Основные категории товарооборота и статистика РТО
Основные категории ТО и статистика РТО.
Осн категории ТО. Звенность товародвижения(тд).
Осн пок-лем торг явл ТО. ТО-продажа мат благ, услуг. Он скл-ся из
множ-ва актов купли-продажи. Участники этих актов (пр-цы и пок-ли) играют
различн роль в товарном обращении.
В стат строится классификац ТО по роли продавцов и пок-лей в процессе
воспроизводства обществ продд-та. С этой т-ки зрания все акты продажи по пр-
ку продавцов / на 2 группы:
- предпр и отд лица, прод товары своего пр-ва (пр-ли товаров);
Предпр, кот продают купленные товары (торг организации).
В 1 случае ТО наз-ся ТО производителей, а ( продаж, где в кач-ве продавцов
выступае 2 группа наз-ся торгово-посредническим ТО.
ТО пр-лей+ТО торгово-посреднический=ВТО.
Также весь ТО можно классифицировать по пр-ку пок-лей:
в кач-ве пок-лей выступают непосредств потр-ли товаров;
---//--- выступают торг организации
В 1 случае ( продаж наз-ся РТО, во 2 случ – ОТО.
В торговле слож-сь многозвенная система движения товаров, т.е товар,
прежде чем дойти до потребителя проходит неск-ко звеньев. Изучая звенность
тд стат вычисл
Кзвенности=ВТО/ЧТО, где ЧТО=РТО+оптовые продажи за пределы системы.
Определение и состав РТО.
Под РТО поним-ся продажа потреб товаров населению за нал, независимо
от каналов реализации. В этом случае продавцами могут быть:
Юр лица, осуществляющие РТ и общепит, для кот торг деят-ть явл основной.
Юр лица, осущ-шие торговлю,но для кот торговая деят-ть не явл основной.
Физ лица, кот продают товары на вещевых, прод и смешанных рынках.
Для определения РТО стат органы проводят Федеральное гос стат
наблюдение, объектом котор явл юр лица и их подразделения, независ от форм
собств-ти и ведомственной принадлежности, а именно:
магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправки;
развозная и разносная торг сеть;
столовые, кафе, рестораны, бары, и др предприятия общепита, как
самостоятельные, так и нах-ся на балансе производств предпр, школ, ВУЗов,
гостинниц, театров и т.д.
Кроме продажи товара населению за нал в РТО вкл-ся:
продажа продтоваров отлдельн юр лицам по безналу из розничной торговой
сети, мелкоопрт торговых баз, из сети общепита (больницам, дет учреждениям,
домам престарелых и т.д.)
продажа продтоваров юр лицам за нал для организации питания населения;
продажа товаров в кредит;
продажа товаров по подписке.
РТО учит-ся в ценах фактич раелизации за отчётн период на основе
первичн док-тов тов-ден отчёта и прилаг к нему док-тов.
Товарная структура РТО.
Товарн структура РТО представлено по 92 товарн группам.
РТО по отд товру можно определить, исходя из след завис-ти:
РТО с недокументиров расходом=Зн+П-Др-Зк, где Зн,Зк-запасы на начало и
конец периода, П- поступление товаров за период, Др- документированные
расходы.
К недокументированным расходам относ-ся такое выбытие товаров, кот не
может быть оформлено док-ми по конкр товарам, а фиксир-ся общей ( по всем
товарам – потери товаров от стих бедствий, кражи, недостачи.
Др не явл розничн продажей и поэтому не вкл-ся в состав РТО.сюда
относ-ся:
отпуск товаров предпр общепита;
уценка товаров;
естеств убыль товаров и т.д.
Для того, чтобы опр-ть р-ры продаж (РТО) по кажд товарн группе
прибегают к усл расчёту, основ на предлож, что недокументиров расходы распр-
ся по товару, пропорционально расходу. На пр-ке сущ-т 2 способа расчёта:
1. Закл в том, что мсчисл-ся удельн вес каждого товара в общей сумме
товара. Затем ТО распр-ся по товарн группам, пропорционально расходу, для
чего общ (ТО * на этот удельн вес.
РТОi=Pi/(P*РТО, где Pi – расход по кажд. Группе, (Р – общ ( расходов.
2. Закл в том, что опр-ся доля ТО в общ ( расхода (РТО/(Р), затем
полученное отношение * по кажд товарн группе на ( расхода по кажд товарн
группе, т.е.:
РТОi=(PTO/(P)*Pi
Изучение сезонности розн продажи товаров.
Наблюдая в течении года месячные или квартальные изменения продажи
товаров можно заметить постоянную повторяемость колебаний. Интенсивность
этих колебаний будет различаться, но общим будет одно- в определ время годо
из года в год будут набл-ся устойчивые сокращения продажи товаров в одни
месяцы, и рост продаж в другие. Такое явление наз-ся сезонностью, а
устойчивые внутригодичные колебания наз-ся сезонными колебаниями.
Сезонные колебания продажи м.быть обусловлены либо спецификацией пр-
ва, либо сезонностью спроса на данный товар.
Особенно сильно сезонные колебания проявл-ся в продаже с/х продуктов,
т.к. их пр-во носит ярко выраженный сезонный хар-р. Сущ-т различн стат
методы выявления сезонных колебаний:
сглаживание скользящей средней;
аналитич выравнивание по прямой;
вычисление инд-сов сезонности.
В рядах динамики инд-с сезонности можно опр-ть различными способами.
В тех рядах, где нет ярко выражен тенденций применяют след ф-лу
Is=(ysri/y0)*100, где ysri – помесячная средняя за годы,y0 – помесячная
общая средняя.
ysri=(yi за все годы/кол-во лет
ysr0=(ysri/кол-во месяцев за неск-ко лет
Исп ин-сов в анализе РТО.
При изучении динамики ТО стат исп-т индексный метод. Вычисл-ся след
инд-сы:
Ipq=(p1q1/(p0q0, где pq-ТО базисн и отч периодов;
Инд-с распад-ся на 2 инд-са:
Общ инд-с физич объёма ТО, кот можетбыть исчислен 3-мя способами:
1. Iq=(q1p0/(q0p0
2. Iq=(iq*q0p0/(q0p0, iq=q1/q0=> q1=iq*q0
3. Iq=((q1p1/ip)/(q0p0, ip=p1/p0=> p0=p1/iq
Общ инд-с цен:
1. Ip=(p1q1/p0q1
2. Ip=(p1q1/((p1q1/ip)
3. Ip=(p1q1/(
Определяют взаимосвязь между исчисляемыми индексами:
Ipq=Ip*Iq
(p1q1/(p0q0=((p1q1/p0q1)*((p0q1/(p0q0)
Находим абс прирост ТО всего:
(pq=(p1q1-(p0q0, в том числе:
за счёт изменения цен: (pq(p)=(p1q1-(p0q1
за счёт изменен кол-ва прод-ции: (pq(q)=(p0q1-(p0q0
(pq=(pq(p)+(pq(q)
В стат РТО широко исп-ся пок-ль ТО на душу населения и вычисляют
индекс ТО на душу населения:
Iд=Д1/Д0, где Д-ТО на душу населения.
Д1=(p1q1/S1, Д0=(p0q0/S0, где S-числ-ть населения.
, тогда Iд=Д1/Д0=Ipq/Is => Ipq=Iд*Is
Общ прирост ТО=(p1q1-(p0q0, в т.ч. за счёт:
Изменеия среднедушевого ТО: (pq(д)=(Д1S1-(Д0S1
Изменения числ-ти: (pq(s)=(S1Д0-(S0Д0