рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

рефераты

Комплексы психоразвивающих упражнений для работы с детьми логопедических групп

Комплексы психоразвивающих упражнений для

работы с

детьми логопедических групп.

У детей логопедических групп,как правило , интеллект нормальный

. Они кри-

тичны к своей речи ,большинство из них имеют настойчивое

стремление к исправ-

лению речевого недостатка. Но у части детей , по сравнению с

возрастной нормой,

наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее

структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведения

материала , неустойчи-

вость внимания , быстрая отвлекаемость , истощаемость психических

процессов ,сни-

жение уровня обобщения и осмысления действительности; у них

затруднена развернутая связная речь . Со стороны эмоционально-

волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная

возбудимость , раздражительность или

общая заторможенность , замкнутость , обидчивость , плаксивость ,

многократная

смена настроения и др.

Психолого- педагогическая коррекция речи у детей

логопедических групп должна включать комплекс мероприятий ,

направленных на устранение неблагопри-

ятного воздействия указанных выше социальных факторов , на

улучшение общего

психического состояния ребенка , на формирование у него интереса

к речевому

общению и необходимых навыков поведения , на организацию

правильного речево-

го воспитания . Эффективность психолого- педагогической коррекции

будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком .

Программа психокоррекционного занятия включает в себя

несколько групп

упражнений и осуществляется на основе данных обследований .

На первом этапе отрабатывается речевое ( фонационное )

дыхание. Тренировка

начинается с приведения ребенка в состояние покоя и

расслабления мышц плеч,

грудной клетки и рук , что возможно в любом из трех положений

: стоя ,сидя, лежа.

1.Производится быстрый бесшумный вдох , переходящий в длительный

и спокой-

ный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха

отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в

стороны ; на выдохе они постепенно

занимают свое исходное положение.

2.Выдох направляется к местам активной артикуляции и

фокусируется в одной точке – на губах . Для достижения , а затем

закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед , не

изменяя своего положения. При этом длительно и слитно ( 3-6 раз )

произносятся специально подобранные звуки, слоги , слова и фразы

типа «у» , «о» , «ух», « ухо», «уж», « урок», « уснуть» , «

утюг»,«уют», « кто от кого , тот в того», « чужую беду руками

разведу», «дружба дружбой , служба службой», « за труд чтут», « очи

ушей верней», «повинную голову меч не сечет»..

3.Различение неречевых звуков, заранее записанных на магнитофонную

пленку

или создаваемых психологом. Ребенка просят определить , что

имитирует

психолог своим голосом . Это может быть , например «стук

часов», « крик воро-

ны», «жужжание жука» , «писк комара» и др.

4. Развитие фонематического анализа. Ребенка просят определить ,

какой одина-

вый звук он слышит в словах «сад», «маска», «лес» и.т.п.,и

поднять руку если

слышит звук «с». Далее ребенок определяет место звука ,

например «с» , в словах

«нос», «пояс», «сапог», «песня». После этого ребенку

предлагается придумать

слова, начинающиеся с определенной буквы и содержащие три-

четыре звука.

Заключительное упражнение состоит в том , что психолог

произносит слова-

квазиомонимы,содержащие исправляемый звук , а ребенок рисует

соответству-

ющий предмет ( или подбирает подходящую картинку).

Предлагаются следую-

щие слова: «уши-ужи», «крыша-крыса», «мишка-миска», «ложки-

рожки», «рак-

лак», « пилот-пирог» и.т.п.

5. Развитие общей моторной активности , целенаправленности и

динамической

скоординированности движений. Ребенка просят несколько раз (3-

5) хлопнуть

мячом об пол , считая при этом. Затем, оттолкнув мяч от

одного края стола,

попробовать поймать его у другого края. Далее ребенка

просят проскакать

поочередно на правой и левой ногах , например от стола к

двери. Упражнение

повторяется , но уже с разворотом в прыжке. После этого , в

зависимости от

возраста , ребенка просят по словесной инструкции психолога или

подражая

ему, произвольно напрягать мышцы шеи, плеч, рук, а затем

расслаблять их ,

свободно наклоняя голову , покачивая руками и расслабляя

кисти.

6. Расслабление артикуляторных мышщ. Ребенок, подражая психологу ,

пробует

произвольно напрягать мышщы челюстей , губ, языка с упором в

твердое небо,

мягкого неба путем зевка , лица ( нахмуривание бровей ,

зажмуривание глаз ),

затем расслаблять мышцы рта , нижней челюсти, губ. Оба

состояния ребенок

пытантся выдерживать от 3 до 5 сек.

7. Развитие речевого дыхания ( нижнереберного типа с длительным и

нтенсивным

выдохом). Психолог с целью контроля кладет руку на нижние

отделы грудной

клетки ребенка и отрабатывает ритмичное глубокое дыхание с

помощью игры

«Спасательный жилет». Во время вдоха- «жилет надувается»-

нижние отделы

грудной клетки и стенка живота выдвигаются наружу и вширь;

во время выдо-

ха – «вытащили пробку»- брюшные мышцы и грудная клетка

медленно втяги-

ваются до исходного положения. Далее выполняется это же

упражнение , но на

выдохе ребенок пытается произносить звук «ф» ( в течение 4-6

с). Для удлине-

ния и интенсивности выдоха ребенок имитирует игру на

духовых инструмен-

тах: « дует в свисток или рожок », « играет на губной

гармошке». Длительность

выдоха доводится до 6-8 с.

8. Упражнения на развитие внимания.

№ 1 «Незнайкины небылицы».

Незнайка сочинял историии, но, как обычно, все перепутал в

них . Когда он

стал рассказывать свои историии друзьям , все громко

смеялись и говорили,

что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал

Незнайка.

- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки ,

теплые сапоги , шу-

бы и отправляются кататься на санках.

- Весной все звери готовятся к долгой спячке.

- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.

- Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и

собирать

ягоды.

№ 2 «Цветик- семицветик »

Взрослый рисует цветок с семью лепестками : красным,

желтым, голубым,

розовым,коричневым, синим , оранжевым. Середина цветка- зеленая.

Ребенку

предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно

такой же.

№3 « Невнимательный садовник »

Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду ,

но он был очень

невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с

семенами. Помоги

садовнику найти лишние пакетики , если на них написано:

«Яблоня», «Груша»

«Вишня», «Роза», «Слива», « Береза», « Персик».

№4 « Паровозик с клоунами»

Все дети превращаются в «поезд», в котором едут

«клоуны». « Клоуны» лю-

бят баловаться , веселиться , прыгать, поэтому «поезд» по

сигналу взрослого

( гудок ) останавливается, « вагончики» разъезжаюются в

разные стороны, де-

ти падают. Основная задача - при падениии быть

внимательным к окру-

жающим детям , стараться их не задеть. После того как

«поезд» отремонти-

руюют, игра продолжается.

№5 « Летает - не летает».

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет

предметы. Если

предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает – руки у

детей опущены.

Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки

непроизвольно , в силу подражания , будут подниматься. Необходимо

своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван

нелетающий предмет. Кто не удержался – платит фант , который в

конце игры выкупается.

9.Упражнения на развитие мышления.

№1 «Разрезные картинки» ( складывание

рисунка из его частей)

Берется любая открытка ( лучше использовать изображение

неживого мира)

и разрезается на две равные части . Ребенка просят

составить ее. Другая

на четыре части и так далее. Выполняя задание , ребенок

ориентируется на

рисунок , изображенный на открытке . Покупные мозаики и

пазлы помогают

детям соотносить форму и цвет.

№.2 « Придумаем загадку».

Логика придумывания загадок сложна для дошкольников,

поэтому начинать следует с внешних признаков окружающих

предметов . Например : « Большой, круглый, полосатый, а внутри

красный» ( арбуз).Затем добавляются функциональ-

ные признаки: «Шумит,ворчит , глотает , все дома очищает»

(пылесос).

Далее предлагаются сравнения и литературные загадки .

Например : «Крашено

Коромысло через реку повисло» ( радуга). Непонятные слова

объясняются.

№3 « Что лишнее?»

Взрослый называет три ( позже четыре ) предмета , один

из которых не под-

ходит к данной классификации. Например: огурец, яблоко, помидор (

овощи- фрукты ) ; стул, стол, шкаф , платье ( мебель- одежда). Ребенок

выделяет «лишний»

предмет и объясняет свой выбор. Хорошо использовать в этой

игре наглядную

опору- картинки и предметы.

10. Упражнения на развитие памяти.

№1 « Телефон»

В игре участвуют не менее трех игроков .Словесное

сообщение передается

друг другу , пока оно не вернется к первому игроку.

Сообщение может состо-

ять из одного слова, постепенно превращаясь в длинное

предложение.

№2 « Рассказы по картинкам»

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке .

Используются смешные сюжеты, можно из комиксов.

№3 « Рассказы по памяти»

Ребенка просят рассказать просмотренный недавно

мультфильм.

№4 « Слова»

Дети по очереди называют слова , где последняя буква

предыдущего слова

является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

11.Упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы.

№1 « О рыбаке и рыбке»

Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или

кратко перессказы-

вает эту сказку . Дети выбирают роли старика , старухи,

золотой рыбки.

Остальные дети держатся за руки , изображая море ( поднимают

и опускают

сцепленные руки).Можно использовать музыкальный фон- морские

звуки.

Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-

своему или пере-

делать ее.

№2 «Воробьиная семья»

Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев

сказки с помощью

мимики, жестов, интонации.

«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама,

папа,сын.Мама улетала мошек

ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище

веточками, утеплял

мхом. Сын тоже помогал отцу, и этим всегда хвастался

перед своими друзья-

ми. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и

сильный. А с тем кто

не соглашался с ним , воробышек ссорился и даже дрался.

Как-то раз мама

и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его

к обеду , но воробы-

шек не прилетал. Родители стали волноваться , не съели

не крошки. Папа-

воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь

она думала, что с

ее любимым сыночком что-то случилось.А сыночек

поссорился с друзьями.

Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям.

И в воробьи-

ной семье был серьезный разговор...( дети чирикают,

интонациями передавая

чувства мамы , папы, сына). Воробышку пришлось сознаться

в том, что он

хвастается и дерется. Сын рассказал родителям , как ему

хотелось доказать

всем , какой он взрослый. Воробышек объяснял , что очень

хотел бы ,чтобы

его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но

вместо радости

и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек

попросил прощения ,

и родители его простили. Они накормили сына вкусной

едой и, погладив по

перышкам , ласково объяснили , что очень любят его , и

для них он самый

ловкий и сильный воробышек во всем лесу».

№3 « Три поросенка»

Взрослый рассказывает последнюю часть сказки , а

все дети выполняют

действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно

распреде-

лить роли между детьми, использовать маски.

№4 «Брыкающаяся лошадка»

Все дети превращаются в «лошадок » и свободно

размещаются на ковре

( стоят на коленях, опираясь о пол руками).Взрослый

читает текст сказки.

«Жила-была лошадка , которая очень любила

брыкаться и капризничать.

Ей мама говорит: «Покушай , доченька, травки

свеженькой». «Не хочу, не

буду», - кричит лошадка и брыкается ножками ( дети

выполняют дейст-

вия). Папа уговаривает лошадку : « Погуляй , поиграй

на солнышке». Не

хочу, не пойду!»- отвечает лошадка и опять

брыкается. Не смогли угово-

рить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили

ее дома, а сами

ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла

гулять одна. А на-

встречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке:

« Не уходи, лошад-

ка, далеко в лес , ты еще маленькая». Лошадка опять

упрямится: « Я не ма-

ленькая , куда хочу, туда и хожу!» А волку это и

надо было. Подождал

он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как

набросится на нее

сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой

сильно ударила

волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками

вместе так стала

брыкаться , что волк убежал и никто его там

больше не видел ( дети

выполняют все действия ). Лошадка перестала

упрямиться и капризни-

чать, выросла и теперь работает в цирке , брыкается

ножками, подбра-

сывает высоко мячики на радость зрителям».

12.Упражнения на снятие психофизического напряжения.

№1. Игра « Подснежник» ( релаксационный

комплекс)

1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко

сложил свои

лепестки , чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (

дети садятся

на корточки , обнимая руками плечи, прижимая голову).

2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца

постепенно пробуж-

дают цветок. Он медленно растет , пробираясь сквозь снежный

сугроб

( дети медленно приподнимаются и встают).

3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко , а

цветочку очень

хочется почувствовать тепло ( дети тянут руки вверх,

напрягая пальцы,

поднимаясь на носки).

4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни

). Лепестки

стали раскрываться , наслаждаясь весенним теплом. Цветок

радуется, гор-

дится своей красотой ( дети медленно опускают руки ,

плечи , улыбают-

ся). «Этоя - первый весенний цветок и зовут меня

подснежник »,- кива-

ет он всем головой.

5. Но весенняя погода капризна . Подул ветерок , и стал

подснежник раска-

чиваться в разные стороны( дети раскачиваются). Цветочек

склонялся все

ниже и ниже и совсем лег на проталину ( дети ложатся на

ковер).

6. Побежали ручьи , вода подхватила и унесла подснежник в

длительное

сказочное путешествие. Он плывет и удивляется чудесным

весенним

превращениям ( звучит природная музыка, дети лежат на

ковре и «путе-

шествуют» с закрытыми глазами).

Когда цветок напутешествуется , он приплывет в сказочную

страну ( дети

поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и

радова-

лись).

№2 . Игра «Гусли-самогуды» (

релаксационно- танцевальный

комплекс).

1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.

В сказочном дворце,

На высоком крыльце,

Звучит грозный указ,

Добрым молодцам наказ:

« Кто сумеет станцевать

Так, как гусли нам велят,

Тот и будет помогать

Нашим царством управлять.

Гусли, гусли- самогуды

Распевают песни всюду.

Раз готовы вы друзья,

Танцевать нам всем пора.

2. Звучит ритмичная музыка . Ведущий читает текст. Дети

стоят, « танцуют»

мышцы плеч и рук.

Вот и музыка звучит.

А народ все ждет, стоит.

Ой , пустились плечи в пляс.

Веселей, еще хоть раз!

Пальцы, локти скачут вместе,

А народ стоит на месте.

Пляска стала затухать ,

Тише музыка играть.

3. Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы ног.

Ноги стали просыпаться,

Просыпаться, подниматься!

Пятки, пальцы и колени

Заплясали как хотели.

Как им весело плясать!

Только стали уставать.

4. Меняется ритм музыки , «танцуют» мышцы живота.

Рад живот поупражняться,

Научился напрягаться.

Вдох и выдох , покрутись.

Лежебока, эй , проснись!

5.Меняется ритм музыки , « танцуют» мышцы плеч.

Вот поднялись наши плечи.

Выше, выше, резче, резче.

Стали плечи затихать,

Затихать и засыпать.

6.Звучит спокойная музыка , затем вновь меняется ритм,

«танцуют» мышцы лица.

Щеки, носик в пляс пошли.

Брови нежно подними,

Губы вытянулись в трубку,

Потанцуй еще минутку.

7. Ведущий выбирает ребенка , который старался , был

внимательным.

Ребенок заказывает любые движения для всего тела.

Вновь народ стоит и ждет.

Что нам музыка споет?

Ты, помощник, выходи,

Общий танец закажи.

Звучит ритмичная музыка , все танцуют « заказанный»

танец , выполняют

движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться

по собственному

желанию , так, как хочет само тело.

8. Звучит спокойная музыка , дети не сходя с места плавно

двигаются под

нее. После этого можно предложить детям лечь на ковер.

А теперь, все отдыхаем .

Отдыхаем и мечтаем

О волшебных берегах,

О невиданных краях.

Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети

мечтают. « Гус-

ли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают ( по желанию )

о своих

образах- мечтах.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»