Стандартизация
Тема 2 Стандартизация, сертификация и метрология продукции.
1. Сущность и содержание стандартизации.
2. Организация работ по стандартизации.
3. Стандартизация систем управления качеством.
4. Сущность и содержание сертификации.
5. Правовые основы сертификации.
6. Практика сертификации на национальном уровне.
7. Сущность и содержание метрологии.
8. Средства измерений.
9. Правовые основы метрологической деятельности.
Переход Узбекистана к рыночной экономике определил новые условия для
деятельности отечественных фирм, предприятий и огранизаций не только на
внутреннем рынке, но и на внешнем.
Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в
решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые
во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым
направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с
международными и национальными нормами. Стандартизация, сертификация и
метрология в этом плане полностью вписываются в новые условия работы.
Деятельнось по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует
изменеиям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в
экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы
стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного
производства.
Действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке
качества объектов стандатизации и методам их испытаний, что также
согласуется с мировым опытом стандартизаци и необходимы для обеспечения
взаимопонимания между партнёрами как в сфере техники и технологий, так и в
конечном итоге в торгово-экономических связях.
Новая система стандартизации представляет возможность для широкого
участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это
реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей,
разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных
специалистов участвовать в работе технических комитетов.
Стандартизация – это деятельность, направленая на разработку и
установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для
выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая прво потребителя на
приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право
на безопастность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той
или иной области посредством широкого и многократного использования
установленых положений, требований, норм для решения реально существующих,
планируемых или потенциальных задач.
Основными результатами деятельности по стандартизаци должны быть
повышения степени соответствия продукта (услуг), процессов их
функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном
товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в
различных областях.
Цель стандартизации можно подразделить на общие и более узкие .
Общие цели :безопасность продукции, работ, услуг, окружающей среды и
имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции;
единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность
хозяйственных объектов; оборотоспособность и мобилизационная готовность
страны.
Конкретные цели : относятся к определённой области деятельности.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях:
. международная стандартизация;
. региональная стандартизация;
. национальная стандартизация – в одном конкретном государстве;
. административно-территориальная стандартизация.
Виды стандартов:
1. государственные стандарты;
2. отраслевой стандарт;
3. стандарты предприятий;
4. стандарты общественных объединений ( научно-технические общества)
(стандарты на новые продукции и улуги)
Нормативно-технические документы:
1. правила по стандартизации и рекомендации по стандартам;
2. технические условия.
Категории стандартов:
. основополагающие стандарты (техническое единство и взаимосвязанная
деятельность );
. стандарты на продукцию и услуги;
. стандарты на работу (процесы);
. стандарты на методы контроля (испытание, анализ).
Правовые основы стандартизации и её задачи.
Правовые основы стандартизации в Узбекистане установлены законом «О
стандартизации».
Закон определил меры государственой защиты интересов потребителей и
государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные
стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения
обязательных требований стандартов при их применении.
Задачи:
. обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
. установление оптимальных требований к номенклатуреи качеству объекта
стандартизаци в интересах потребителей и государства;
. определение требований по безопастности, совместимости,
взаимозаменяемости;
. унификация конструктивных частей изделий;
. разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение
измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;
. оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных,
энергетических и людских ресурсов;
. создание, ведение и гормонизация с международными правилами систем
классификации и кодирования технико-экономической информации;
. организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных
сторон информацией о номенклатуре и качестве продукци услуг, процессов
путём создания системы каталогов.
Маркировка продукции знаком соответствия государственным стандартам.
Если продукция подлежит обязательной сертификации, то сертификат
соответствия и знак соответствия служат для потребителя гарантией
безопасности.
Следуя практике зарубежных стран, где для информации потребителя о
качестве товара используют знаки соответствия стандарту (не путать со
знаками соответствия, которыми маркируют продукцию после сертификационных
испытаний для подтверждения её соответствия нормам безопасности).
Россия Англия Юж.Корея Германия
Франция
Япония Знаки соответствия стандартам.
ВТО – Всемирная Торговая Организация.1995 с 1 января ВТО официально
функционирует. Участвуют 123 государства.
Основные требования Кодекса по стандартам.
Касаются стандартизации, оценки соответствия, информации.
В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы
нормативный документ не превратился в технический барьер в торговле.
Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете
международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых международной организацией
по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. и обновлённых в 1994г.
Стандарт ИСО 9000 – содержит руководящие указания по выбору и
использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в
деятельности фирмы.
Стандарт ИСО 9004 – это методические указания для общего руководства
качеством на предприятии.
Стандарт ИСО 9001-9003 – это модели систем обеспечения качества на
различных стадиях производственого процесса.
Практика конкурентноспособных зарубежных фирм показала, что
качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть
изготовлен лишь с учётом комплексного исследования рынка , и этот опыт
воплощён в стандарте: «Петля качества» начинается с маркетинга и
заканчивается маркетингом.
1. – маркетинг поиска и изучения рынка;
2. – проектирование и разработка тех.
требований к продукции ;
3. - материально-техническое снабжение;
4. подготовка, разработка производственого
процесса;
5. – производство продукции;
6. –контроль и испытание;
7. – упаковка и хранение;
8. – реализация и распределение;
9. – монтаж и эксплуатация;
10. – тех. помощь и обслуживание;
11. –утилизация после использования.
Стандартизация и кодирование информации о товаре .
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США
в 30-е годы, а первое практическое использование такого кода датируется 60-
ми годами: железнодорожники США с помощью штрихкода проводили
индентификацию железнодорожных вагонов. Широкое использование штрихового
кодирования товаров стало возможным в 70-е годы, благодаря развитию
микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в
США в 1973 г., а в 1977г. появилась Европейская система кодирования EAN (
Europen Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за
пределами Европы.
Наиболее широко применяется два кода ЕАН : 13-разрядный и 8-разрядный.
Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается
из двух штрихов и двух пробелов.
13-разрядный код EAN.
Франция 30-37
Италия 80-87
Греция 520
Бразилия
Россия 460
США
Канада 00-09
Япония 45-49
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 0
5
код изготовителя
код товара
контрольное число
код страны (Великобритания)
Для производственных предприятий штриховое кодирование даёт
возможность:
. облегчить освоение автоматизированных систем управления;
. повысить эффективность учётных операций в сферах производства,
складирования, сбыта;
. вести анализ потребляемых ресурсов;
. сократить объём документооборота;
. наладить систематический сбор достоверной информации о товародвижении и
реализации продукта;
. сперативно представлять информацию органам управления и контроля.
Сущность и содержание сертификации.
Сертификация в переводе с латыни означает «стало верно», надо знать,
каким требованиям он должен соответствовать и каким образом возможно
получить достоверные доказательства этого соответствия. Общепризнанными
способами такого доказательства служит сертификация соответствия.
Сертификация – процедура, посредством которой третья сторона даёт
письменную гарантию, что продукция, процесс, услуга соответствуют заданным
требованиям.
В системах сертификации третьей стороной /это лицо или орган,
признанные независимыми не от поставщика (первая сторона), не от покупателя
(вторая сторона)/ применяются 2 способа указания соответствия стандартам:
сертификат соответствия и знак соответствия, которые являются способами
информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре.