Секретарь
План
1. Немного из истории.
2. Возможности секретаря-референта.
1. Основные функции секретаря.
2. Современные требования.
3. Классификация секретарей.
4. Обязанности.
3. Вывод.
1. Немного из истории.
Секретари появились в Древнем Риме в качестве хранителей чужих
секретов. Потом из секретарей выделились нотариусы.
А сами секретари из доверенных лиц королей, царей, герцогов и пэров
постепенно превратились в делопроизводителей. Традиционно в роли
секретарей выступали мужчины. И только в конце 18 века появились женщины-
секретари.
2. Возможности секретаря-референта.
Секретарь – это лицо фирмы. Он первый, с кем сталкивается пришедший
в учреждение посетитель, первый, с кем встречается, начиная свой трудовой
день руководитель, первый, кто отвечает на телефонные звонки. От
поведения секретаря во многом зависит не только престиж фирмы, в которой
он трудится, но подчас и успех партнеров и клиентов фирмы.
Секретарь должен быть всегда в «форме» : тщательно и продуманно
одет, опрятен, готов быстро и квалифицированно выполнить данные ему
поручения.,уметь спокойно , без растерянности, резкости, суеты и с
достоинством решать вопросы в рамках своей компетенции. Ему необходим дар
чувствовать «нюансы» дела, что позволяет свободно выходить из трудных
ситуаций, в частности, не видеть и не слышать того, чего не следует
видеть или слышать. Секретарь всегда на виду и в курсе многих дел: ведет
работу с документами, участвует в проведении деловых встреч и
переговоров, отвечает на телефонный звонок и сам делает распоряжение по
поручению руководства, осуществляет запись посетителей на прием. Но
иногда приходится делать и разовые поручения, например, передачу денег,
междугородний телефонный разговор, посещение больного сослуживца и так
далее.
Через секретаря осуществляется связь руководителя с подчиненными и
внешним миром. Способность ориентироваться в сложном многообразном потоке
информации, правильно, четко и оперативно классифицировать ее часто
определяет оперативность работы отделов и даже всего учреждения.
Основные функции секретаря.
Важную роль играет профессиональная базовая подготовка, включающая
как высокий уровень общего образования, так и специфические знания,
которые могут быть определены в соответствии с основными функциями
секретаря:
. знания, необходимые для эффективного участия в информационно-
документарном обеспечении фирмы и непосредственно руководителя (владение
такими техническими средствами, как персональный компьютер, телефон,
факс, ксерокс);
. знания, связанные с основными направлениями деятельности фирмы, ее
внутренней структурой и внешними связями ; заниями правовых актов и
приложений, регламентирующих работу фирмы и ее сотрудников;
. знания, требующиеся для коммуникативного обеспечения работы фирмы и ее
администрации; они необходимы секретарю пр. подготовке совещаний и приеме
посетителей, при деловой переписке и деловых переговорах, при
планировании своего рабочего дня и обслуживании сотрудников фирмы.
Современные требования.
Чтобы отвечать современным требованиям, секретарь должен обладать
следующими качествами:
1. иметь профессиональный имидж;
2. хорошо владеть речью и письмом;
3. обладать хорошей памятью;
4. хорошо ориентироваться во времени;
5. содержать в порядке документацию, быстро находить необходимые бумаги;
6. уметь красиво оформлять отчеты, вести деловую переписку руководителя;
7. осваивать разработки новейших компьютерных программ для офиса;
8. быть энергичным, проявлять инициативу;
9. быстро находить взаимопонимание с коллегами и клиентами;
10. поддерживать эффективную работу офиса в отсутствии шефа;
11. контролировать финансы офиса;
12. быть осмотрительным в конфиденциальных, щекотливых вопросах фирмы.
Классификация секретарей.
Есть несколько позиций, которые занимают секретари:
RECEPTIONIST – девушка, работающая на телефоне. В ее обязанности
входит отвечать на вопросы, встречать и провожать гостей и клиентов. На
этой должности необязательно знание языка. Основное требование – умение
держаться и аккуратность.
На этом же уровне находится должность информатора. Только в этом
случае девушка сообщает клиентам какую-то конкретную информацию.
Если человек владеет иностранным языком, ему предусмотрена должность
OFFICE MENEGER, который занимается организацией офиса.
Самая же высокая должность –PERSONAL SEKRETARY – помощник
генерального директора или президента. В этом случае девушка работает
только на одного шефа, отвечает на корреспонденцию как на русском, так и
на английских языках, сопровождает директора в командировки. Здесь
большое внимание уделяется внешним данным, аккуратности,
организованности, исполнительности. Такой секретарь должен быть не только
исполнителем, но и инициатором. Знать, что ответить, как
сориентироваться в любой ситуации. Но и это не предел. Можно вырасти из
секретаря в менеджеры…
Специфика и сложность работы секретаря связана с тем, что она всегда
на виду, в центре общения с руководством, коллегами, клиентами. Он как бы
множеством ниточек связывает различные подразделения фирмы, находится в
центре внутренних проблем и ее внешних контактов. Поэтому роль секретаря
в ритмичном эффективном функционировании фирмы, в создании
психологического климата в коллективе чрезвычайно важна и не заменима.
Обязанности.
Без особого рода знаний, умений и навыков секретарю не справится со
своими обязанностями. А в обязанности входит:
. учет, регистрация, рассмотрение и подготовка поступающей корреспонденции
для доклада руководству;
. оформление (в том числе печатание) и рассылка распределительных
документов, писем, телеграмм, телефонограмм, факсов, и т . п..;
. подготовка по указанию руководителя и согласование со структурными
подразделениями проектов отдельных приказов, справок, писем,
командировочных удостоверений и других документов;
. оформление протоколов рассылок выписок из них;
. анализ справок и докладов структурных подразделений с заключениями и
предложениями по ним;
. подготовка и своевременная рассылка материалов к заседаниям, совещаниям,
конференциям, семинарам и съездам;
. прием и регистрация заявлений, предложений и жалоб от граждан;
. организация приемов посетителей;
. прием, регистрация, хранение, учет, доставка по подразделениям и рассылка
поступающей, исходящей и внутренней корреспонденции, подготовка дел к
сдаче на государственное хранение и во внутренний архив фирмы.
Кроме работы с документами в обязанности секретаря включаются
функции по бездокументарному обслуживанию. В частности:
. техническое обеспечение работы руководителя;
. подготовка и организация материально-технического обеспечения заседаний,
совещаний;
. организация приема работников и посетителей;
. телефонное обслуживание;
. подготовка командировок;
. организация презентаций и специальных приемов гостей;
. стенографирование;
. контроль за праздничными и юбилейными датами;
. обработка почты;
. машинописные работы;
. сбор деловой информации и ее реферирование по заданию директора;
. сбор материалов для докладов и речей руководителя;
. ведение табеля учета рабочего времени и т.д.
Перечисленные служебные обязанности могут быть ограничены и
дополнены другими. Но и приведенный перечень дает представление о
специфике секретарской работы, в связи с чем уместно рассмотреть главные
аспекты профессиональной деятельности и культуры труда секретаря.
Особенностью работы также является постоянная нехватка времени,
работа в условиях стресса. В этом случае выручает умение слушать,
правильно понимать, запоминать задания. Оценивать и принимать быстрые и
верные решения.
3. Вывод.
Помните: ваши ошибки – это ошибки того должностного лица, в
структурном подразделении которого вы работаете.
Приступая к работе, ответьте себе на следующие вопросы: Что нужно
сделать? Как? Когда? Какой ожидаемый результат?
Немного размышления, чуточку здравого смысла, оперативности – и все
готово. Если вы целеустремленная и организованная, деловая,
доброжелательная в общении с окружающими, обаятельная и привлекательная,
то профессия секретарь ждет вас.