Изменения функций семьи в XX веке
Министерство образования РФ
кафедра экономики и социологии труда
Реферат
Изменения функций семьи в XX веке.
Выполнила:
студентка факультета
естествознания IV курса
2/3 группы
Даркина М.Ю.
Проверила:
кандидат социологических наук
старший преподаватель
кафедры экономики
и социологии труда
Караваева В.А.
Кострома, 2002 г.
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно
важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-
значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным
элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.
Классическим примером простого социального института является институт
семьи.
Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором
сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и
которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую
социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных
человеческих и общественных потребностей, в которой разворачиваются
основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью
каждого индивида, что накладывается отпечаток на все его развитие.
С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически
изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются
гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и
развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление
определенной экономической деятельности. Семья есть социальная группа, в
которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные
(духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают
воспроизводство общества путем рождения потомства. Она является основой как
для удовлетворения половых потребностей, так и для реализации социальных и
индивидуальных качеств личности. Но точно так же в семье осуществляются и
определенные виды экономической деятельности (производительно-
потребительские или только потребительские).
Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы
указывает на то, что характер отношений в семье, структура и форма
исторически изменчивы; отчего и:
сама семья является исторически изменчивой социальной группой.
Одновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую,
биосоциальную и экономическую основу.
Как парциальная социальная группа семья осуществляет ряд функции,
важнейшими из которых являются:
|Сфера семейной |Общественные функции |Индивидуальные функции |
|деятельности | | |
|Репродуктивная |Биологическое |Удовлетворение потребности в |
| |воспроизводство общества|детях |
|Воспитательная |Социализация молодого |Удовлетворение потребности в |
| |поколения |родительстве. |
|Хозяйственно-бы|Поддержание физического |Получение хозяйственно-бытовых |
|товая |здоровья членов |услуг одними членами семьи от |
| |общества, уход за детьми|других |
|Экономическая |Экономическая поддержка |Получение материальных средств |
| |несовершеннолетних и |одними членами семьи от других |
| |нетрудоспособные членов | |
| |общества | |
|Сфера |Моральная регламентация |Формирование и поддержание |
|первичного |поведения членов семьи в|правовых и моральных санкций за |
|социального |различных сферах, |нарушение социальных норм в |
|контроля |ответственность и |общественной жизни и семейных |
| |обязательства родителей |отношениях |
| |перед детьми | |
|Сфера духовного|Развитие личности членов|Духовное взаимообогащение членов|
|общения |семьи |семьи |
|Социально-стату|Предоставление |Удовлетворение потребности в |
|сная |социального статуса |социальном продвижении |
| |членам семьи. | |
| |Воспроизводство | |
| |социальной структуры | |
|Сфера семейной |Общественные функции |Индивидуальные функции |
|деятельности | | |
|Досуговая |Организация |Удовлетворение потребностей в |
| |рационального досуга. |совместном проведении досуга |
| |Социальный контроль в | |
| |сфере досуга | |
|Эмоциональная |Эмоциональная |Получение индивидами |
| |стабилизация индивидов и|психологической защиты, |
| |их психологическая |эмоциональной поддержки в семье.|
| |терапия |Удовлетворение потребности в |
| | |личном счастье и любви |
|Сексуальная |Сексуальный контроль |Удовлетворение сексуальных |
| | |потребностей |
Функции семьи в ходе истории изменяются, как изменяется и сама семья.
Так, например, в период, когда семья отличалась примитивной организацией,
ее функции не обособлялись резко от общественных, ибо слабо вооруженный
технически и слабо защищенный человек не мог жить и трудиться лишь в рамках
семьи. Позже семья становится «малым обществом» и в значительной мере
освобождает человека от зависимости от общества в целом (патриархальная
семья). В конце концов опять происходит значительное переплетение функций
семьи и общества, и последнее берет на себя значительную часть функции
семьи.
Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной
общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление
человекам продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли
«биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной
за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она
выступает своеобразным регулятором рождаемости. В настоящее время демографы
отмечают снижение рождаемости в России. Так, в 1995 году новорожденные
составили 9,3 на одну тысячу населения, в 1996 - 9,0; в 1997 - 8
новорожденных.
Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он
становится личностью, и становление ее требует целенаправленного,
систематичного воздействия. Именно, семья с ее постоянным и естественным
характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения,
взгляды, мировоззрение-ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции
семьи как основной имеет общественный смысл.
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную
функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и
тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и
эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это
позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной
жизни. Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не
только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других
членов семьи в период их нетрудоспособности.
В период социально-экономических преобразований в обществе
-претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей историческом прошлом
являлась экономическая функция семьи, подчиняющая себе все остальные: глава
семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в
жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и
репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не
отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной
семьи представлены финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды
формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений
характерны определенные функции, что может быть представлено следующей
таблицей.
0сновные периоды развития семьи и функции членов семьи
|Стадии семьи |Основные функции семьи |
| |Родительские функции |Функции ребенка |
|I. Этап |Осознание партнерских | |
|формирования |отношении, укрепление | |
|семьи |взаимоотношений между | |
| |супругами; создание | |
| |сексуальных отношении, | |
| |удовлетворяющих обоих; | |
| |развитие взаимопонимания, | |
| |которое позволяет каждому | |
| |свободно проявлять свои | |
| |чувства; налаживание | |
| |отношении с родителями и | |
| |другими родственниками, | |
| |удовлетворяющих обе стороны; | |
| |распределение времени между | |
| |домом и работой; выработка | |
| |порядка принятия решений, | |
| |удовлетворяющих обе стороны; | |
| |беседы между супругами о | |
| |будущем семьи | |
|II. Семья, |Привыкание к мысли о |Ребенок зависим от матери и |
|ждущая |беременности и рождении |начинает доверять ей; |
|ребенка, семья|ребенка; подготовка к |появление привязанностей; |
|с младенцем |материнству и отцовству, |овладение навыками |
| |привыкание к роли отца и |простейшего социального |
| |матери; привыкание к новой |взаимодействия; |
| |жизни, связанной с появлением|приспособление к ожиданиям |
| |ребенка; создание в семье |других людей; развитие |
| |атмосферы, благоприятной и |координации движений рук и |
| |для семьи, и для ребенка; |глаз; нахождение удобного |
| |забота о потребностях |ритма смены покоя и действия;|
| |ребенка; распределение |овладение словами, короткими |
| |обязанностей по дому и уходу |фразами, речью |
| |за ребенком, не перегружающее| |
| |ни одного из родителей | |
|III. Семья с |Развитие интересов и |Преодоление противоречия |
|ребенком |потребности ребенка; |между желанием быть всегда с |
|дошкольного |преодоление чувства |объектом своей привязанности |
|возраста |пресыщения материнством |и невозможностью этого; |
| |(отцовством) и раздражения по|привыкание к |
| |поводу хронической нехватки |самостоятельности; выполнение|
| |времени для собственных нужд;|требований взрослого по |
| |поиск квартиры, |соблюдению чистоты |
| |соответствующей потребностям |(опрятность во время еды, |
| |семьи; привыкание к |гигиена половых органов); |
| |чрезвычайно возросшим с |проявление интереса к |
| |появлением в доме ребенка |товарищам по играм; |
| |материальным затратам; |стремление быть как мама или |
| |распределение обязанностей и |как папа |
| |ответственности между | |
| |родителями в постоянно | |
| |меняющихся ситуациях; | |
| |поддержка сексуальных | |
| |отношений, удовлетворяющих | |
| |обоих, и беседы о будущих | |
| |детях; дальнейшее развитие | |
| |взаимоотношений в семье - | |
| |открытых, позволяющих | |
| |супругам говорить на самые | |
| |разные темы; развитие | |
| |отношении с родителями в | |
| |связи с появлением ребенка и | |
| |выполнением ими новой роли; | |
| |сохранение прежнего круга | |
| |друзей и своих увлечений вне | |
| |дома (в зависимости от | |
| |возможностей семьи); | |
| |выработка образа жизни семьи,| |
| |формирование семейных | |
| |традиций, беседы родителей о | |
| |воспитании детей | |
|IV. Семья |Воспитать у детей интерес к |Получение навыков, |
|школьника |научным и практическим |необходимых для школьного |
| |знаниям; поддержка увлечений |образования; стремление быть |
| |ребенка; дальнейшее развитие |полноправным и готовым к |
| |взаимоотношений в семье |сотрудничеству членом семьи; |
| |(открытость, откровенность); |постепенный отход от |
| |забота о супружеских |родителей, осознание себя как|
| |отношениях и личной жизни |личности, которую любят и |
| |родителей; |уважают; |
| |сотрудничество с родителями |включение в группу |
| |других школьников |сверстников, совместная с |
| | |ними деятельность; знакомство|
| | |с правилами поведения и |
| | |моралью группы; расширение |
| | |словарного запаса и развитие |
| | |речи, позволяющие четко |
| | |излагать свои мысли; |
| | |осознание значения |
| | |причинно-следственных связей |
| | |и формирование научной |
| | |картины мира |
|V. Семья с |Передача ответственности и |Положительное отношение к |
|ребенком |свободы действии ребенку по |собственному полу и |
|старшего |мере взросления и развития |происходящим физиологическим |
|школьного |его самостоятельности; |изменениям; прояснение для |
|возраста |подготовка к новому периоду |себя роли мужчины и женщины; |
| |жизни семьи; определение |ощущение принадлежности к |
| |функций семьи, распределение |своему поколению; достижение |
| |обязанностей и разделение |эмоциональной независимости, |
| |ответственности между членами|отход от родителей; выбор |
| |семьи; поддержка открытости |профессии, стремление к |
| |во взаимоотношениях между |материальной независимости; |
| |разными поколениями в семье; |подготовка к дружбе со |
| |воспитание взрослеющих детей |сверстником противоположного |
| |на достойных образцах, на |пола, браку, созданию семьи; |
| |собственном примере - |постепенное формирование |
| |взрослого мужчины, любящего |собственного мировоззрения |
| |супруга, но знающего меру | |
| |отца (взрослой женщины, жены,| |
| |матери); понимание и принятие| |
| |индивидуальности ребенка, | |
| |доверие и уважение к нему как| |
| |к уникальной личности | |
|VI. Семья со |Отрыв от взрослеющего | |
|взрослы |ребенка, способность | |
|ребенком, |отказаться от прежней власти | |
|входящим в |над ним; внушение ребенку, | |
|мир. |что в любых жизненных | |
| |ситуациях он всегда получит | |
| |утешение и помощь под | |
| |родительским кровом; создание| |
| |благожелательной -обстановки | |
| |для новых членов семьи, | |
| |пришедших в нее через брачные| |
| |связи; забота о супружеских | |
| |отношениях при новой | |
| |структуре семьи; | |
| |спокойное вступление в новую | |
| |стадию брака и подготовка к | |
| |выполнению роли бабушки и | |
| |дедушки; создание хороших | |
| |отношений между собственной | |
| |семьей и семьей взрослого | |
| |ребенка; уважение | |
| |самостоятельности и | |
| |индивидуальности обеих семей | |
|Партнерские функции |
|VII. Семья |Обновление супружеских | |
|среднего |отношений; приспособление к | |
|возраста |возрастным физиологическим | |
|(«пустое |изменениям; творческое, | |
|гнездо») |радостное использование | |
| |большого количества | |
| |свободного времени; | |
| |укрепление взаимоотношений с | |
| |родственниками и друзьями; | |
| |вхождение в роль бабушки | |
| |(дедушки) | |
|VIII. |Осознание собственного |Наряду с функциями по |
|Постаревшая |отношения к смерти и |развитию собственной семейной|
|семья |одиночеству; изменение дома в|жизни проявление заботы о |
| |соответствии с потребностями |престарелых родителях; помощь|
| |пожилых людей; приспособление|им, если это необходимо, |
| |к жизни на пенсии; воспитание|материальная и духовная; |
| |готовности по мере уменьшения|подготовка к окончательному |
| |собственных сил принять |уходу родителей; подготовка |
| |помощь других людей; |своих детей к потере бабушки |
| |-подчинение своих увлечений и|(дедушки) |
| |дел своему возрасту; | |
| |подготовление к неизбежному | |
| |концу жизни, обретение веры, | |
| |которая поможет спокойно | |
| |дожить годы и спокойно | |
| |умереть | |
Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что в различные периоды
становления и развития семьи функции ее членов меняются.
Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их
взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства,
родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в
семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого «главнее» и в семье.
Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи
говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии,
меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.
Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от
«иерархической» логики различий между полами к логике индивидуальных
особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и
внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что
относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на
личные интересы скрепляют семью.
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого
рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например
безработице, росту цен и т. д. Так, по данным Госкомстата РФ на начало 1996
года 63% населения имели доходы ниже среднего уровня. В настоящее время эти
цифры имеют тенденцию к росту. И. Ф. Дементьева говорит о возникновении
новых нетипичных проблем воспитательного характера вследствие различных
материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные
в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у
своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее
деятельности. Подростки порой выполняют непрестижную, неквалифицированную
работу, но выгодную в денежном отношении и их заработок может приближаться
к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов,
способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей
происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не
только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению
интеллектуального потенциала общества.
Помимо падения рождаемости отмечается и такой негативный: факт в
институте семьи, как увеличение числа разводов. В ряде работ
рассматриваются отрицательные последствия разводов: ухудшение воспитания
детей, увеличение случаев их психических заболеваний, алкоголизм
родителей, разрушение кровнородственных связей, ухудшение материального
положения, дисгармония воспроизводства населения (Н. Я. Соловьев, В. А.
Сысенко и др.).
Влияние распада семьи на детей дошкольного возраста изучалось в
частности Т. П. Гавриловой. Она выявила, что при нарушении контактов с
родителями у детей возникают наиболее острые переживания, поскольку для
ребенка распад семьи - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных
отношений с родителями, конфликт между привязанностью, к отцу и матери.
Развод ставит перед ребенком непосильные для его возраста задачи:
ориентацию в новой ролевой структуре без ее прежней определенности,
принятие новых отношений с разведенными родителями. Дети 2, 5-3 лет
реагируют на распад семьи плачем, агрессивностью, нарушениями памяти,
внимания, расстройством сна. Этот вывод подтверждается и зарубежными
исследователями: эмоциональное здоровье детей самым непосредственным
образом связано сосуществованием постоянно действующего общения ребенка с
обоими родителями (3. Матейчек, А. Николи). Развод порождает у ребенка
чувство одиночества, ощущение собственной неполноценности.
Снижение рождаемости и высокий уровень разводов - показатели кризиса
семьи. Причины этого раскрываются в Конвенции ООН о правах ребенка (1992),
а также в Докладе государств-участников в соответствии со ст. 44
конвенции—добавление по РФ, в работах социологов, демографов; К ним
относятся: кризисное состояние социально-экономической сферы и
неблагоприятные изменения состава населения, что связано с демографическим
«эхом» войны. Институт семьи пострадал от войн, репрессий.
В 80-е годы в СССР была создана «Служба семьи» -система учреждений и
общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий
для совершенствования, развития и укрепления семьи, наиболее полной
реализации ее целей и задач. Появляются новые подразделения «Службы семьи»:
особое внимание уделяется семьям беженцев, мигрантов, безработных;
создаются центры социальной адаптации и реабилитации для детей с
недостатками психического и физического развития. Намечаются различные пути
оказания: помощи семье, поскольку семья - уникальное явление, она играет
особую роль в жизни общества, выполняет одну из важнейших функций -
воспитательную.
Список литературы:
1. Гаспарян Ю.Л. Семья на пороге XXI века (социологические проблемы) –
Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1999. – 320 с. (стр. 13, 55-57).
2. Зверева О.Л., Гашечева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание:
Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. –
М.: Изд. цент «Академия», 1999. – 160 с. (стр. 7-14).
3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших учебных
заведений. – М.: Наука, 1994. – 317 с. (стр. 207-210).
4. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е переработанное и
дополненное / перевод с сербского. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС,
1998. – 432 с. (стр. 239-247).
5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд.,
переработанное и дополненное. – М.: Центр, 2000. – 244 с. (стр. 150-159).