рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Конфликты в отделах и пути их разрешения

рефераты

Конфликты в отделах и пути их разрешения

План.

| |Стр. |

|Введение |2 |

|1. Конфликты и пути их разрешения |3 |

|2. Социально-психологическая структура группы |21 |

|Заключение |25 |

|Литература |26 |

Введение

Руководителям органов внутренних дел, решающим практические задачи,

нужны такие научные данные, которые позволили бы в строгом соответствии с

возложенными на них функциональными обязанностями работать с людьми,

умело включать их в работу, активизировать их деятельность, вовремя

замечать отклонения в человеческом поведении, конфликты возникающие между

людьми.

Это и есть собственно человеческая сторона управления, от которой

невозможно избавиться до тех пор, пока работать в органах внутренних дел

будут люди, а не роботы. Но решение указанных задач не может быть

осуществлено "в обход" психологии. Законы человеческого поведения изучает

психологическая наука, в частности психология управления.

Психология в буквальном значении этого слова - наука о душе. История

ее, как изучение души человека, его психического мира методом

самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в

философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука

утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того, как получила

экспериментальную базу и естественнонаучную физиологическую основу.

Датой начала научной психологии считается 1879г., когда в Лейпциге

Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория.

В чем же суть и особенности практической психологии?

Известные психологи Ю.М.Забродин и В.В.Новиков отмечают, что различие

теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии

состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научно-практическая

психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и

личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и

система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой.

Понимание природы реального объекта при работе практического

психолога должно опираться не только на отдельное предметное представление,

которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту

реальность, в которую включен этот реальный объект - человек.

Следовательно, в центре внимания практической психологии должен

стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в

реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную) и

наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и

мучить.

Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе,

в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся

ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

В этом суть практической психологии, которая понимается нами как

интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью

решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его

жизнедеятельности.

В соответствии с этим пониманием мы рассматриваем структуру, методы

практической психологии и результат, к которому можно прийти, используя

рекомендации практической психологии.

Практическая психология состоит из четырех частей:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни.

Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит

человек с его неповторимой индивидуальностью, который должен знать и

понимать другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен

в групповые отношения. Последние могут быть очень различными, но вместе с

тем имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в

группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое

поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают

возможности и способности поведения человека в основных сферах его

жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы

подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония человека, как сам

человек может способствовать ее развитию и укреплению психического

здоровья.

1. Конфликты и пути их разрешения.

Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации:

угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать

свою правоту, обиды…

В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление

негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для

руководителей, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще

других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности

следует избегать.

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы

человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной

деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и

практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые

конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших

взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять

конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь

велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область

знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология,

философия, политология и, конечно, психология.

Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. Здесь мы

будем рассматривать только те, которые происходят в организациях.

Что же такое конфликт?

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают

наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о

взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе

их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие

согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений,

взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже

отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта.

Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия

нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению

поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо

образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное

взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники

получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив

при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл

конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит

положительный характер.

Межгрупповые и межличностные конфликты представляют собой

столкновение индивидов с группой или групп между собой.

Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между

различными видами не существует и на практике возникают конфликты:

организационные вертикальные межличностные; горизонтальные открытые

межгрупповые и т.д.

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как

позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в

таблице №1.

Таблица №1.

Функции конфликтов

|Позитивные |Негативные |

|Разрядка напряженности |большие эмоциональные, материальные |

|между конфликтующими |затраты на участие в конфликте; |

|сторонами; |увольнение сотрудников, снижение |

|Получение новой информации |дисциплины, ухудшение |

|об оппоненте; |социально-психологического климата в|

|Сплочение коллектива |коллективе; |

|организации при |представление о побежденных группах,|

|противоборстве с внешним |как о врагах; |

|врагом; |чрезмерное увлечение процессом |

|Стимулирование к изменениям|конфликтного взаимодействия в ущерб |

|и развитию; |работе; |

|Снятие синдрома покорности |после завершения конфликта |

|у подчиненных; |уменьшение степени сотрудничества |

|Диагностика возможностей |между частью сотрудников; |

|оппонентов. |сложное восстановление деловых |

| |отношений (“шлейф конфликта”). |

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами

конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие

индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в

виде нескольких укрепленных групп:

ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации,

образования;

взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами

конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои

потребности, заденут личные и, или групповые интересы. Реакция индивида во

многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее

формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами.

Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него

поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их

реализовать. Чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий

он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче

конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть

от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих

интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

Психологическая защита личности происходит бессознательно как система

стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от

отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная

система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека.

Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств,

представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу”

индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким

от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет

формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это

обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»