Использование компьютерных технологий в деятельности ОВД
Курсовая работа
Тема: Использование компьютерных технологий
в деятельности милиции.
План:
1. Введение.
2. Использование компьютерной техники в расследовании и предотвращении
преступлений.
* Автоматизация криминальных учетов;
* Автоматизация информационных дактилоскопических систем;
* Автоматизация составления субъективных портретов.
3. Современное состояние и перспективы развития компьютеризации в УВД
Приморского края.
Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации
оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами
внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества
информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников
в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе
связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны
обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел,
которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации. В
состав системы входят около 6 тысяч горрайорганов, 109 информационных
центров министерств и управлений, 60 информационных подразделений
управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число предприятий
и учреждений.
Расширился и круг потребителей, заинтересованных в получении
информации, имеющейся в подразделениях ОВД. Если несколько лет назад ею
пользовались, в основном, оперативно - следственные работники МВД, службы
безопасности, прокуратуры, то в настоящее время ею пользуются сотрудники
налоговой и таможенной служб, финансовых и коммерческих структур,
представители администраций республик, краев, областей.
Работы по автоматизации информационного обеспечения органов внутренних
дел ведутся с начала 70-х годов. Вначале информационные центры оснащались
ЭВМ типа Минск-22, Минск-32, затем ЭВМ типа ЕС и СМ, которые использовались
главным образом для обработки статистических данных. Слабость технической
базы и отсутствие развитых программных средств не позволяли реализовать
концепцию единой базы данных как на региональном, так и на федеральном
уровнях.
Сейчас большинство регионов России приступило к созданию региональных
информационных систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер.
Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования
данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры и
выбора технических средств. Такой подход может сделать невозможным в
дальнейшем реализацию единого информационного пространства. Очевидна
необходимость единой, от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до
федеральных учетов ГИЦ[1], стройной системы информационного обслуживания
массового пользователя.
До сих пор компьютеризация ОВД сводилась к поставке только персональных
компьютеров и создания на их базе простейших автономных систем,
дорогостоящих автоматизированных пишущих машинок и «записных книжек». С
помощью одних только персональных ЭВМ не решить проблем информатизации,
прежде всего необходимы крупные хранилища колоссальных картотек -
интегрированные банки данных, вся информация, по всем категориям учета
систематизируется, хранится и поддерживается в актуальном состоянии в одном
месте, с обеспечением межрегионального обмена, а также прямого доступа к
ней практических работников с мест в пределах своей компетенции. Эти
функции обеспечивают мощные базовые ЭВМ и специализированные сетевые
компьютерные средства.
К сожалению, из 200 ЭВМ серий ЕС и СМ, еще эксплуатируемых в настоящее
время в информационных центрах МВД, УВД, более половины не годятся для
создания ИВС по своим техническим параметрам, многие ЭВМ не имеют запасных
частей и сейчас наступает момент, когда их надо срочно заменять. Учитывая
эти обстоятельства, ЩИ подготовил план технического переоснащения
информационных центров, рассчитывая на развитие контракта с фирмой «Сименс-
Никсдорф» и получение суперсовременных ЭВМ типа КМ-600 в качестве
центральных машин для ИВС[2] зонального и регионального уровня.[3]
Высокая производительность и надежность этих вычисли тельных комплексов
позволяет включить их в качестве опорных в единую сеть МВД России с выходом
на компьютерные сети смежных ведомств в системе правоохранительных органов
Российской Федерации, а также в страны СНГ.
В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме с
помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно - розыскного и справочного
назначения с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а
также задачи учетно-статистического, управленческого и производственно-
экономического назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно
обрабатывается свыше 150 млн. документов.
Планируется объединение на логическом уровне региональных банков данных
нескольких МВД, УВД близлежащих областей, находящихся в зоне экономического
района. Такие зональные центры (в пределах 10 на территорий Российской
Федерации) будут обеспечивать требуемый уровень интеграции информационных
ресурсов и способствовать реальному формированию единого информационного
пространства подразделений ОВД.
Нормативной базой для проведения крупномасштабных работ по
компьютеризации ОВД является «Концепция развития системы информационного
обеспечения ОВД в борьбе с преступностью», утвержденная приказом МВД России
от 12 мая 1993 г., на основе которой разработаны основные принципы создания
ИВС, предложены типовые архитектурные и программно-технические решения,
разрабатываются комплексы прикладных программных средств.
В целом концепция и техническое задание на создание ИВС ориентированы
на несколько уровней сбора, обработки и накопления информации. На уровне
горрайлинорганов рабочими местами являются персональные компьютеры IВМ
РС/386, объединенные, если это необходимо, в локальную вычислительную сеть.
На более высоком уровне основой системы являются такие компьютеры, как
IВМ-486, PENTIUM, МSХ-3ОО, МХ-500 фирмы «Сименс-Никсдорф» с большими
объемами жестких дисков и оперативной памяти и высокой скоростью обработки
данных; эти компьютеры работают под управлением многопользовательской
операционной системы «UNIX» и используют систему управления базами данных
«ОRACLE».
Основным достоинством ОС[4] «UNIХ» является возможность системными
средствами решать проблему одновременной работы многих пользователей с
разграничением их доступа к системным ресурсам и данным, независимо от
способа подключения этих пользователей.
Все это послужит основой формирования региональных информационных сетей
ОВД, объединяемых затем в единую информационно-вычислительную сеть МВД
Российской Федерации, которая в техническом плане представляет собой
совокупность связанных каналами и линиями связи информационно-
вычислительных центров (районов, крупных городов, республик, краев и
областей, экономических зон России в целом) с подключенными к ним
терминалами в горрайлинорганах и службах МВД, УВД. [5]
Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив
оперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникам
правоохранительных органов для проведения оперативно-следственных и
розыскных мероприятий, а также для решения других служебных задач. Только в
автоматизированных базах данных, а также ручных картотеках ГНИ и ИЦ МВД,
УВД сосредоточено более 76 млн. объектов. В состав системы входят около 3
тысяч горрайорганов, 89 информационных центров министерств и управлений, 20
информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а
также большое число предприятий и учреждений. Развитие электронных средств
сбора, обработки и передачи информации обусловило активное внедрение новых
информационных технологий во все сферы деятельности общества и в том числе
и в правоохранительную. Ещё 5-6 лет назад маломощные персональные
компьютеры применялись в ОВД для выполнения, в основном, управленческих
работ и лишь за редким исключением могли быть использованы в качестве
автоматизированных рабочих мест по профилю оперативно-розыскной
деятельности, а тем более в информационных сетях. Но уже сегодня в системе
ОВД России эксплуатируется более 60 тысяч персональных компьютеров, из них
около 45 тысяч в качестве АРМ оперативного работника или следователя, в
дежурных частях и в качестве терминалов в локальных сетях.[6]
Основным направлением использования компьютерной техники в
расследовании и предотвращении преступлений являются:
> Создание и ведение криминальных учетов;
> Создание и ведение дактилоскопических учетов;
> Составление субъективных портретов.
-1-
Криминальные учеты предназначены для оперативного информационного
обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения
преступлений. Эти учеты в настоящее время ведутся на межгосударственном,
федеральном, региональном, республиканском, краевом и областном уровнях.
Также существуют локальные учеты, существующие в пределах определенного
органа внутренних дел. Особую роль в раскрытии и расследовании преступлений
играют централизованные и региональные учеты, ведущиеся в органах
внутренних дел.
Накапливаемая в этих учетах оперативно-справочная, розыскная и
криминалистическая информация именуется криминальной. Учеты
классифицируются по функциональному и объектовому признакам. Функционально
учеты разделяются на три группы: оперативно-справочные, розыскные и
криминалистические. По объектному признаку учеты разделяют на три группы:
учеты лиц, преступлений (правонарушений) и предметов.
Информационную базу системы составляют оперативно-справочные, розыскные
и криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и
ИЦ МВД, УВД, УВДТ и локальные учеты горрайорганов. В целом их массивы
оцениваются примерно в 250-100 млн. учетных документов, Главный
информационный центр - самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной
информации в системе МВД России. Это уникальные, многопрофильные
централизованные массивы информации, в целом насчитывающие около 75 млн.
учетных документов. В пофамильной оперативно-справочной картотеке на
судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн. учетных документов,
дактилоскопической - 17 млн. ГИЦ располагает уникальной базой данных на
машинных носителях, содержащей статистические отчеты МВД, ГУВД, УВД, УВДТ
по 50 формам за период с 1981 по 1998 гг. Информационные центры МВД, УВД
являются важнейшим звеном в системе информационного обеспечения органов
внутренних дел Российской Федерации. На них ложится основная нагрузка в
обеспечении информационной поддержки органов внутренних в раскрытии и
расследовании преступлений, розыске преступников. Они являются головными
подразделениями в системе МВД, УВД, УВДТ в области обеспечения
компьютеризации и построения региональных информационно-вычислительных
сетей и интегрированных банков данных, информационные центры выполняют
возложенные на них обязанности в тесном взаимодействии с подразделениями
аппарата МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВД России. [7]
Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в
горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другая направляется в ИЦ и
ГИЦ для формирования единого банка данных.
Криминалистические учеты предназначены для оперативного информационного
обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо
опасных серийных межрегиональных и региональных преступлений. Основой этих
учетов является сбор, накопление и анализ углубленных (по отношению к
розыскным и справочным учетам) криминалистически значимых сведений о
субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событиях.
Централизованные криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся на
межгосударственном, федеральном - в ГИЦ - и региональном, республиканском,
краевом и областном уровнях - в ИЦ МВД, ГУВД, УВД.
В ГИЦ накопление и обработка криминалистически значимой информации
осуществляется в ФБКИ[8], представляющем собой единую информационную
структуру, являющуюся одним из основных компонентов информационно-
вычислительной сети общего пользования органов внутренних дел. Параллельно
с ними продолжается эксплуатация ныне функционирующих автоматизированных
банков данных.
Централизованные криминалистические учеты ГИЦ обслуживают в первую
очередь оперативно-розыскные и следственные подразделения органов
внутренних дел, а также подразделения других правоохранительных органов и
ведомств Российской Федерации. В ФБКИ ИЦ подлежат учету:
o особо опасные преступники;
o особо опасные нераскрытые и раскрытые преступления с характерным способом
совершения;
o особо ценные предметы антиквариата, культуры и государственного значения.
Централизованные розыскные учеты на федеральном уровне ведутся
совместно с централизованными криминалистическими учетами. В дальнейшем они
будут информационно объединены в автоматизированном контуре на основе ФБКИ
в интегрированную базу данных, в ГИЦ подлежат централизованному розыскному
учету:
o пропавшие без вести лица, неопознанные трупы, неизвестные больные и дети;
o лица, объявленные в розыск;
o похищенное нарезное огнестрельное оружие;
o похищенный и угнанный автотранспорт;
o похищенные предметы антиквариата и культурные ценности;
o похищенные документы общегосударственного обращения и номерные вещи;
o лица, представляющие оперативный интерес, по признакам внешности на базе
видеозаписей (видеобанки и видеотеки лиц).
В централизованном учете особо опасных (квалифицированных) преступников
(рецидивисты, «гастролеры», организаторы преступных групп, авторитеты
уголовной среды) накопление и обработка информации осуществляется с помощью
подсистемы «Досье». В ФБКИ подсистема «Досье» информационно связана с
централизованной фототекой, в которой хранятся фотографии лиц, поставленных
на учет. Фототека информационно может быть связана с централизованной
видеотекой (видеозаписями лиц).
Объектами криминалистического учета особо опасных (квалифицированных)
преступников являются подозреваемые, обвиняемые или осужденные в Российской
Федерации граждане, иностранцы и лица без гражданства.
Постановка лиц на криминалистический учет осуществляется не по
постатейному принципу, а исходя из важности информации для раскрытия,
расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных) серийных
межрегиональных преступлений, а также для совершенствования тактики и
методики их раскрытия и расследования.
В информационные подразделения направляется информация обо всех
правонарушениях (независимо от их тяжести), совершаемых лицами, ранее
поставленными на криминалистический учет. В ГИЦ на криминалистический учет
берутся лица:
o имеющие устойчиво выраженную криминогенную ориентацию;
o совершившие особо опасные преступления, имеющие какие-либо из следующих
признаков:
. преступления с межрегиональной направленностью;
. профессионализмом исполнения;
. особой дерзостью, исключительным цинизмом;
. особой жестокостью;
в отношении:
. детей;
. женщин с явными признаками беременности, престарелых и инвалидов;
. государственных деятелей и депутатов;
. сотрудников правоохранительных органов;
o серийные преступления;
o преступления:
. с использованием формы работника милиции, а также служебного
удостоверения либо иных документов, указывающих на принадлежность к
правоохранительным органам;
. с использованием огнестрельного оружия и взрывных устройств;
. в отношении сотрудников дипломатических, торговых и иных
представительств,
. с использованием нестандартных и ранее неизвестных способов совершения
преступлений.
Для постановки на учет основаниями являются:
. постановление о возбуждении уголовного дела;
. постановление о выделении уголовного дела; постановление о соединении
уголовных дел;
. постановление о передаче уголовного дела;
. постановление о привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого);
. постановление органа следствия (дознания) или определение суда о
заключении под стражу;
. постановление о заведении розыскного дела;
. приговор суда;
. наличие в ФБКИ учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным
делам.
Криминалистический учет преступлений с характерными способами
совершения предназначен для информационного обслуживания раскрытия,
расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных) видов
преступлений, совершаемых рецидивистами и «гастролерами». На учет ставятся
нераскрытые и раскрытые преступления. Он может создаваться в инициативном
порядке по согласованию с заинтересованными главными управлениями и ГИЦ.
Учет этих преступлений реализуется по форме как набор
специализированных информационно-поисковых подсистем (задач). Все
подсистемы криминалистического учета преступлений с характерным способом
совершения в ФБКИ ГИЦ информационно объединяются между собой и с
подсистемой «Досье» в интегрированную базу данных.
В ФБКИ предусмотрено поэтапное создание подсистем для накопления и
обработки данных о следующих видах особо опасных преступлений:
. насильственные преступления;
. квалифицированные кражи имущества;
. хищения из металлических хранилищ;
. угоны автотранспорта;
. хищения грузов на транспорте;
. организация преступной деятельности;
. преступления против общественной безопасности, общественного порядка и
здоровья населения;
. преступления против правосудия;
. фальшивомонетничество и подделка документов;
. хищения производственных ресурсов и сырья;
. хищения в финансово-кредитной системе, внешнеэкономической деятельности и
других отраслях народного хозяйства;
. финансовые и валютные аферы;
. наркобизнес;
. использование снотворных и отравляющих веществ;
. контрабанда.
Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из
металлических хранилищ реализуется в ФБКИ с помощью подсистемы «Сейф»,
ранее функционировавшей самостоятельно, как Автоматизированная
информационная система «Сейф». Основным ее назначением является
централизованное информационное обслуживание раскрытия и расследования
серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов,
ящиков), совершаемых преступниками, в первую очередь рецидивистами и
гастролерами. Подсистема «Сейф» ведется совместно ГИЦ, ЭКЦ и ГУ УР[9] МВД
России.
«Учет лиц пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и
детей» - объектами данного централизованного учета являются граждане
Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства,
находящиеся на территории Российской Федерации. Данный учет производится в
ГИЦ путем ведения автоматизированного информационного банка данных (АИПС
«Опознание»). Учету подлежат:
. лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба
которых остаются неизвестными,
. лица, потерявшие связь с родственниками;
. несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и