Принятие управленческих решений
Характеризуя социальную организацию предприятия, её трактуют то как
совокупность социальных групп, образующих единую систему, то как систему
отношений, возникающих между людьми и социальными группами, то как систему
писаных и неписаных правил, регулирующих поведение людей, или как систему
власти на предприятии. Любой подход имеет, конечно, право на существование,
поскольку фиксирует различные стороны одного и того же явления.
В социологии и теории управления выделяют две подсистемы регуляции в
рамках социальной организации - формальную и неформальную. Они опираются на
две достаточно разнородные совокупности средств и отношений с
соответствующими им структурами. Каждая подсистема отличается специфической
природой и действует по собственным законам. Они постоянно взаимодействуют
дополняя друг друга и образуя единую систему.
Формальная организация - костяк административной структуры -
представляет собой систему узаконенных безличных требований и стандартов
поведения, формально заданных и жёстко закреплённых ролевых предписаний.
Она напоминает пирамиду, горизонтальный срез которой характеризует систему
требований функционального разделения труда, а вертикальный (иерархический)
- отношение власти и субординации. Формальная организация может быть
описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест.
Рабочее место отдельного работника и отдельного структурного
подразделения в формальной организации легко определяется позициями,
которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В одном случае
такая позиция называется функцией, в другой - статусом.
Система безличных требований фиксируется нормами и образцами
поведения, которые представляют собой основные элементы культуры. Они
фиксируются в ролевых предписаниях. Формальную организацию с полным правом
следует отнести к числу наиболее древних социальных изобретений
человечества, направленных на рационализацию управления и эффективность
кооперированной деятельности. Поскольку её цель - сделать управление людьми
эффективным, а поведение контролируемым и предсказуемым, в фундаменте такой
организации лежит принцип максимального упрощения и стандартизации
отношений. Это достигается формализацией ролевых предписаний, введением
безличных стандартов и норм, регламентирующих деловое поведение в
организации.
Формальная структура образует каркас отношений в организации, придаёт
их необходимую устойчивость, позволяя облегчить и рационализировать процесс
целедостижения. Вместе с тем она порождает ряд неустранимых дисфункций,
поэтому служит для социологов самых разных направлений объектом критики.
Неформальная организация - вторая подсистема. Она базируется на других
принципах и источниках социальной регуляции поведения. В отличие от
формальной неформальная организация строится на принципах саморегуляции и
самоорганизации. Неформальная организация не является жёстко
структурированной, вектор её направленности меняется. При этом её
направленность может как усиливать внешний организационный импульс, так и
противостоять ему. Вся она строится на основе личностных особенностей
работников, специфики отношений, складывающихся между ними. Здесь нет
жёстко закрепленных безличных стандартов, делающих организацию устойчивой,
напротив, превалируют групповые нормы, а спонтанное взаимодействие придаёт
гибкость организационному поведению. Если формальная организация опирается
на жёсткую структуру отношений, зафиксированную в иерархии должностных
функциональных позиций, то в неформальной подобная структура носит
ситуационный характер. Таким образом, формальная структура создаётся
отношениями между безличными должностными и профессиональными позициями, а
неформальная - отношениями между живыми людьми в процессе их совместной
деятельности.
Обе формы организации сосуществуют на предприятии, взаимодополняют
друг друга, а иногда и противоборствуют. Необходимость в неформальной
организации как элементе социальной организации обусловлена следующими
факторами:
1. невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих
на производстве по поводу трудовой деятельности;
2. неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций,
требующих нестандартных решений;
3. необходимость отработки новых стандартов поведения, которые
первоначально возникают именно в неформальной организации и лишь затем
переносятся в формальную;
4. невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам,
поэтому всё многообразие неделовых отношений.
Именно последнее условие дало специалистам возможность разделить
неформальную организацию на два блока: неформальную организацию как тип
неформальной организации, возникающей по поводу трудовой деятельности, и
так называемую социально-психологическую организацию, регулирующую
внепроизводственные связи людей. Характеризуя роль неформальной организации
внепроизводственной сферы, они отмечают её роль в поддержании социальной
целостности, в снятии социальных напряжений в коллективе, в поддержании у
работников высокой самооценки и самоуважения. Видимо, неформальная
организация выступает своеобразным буфером между человеком и жесткой
формальной организацией. Она проявляет себя главным образом на уровне
контактных коллективов, малых групп и опирается на спонтанно формирующиеся
здесь межличностные нормы, ценности, механизмы сплочённости и лидерства, на
выработанные группой санкции за отклоняющееся поведение.
Особое место в теории управления и социологии организации занимает
проблема руководства. Традиционно под руководством принято понимать
отношения, возникающие в организации в процессе и по поводу управления.
Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть,
право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и
отношения в организации предоставляются только одному должностному лицу.
Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее ответственность, власть
и право контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую
пирамиду организации.
Поскольку вся власть и ответственность за функции контроля над
отношениями закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в
состоянии осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден
делегировать часть своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует
вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация
управленческих функций и формы их координации порождают жёсткий рисунок
функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом
управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и
все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает
специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая
накладывает существенный отпечаток на образ его поведения.
Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую
важную проблему, как принятие управленческих решений. Она занимает одно из
центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом
управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с
М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и
реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом
обусловлена качеством таких решений. Интерес социологов к этой проблеме
обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений,
возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.
Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Характеризуя полный
цикл управленческой деятельности, состоящий из целеполагания, планирования,
организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить,
что он в конечном счёте представлен в виде двух элементов управления:
подготовки и осуществления управленческих решений. Именно поэтому решения –
центральный элемент управления и организации.
В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на
то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать
управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение
о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п.
оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим
следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в
организации.
Управленческие решения, таким образом, всегда связаны с изменениями в
организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или
соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия
контролируемых или реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках
которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях формальной
структуры. Однако число лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно
больше числа лиц, облеченных властью.
Подготовка управленческих решений в современных организациях нередко
отделена от функции их принятия и предусматривает работу целого коллектива
специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является
функцией штабных служб.
Процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана,
который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на
достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана –
прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к
его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть
непосредственные исполнители.
В литературе классифи кации управленческих решений строятся по самым
разным основаниям. Одной из оправданных с социологической точки зрения
представляется классификация А. И. Пригожина: она учитывает меру вклада
субъекта решения в организационные преобразования. Согласно автору, все
управленческие решения в организации могут быть разделены на:
5. жёстко обусловленные (детерминированные);
6. слабо зависящие от субъекта решения.
К первым обычно относят либо так называемое стандартизирование решения
(обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо
вторично обусловленные распоряжением вышестоящей организации. Этот тип
решений практически не зависит от качеств и ориентации руководителя.
Другой тип решений – так называемые инициативные решения, где качества
руководителя накладывают серьёзный отпечаток на характер принимаемых
решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в
организации (поощрение, наказание), так и с изменением механизмов,
структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как
выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых
влечёт ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих
на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные
качества руководителя, его ролевые (должностную, функциональную, групповую,
гражданскую, семейную) позиции.
Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме
надёжности информации, организации коммуникации, помехам, возникающим в
ходе передачи информации. В числе последних большое место уделяется
положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов тех, кто
перерабатывает информацию в процессе её прохождения от нижних ярусов
организации до субъекта решения.
Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений,
является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению
информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от
субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации. Этот же
фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект
решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов
управления (уровней) организации.
Не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема
рациональности принимаемых решений. Если первые теоретики социологии
управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный
процесс, то начиная с середины 50-х гг. распространение получил подход,
согласно которому данный процесс считается ограниченно рациональным, ибо
обусловлен социокультурными и человеческими факторами. Всё чаще при
подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя.
Серьёзной проблемой, связанной с эффективностью организации, является
также проблема выполнения принятых решений.
До трети всех управленческих решений не достигают своих целей по
причине невысокой исполнительской культуры. В нашей и зарубежных странах
социологи, принадлежащие к самым разным школам, пристальное внимание
уделяют совершенствованию исполнительской дисциплины, включению рядовых
сотрудников в разработку решения, мотивации такой деятельности, воспитанию
«фирменного патриотизма», стимулированию самоуправления.