Развитие предпринимательства и рыночной инфраструктуры Украины
Министерство образования Украины
Донецкий государственный университет
Кафедра развития и размещения
производительных сил
Курсовая работа
по дисциплине:
«Размещение производительных сил Украины
и зарубежных стран»
на тему:
«Развитие предпринимательства
и рыночной инфраструктуры Украины»
Консультант:
Гавриленко Светлана Николаевна
студента I курса
учетно-финансового факультета
специальность бухгалтерский учет и аудит
группа 0106 Укр
Ефремова Святослава Алексеевича
Донецк 1999
Содержание
Введение 3
Глава 1. Предпринимательство и рыночная инфраструктура: общая
характеристика 4
1. Предпринимательство: определение, сущность функции 4
2. Рынок и рыночная инфраструктура: определение, сущность функции
5
Глава 2. Предпринимательство и рыночная инфраструктура в мире и на
Украине. Транснациональные корпорации 7
Глава 3. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие
предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украине
9
Глава 4. Становление и деятельность предпринимательства Украины.
Функционирование рыночной инфраструктуры Украины 12
1. Формирование предпринимательства: 90-е годы. Работа сегодня
12
2. Становление институтов рыночной инфраструктуры.
Функционирование рыночной инфраструктуры в Украине 15
Глава 5. Проблемы и перспективы развития предпрринимательства и рыночной
инфраструктуры Украины 2
1. Государственная поддержка малого предпринимательства 2
2. Создание свободных экономических зон 2
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Введение
Рыночная экономика базируется на трех основных «китах»: правовой
системе (праве собственности), рыночной инфраструктуре и
предпринимательстве. Она представляет собой непревзойденный по
эффективности хозяйственный механизм, в котором человек воспринимается
таким, каким он есть: с одной стороны, преследующим собственные интересы, с
другой ( творческой личностью, создающей материальные ценности для других.
Еще Адам Смит в своем знаменитом произведении «Исследования о природе и
причинах богатства народов», а также в других работах показал, что
собственный интерес каждого отдельного человека как члена общества,
основанного на разделении труда, ведет к получению максимально возможных
благ всем обществом в целом. Предпосылки для этого ( собственность,
конкуренция, рынок и предпринимательская среда.
В данной работе рассмотрено развитие в Украине двух составляющих
рыночной экономики – рыночную инфраструктуру и предпринимательство, условия
и факторы, влияющие на их развитие а также проблемы и перспективы их
дальнейшего развития.
Глава 1. Предпринимательство и рыночная инфраструктура: общая
характеристика
1.1. Предпринимательство: определение, сущность функции
Крупный банкир и владелец небольшого магазина, обладатель
контрольного пакета акций акционерного общества и дилер по недвижимости,
фермер и один из собственников страховой компании… Всех перечисленных лиц
объединяет принадлежность к особому слою общества – предпринимателям. Род
их занятий можно, соответственно, определить как предпринимательство.
Предпринимательство – это свободная инициатива людей в хозяйственной
деятельности, это способ организации экономических сил. Иными словами, это
испытанный в мировой практике способ эффективной организации производства.
Существование предпринимательства – обязательное условие функционирования
рынка.
Сущность предпринимательства
Современная экономическая теория определяет предпринимательство как
инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей,
направленную на получение прибыли посредством организации и использования
ресурсов в целях производства и реализации товара.
С одной стороны, предпринимательство выступает как особый вид
хозяйственной деятельности, в основе которой лежит ряд условий и требований
(свобода в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельность в
принятии решений, ответственность за принимаемые решения, ориентация на
достижение коммерческого успеха).
С другой стороны, предпринимательство ( это определенные стиль и тип
поведения, составляющие которого ( инициатива, поиск нетрадиционных
решений, масштабность и риск, деловая хватка.
С третьей, предпринимательство ( это особая функция, выполняемая в
экономике: обеспечение развития и совершенствования хозяйственного
механизма, постоянное обновление экономики, создание инновационной сферы.
Функции предпринимательства
1. Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых,
материальных, информационных и других ресурсов для их производительного
использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность
вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество
потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся
предприниматели их мобилизацией.
2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их
собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если
они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет
на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка,
научных разработок и т. п.
3. Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых
решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат,
признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает
ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как
улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических,
экономических и организационных решений человечество обязано творческой
функции предпринимательства.
Предпринимательство – один из ключевых элементов рыночных
преобразований, перед необходимостью которых встала Украина после
провозглашения независимости и процесс его становления в молодом
государстве очень актуален сегодня.
1.2. Рынок и рыночная инфраструктура: определение, сущность функции
Понятие «рынок» используется в разных значениях. Экономисты этот
термин понимают прежде всего как категорию обмена, его характеристику.
Рынок ( это способ взаимодействия экономических субъектов основанный на
ценовой системе и конкуренции. Это особенный механизм координации
экономических действий.
Как и всякая объективно существующая система, рынок обладает
собственной инфраструктурой. Термин «инфраструктура» был впервые
использован еще в начале нынешнего столетия в экономическом анализе для
обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность
вооруженных сил. В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать
совокупность отраслей, способствующих нормальному функционированию
производства материальных благ и услуг. В экономической литературе бывшего
СССР изучение проблем инфраструктуры началось лишь в 70-е годы.
Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет
собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений,
связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое – система
государственных, частных и общественных институтов (организаций и
учреждений) и технических способов, которые обслуживают интересы субъектов
рыночных отношений, обеспечивают их эффективное взаимодействие. Среди них
выделяются брокерские фирмы, различные биржи, инвестиционные компании,
банки, лизинговые компании, центры занятости, страховые организации и др.
Сущность рыночной инфраструктуры
Экономика предполагает создание товаров и их доведение до
потребителей. Последнее требует организации сферы обращения товаров.
Инфраструктура рынка – это совокупность институтов, обеспечивающих
обращение различных товаров. Обслуживание взаимоотношений производителей
товаров и их непосредственных потребителей – основное предназначение
институтов инфраструктуры.
Функции рыночной инфраструктуры
Продуктом инфраструктуры является посредническая услуга. Услуга – это
особый товар, существующий только в момент его производства. Оказывая
различные посреднические услуги предприятиям и домашним хозяйствам,
учреждения инфраструктуры выполняют ряд важных функций, среди которых можно
выделить следующие:
1. Доведение товара до непосредственного потребителя. Институты
инфраструктуры помогают товару найти своего потребителя. Важно
организовать производство продукции, но не менее важно обеспечить ее
реализацию. Специализация на посреднических операциях позволяет сократить
время на реализацию товара, уменьшить издержки обращения, ускорить оборот
фондов предприятия, в большей степени учесть запросы потребителей.
2. Обеспечение обратной связи между производством и потреблением.
Инфраструктура ощущает на себе воздействие как производителя (предложение
товара), так и потребителя (спрос на него). Анализируя продвижение того
или иного товара на рынке, посредник может обнаружить тенденции, учет
которых позволит лучше ориентировать производство на интересы
потребителей.
3. Перераспределение ресурсов между различными отраслями и внутри них. Эта
функция обеспечивается как через переориентацию на выпуск новой
продукции, так и через обслуживание рынка ценных бумаг. Меняющийся курс
акций приводит к перемещению капиталов из одной отрасли в другую,
поддерживая тем самым определенный уровень пропорциональности в развитии
экономики.
4. Аккумуляция временно свободных денежных средств, регулирование денежного
обращения. Банковские учреждения инфраструктуры рынка, занятые кредитным
предпринимательством, осуществляют мобилизацию свободных денежных средств
населения и предприятий. В результате формируется рынок денег,
расширяются инвестиционные возможности предприятий, ускоряется
товарообмен. Кроме того, через изменение ставки банковского процента
финансово-кредитные учреждения могут воздействовать на структуру
инвестиций, обеспечивая их перераспределение между отраслями, ускоряя или
замедляя темпы экономического роста.
Таким образом видно, что рыночная инфраструктура оказывает
существенное влияние на функционирование экономической системы в целом.
Глава 2. Предпринимательство и рыночная инфраструктура в мире и на Украине
Становление национального рынка и предпринимательской деятельности во
всех странах начинается с момента их перехода к капиталистическим рыночным
отношениям. Развитые страны Западной Европы и продолжают этот процесс много
десятилетий, в Украине он начался совсем недавно, но нигде еще он не
потерял своей актуальности.
Для удобства и ускорения этого процесса на Западе давно уже вошли в
практику методы международного кооперирования – создания совместных
предприятий. Недавно и Украина смогла присоединиться к этим процессам.
Поскольку отличительной чертой современного мирового развития
является рост взаимозависимости государств, порождаемый
интернационализацией экономики в соответствии с объективными потребностями
научно-технического прогресса, то этих условиях главным инструментом
международного разделения труда стали прежде всего крупные фирмы,
осуществляющие предпринимательскую деятельность как в своей стране, так и
за пределами национальных границ.
Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они
включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных
предприятий с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного
государственного и частного капитала. Однако общим для всех видов
международного предпринимательства является выход экономической
деятельности за рамки национальных границ, ее транснационализация.
С этой точки зрения проблема международного предпринимательства
является, по существу, проблемой транснациональных корпораций (ТНК).
Рассмотрение международного предпринимательства прежде всего сквозь призму
ТНК вызвано как их ведущей ролью в мирохозяйственных связях, так и тем, что
именно в подобных корпорациях наиболее полно концентрируются все типические
черты и самые передовые формы современных международных экономических
отношений.
Такое сотрудничество дает Востоку массу преимуществ. Известно, что
доля неудач при образовании таких предприятий Восток-Запад очень мала. По
оценкам ЕЭК ООН, она составляет 5%. Это, конечно, неплохой признак. Вместе
с тем известно из мировой практики, что смешанные общества могут годами и
десятилетиями не функционировать, находясь фактически в замороженном
состоянии. Нечто подобное наблюдается в настоящее время. Проблема здесь,
однако, состоит несколько в другом: реально работают не более 1/3 из
зарегистрированных обществ, т.е. «замораживание» произошло уже на стадии
регистрации совместных предприятий. Те же предприятия, которые заработали,
сосредоточены в основном в непроизводственной сфере. Причин,
обусловливающих подобную ситуацию, несколько. Среди них:
1. Ошибки в выборе партнеров, объекта сотрудничества и другие просчеты,
часто вызванные неопытностью сторон.
2. Инвестиционный климат в восточноевропейских странах не особенно
благоприятен. Это вынуждает партнеров, особенно западных, вложив часто
минимальный капитал и зарегистрировав общество, занять выжидательную
позицию.
3. Процесс от регистрации до работы совместного предприятия достаточно
длителен, а большинство совместных предприятий, как известно, созданы в
последние годы.
В совместные предприятия всех восточноевропейских стран в начале 1989
г. было вложено лишь 2,2 млрд долл., из которых около 40% приходилось на
иностранный капитал. Это составляло десятые доли процента стоимости
основных производственных фондов стран ( членов СЭВ и капитальных ресурсов,
привлеченных этими странами с международных кредитных рынков.
Совместные предприятия в большинстве стран Востока невелики по
размерам. Так, в Польше их величина составляла от 45 до 50 тыс. долл., в
Венгрии ( 700 тыс. долл.
Смешанные общества, возможно, в перспективе вообще не будут играть
той самодовлеющей роли, которую они во многом искусственно приобрели
сегодня. Иностранные инвестиции, в которых 100% капитала принадлежит
зарубежной фирме, в форме филиалов, представительств, концессий могут
занять в будущем значительно большее место. В любом случае представляется
очевидным, что значительное углубление хозяйственного сотрудничества Восток-
Запад и эффективное включение экономики стран восточноевропейского региона
в мирохозяйственную систему не может осуществляться без более широкого
создания сети компаний восточноевропейских стран на Западе, а также без
более масштабного инвестирования фирм промышленно развитых стран в
экономику восточноевропейских государств.
Вышеприведенный анализ дает представление о непрестанно расширяющемся
и углубляющемся международном разделении труда, о поступательном развитии
мирохозяйственных связей как все более важной составной части современной
экономики, о растущей роли в этом процессе международного
предпринимательства, совместных фирм и транснациональных корпораций;
свидетельствует о высокой адаптационной способности и мобильности
совместных компаний и транснационального капитала, об их умении
использовать новейшие достижения научно-технического прогресса для
повышения экономической эффективности, гибко и оперативно приспосабливать
свою стратегию и тактику к меняющимся условиям мирового рынка. В этом,
видимо, и состоит главный практический урок рыночных методов хозяйствования
как внутри страны, так и между странами.
Глава 3. Характеристика условий и факторов, влияющих на развитие
предпринимательства и рыночной инфраструктуры в Украины
Для появления такого общественного феномена, как предпринимательство,
а тем более для превращения его в основную организационную форму
производства, необходимы определенные условия. Для стран с рыночной
экономикой существуют общие условия развития предпринимательства:
- стабильность государственной экономической и социальной политики;
- положительное общественное мнение отношение к предпринимательству;
- льготный налоговый режим;
- наличие развитой инфраструктуры предпринимательства;
- эффективная система защиты интеллектуальной собственности.
В Украине и большинстве постсоветских стран особую актуальность
приобретают нижеперечисленные условия:
1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты
производства, поскольку предприниматель обязательно должен быть
собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате
его реализации. Только при этих условиях возникает должная
заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности.
2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда. Формальное
признание имущественных прав на условия и результаты производства может
уживаться с другими правовыми нормами, регулирующими экономическую жизнь
общества, но не обеспечивающими на деле достаточной степени
экономической самостоятельности для предпринимательской деятельности.
Различного рода ограничения, формирующие экономическую среду, должны
обеспечивать достаточный «коридор свободы». Для предпринимателя это
выражается в получении достаточной самостоятельности при:
- выборе вида хозяйственной деятельности;
- определении потребителей товаров и поставщиков ресурсов;
- определении цен;
- распоряжении полученным доходом.
3. Полная экономическая ответственность за результаты деятельности. Этот
пункт непривычен Украине как постсоциалистической стране, однако стоит
помнить, что отрицательными результатами предпринимательской
деятельности могут быть:
- убыточность, т. е. превышение расходов над доходами;
- существенная потеря имущества;
- банкротство (признание полной неплатежеспособности).
4. Этика предпринимательства. Этика предпринимательства является одним из
факторов его доходности или прибыльности. Вот морально-этические нормы,
утвержденные в среде предпринимателей на цивилизованных рынках:
- обязательность;
- общая высокая культура и образованность;
- контактность, умение общаться с людьми, заинтересовать их,
мобилизовать на достижение поставленных целей.
Анализ предпринимательской деятельности позволил определить такие
существенные факторы ее успеха:
- высокую квалификацию;
- обширные личные контакты;
- достаточные материальные и финансовые ресурсы;
- наличие заказов потребителей.
Однако сравнивая данные развития отечественного малого
предпринимательства с показателями иных стран, делаем вывод, что Украина
значительно отстает даже от стран Восточной и Центральной Европы. Для
сравнения: в Польше на тысячу жителей приходится 51,3 МП. в Чехии – 12,4. в
Украине ( лишь 2,6. В странах рыночного хозяйства больше половины ВВП
создают малые предприятия. В Украине пока что малый бизнес не отыграет
существенной роли в обеспечении экономического возрастания, его взнос в ВВП
представляет лишь 9.0-9.5%.[1]
Это происходит благодаря тому, что в своей деятельности отечественное
предпринимательство наталкивается на разнообразные препятствия, которые
можно поделить на макро- и микроэкономические. К первой группе относятся
такие:
1. Налоговая политика, отсутствие надлежащего законодательно-нормативного
обеспечения. Сегодня налоговая система страны влияет на развитие бизнеса
крайне отрицательно. Предпринимательская деятельность не может полноценно
развиваться за отсутствия или несовершенства законов, что ее регулируют.
2. Административные барьеры. Большое количество законов, нормативных актов,
инструкций запутывает предпринимателей; кроме того, предприятия поддаются
частым и безосновательным проверкам со стороны разнообразных
государственных органов.
3. Ограниченность внутреннего спроса и наличие кризиса сбыта на внутреннем
рынке. Малый бизнес постоянно теряет главных потребителей своей продукции
вследствие ухудшения уровня обеспеченности населения, уменьшения доходов
граждан.
4. Недостаточная государственная поддержка. На сегодня в Украине еще не
составилась эффективная система государственной поддержки и защиты малого
предпринимательства. Механизм финансирования и кредитования,
информационное и консультационного обеспечения, система подготовки и
переподготовки кадров для предпринимательской деятельности несовершенны и
приносят очень мало пользы.
5. Низкая инвестиционная активность вследствие нестабильности экономики.
6. Неразвитость инфраструктуры. Роль объектов инфраструктуры в развитии
малого бизнеса очень незначительна. Между различными организациями
поддержки МП и предприятиями еще не налажено эффективное сотрудничество и
обмен информацией.
7. Теневая экономика. Зачастую МП являются вынужденными участниками теневой
экономики, которых туда «загоняет» налоговое давление, государственная
бюрократия, и тому подобное.
8. Неэффективная приватизация. Процесс малой приватизации, имевший место в
нашей стране, был подчиненный многим ограничениям. В результате, при
нефункционирующем вторичном рынке приватизационных объектов много
предприятий находятся в руках тех, кто не в состоянии ими управлять, но
не может их продать.
9. Неразвитость рынка недвижимости. Малым предприятиям катастрофически не
хватает офисных помещений. Арендная плата очень высока, правила аренды
запутанные; во многих случаях объект не позволяют приватизировать вместе
с помещением.
Среди микроэкономических факторов, которые более всего влияют на
развитие малого предпринимательства, можно выделить такие:
- способ и время возникновения;
- форма собственности;
- финансовые возможности предприятия;
- ассортимент продукции, ее качество и спрос на нее;
- выбранную стратегию деятельности предприятия, его организационную
структуру;
- кадровую политику;
- возможность доступа к коммерческой информации;
- степень соблюдения клиентами условий контрактов и платежной дисциплины.
Условия развития рыночной инфраструктуры и факторы, влияющие на ее
становление в Украине, сходны с условиями и факторами осуществления
предпринимательской деятельности как по содержанию, так и по набору
положительных и отрицательных черт. Очевидно, что в условиях, приводящих
западных специалистов в ужас и, увы, воспринимаемых украинскими как нечто
должное и неизбежное, по всем законам ни предпринимательство, ни рыночная
инфраструктура работать не может. Но ко всеобщему удивлению, они не только
выживают, но и функционируют, не смотря на все препятствия. Это делает
честь отечественным предпринимателям, закаленным в тяжелых условиях, но
никак не может служить оправданием руководящим органам. Очевидно, что так
продолжаться не может, и, если не предпринять срочных мер,
предпринимательства (равно как и рыночная инфраструктура) либо вымрут, либо
полностью перейдут в теневую экономику, превратив Украину в страну
коррупции и мафии.
Глава 4. Становление и деятельность предпринимательства Украины.
Функционирование рыночной инфраструктуры Украины
4.1. Формирование предпринимательства: 90-е годы. Работа сегодня
Формирование субъектов предпринимательства в принципе возможно двумя
путями (рис. 4.1):
Первый путь – эволюционный. Он предполагает постепенное накопление
денежных и других ресурсов, достаточных для открытия и развития своего
дела. Этот процесс может быть довольно длительным. Он ускоряется
применением акционерной формы предпринимательства. В Украине возможности
эволюционного пути формирования участников предпринимательства к началу 90-
х годов были очень ограничены. К причинам такого положения можно отнести:
- отсутствие достаточных сбережений у населения;
- недоверие населения к ценным бумагам — акциям, облигациям и пр.;
- недостаточная подготовленность кредитной системы;
- у людей отсутствовали достаточные психологические, социальные
установки на предпринимательство.
Рисунок 4.1. Пути становления субъектов предпринимательства в Украине
Второй путь предполагает ускоренное формирование субъектов
предпринимательства. Его, как правило, используют страны, осуществляющие
переход от централизованно-плановой к смешанной экономике, и в том числе
Украина. Государство принимает решение о:
1) приватизации предприятий;
2) смене условий применения государственного капитала путем, в частности,
коммерциализации и стимулирования тем самым появления обществ
предпринимательского типа.
Процесс приватизации в той или иной мере присущ многим странам.
Последовательно рыночный способ ее осуществления – выкуп. При этом очень
важно создать конкуренцию среди покупателей, которая позволит осуществить
продажу по реальной рыночной стоимости.
Коммерциализация – это широкое понятие, которое конкретизируется
такими формами, как аренда, аренда с выкупом и другие. Это способствует
формированию субъектов предпринимательства.
Один из путей возникновения частных предприятий – малая приватизация.
С 1992 г. к началу 1998 г. было приватизировано свыше 45 тыс. МП.
Всплеск появления малых компаний в Украине приходится на 1992-93 гг.
(График 4.1) В 1994, 1995 и 1996 гг. наблюдалось некоторое замедление
темпов. Одними из самых высоких за всю историю малого бизнеса в стране были
темпы возрастания в 1997 году. На начало 1998 года в стране насчитывалось
более 136200 МП.
График 4.1 Рост количества малых предприятий в 1992-1997 годах[2]
Таким образом, можно утверждать что предпринимательство в Украине,
пройдя первый этап (начального зарождения), начал второй этап (бурного
роста) но затормозил свое развитие и начал сворачиваться. Такого явления не
наблюдалось ни в одной стране, осуществляющей реформы и это свидетельствует
об неудовлетворительной среде не только для расширения сектора малого
бизнеса, но и для предприятий, существующих сегодня.
Анализ распределения малых предприятий по отраслям народного
хозяйства свидетельствует об уменьшении удельного веса МП почти во всех
областях экономики, за исключением торговли, общественного питания и
материально-технического снабжения (Диаграмма 4.1). Малые компании
концентрируются в областях, где быстро скупается капитал и не нужно больших
материальных затрат и инвестиций для ведения бизнеса. Много МП синхронно
занимается несколькими видами деятельности. Наметилась четкая тенденция
сокращения малых предприятий в промышленности и строительстве.
В Украине наблюдается очень неравномерное распределение малых
предприятий по областям (Таблица 4.1). Он обусловлен различными
территориальными условиями: экономическим потенциалом, ресурсным
обеспечением, специализацией регионов, уровнем инвестиционной активности,
состоянием рыночной инфраструктуры, отношениями между государственными
органами и предпринимательскими структурами. Эти региональные особенности
надлежит учитывать в процессе разработки мероприятий государственной
поддержки.
Диаграмма 4.1 Распределение малых предприятий по отраслям народного
хозяйства[3]
|Область |1991 |1995 |1996 |
|Украина |4326 |13234 |12753 |
|Автономная Республика Крым |232 |458 |731 |
|Винницкая |88 |252 |287 |
|Волынская |134 |142 |142 |
|Днепропетровская |302 |1267 |1040 |
|Донецкая |565 |2103 |1864 |
|Житомирская |50 |200 |193 |
|Закарпатская |76 |184 |239 |
|Запорожская |220 |796 |805 |
|Ивано-Франковская |160 |393 |341 |
|Киевская (без г. Киева) |157 |361 |463 |
|Кировоградская |58 |123 |166 |
|Луганская |213 |624 |672 |
|Львовская |182 |748 |715 |
|Николаевская |150 |400 |352 |
|Одесская |235 |548 |324 |
|Полтавская |107 |275 |303 |
|Ровенская |108 |256 |251 |
|Сумская |123 |217 |194 |
|Тернопольская |41 |134 |153 |
|Харьковская |309 |1472 |1474 |
|Херсонская |65 |112 |107 |
|Хмельницкая |88 |256 |243 |
|Черкасская |77 |298 |273 |
|Черновицкая |75 |212 |224 |
|Черниговская |44 |124 |122 |
Таблица 4.1. Количество малых предприятий по регионам[4]
4.2. Становление институтов рыночной инфраструктуры. Функционирование
рыночной инфраструктуры в Украине
Путь становления рыночной инфраструктуры в Украине сложен не меньше,
чем предпринимательства. В этой главе рассмотрены основные составляющие РИ
Украины и их деятельность до сегодняшнего дня.
Различают организационно-техническую, финансово-кредитную и научно-
исследовательскую инфраструктуры рынка. Остановимся подробнее на каждом из
видов.
К организационно-технической инфраструктуре рынка относятся товарные
биржи и аукционы, торговые дома и торговые палаты, холдинговые и брокерские
компании, информационные центры и ярмарки, инжинеринговые фирмы, сервисные
центры, пункты проката и лизинга, государственные инспекции, различного
рода ассоциации предпринимателей и потребителей, транспортные коммуникации
и способы оперативной связи. Одни из этих учреждений призванные оказывать
содействие установлению деловых контактов между предпринимателями,
предоставлять им информационные, консультативные, расчетные и прочие
услуги, другие берут на себя функции общей координации рыночных связей,
представляют интересы своих членов на региональном, государственном и
международном уровнях, третьи ( представляют собой специальные
государственные органы регулирования рыночных отношений.
Финансово-кредитную инфраструктуру рынка образуют банки, фондовые и
валютные биржи, страховые и инвестиционные компании, фонды профсоюзов и
иных общественных организаций. Это все те, кто способный заниматься и
занимается мобилизацией временно свободных денежных ресурсов, превращает их
в кредиты, а потом и у капиталовложения.
Научно-исследовательская инфраструктура рынка включает в себя научные
институты с изучения рыночных проблем, информационно-консультативные фирмы,
аудиторские организации, специальные учебные заведения.
Теперь рассмотрим важнейшие элементы рыночной инфраструктуры: биржи
(фондовую, товарную, рабочей силы) и научно-исследовательские институты.
Фондовая биржа ( учреждение, организованный рынок, на котором
собственники осуществляют процесс купли-продажи ценных бумаг. Членами биржи
являются преимущественно ее основатели ( отдельные индивиды и кредитно-
финансовые институты. Купля-продажа акций на фондовой бирже осуществляется
с помощью посредников. Положительными чертами фондовой биржи являются:
аккумулирование свободных средств за счет выпуска и продажи ценных бумаг и
их направление на развитие отдельных предприятий, областей; межотраслевое
переливание капитала, благодаря которому ослабляются диспропорции в
экономике; создание соответствующих предпосылок для предпринимательской
деятельности; стабилизация сбережений отдельных слоев населения и их
соответствующее возрастание и тому подобное.
Биржа рабочей силы ( учреждения, которые осуществляют посреднические
функции между работниками и предпринимателями, собирают и предоставляют
информацию о наличии вакансий, оказывают содействие подготовке и
переподготовке кадров, созданию рабочих мест, быстрому перемещению рабочей
силы, обеспечению эффективности занятости трудоспособного населения,
частично регулируют процесс занятости. Биржа имеет свои отделения в
городах, районах; их задача состоит в тому, чтобы анализировать,
разрабатывать программы занятости, предоставлять консультации, осуществлять
подготовку, переподготовку кадров и трудоустраивать их.
Товарная биржа ( постоянно действующие рынки, где купля-продажа
товаров осуществляются на основе установленных стандартов и образцов,
соответствующих форм документов, которыми регламентируются номенклатура,
объем, цены, термины и виды поставки и прочие условия. Товарные биржи делят
на международн и национальные, универсальные и специализированные.
Институты и организации, образовывающие научно-исследовательскую
инфраструктуру, изучают динамику рыночной ситуации, занимаются разработкой
стратегии и тактики поведения предприятий на рынке, прогнозов для
правительства и предпринимателей, моделированием последствий тех или иных
решений, предоставлением консультаций, улаживанием конфликтов между
партнерами, подготовкой экономистов, менеджеров и специалистов по
маркетингу.
Динамику развития рыночной инфраструктуры в 1991-1996 годах видно из
нижеприведенной Таблицы 4.2. Не смотря на некоторые колебания, основная
тенденция просматривается четко – рост количества бирж, что свидетельствует
о постоянном возрастании потребностей Украины в развитии институтов
рыночной инфраструктуры.
|Тип биржи |1991 |1994 |1995 |1996 |
|Всего зарегистрировано |66 |91 |88 |191 |
|универсальные |22 |23 |19 |46 |
|товарные и товарно-сырьевые |28 |24 |25 |54 |
|агропромышленные |4 |8 |9 |23 |
|фондовые и товарно-фондовые |2 |14 |14 |24 |
|другие |10 |22 |21 |44 |
Таблица 4.2. Динамика изменения количества бирж в Украине в 1991-1996
годах[5]
Глава 5. Проблемы и перспективы развития предпринимательства и рыночной
Украины
5.1 Государственная поддержка малого предпринимательства
Малая экономика ( крайне противоречивый сектор народного хозяйства.
Здесь каждое предприятие, взятое в отдельности, находится в очень сильной
зависимости от многих внешних факторов и условий: источников
финансирования, материально-технического снабжения, конъюнктуры рынка и
прочих факторов. Незначительный сбой в этом механизме может привести к
разорению и ликвидации предприятия. Мелкий предприниматель легко уязвим. В
то же время его потери в случае неудачи не так уж велики, что позволяет
опытному бизнесмену довольно быстро возобновить свое дело.
Государственная опека самостоятельно развивающихся малых предприятий
служит сильнейшим катализатором, содействует укреплению
предпринимательства. Главной задачей со стороны государства является четкое
определение приоритетных направлений развитие экономики, науки, техники,
образования, внешнеэкономической деятельности, подкрепление этих
приоритетов системой льгот и гарантий, выделение необходимых материально-
технических и финансовых ресурсов, организация необходимого обучения
кадров. Все остальное ( забота малых предприятий.
Малая экономика играет большую роль в народном хозяйстве промышленно
развитых стран, и они имеют соответствующие государственные органы
управления. На такого рода государственные органы возлагаются общие
стратегические и координационные функции.
Весьма действенным рычагом регулирования деятельности малого бизнеса
в промышленно развитых странах является налоговая политика, с помощью
которой нередко решаются сложные региональные проблемы. Так, во Франции
вновь образованная малая фирма на 3 года освобождается от уплаты налога с
корпораций, а в течение еще 2 лет уровень процентной ставки снижается
вдвое.
Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в
большинстве промышленно развитых стран является система государственных
контрактов. Данная форма отношений государства и бизнеса позволяет
обеспечить последнему гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс
накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить
конкурентоспособность, модернизировать оборудование, привлечь
квалифицированные кадры.
Достаточно широкое развитие в последнее десятилетие получили
организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные
службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.
В условиях современной нестабильной экономической ситуации
отечественный малый бизнес нуждается в протекторате государства. К
сожалению, пока что эффективный механизм поддержки и стимулирования
развития предпринимательства в Украине еще не созданный. Принятые
программы, законы, постановления имеют в большинстве своем декларативный
характер. Финансовая помощь, которая предоставляют Украинский фонд
поддержки предпринимательства, Государственный фонд поддержки фермерских
хозяйств и Государственный инновационный фонд, достаточно мизерна.
5.2 Создание свободных экономических зон
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – ограниченные территории, города,
морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные
экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей,
способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных,
научно-технических и научно-технологических задач.
Формирование СЭЗ ( сложный, многоэтапный процесс, включающий
разработку законов, указов и постановлений, обеспечивающих правовую основу
для отечественного и иностранного предпринимательства; развитие
инфраструктуры рыночных отношений, широкое использование иностранного
капитала, налаживание модели зоны конкретной целевой ориентации с ее
последующей трансформацией в СЭЗ комплексного характера.
В настоящее время многие регионы Украины хотят получить статус СЭЗ.
Уже есть предложения по созданию около 100 СЭЗ. Целесообразным следует
считать создание нескольких СЭЗ на наиболее подготовленных территориях,
которые соответствуют основным требованиям зон и перспективны как с точки
зрения внутреннего экономического развития, так и конкурентно способности
на мировом рынке капиталов. При этом приоритетный интерес для Украины
представляют СЭЗ как способ привлечения иностранных инвестиций, доступ к
новейшим технологиям и современному западному опыту организации труда и
производства.
Среди регионов Украины в наибольшей степени заинтересованы в
реализации проекта СЭЗ на своих территориях и провели серьезную
подготовительную работу в этом направлении Одесская, Закарпатская. Донецкая
и Киевская области.
В Автономной республике Крым уже функционирует СЭЗ «Сиваш». Она
действует на основании Закона Украины «О некоторых вопросах валютного
регулирования и налогообложения субъектов экспериментальной экономической
зоны «Сиваш»» от 23.02.96 г. N 65/96-ВР. Этим законом предусмотрено ряд
льгот для субъектов хозяйствования. Например, сырье, материалы,
оборудование (кроме подакцизных товаров), которые ввозятся в Украину для
собственного производства субъектами экспериментальной экономической зоны
«Сиваш», не подлежат обложению ввозной пошлиной и налогом на добавленную
стоимость; поступления в иностранной валюте в пользу субъектов
экспериментальной экономической зоны «Сиваш» не подлежат обязательной
продаже на межбанковской валютной бирже в случае использования их на
развитие этой зоны, и т. д.
Таким образом, создание свободных экономических зон на территории
Украины является одним из важнейших направлений развития
предпринимательства, поскольку они благоприятно влияют на многие сферы
деятельности человека: стимулируют работу имеющихся предприятий, поощряют
создание новых, увеличивают количество рабочих мест, повышают поступления в
бюджет и улучшают благосостояние населения, проживающего на территории СЭЗ.
Заключение
Малое предпринимательство и рыночная инфраструктура – неотъемлемые
составные части любой экономической системы.
Сегодня положение отечественного предпринимательства крайне сложное и
требует экстренного решения. Малые предприятия вынужденные действовать в
реалиях кризисной экономики: они претерпевают от чрезмерного
налогообложения, недостатка кредитных источников, административных
притеснений, и иных отрицательных явлений. Малое предпринимательство, как
самый уязвимый сектор экономики, не получает надлежащей защиты и поддержки
государства. Результатом этих препятствий является массовый отход МП в
теневой сектор, усиление уголовных тенденций в бизнесе, и тому подобное.
Немедленных изменений требует налоговая ситуация. Необходимо
реформировать налоговую систему для всех предприятий: уменьшить налоговое
давление путем снижения налогов на заработную плату, НДС, таможенных сборов
на импортируемую продукцию, уменьшить количество налогов и разнообразных
платежей; превратить налоговую систему в стимулирующий фактор развития
малого бизнеса.
Звенья рыночной инфраструктуры также находятся в кризисной ситуации.
Необходимость принятия пакета законов, четко регламентирующих работу бирж,
компаний и центров, формирующих РИ Украины, с каждым годом становится все
ощутимее.
Проведенный анализ показывает критическую ситуацию, сложившуюся
сейчас в экономике Украины. Это наводит на мысль, что руководящим органам
следует обращать большее внимание на развитие этих двух важнейших элементов
рыночной экономики.
Список использованной литературы:
1. Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта / П.И.
Хвойник, Ю.В. Аджубей, И.Е. Артемьев и другие.– М.: Наука, 1992.– с. 165-
167
2. Кодник О.В. Малые предприятия.– М.: Экономика и МНПП «ЭСИ», 1992.– с. 30-
32
3. Исследование условий формирования и развития малого бизнеса в Украине:
научный отчет / Клочко Ю.А.– К.: НИИС, 1995г.– с. 2-12
4. Кубай Н.Е. Становление и развитие частного предпринимательства в
переходной экономике (на примере Украины): автореферат диссертации на
получение научной степени кандидата экономических наук.– Львов:
Государственный университет им. И. Франка, 1999г.– с. 3-10
5. Щербина О.В. Формирование механизмов реализации государственной
поддержки малого предпринимательства в Украине (на материалах субъектов
малого предпринимательства): автореферат диссертации на получение научной
степени кандидата экономических наук.– К.: Национальный экономический
университет, 1999г.– с. 2-5
6. Основы экономической теории: Учебник. В 2 книгах. Книга 1.: Общественное
производство. Рыночная экономика / Евтушевский и др.; под ред. Ю.В.
Николенка.– К.: Лыбидь, 1998г.– с. 133-140
7. Задоя А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономики: Учебное пособие.– К.: Выща
школа.– 1998г.– с. 130-145
8. Ермошенко Н.Н., Борсученко Э.И. Основные тенденции предпринимательства в
странах с развитой рыночной экономикой.– К.: УкрИНТЭИ, 1992г.– с. 1-7
9. Макогон Ю., Ляшенко В. и др. Региональные экономические связи и
свободные экономические зоны: Учебное пособие.– Донецк: ДонГУ, 1999г.– с.
44-46
10. Чмырь Е.С. Свободные экономические зоны: подходы и классификация /
Организация и регулирования экономики.– 1993, с. 130-135
11. Журнал «Галицкие контракты», № 29, 1999г.
12. Статистический ежегодник Украины за 1996 год / Государственный комитет
статистики Украины: Ответственный за выпуск О.Г. Осадленко.– К.:
Украинская энциклопедия, 1997г.– с. 354, 360
-----------------------
[1] Данные Государственного комитета по развитию предпринимательства,
Госкомстата Украины, Мирового банка и Европейского банка реконструкции и
развития: Кубай Н.Е. Становление и развитие частного предпринимательства в
переходной экономике (на примере Украины): автореферат диссертации на
получение научной степени кандидата экономических наук.– Львов:
Государственный университет им. И. Франка, 1999г.– с. 9
[2] По данным Госкомстата Украины: Кубай Н.Е. Становление и развитие
частного предпринимательства в переходной экономике (на примере Украины):
автореферат диссертации на получение научной степени кандидата
экономических наук.– Львов: Государственный университет им. И. Франка,
1999г.– с. 8
[3] По данным Госкомстата Украины: Щербина О.В. Формирование механизмов
реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Украине
(на материалах субъектов малого предпринимательства): автореферат
диссертации на получение научной степени кандидата экономических наук.– К.:
Национальный экономический университет, 1999г.– с. 8
[4] Статистический ежегодник Украины за 1996 год / Государственный комитет
статистики Украины: Ответственный за выпуск О.Г. Осадленко.– К.: Украинская
энциклопедия, 1997г.– с. 360
[5] Статистический ежегодник Украины за 1996 год / Государственный комитет
статистики Украины: Ответственный за выпуск О.Г. Осадленко.– К.: Украинская
энциклопедия, 1997г.– с. 357
-----------------------
[pic]
[pic]