Малый бизнес
ВВЕДЕНИЕ:
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто
займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий,
относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям
промышленности ? Ответ кажется простым только на первый взгляд:
заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за
счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями
государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги
вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что
руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране,
где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в
принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в
нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития
конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов
ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д.
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.
Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к
устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным
монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения
новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно
больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в
экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других
стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития
мелкого предпринимательства в нашей стране.
Для начала немного статистики. Активный рост доли малых предприятий в
структуре экономики западных стран начал проис-
ходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее
развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа
предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком
предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и
страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина рабо-
тающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важ-
ности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран.
В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1(
затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные
предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90%
внедряют малые предприятия и
независимые изобретатели.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо
только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным
предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду
как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом
говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится
34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обра-
батывающей промышленности производят предприятия малого биз-
неса.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ МАЛОГО
БИЗНЕСА:
Для самостоятельного анализа малого бизнеса важно найти метод
подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов.
Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это
определение, относят к мелкому предп-
ринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают
обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее же время предприятия
классифицируют по количеству занятых в них человек. К малому бизнесу
относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:
от 1 до 20 - ремесленные;
от 20 до 100 - малые;
от 100 до 500 - средние предприятия.
Но часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны,
он самостоятельно разделяется на различные группы.
В Германии, например, существует 4 категории:
от 20 до 49;
от 50 до 99;
от 100 до199;
от 200 до 499.
В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен
составлять от 3,5 до 11,5 млн.DM, в США - 3-12 млн.$.
Но в любом случае система градации фирм и их отнесение к
разряду малых или средних является достаточно проблематичным,
тем более, что малым предприятием быть выгоднее, так как для
него осуществляется практика государственной поддержки пос-
редством льготных кредитов и государственных заказов.
Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и
в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них
работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3
рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число
малых предприятий растет.
Наибольшее влияние на развитие мелкого предпринимательства оказывают
следующие факторы:
- в развитии инфраструктуры и средств связи произошел скачок;
- повысился общеобразовательный уровень людей с одновре-
менным накоплением опыта в крупных компаниях;
- уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования
информационных систем;
- способствование малыми фирмами решению вопроса безра-
ботицы;
- в создании малых предприятий дополнительным стимулом
оказалось сокращение рабочей смены;
- большая конкурентноспособность за счет меньших издержек, обусловленных
отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов
и меньшими колебаниями за-
работной платы;
- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприя-
тиях.
По мере развития мелкого предпринимательства образуются
различные формы организации частных фирм. На данный момент
известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и
корпорации.
Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для
мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого
предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных
властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства
представляют собой организацию из двух и более лиц, между ко-
торыми заключается контракт на совместное владение предприя-
тием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий
тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для
крупного и среднего бизнеса, хотя из общего числа всех корпораций,
например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально
управление корпорацией должно быть
отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпо-
рацией владеет и руководит один собственник при помощи подс-
тавных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не
принимают участия в управление ею.
Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по
многим причинам. Например, в Германии в1990 году более 14500 предприятий из
числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5
лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя
на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентноспособности
выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы
в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в
самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем
предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет
более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства
малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также
недостаточная компетентность и отсутствие опыта.
Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм
превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении