Конфликты и методы их урегулирования
Московский Государственный Открытый Педагогический Университет
Факультет Психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу Социальная Психология
КОНФЛИКТЫ И МЕТОДЫ ИХ УРЕГУЛИРОВАНИЯ
Выполнила студентка
1-го курса (группа №3)
Заочного отделения
Москва 1998
Содержание.
Введение
Глава 1. Понятие конфликта.
п.1.1. Определение конфликта.
п.1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов.
п.1.3. Основные стадии протекания конфликта.
п.1.4. Структура конфликта.
Глава 2. Методы урегулирования конфликтов.
п.2.1. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
п.2.2. Карта конфликта.
п.2.3. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.
Заключение.
Литература.
Введение.
Важнейшим вопросом социальной психологии является проблема групп, в
которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности. И не для кого
не секрет, что в любом объединении людей обязательно существуют
разногласия, порой, перерастающие в конфликт.
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации:
угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать
свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда
явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты
рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы
человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной
деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и
практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые
конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших
взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, не смотря на то, что
регулировать их, тем не менее, необходимо. Попробуем подтвердить эту
гипотезу на примере коллектива какой либо организации.
Глава 1. Понятие конфликта.
п.1.1. Определение конфликта.
Что же такое конфликт?
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают
наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о
взаимодействии людей.
В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно
направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого
эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных
отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными
эмоциональными переживаниями" [5].
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит
отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия
между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений,
взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже
отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта.
Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия
нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению
поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо
образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное
взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники
получат возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив
при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл
конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит
положительный характер.
п.1.2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов.
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между
различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые
можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за
основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между
родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя),
межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности,
премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она
входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми
сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали
(между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в
которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты
вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех
остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них
он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое
действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого
конфликта.
Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин.
Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется
возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге
"Если вы - руководитель" [6], следующими тремя группами причин,
обусловленными:
трудовым процессом;
психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их
симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей,
действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;
личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать
свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью,
бестактностью.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу
их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для
конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают
принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов
и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и
эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к
негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в
склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению
эффективности работы группы или организации.
Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как
позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в
таблице №1.
Таблица№1
Функции конфликтов
|Позитивные |Негативные |
|разрядка напряженности между |большие эмоциональные, |
|конфликтующими сторонами |материальные затраты на |
| |участие в конфликте |
|получение новой информации об|увольнение сотрудников, |
|оппоненте |снижение дисциплины, |
| |ухудшение |
| |социально-психологического |
| |климата в коллективе |
|сплочение коллектива |представление о побежденных |
|организации при |группах, как о врагах |
|противоборстве с внешним | |
|врагом | |
|стимулирование к изменениям и|чрезмерное увлечение |
|развитию |процессом конфликтного |
| |взаимодействия в ущерб работе|
|снятие синдрома покорности у |после завершения конфликта - |
|подчиненных |уменьшение степени |
| |сотрудничества между частью |
| |сотрудников |
|диагностика возможностей |сложное восстановление |
|оппонентов |деловых отношений (“шлейф |
| |конфликта”) |
п.1.3. Основные стадии протекания конфликта.
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом
общие стадии протекания:
стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей,
норм;
стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания
участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
стадию конфликтных действий;
стадию снятия или разрешения конфликта.
п.1.4. Структура конфликта.
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко
выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной
ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями,
особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений
конфликтующих сторон.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его
участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и
духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц,
являющихся его участниками.
И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод
столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда
сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности,
заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом
определяется зрелостью личности, допустимыми для нее нормами поведения,
принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие
индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и
тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. Чем более
важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы её
достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное
взаимодействие с теми, кто этому мешает.
Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть
от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих
интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов. Попытка
прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит,
зачастую, к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп
или организаций.
Психологическая защита личности происходит бессознательно как система
стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от
отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная
система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека.
Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств,
представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу”
индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.
В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далёким
от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет
формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это
обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в
результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть
перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт
личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем
непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его
решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать.
Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока
ситуация не вышла из-под контроля.
Глава 2. Методы урегулирования конфликтов.
п.2.1. Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных
аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих
стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Рассмотрим прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с
точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной
модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее
состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта
зависит от следующих факторов:
= адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не
искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как
противника, так и своих собственных;
= открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему
обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание
происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
= создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для руководителя также полезно знать, какие черты характера,
особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая
исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть
отнесены следующие:
неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может
быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может
противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения
конфликта готова;
стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и
невозможно;
консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие
традиции;
излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях,
стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность,
агрессивность, упрямство, раздражительность.
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее
приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что
существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление,
компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция.
Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той
мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при
этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно
или индивидуально. Рассмотрим их, для примера, с точки зрения руководителя
организации.
Итак, необходимо выделить наиболее целесообразный для данной ситуации
и данного конкретного человека стиль поведения.
Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек,
обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень
заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую
очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:
исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое
решение возникшей проблемы;
обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным,
что предлагаемое вами решение - наилучшее;
чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для
выбора этого шага;
взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно
использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения
он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать
в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения
по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные
интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой
стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более
продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного
взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания
и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих
факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот
стиль можно использовать в следующих ситуациях:
необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и
не допускает компромиссных решений;
у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
основной целью является приобретение совместного опыта работы;
стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности
сотрудников в деятельность.
Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся
урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько
напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более
поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот
стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают,
что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же
должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого
стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих
сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем
полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к
решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих
ситуациях:
обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой
властью;
удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки
другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не
столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с
кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение.
Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает
большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных
оснований для продолжения контактов.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих
ситуациях:
источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с
другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить
на него силы;
знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную
информацию прежде чем принять какое-либо решение;
пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое
обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;
у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести
дополнительные неприятности.
Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или
уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может
быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это
время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже,
когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить ее.
Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой
стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях
сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас
и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела
чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода
вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее
характерных ситуациях:
важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не
разрешение конфликта;
предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует
случившееся;
считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем
отстаивать собственную точку зрения;
осознаете, что правда не на вашей стороне;
чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным
во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей
разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо
научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот
или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
п.2.2. Карта конфликта.
Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать
стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и
Ш.Фэйром [4]. Суть ее в следующем:
определите проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-
за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки;
выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы
или организации);
определите подлинные потребности и опасения каждого из главных участников
конфликта.
Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит:
1)ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в
значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так
как во время составления карты люди могут сдерживать себя;
2)создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям
их требования и желания;
3)уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
4)создать атмосферу эмпатии, т.е. возможности увидеть проблему глазами
других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были
поняты;
5)выбрать новые пути разрешения конфликта.
Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить
на следующие вопросы:
хотите ли благоприятного исхода;
что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;
нужен ли посредник для разрешения конфликта;
в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий
язык и выработать собственные решения.
п.2.3. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.
Однако конфликты приходится разрешать не только в деловой форме, но и
в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие
методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий,
отсутствует столкновение интересов. Как же себя вести с "конфликтной
личностью"? Существует единственное средство - "подобрать ключик". Для
этого попытайтесь увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его
личности, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и
ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной
системы. Если же не смогли "подобрать к нему ключ", то остается одно-
единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного
действия.
Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным
человеком следует использовать такой подход, который в большей степени
соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы
чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе
оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание
не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например,
добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно
партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих
истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного
вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества
для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.
Заключение.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно заключить, что лучшим
способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор
оптимальной стратегии поведения. От этого зависит и “окрашенность”
конфликта, т.е какую роль (положительную или отрицательную) сыграет он на
взаимоотношениях коллектива или группы. Следовательно, наша гипотеза
относительно желательности некоторых конфликтов при правильном их
урегулировании подтверждена.
Хотелось бы закончить свою работу словами Х.Л. Мартина Дескальсо из
романа “Белое и черное”: “В двух случаях из трех люди ссорятся потому, что
не доверяют друг другу. Они воображают, что за самым невинным замечанием
кроются всевозможные задние мысли. Они хотят, чтобы весь мир мыслил
одинаково. Идеи могут быть одинаковыми, но они окрашены различными
переживаниями, и формы их выражения различны.
Если мы сможем хоть как-то сдержаться и отложить выяснение отношений
на следующий день, когда немного остынем и будем в состоянии высказаться
более четко, ссоры практически прекратятся.”
Литература.
“ В отношениях с близкими мелочей не бывает”./ Ридерз Дайджест/Издательский
дом Ридерз Дайджест, (июль) 1998.
Андреева Г.М Социальная психология. М. 1979.
Васильев В.Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности.
-М.,1995.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. -М.,1992.
Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского,
Н.Г.Ярошевского. -М.
Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... - М.: Дело, 1993.
Практическая психология для менеджеров /Под ред. Тутушкина М.К. - М.1996.
Социальная психология. /Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М.:
Политиздат. 1975.
Социальная психология. /Под ред. Семенова В.Е, Кузьмина Е.С. и др. ЛГУ.
1974.
Управление персоналом организации. / В.О. Инфра-М, М., 1997.
Бородкин Ф.Н., Коряк Н.Н. “Внимание , конфликт!”, Новосиб. 1983.
Агеев В.С “Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические
проблемы.” МГУ, М., 1990.