии проекта за основу. Решение считается принятым, если за него

проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае принятия законопроекта за основу председательствующий ставит

на голосование вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению

соответствующих поправок. При утверждении Государственной Думой данной

рекомендации на голосование ставится вопрос о принятии законопроекта во

втором чтении.

В случае если законопроект за основу не принят, на голосование

ставится вопрос о продолжении обсуждения или его отклонении. Если принято

решение о дальнейшем обсуждении законопроекта, Государственная Дума

переходит к рассмотрению поправок, отклоненных ответственным комитетом.

Обсуждение и принятие решения по отклоненным поправкам производится в том

же порядке, что и по одобренным комитетом поправкам. После принятия решения

по отклоненным поправкам проводится голосование о принятии законопроекта во

втором чтении. В результате голосования Государственная Дума принимает

законопроект во втором чтении или отклоняет его.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный

комитет Государственной Думы для устранения с участием Правового управления

Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий,

установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду

изменения текста законопроекта при втором чтении.

По завершении этой работы законопроект в течение семи дней

представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для

включения в календарь рассмотрения вопросов.

Четвертая стадия законодательного процесса — принятие закона.

Совет Государственной Думы назначает в специально отведенный день

недели третье чтение законопроекта для голосования с целью его принятия в

качестве закона. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в

него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным

статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию

депутатских объединений, представляющих большинство депутатов

Государственной Думы, председательствующий обязан поставить вопрос о

возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством

голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный конституционный закон

считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от

общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон в течение пяти дней

передается на рассмотрение Совета Федерации. В случаях если принятый

Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному

рассмотрению Советом Федерации в соответствии с Конституцией РФ (ст.ст. 106

и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то

в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной

Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Пятая стадия — рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом

Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не

более 48 часов направляется вместе с сопровождающими его документами всем

депутатам Совета Федерации.

Конституция РФ (ст. 106) устанавливает перечень вопросов, законы по

которым подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их

принятия Государственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам

федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного.

кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и

денонсации международных договоров РФ; войны и мира.

В Регламенте Совета Федерации также указывается, что обязательному

рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой

федеральные законы по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к совместному

ведению РФ и субъектов РФ.

Согласно ст. 108 Конституции РФ обязательному рассмотрению Совета

Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой

федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты,

ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение

трех дней принимает по нему заключение.

Заключения комитетов рассматриваются Председателем Совета Федерации

не позднее шести дней со дня регистрации поступившего из Государственной

Думы закона.

В отношении принятых Государственной Думой законов, не подлежащих

обязательному рассмотрению Советом Федерации, в заключениях по которому

комитет предлагает одобрить федеральный закон и не вносить его на

рассмотрение палаты, Председатель Совета Федерации принимает одно из

следующих решений: согласиться с решением комитета и не вносить принятый

Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации или отклонить

решение комитета и включить в повестку дня Совета Федерации закон, принятый

Государственной Думой.

Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о невключении

в повестку дня Совета Федерации рассмотрение федерального конституционного

закона, а также федерального закона, если данный закон согласно Конституции

РФ (ст. 106) и Регламенту Совета Федерации подлежит обязательному

рассмотрению Советом Федерации; если Президент РФ,, Правительство РФ или по

меньшей мере два члена Совета Федерации, представляющие один субъект

Федерации, настаивают на рассмотрении закона Советом Федерации или если в

заключении комитета рекомендовано рассмотреть закон, принятый

Государственной Думой.

Рассмотрение принятого Государственной Думой закона на заседании

Совета Федерации начинается с оглашения заключения соответствующего

комитета Совета Федерации и проекта постановления Совета Федерации,

внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от

общего числа депутатов палаты принимает решение одобрить или отклонить

закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения Совет Федерации принимает одно из следующих

решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона

принимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета

Федерации, а постановление об одобрении федерального конституционного

закона — большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа

депутатов палаты.

Согласно Конституции РФ (часть 4 ст. 105) федеральный закон считается

также одобренным Советом Федерации, если в течении четырнадцати дней он не

был рассмотрен Светом Федерации.

Следует иметь в виду, что согласно Постановлению Конституционного

Суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ

от 23 марта 1995 года рассмотрение в Совете Федерации федерального закона,

подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции РФ обязательному

рассмотрению в этой палате, должно начинаться согласно части 4 ст. 105

Конституции РФ не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации.

Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершит рассмотрение

принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в

соответствии со статьей 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в

Совете Федерации, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение

продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о

его одобрении или отклонении.

Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не

проголосовало необходимое число депутатов Совета Федерации.

При отклонении принятого Государственной Думой федерального закона

Совет Федерации принимает решение либо отклонить закон в целом, либо

отклонить его ввиду неприемлемости отдельных его положений, разделов, глав,

статей, а также частей и пунктов статей закона. В последнем случае

постановление Совета Федерации об отклонении федерального закона должно

содержать предлагаемую Советом Федерации редакцию отдельных разделов, глав,

статей, а также частей и пунктов этого закона.

Постановление Совета Федерации об отклонении или одобрении принятого

Государственной Думой закона по результатам его рассмотрения в срок не

более пяти дней направляется в Государственную Думу. В случае принятия

Советом Федерации решения об одобрении принятого Государственной Думой

закона его текст вместе с постановлением Совета Федерации направляется

Президенту РФ для подписания и обнародования.

Особую стадию законодательного процесса представляет преодоление

разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в

связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой

законов.

В случае если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он

передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет

Государственной Думы, который рассматривает возражения Совета Федерации,

дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших

разногласий на рассмотрение палаты.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону,

принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может

быть создана согласительная комиссия. Она создается как по инициативе

Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе

Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации. Регламент

Государственной Думы предусматривает возможность проявления инициативы в

создании такой комиссии также со стороны Президента РФ и субъекта права

законодательной инициативы.

Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются Советом

Федерации и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной

комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили

наибольшее число голосов из всех предложенных на заседании палаты

кандидатур, но не менее половины от числа депутатов, присутствующих на

заседании.

Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав

согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством

голосов от числа избранных депутатов Государственной Думы.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета

Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего

федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием

членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым

голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало

большинство членов комиссии от каждой из палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол,

содержащий предложения по преодолению разногласий. Протокол вносится на

рассмотрение Совета Государственной Думы, который включает федеральный

закон в календарь рассмотрения вопросов для повторного рассмотрения закона

Государственной Думой.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой

обсуждаются только те предложения, содержащиеся в протоколе согласительной

комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений,

Государственной Думой не рассматриваются.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной

комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с

учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых

предложений в течение 10 дней. Совет Федерации вправе принять решение о

продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в

работе согласительной комиссии. Государственная Дума принимает решение по

каждому предложению согласительной комиссии отдельно большинством голосов

от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей

предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной

Думой, направляется в Совет Федерации.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного

Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений

согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета

Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой

редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него

проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов

Государственной Думы.

Принятый в этом порядке федеральный закон в течение пяти дней

направляется Президенту Российской Федерации для подписания и

обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя

Совета Федерации о направлении этого Президенту Российской Федерации.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и

обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент

РФ, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает его

и обнародует.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов

установлен федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования

и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных

законов, актов палат Федерального Собрания».

В соответствии с упомянутым федеральным законом на территории РФ

применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы.

Датой принятия федерального закона можно считать день принятия его

Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального

конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами

Федерального Собрания.

Федеральные законы подлежат официальному опубликования в течение 7

дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием

федерального закона считается первая публикация его полного текста в

«Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Федеральные законы

для официального опубликования направляются Президентом РФ.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ

по истечение 10 дней после их официального опубликования, если самими

законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Рассматриваемая стадия законодательного процесса является

завершающей, если Президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в

течение 14 дней с момента поступления закона отклонит его, то

Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон.

Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, направляется Советом

Государственной Думы на заключение ответственного комитета Государственной

Думы или специально созданной комиссии палаты, которые рассматривают его в

течение 10 дней.

По итогам рассмотрения принимается рекомендация одобрить федеральный

закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением

Президента о нецелесообразности принятия федерального закона или одобрить

федеральный закон в ранее принятой редакции.

Повторное рассмотрение закона начинается с выступления полномочного

представителя Президента РФ в Федеральном Собрании, затем излагается

заключение комитета или комиссии. Предложение Президента о

нецелесообразности принятия отклоненного им федерального закона может быть

поставлено на голосование. Решение считается принятым, если за него

проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если палата принимает решение о проведении обсуждений, в нем

участвуют только представители фракций и депутатских групп. По окончании

обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить федеральный

закон в редакции, предложенной Президентом РФ. Решение считается принятым,

если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов

Государственной Думы.

Если первое предложение не принято, на голосование палаты ставится

вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной

Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее

двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В

случае принятия этого решения закон в тот же день направляется в Совет

Федерации.

В случае если не принято ни одно из указанных ранее решений, палата

проводит голосование по отдельным разделам, главам, статьям, их частям и

пунктам в редакции, предложенной Президентом РФ. Решение в каждом случае

считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа

депутатов Государственной Думы.

После одобрения Государственной Думой отдельных предложений

Президента РФ текст федерального закона с включенными в него одобренными

Государственной Думой предложениями Президента представляется

Государственной Думой для одобрения в целом.

Федеральный закон считается одобренным с учетом предложений

Президента РФ, если за него проголосовало большинство от общего числа

депутатов Государственной Думы. В этом случае закон в течение пяти дней

передается на рассмотрение Совета Федерации.

Если при повторном рассмотрении Государственной Думой закона,

отклоненного Президентом, он принят в новой редакции, порядок его

рассмотрения в Совете Федерации аналогичен порядку рассмотрения вновь

принятого Государственной Думой закона.

Если при повторном рассмотрении закон, отклоненный президентом,

одобрен Государственной Думой в ранее принятой редакции, то закон

направляется в комитет, который ранее давал по нему заключение, а также

депутатам Совета Федерации.

Комитет в течение трех дней рассматривает послание Президента и

высказанные в нем замечания, а также текст федерального закона, одобренного

Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции,

и принимает по нему заключение.

При повторном рассмотрении закона Совет Федерации может не открывать

обсуждения и поставить на голосование вопрос об одобрении в ранее принятой

редакции закона, отклоненного Президентом и одобренного Государственной

Думой в ранее принятой редакции; открыть обсуждение по заключению комитета

по закону, отклоненному Президентом и одобренному Государственной Думой при

повторном рассмотрении в ранее принятой редакции. По окончании обсуждения

на голосование ставится вопрос об одобрении в ранее принятой редакции

закона, отклоненного Президентом и одобренного в той же редакции

Государственной Думой.

При повторном рассмотрении Советом Федерации закон считается

одобренным, если решение об этом было принято большинством не менее чем две

трети голосов от общего числа депутатов палаты.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с

текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется

Президенту РФ для подписания в течение семи дней и обнародования.

Определенной спецификой характеризуется принятие федеральных

конституционных законов. Согласно Конституции РФ (ст. 108) федеральный

конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не

менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не

менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит

подписанию Президентом РФ и обнародованию. Таким образом, в отличие от

обычных федеральных законов на федеральные конституционные законы право

отлагательного вето Президента РФ не распространяется.

4. Акты Федерального Собрания РФ и его палат

Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ,

являются постановления.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления по

вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Постановлениями Света Федерации также оформляются принятие регламента

Совета Федерации, изменения и дополнения к нему; результаты голосования об

избрании Председателя Совета Федерации и его заместителей; решение Совета

Федерации об освобождении от занимаемой должности Председателя Совета

Федерации и его заместителей; результаты тайного голосования; а также

решения по другим вопросам организации внутренней деятельности Совета

Федерации.

Совет Федерации может принять постановление в целом, принять проект

постановления за основу, рассмотреть его в двух чтениях, отклонить или

отложить обсуждение.

Если проект постановления Совета Федерации принят за основу,

дальнейшее обсуждение и голосование производятся по пунктам и (или) частям

проекта постановления.

На голосование ставятся только поправки к пунктам, частям проекта

постановления. Когда проведено обсуждение голосования по всем поправкам,

пункт, часть проекта постановления принимаются в целом с принятыми

поправками.

Если предложено внести несколько поправок в один и тот же пункт,

часть проекта постановления, то по решению палаты вначале могут обсуждаться

и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить

вопрос о других поправках.

Если после обсуждения и голосования по поправкам пункт, часть проекта

постановления при голосовании в целом отклоняются, то соответствующий

пункт, часть проекта исключаются из текста постановления. При исключении

одного или нескольких пунктов, частей из проекта постановления Совет

Федерации может снять его с обсуждения и направить на доработку в комитет,

внести его на рассмотрение Совета Федерации. После принятия в целом всех

пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию

постановления в целом.

При рассмотрении проекта постановления в первом чтении Совет

Федерации заслушивает доклад, содоклады по данному проекту и проводит его

обсуждение. После рассмотрения проекта постановления в первом чтении Совет

Федерации может направить его на дополнительное рассмотрение в комитеты,

готовившие проект постановления, расширить их число, поручить доработку его

другим комитетам ил, не переходя ко второму чтению, принять его в целом, за

основу и (или) отклонить.

На второе чтение проект постановления вносится с учетом поправок,

поступивших после его рассмотрения в пером чтении.

В соответствии со статьями 103, 125 и 134 Конституции РФ

Государственная Дума принимает постановления по следующим вопросам,

отнесенным к ее введению: о даче согласия Президенту РФ на назначение

Председателя Правительства РФ; о доверии Правительству РФ; о назначении на

должность и освобождении от должности Председателя Центрального Банка РФ; о

назначении на должность и освобождении от должности Председателя Счетной

палаты и половины состава ее аудиторов; о назначении на должность и об

освобождении от должности Уполномоченного по правам человека; об объявлении

амнистии; о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для

отрешения его от должности; о запросе в Конституционный Суд РФ; о внесении

предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ; по другим

вопросам своей компетенции.

Проект постановления Государственной Думы может быть внесен

Президентом РФ, депутатом Государственной Думы, депутатскими объединениями

в Государственной Думе, комитетами и комиссиями Государственной Думы,

Правительством РФ, субъектами РФ.

Государственная Дума вправе принимать заявления и обращения, которые

оформляются постановлением палаты.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются

большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации

или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не

предусмотрен Конституцией РФ или Регламентами палат, и подписываются

председателями соответствующих палат.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Федерального

Собрания определяется федеральным законом «О прядке опубликования и

вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,

актов палат Федерального Собрания».

Согласно этому закону на территории РФ применяются только те акты

палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней

после их принятия. Официальным опубликованием акта палаты Федерального

Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской

газете» или «Собрании законодательства РФ». Акты палат Федерального

Собрания направляются для официального опубликования председателем

соответствующей палаты или его заместителем.

Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей

территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального

опубликования, если в самих актах палат не установлен другой порядок

вступления их в силу.

Список использованной литературы

V Панов Н., Хахулина Л., Шпилько С., Реформа, закон и народ // Народный

депутат, 1990, № 15

V Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Конституционное право России, М., 1995

V Конституция РФ 1993 г., М., 1998

V Собрание законодательства РФ, 1994

V Российская Газета, 1994



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»