рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Теория лидерства

рефераты

Теория лидерства

ОБЗОР ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА.

Лидерство ( это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы

побудить

их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью

которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой. Какие

средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективными для

направления усилий людей на достижение целей организации?

Подход с позиции личных качеств.

Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают

определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль,

можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли

бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными

руководителями. Некоторые из этих изученных черт ( это уровень интеллекта

и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность,

социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в

себе.

Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые

результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к

знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и

социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные

руководители обнаруживали разные личные качества. Учеными был сделан вывод,

что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что он

обладает некоторым набором личных свойств”.

Поведенческий подход.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или

стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом

понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства

сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно

поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами

руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

Ситуационный подход.

Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли

выявить логического соотношения между личными качествами или поведением

руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает,

что личные качества и поведение не имеют значения для руководства.

Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более

поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую

роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы

включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания,

требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя

информацию.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЛИДЕРСТВУ.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том,

что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления ( это привычная манера поведения

руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и

побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий

делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота,

прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении

задачи ( все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию

индивидов, целей и задач. Каждый управляющий ( это уникальная личность,

обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно

отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе

классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и

либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на

работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Илл. 1 иллюстрирует

автократичный ( либеральный континуум.

Илл. 1

Автократичное и демократичное руководство.

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель

обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в

случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно

апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из

предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас

Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки

автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно

теории “Х” :

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают

работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от

ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать

принуждение, контроль и угрозу наказания.

На основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше

централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает

им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит всей работой

в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может

оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует

вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он

продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ

проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может

даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании

заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять

решения. И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает

свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая

неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко

регламентируют поведение сотрудника.

Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от

представлений автократичного руководителя. Мак Грегор назвал их теорией “У”

:

1. Труд ( процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не

только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут

использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с

достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а

интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Благодаря этим предположениям, демократичный руководитель предпочитает

такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого

уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и

самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать

свою волю подчиненным.

Организации, где доминирует демократичный стиль характеризуются высокой

степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие

в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий.

Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»