Индивидуальные задания по информатике
Калининградский государственный технический университет
ИНФОРМАТИКА
Методические указания для выполнения индивидуальных заданий
для студентов направления 552800 «Информатика и вычислительная техника»
КАЛИНИНГРАД
2000
УДК 681.3.06
Автор – Топоркова О.М., к.т.н., доцент кафедры систем управления и
вычислительной техники Калининградского государственного технического
университета
Методические разработки рассмотрены и одобрены кафедрой систем
управления и вычислительной техники 20.9.99, протокол № 1.
Рецензент – кафедра систем управления и вычислительной техники
Калининградского государственного технического университета
©Калининградский государственный технический университет, 2000
Введение
Тенденция усиления фактора самостоятельной работы студентов привела к
разработке данных методических указаний по выполнению индивидуальных
заданий по информатике. Они призваны, с одной стороны, подробно ознакомить
обучающихся с некоторыми практическими задачами информатики, а с другой –
закрепить навыки прикладного программирования и составления блок-схем.
Настоящие методические указания состоят из трех самостоятельных
частей, в которых излагаются три практические задачи современной
информатики – адресация элементов данных линейного списка, автокоррекция
естественно языковых текстов, сжатие данных.
Первая задача нашла свое применение в таких программных продуктах,
как системы управления базами данных, операционные системы (организация
поисковых операций в системных данных), компиляторы (работа с таблицами
идентификаторов) и многих других. Алгоритмы адресации имеют универсальный
характер и используются практически во всех задачах, в которых ведется
организация и поиск информации в одномерных массивах, независимо от места
ее нахождения – основная память или внешняя.
Вторая задача носит более частный характер, а изложенные методы
используются при проверке орфографии в текстовых и табличных процессорах,
издательских системах, а также как средство верификации результатов работы
сканера – после распознавания текста для устранения возможных ошибок
выполняется его орфографический анализ.
Проблема сжатия данных решается в современных архиваторах. Они, как
правило, используют комбинацию методов, изложенных в третьей части.
Задачи программируются на языке программирования, который изучается в
курсе «Алгоритмические языки и программирование», и, тем самым, закрепляют
навыки, полученные в этой дисциплине. Кроме этого, требование подготовки
блок-схем средствами WinWord позволяет углубить знания, связанные, с одной
стороны, с логическим проектированием алгоритма, а с другой – с правилами
начертания блок-схем.
Запрограммированные и отлаженные задачи должным образом оформляются,
что также способствует умению студента правильно и аккуратно закреплять
результат работы на бумажном носителе информации.
ЧАСТЬ 1. МЕТОДЫ АДРЕСАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из проблем при создании информационных систем является работа со