Исследование cвязи типа высшей нервной деятельности и свойств темперамента
ВВЕДЕНИЕ
Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки,
поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтому
психологу важно не ограничиваться установлением факта и направления
индивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность
их развития, выявить область реализации и базу функционирования.
Изучение индивидуальности в психологии имеет большую историю, и едва
ли найдется другая область исследований, которую рассматривали бы со столь
разных сторон. При изучении взаимодействия психических процессов в
исследованиях личности и поведения значение индивидуальных различий
возрастает настолько, что практически всегда оказывается, что мы имеем дело
лишь с разными формами их проявления. Постепенное накопление фактов,
изучение и классификация причин разбросов измерений, связываемых с влиянием
индивидуальных различий, привело к тому, что выделились направления
дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии.
Индивидуальные различия, на каком бы уровне они не фиксировались,
закономерно объединяются между собой самыми разнообразными связями. В
концепции В.С. Мерлина (1986) дается обоснование понятия «интегральной
индивидуальности» как особого, выражающего индивидуальное своеобразие,
характера связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических
особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе.
Особенности типа высшей нервной деятельности (далее по тексту ВНД) и
свойств темперамента давно привлекают внимание исследователей. Тем не
менее, полученные ими данные крайне противоречивы. Выдвинуто множество
теорий и методов изучения. Вместе с тем, только глубокое изучение этого
вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику связи типа
ВНД и свойств темперамента в индивидуальности. Данное обстоятельство и
предопределило актуальность нашего исследования.
Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента,
связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Так, Альбрехт Галлер,
основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для
психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что
основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость
самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Эту идею воспринял
ученик А.Галлера, Г.Врисберг, который связывал темперамент непосредственно
с особенностями нервной системы. Так, он считал, что в основе холерического
сангвинического темперамента лежит крупный мозг, «сильные и толстые нервы»
и высокая возбудимость органов чувств. Идея связи особенностей темперамента
с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной
системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей
XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П.
Павловым, который предполагал, что крайним человеческим типам «мыслителям»
и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы
темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально
доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание
свойств нервных процессов. Б.М. Теплов, отвергая Павловскую схему «четырех
классических темпераментов», предлагал рассматривать все сочетания свойств
нервной системы как самостоятельные типы, поставив в качестве специальной
задачи вопрос о критериях, на основании которых могут выделяться из них
«основные типы» (1985г.)
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова,
Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов,
И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других.
Цель исследования: изучение связи типа высшей нервной деятельности и
свойств темперамента.
Объектом нашего исследования есть девушки и юноши 15-16 лет.
Предметом исследования есть связь типа высшей нервной деятельности и
свойств темперамента.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о
существовании связи между типом высшей нервной деятельности и свойствами
темперамента.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы
решались следующие задачи:
1. Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
2. Проведение сравнительного анализа типа ВНД и свойств темперамента;
3. Обозначение методов исследования;
4. Выявление особенностей исследуемой связи.
Практическая ценность работы состоит в том, что:
- результаты и материалы данной работы могут использоваться в
практике практического психолога;
- при подготовке к лекциям и практическим занятиям на
специальном факультете, и иных факультетах педуниверситета.
Новизна состоит в том, что осуществляется попытка проследить
закономерности взаимодействия двух существенных факторов индивидуального
своеобразия личности – типа ВНД и свойств темперамента.
Теоретическая ценность состоит в том, что данная работа расширяет и
углубляет имеющееся представление о человеческих типов ВНД и свойствах
темперамента.
Структура работы: работа состоит с введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВЯЗИ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА.
§ 1.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ.
Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические
различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости
эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и
другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической
жизни, поведения и деятельности. Тем не менее темперамент и сегодня
остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем
многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что
темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как
социальное существо.
Темперамент отражает динамические аспекты поведения,
преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента
наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими
особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента
заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не
случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой,
образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3
темперамента.
Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные
свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека,
которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее
содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во
взаимосвязи характеризуют тип темперамента.
К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые:
Регулируют динамику психической деятельности в целом;
1. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
2. Имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на
протяжении длительного отрезка времени;
3. Находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип
темперамента;
Однозначно обусловлены общим типом нервной системы.
Пользуясь определенными признаками, можно с достаточной определенностью
отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности.
§ 1.2 ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные,
индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические
аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания
психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер,
сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения
(после того , как центральная нервная система приобретает специфически
человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в
основном свойствами нервной системы человека.
Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию
свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку
свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.
Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки
информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений),
исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними
свойствами темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного
синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой),
легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость
исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению
реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка
темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и
чувствительности – включает уже четыре компонента: эргичность
(выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность
(чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М.
Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от
свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные
характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную,
аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в
целом.
Психологическая характеристика типов темпераментов определяется
следующими основными его свойствами:
Сензитивность – об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая
сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо
психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой
реакции.
Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степень
непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой
силы.
Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степенью
активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия
при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость
в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.
Соотношение активности и реактивности – об этом свойстве судят по
скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости
движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
Пластичность и ригидность – об этом свойстве судят по тому, насколько
легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или,
наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.
Экстраверсия и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, от чего
преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних
впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от
образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим
(интровертированность).
Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому, насколько
слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с
какой скоростью она возникает.
§ 1.3 СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Под свойствами нервной системы понимаются такие устойчивые ее качества,
которые являются прирожденными. К числу таких свойств относятся:
1. Сила нервной системы по отношению к возбуждению, т.е. ее
способность длительно выдерживать, не обнаруживая запредельного
торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки.
2. Сила нервной системы по отношению к торможению, т.е. способность
выдерживать длительные и часто повторяющиеся тормозные влияния.
3. Уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и
торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной
системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния.
4. Лабильность нервной системы, оцениваемая по скорости возникновения
и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения.
Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных
клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение.
При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в
состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной
системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия
быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой
чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую
реакцию.
В настоящее время в дифференциальной психологии сложилась 12-мерная
классификация свойств нервной системы человека (В.Д.Небылицын). В нее
входят 8 первичных свойств (сила, подвижность, динамичность и лабильность
по отношению к возбуждению и торможению) и четыре вторичных свойства
(уравновешенность по этим основным свойствам). Показано, что данные
свойства могут относиться ко всей нервной системе (ее общие свойства) и к
отдельным анализаторам (парциальные свойства).
Классификация свойств нервной системы по В.Д. Небылицыну:
- под силой нервной системы понимается выносливость,
работоспособность нервных клеток, устойчивость либо к
длительному действию раздражителя, дающего концентрированное,
сосредоточенное в одних и тех же нервных центрах и
накапливающееся в них возбуждение, либо к кратковременному
действию сверхсильных раздражителей. Чем слабее нервная
система, тем раньше нервные центры переходят в состояние
утомления и охранительного торможения;
- динамичность нервной системы, это скорость образования
условных рефлексов или способность нервной системы к обучению
в широком смысле слова. Основным содержанием динамичности
являются легкость и быстрота, с которой генерируются в
мозговых структурах нервные процессы в ходе образования
возбудительных и тормозных условных рефлексов;
- лабильность, свойство нервной системы, связанное со скоростью
возникновения, протекания и прекращения нервного процесса;
- подвижность нервной системы, скорость движения,
распространения нервных процессов, их иррадиации и
концентрации, а также взаимного превращения.
В.М.Русалов развил дальше идеи школы Теплова – Небылицына и предложил
трехуровневую классификацию свойств нервной системы. Она включает:
1. Общие, или системные, свойства, охватывающие весь мозг
человека и характеризующие динамику его работы в целом.
2. Комплексные свойства, проявляющиеся в особенностях работы
отдельных «блоков» мозга (полушарий, лобных долей,
анализаторов, анатомически и функционально разделенных
подкорковых структур и т.п.).
3. Простейшие, или элементарные, свойства, соотносимые с
работой отдельных нейронов.
Как писал Б.М. Теплов, свойства нервной системы «образуют почву, на
которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие»[1].
Развивая идеи Б.М. Теплова, В.Д.Небылицын высказал мысль о том, что
особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее тип,
имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной
работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а
при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками,
напротив, люди с сильной нервной системой.
Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его
нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее
зависит индивидуальный стиль деятельности.
§ 1.4 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре
темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический
темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент,
меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им
характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной
системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и
желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в
относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из
известных ее описаний, которое используется и в современной психологии,
принадлежит немецкому философу И. Канту.
И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно
заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и
темпераменты деятельности.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами»
индивидуальных особенностей человека.
Ниже представлена психологическая характеристика четырех типов
темпераментов:
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается
с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он
легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке,
активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая
и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент
характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро
меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у
сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя
как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны
и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и
сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука,
вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и
недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не
отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же
быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение
сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее
настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,
уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические
процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика
внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого -
уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с
людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него
устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и
в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из
себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко
выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не
допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость,
инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное
отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны,
возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно.
Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной
деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика,
торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека
холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность,
свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с
увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом
порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая
трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии
может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко
падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность,
эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в
коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость
порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом
реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает
у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение
ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь
заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и
эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают
медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью;
меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне
все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического
темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с
малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость
в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное
состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом
чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко
развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств,
повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной системы не является
отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется
с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система
- нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное
преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной
организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической
деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной
работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента
очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы
темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных
темпераментов.
"Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
§ 1.5 КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения,
динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных
различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий
в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух
основных нервных процессов - возбуждения и торможения.
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,
3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.
Исходя из этих основных признаков, И.П. Павлов в результате своих
исследований методом условных рефлексов пришел к определению четырех
основных типов нервной системы (см. Рис.1).
Подробно свойства нервной системы были рассмотрены нами в § 1.3
Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения
были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В
зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов
возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной
деятельности. Классификация типов высшей нервной деятельности представлена
на рисунке 1.
[pic]
Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут
выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми
являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных
раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим
отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия
раздражителей.
Сильный неуравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он
характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов -
преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения
сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость
нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные
процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне
всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным,
это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе
могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе
жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в
этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и
есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении
человека.
Особенности психической деятельности человека, определяющие его
поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе
индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает
характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его
психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни
поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.
§ 1.6 СООТНОШЕНИЕ ТИПОВ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СВОЙСТВАМИ
ТЕМПЕРАМЕНТА.
Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы,
наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими
особенностями человека.
Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенности поведения,
динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных
различий в деятельности нервной системы.
Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга,
т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга
находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных
факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э.Кречмер и др.)
склонны были поставить темперамент в зависимость, прежде всего от этих
последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции
включается в число условий, влияющих на темперамент.
Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной
и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, поскольку самая
гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной
иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее
взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.
Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет
возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики,
статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывают
влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли,
которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно,
влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы,
эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в
решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной
зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для
темперамента серого вещества желудочка и локализуют «ядро» личности в
подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора
неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй.
Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама по
себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивал И.П.
Павлов в своем учении о типах нервной системы.
Намеченные им типы нервных систем И.П. Павлов связывает с
темпераментом, сопоставляя четыре группы нервных систем (см. § 1.5), к
которым он пришел лабораторным путем.
Установленная зависимость между типом высшей нервной деятельности и
темпераментом представлена в таблице №1, №2.
Таблица №1
Темперамент, тип высшей нервной деятельности и динамика поведения.
| |Особенности нервных процессов |Вид |Особеннос-т|
|Тип ВНД | |темпера- |и внешнего |
| | |мента |поведения |
| |по силе |по |по подвижности | | |
| | |уравнове- | | | |
| | |шенности | | | |
|Безудержный |сильные |неуравновеш|подвижные |холерически|чрезмерно |
| | |енные | |й |активный |
|Сильный |сильные |уравновешен|подвижные |сангвиничес|активный |
| | |ные | |кий | |
|Спокойный |сильные |уравновешен|малоподвижные |флегматичес|вялый |
| | |ные | |кий | |
|Слабый |слабые |неуравновеш|подвижные или |меланхоличе|скованный |
| | |енные |малоподвижные |ский | |
Таблица №2
Зависимость темперамента от особенностей нервной системы.
|Тип темперамента |Сочетание особенностей нервной системы |
|Сангвиник |Уравновешенность, сила, подвижность |
|Холерик |Неуравновешенность, сила, подвижность |
|Меланхолик |Неуравновешенность, слабость, подвижность |
|(неуравновешенный) | |
|Меланхолик (слабый) |Неуравновешенность, слабость, инертность |
|Меланхолик (инертный) |Уравновешенность, слабость, инертность |
|Флегматик |Уравновешенность, сила, инертность |
§ 1.7 ТЕМПЕРАМЕНТ И ЛИЧНОСТЬ.
Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что
темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных
свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические
проявления соответствующих личностных свойств.
От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность,
эмоциональность, импульсивность и тревожность.
Впечатлительность – эти сила воздействия на человека различных
стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же
стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на
недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше
помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них. Да и
сила соответствующей реакции у него значительно больше, чем у менее
впечатлительного индивида.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека
на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость
тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у
неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции,
связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид – это тот, кто почти никогда не
бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в
состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности
и проявлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся
ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать.
Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, правильно ли он
поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.
Тревожный человек отличается от малотревожного тем, что у него слишком
часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания:
боязнь, опасения, страхи. Ему кажется, что многое из того, что его
окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек
боится всего: незнакомых людей, телефонных звонков, испытаний, официальных
учреждений, публичных выступлений и т.п.
Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента.
Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся свойствами
личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций,
многого другого.
Темперамент является природной основой проявления психологических
качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у
человека качества, которые несвойственны данному темпераменту.
Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что
темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания.
Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый
человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно,
например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и
деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О.
Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты
пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы
у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо
распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я
выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав
особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают
определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М.
Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого
он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С
людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький
старался быть бесстрастным и спокойным.
§ 1.8 ТЕМПЕРАМЕНТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
§1.8.1 РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТИ
ТЕМПЕРАМЕНТА.
Если оценить приведенные психологические характеристики темперамента,
то увидим, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие свойства.
Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но
побуждения его неустойчивы, так же неустойчиво и его внимание. Меланхолик
отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он
тонко чувствующий человек, как правило осторожный и осмотрительный.
Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый
темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и
социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности,
мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди
выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными
темпераментами: А. В. Суворов и А. И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и
И.П. Павлов – холериками, Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский – меланхоликами,
а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников –
выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы
видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди
одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и
консервативными.
В зависимости от того, как человек относится к тем или иным явлениям, к
жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую
энергию, становится способным к длительным напряжениям, заставляет себя
изменить скорость своих реакций и темп работы. Воспитанный и достаточно
волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать свое внимание
на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например
флегматику.
Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у
холерика может сформироваться инертность, медлительность,
безынициативность, а у меланхолика – энергичность и решительность.
Жизненный опыт и воспитание человека маскируют проявление типа высшей
нервной деятельности и темперамента человека.
Однако отдельные сильные психические потрясения, сложные конфликтные
ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или иную природную
динамическую особенность психики человека.
В системе воспитания и перевоспитания типологические категории людей
требуют особенно внимательного индивидуального подхода. При необычных
сверхсильных воздействиях, порождающих преступно-опасную ситуацию, ранее
сформированные тормозные реакции могут "растормозиться" прежде всего у
людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям,
более расположены к нервно-психическому срыву.
"Образ поведения человека и животного обусловлен не только
прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые
падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального
существования, то есть зависит от постоянного воспитания или обучения в
самом широком смысле этих слов. И это потому, что рядом с указанными выше
свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее ее свойство –
высочайшая пластичность"[2]. В зависимости от условий жизни и деятельности
человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или
ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более
резкого проявления с возрастом человека.
§ 1.8.2 ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ФАКТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Особенности темперамента следует учитывать при профессиональном отборе.
Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например,
требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих
агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе
требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования
нельзя произвольно изменить, так как они зависят от объективных причин – от
содержания деятельности.
Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее
продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова.
В учебной деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха,
продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы
для успешной деятельности и слабо выражаются у данного человека, могут быть
компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов
работы. Например, ткачихи-многостаночницы инертного типа, внимание которых
очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда
надо ликвидировать простой станков или обрыв нити, это положительное
свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более
часто, чем инертные, переключаются от одного станка к другому. В ситуации
возможных неполадок это также положительное свойство. Таким образом, более
частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость внимания,
так как эти работницы быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в
массовых профессиях и в учебе свойства темперамента, влияя на деятельность,
в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства
могут компенсироваться за счет других.
В таких профессиях, как летчик-испытатель, диспетчер большой
энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и
т. п., чья деятельность связана с регулярным экстренным напряжением,
риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике
очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая
помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких
профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность
человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду
свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием
деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям
деятельности называется профессиональным отбором и подбором.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или
воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны
более частые перерывы для отдыха, чем другим лицам. Зависит от темперамента
также и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность
дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива.
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих
уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности,
ожидания контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние
дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем
дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа
нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами
производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности
заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий
и способов работы (индивидуальный подход).
Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям
деятельности. Он заключается в преодолении отрицательного влияния
темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими
мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную
активность учащихся, степень сдержанности холерика не меньше, чем у
сангвиника, а работоспособность меланхолика не ниже, чем флегматика.
Известная степень приспособления темперамента к требованиям
деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных
свойств темперамента.
§ 1.8.3 ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к
требованиям деятельности – формирование его индивидуального стиля.
Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной,
учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью
осуществлены различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем
деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов
действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для
достижения успешного результата.
При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства
темперамента и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе.
Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в
наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие
темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных
темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм
реагирования и особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности
возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и
способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому
индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников,
передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.
Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он
формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования
индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном
возрасте при решении практических задач игрового характера.
Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека
свойств нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к
самому стилю, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению
к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека
задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней
манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной
сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно,
особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой
деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам -
это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее
проявлений.
Установлено отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е.
конечным результатом действий, и особенностями темперамента, если
деятельность протекает в условиях, которые можно определить как нормальные.
Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида
в нормальной, несстрессовой ситуации результаты деятельности в принципе
будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным
образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и
способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту
закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется
способ осуществления самой деятельности.
В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным
результатом действий, а способом достижения результатов. Были проведены
исследования с целью, установить зависимость между способом выполнения
действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался
индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или
способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом
нервной системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов,
независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций,
в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения
действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает
существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности
интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.
Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически
поощрять его усилия.
Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он
требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной
задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость,
грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания,
следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол.
Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески
смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый
тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои
действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент
проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на
скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных
операций, устойчивость и переключаемость внимания.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ: Начиная с середины XVIII в. развивались теории
темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы: А.Галлер,
Г.Врисберг. Идея связи особенностей темперамента с определенными
анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в
различных формах появляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX
вв. Она получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом
в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно показали, что некоторые
свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента.
Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова,
Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалов,
И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и многих других.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТИПА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОЙСТВ
ТЕМПЕРАМЕНТА.
§2.1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Для установления связи между типами ВНД и свойствами темперамента
необходимо:
- провести исследование свойств нервной системы;
- провести исследование свойств темперамента;
- вычислить ранговый коэффициент корреляции по Спирмену.
Для определения выраженности свойств нервной системы (подвижность,
уравновешенность, сила) мною были использованы следующие методики:
1. Методика «Сила нервной системы»
2. Методика «Уравновешенность нервной системы»
3. Методика «Подвижность нервной системы»
Методика «Сила нервной системы» - предназначена для определения
выносливости, работоспособности нервных клеток, устойчивости к действию
раздражителей.
Анкета содержит 10 вопросов (см. приложение №1), на каждый вопрос
испытуемый должен дать ответ, выбрав один из четырех предложенных. Бланк
ответа представлен в приложении №2.
Обработка результатов: подсчитывается общее количество ответов «в» и
«г», по таблице представленной в приложении №7-а, определяется балл, а в
соответствии с ним степень выраженности качества.
Методика «Уравновешенность нервной системы» - предназначена для
определения реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и
тормозные влияния.
Анкета содержит 10 вопросов (см. приложение №3), на каждый вопрос
испытуемый должен дать ответ, выбрав один из четырех предложенных.
Бланк ответа представлен в приложении №4.
Обработка результатов: подсчитывается общее количество ответов «в» и
«г», по таблице представленной в приложении №7-б, определяется балл, а в
соответствии с ним степень выраженности качества.
Методика «Подвижность нервной системы» - предназначена для определения
скорости движения, распространения нервных процессов, их иррадиации и
концентрации, а также взаимного превращения.
Анкета содержит 10 вопросов (см. приложение №5), на каждый вопрос
испытуемый должен дать ответ, выбрав один из четырех предложенных.
Бланк ответа представлен в приложении №6.
Обработка результатов: подсчитывается общее количество ответов «в» и
«г», по таблице представленной в приложении №7-в, определяется балл, а в
соответствии с ним степень выраженности качества.
Для определения экстраверсии – интроверсии, а также типов темперамента
личности, была использована методика Айзенка.
Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт
личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в
качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-,
интроверсии и психотизма.
Опросник содержит 101 вопрос (см. приложение 8), на который испытуемый
должен ответить «да» (+) либо «нет» (—). Время ответов не ограничивается,
хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.
Обработка результатов по методике Айзенка:
Полученные результаты ответов сопоставляются с «ключом» (см.
приложение №10). За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за
несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
§ 2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Основной задачей нашего эксперимента являлась попытка выявить
взаимосвязь между типами ВНД и свойствами темперамента.
Эксперимент был проведен в лицее №23 города Ставрополя. Участвовали
учащиеся 10 класса.
Возрастной состав испытуемых 15-16 лет. Общее количество 20 человек, из них
10 девушек и 10 юношей.
Форма проведения эксперимента – групповая.
Общее время тестирования 45мин. – 1 час.
Испытуемым были выданы:
- бланки ответов к методикам, используемым в эксперименте;
- анкеты к методикам: «Сила нервной системы»
«Уравновешенность нервной системы»
«Подвижность нервной системы»;
- текст опросника к методике Айзенка.
Обработка полученных данных проводилась в 2 этапа:
1 этап - первичная обработка протоколов (бланков ответов), т.е. подсчет
и сопоставление результатов анкетирования с табличными данными, что
позволило нам в соответствии с этими результатами выявить степень
выраженности исследуемых качеств; все показатели, полученные на этом этапе,
были занесены в таблицу № 3, для дальнейшей обработки.
2 этап – вычисление коэффициента корреляции по Спирмену (коэффициент
ранговой корреляции), данные необходимые для вычисления коэффициента
корреляции представлены в таблице №4.
§ 2.3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Произведя первичную обработку бланков ответов по методикам: «Сила
нервной системы», «Уравновешенность нервной системы», «Подвижность нервной
системы», мы получили данные, позволяющие на основе особенностей нервных
процессов определить тип ВНД испытуемых (см. таблица №1). Результаты
исследования были занесены в таблицу №3.
Произведя первичную обработку бланков ответов по методике Айзенка, мы
смогли определить вид темперамента испытуемых.
Методике Айзенка – интерпретация результатов:
Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма,
психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности
испытуемого, его отношения к обследованию.
Айзенк рассматривал структуру личности как состоящую из трех факторов.
1. Экстраверсия — интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, автор
отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг
знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента,
импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел.
Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства
и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На
него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интровертивный человек,