Медицинская психология
Билеты по медицинской психологии
1. Медицинская психология как наука. Ее содержание и основные разделы.
Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая
сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических
закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и
профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к
основным разделам предмета клинической психологии относится изучение
закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников,
а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях
профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую
клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных
закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и
психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях
психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы
психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную
клиническую психологию, раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при
определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики;
Нейропсихологию – служащую для решения задач установления локализации
очаговых поражений мозга; Нейрофармакологию – исследующую влияние
лекарственных веществ на психическую деятельность человека; Психотерапию –
изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения
больного. Патопсихологию – также можно отнести к клинической психологии. И
наконец, специальная психология – изучающая людей с отклонениями от
нормального психического развития, которое связано с врождеными или
приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология –
слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно
отсталых)
2. Место медицинской психологии в структуре психологии.
3. Раскройте структуру методов психодиагностики
Психодиагностика как отрасль психологии ориентирована на измерение
индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует
исследователя не на исследование, а на обследование, т.е. постановку
психологического диагноза, который может устанавливаться на трех уровнях:
симптоматический диагноз (ограничевается констатацией особенностей или
симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их
возникновения); типологический диагноз (определение места и значения
выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).
Основные методы: наблюдения – систематическое, целенаправленное
отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное,
выборочное, включенное); эксперимент – активное вмешательство исследователя
в ситуацию.(естественный, лабораторный). Дополнительные методы: Тесты –
наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и
степень его развития; моделирование – создание искусственной модели
изучаемого феномена; анализ продуктов деятельности – созданные вещи,
книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ); беседа
(анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты)
4. Принципы построения и проведения психологического обследования
Психологическое
5. Назовите показатели постановки психологического диагноза
Диагноз может устанавливаться на трех уровнях: симптоматический
(эмпирический) диагноз (ограничевается констатацией особенностей или
симптомов); этиологический (учитывает, помимо особенностей, причины их
возникновения); типологический диагноз (определение места и значения
выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).
Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того,
почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их
причины и следствия. Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий
наличие симптомов, а также их причины возникновения. .
6. Факторы, определяющие надежность диагноза.
7. Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент –
психолог.
Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение
для установления и поддержания оптимального психологического контакта.
Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она
имеет не только диагностическое значение, но и важна как
психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что
для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать
воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее
удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и
опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного
слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и
т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета,
вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в
конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта.Не
забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача»
(сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный,
эмоционально-нейтральный и директивный).
Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо
руководство, либо сотрудничество
8. Назовите базовые этические ценности клинического психолога
Деятельность клинического психолога относится к трудным прфессиям. Человек,
посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии.
Психолог прежде всего должен быть гуманен. Пациент прежде всего вправе
ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть
не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание,
совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога.
Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и
врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения
врачебной тайны (конфиденциальность) Она, как правило, включает в себя три
вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-
писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как
человеку, от которого ждут помощи. Кроме того необходимой чертой личности
психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и
организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность.
Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .
9. Профессиограма практического психолога
Профессиография – описание профессии с точки зрения требований,
предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной
профессиональной деятельности: социально-экономические, технические,
правовые, медико-гигиенические, психологические и др. Психограмма – краткая
сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень
необходимых профессиональных способностей.
10. Особенности оказания психологической помощи клиенту
Психологическая помощь – область практического применения психологии,
ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности
людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе,
организации. В клинической психологии психологическая помощь включает
предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и
механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов,
а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с
целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному
окружению. Основными способами являются психологическое консультирование,
психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в
отдельности, так и в сочетании. П. Консультирование – главная цель – научно
организованное информирование клиента о его психологических проблемах с
учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью
формирования активной личностной позиции и пр. П.Коррекция – понимается как
деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности,
психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него.
Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и
психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в
обществе. Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и
невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при
различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды
психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление,
формирование.
11. Что такое ятрогения? Какие пути предупреждения их возникновения?
Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у
больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно
ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения),
других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с
предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским
обследованием, могут также привести к подобным расстройствам (эгогения).
Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий
других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают
термином эгротогения. Предупреждение – повышение общей и профессиональной
культуры медицинских работников и пр…
12. Характеристика основных категорий врачебной этики
.Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения
врачебной тайны (конфиденциальность) Она, как правило, включает в себя три
вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-
писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как
человеку, от которого ждут помощи.
Особое место среди этических проблем медицины занимают вопросы применения в
медицине ее новейших достижений – трансплантация органов, генная инженерия,
клонирование и пр…
13. Как вы поступите, если вам необходимо сообщить больному его диагноз
14. Как вы понимаете врачебную тайну
(см Вопрос 12)
15. Тактика психолога в лечебном процессе
16. Типы психологического реагирования на изменения в состоянии здоровья.
Можно выделить три главных типа реакции больного на свое заболевание:
стеническая, астеническая и рациональная. При активнй жизненной позиции
больного к лечению и обследованию говорят о стенической реакции.
Наклонность к пессимизму, мнительности, но более легким приспособлением к
заболеванию – астеническая реакция. Рациональная – реальная оценка ситуации
и рациональный уход от фрустрации.
Выделяют также типы личностной реакции на заболевание: содружественная
реакция (характерна для лиц с развитым интеллектом. Они становятся
«ассистентами» врача); спокойная реакция (характерна для лиц с устойчивыми
эмоциональн-волевыми процессами. Точно выполняют все указанное врачом, но
часто даже не осознают свою болезнь); неосознаваемая реакция (Реакция имеет
патологическую основу, выполняет роль психологической защиты); следовая
реакция (несмотря на благополучное выздоровление, болные находятся во
власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания.); негативная
больные находятся во власти предубеждений. Подозрительны, недоверчевы,
вступают в конфликт с врачом); паническая (больные находятся во власти
страха, легко внушаемы, лечатся одновременно в разных лечебных заведениях,
плю у знахарей…); разрушительная (больные ведут себя неадекватно,
неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. Отказываются принимать
лекарства и пр..)
Типы отношения к болезни (по Личко А.Е.): 1. Гармонический – правильная,
трезвая оценка состояния; 2. Эргопатический – “уход от болезни в работу”;
3. Анизогнозический – активное отбрасываение мысли о болезни, “обойдтся”;
4. Тревожный – беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в приметы и
ритуалы; 5. Ипохондрический – крайняя сосредоточенность на субъективных
ощущениях и преувеличение их значения, боязнь побочного действия лекарств…;
6. Неврастенический – поведение по типу “раздражительной слабости”.
Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного, затем селзы и
раскаяние; 7. Меланходический – неверие в выздоровление, удрученность
болезнью, депрессия (угроза суицида); 8. Апатический – полное безразличие к
своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению; 9. Сенситивный –
чувствительный к межличностным отношениям, полон опасений, что окружающие
избегают его из-за болезни, боязнь стать обузой…; 10 эгоцентрический -
“уход в болезнь” с выставлением напоказ своих страданий, требование к себе
особого отношения…; 11. Паранойяльный – уверенность, что болезнь является
результатом чьего-то злого умысла, а осложнения – халатность медиков; 12.
Дисфорический – доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и
ненависть к здоровым.
17. Механизмы психологической защиты личности. Их роль
Рационализация – больной пытается излишне подробно объяснить и разобраться
в причинах того, что с ним произошло или фантазирует на тему, как это могло
бы быть. Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения
(например, осуждение всех и вся). Вытеснение – больной искренне забывает о
случившейся с ним патогенной ситуации. Замещение – гнев переносится на
слабейшего, поиски виновных. Отрицание – больной не признает у себя
объективных признаков неблагополучия. Невротическая дереализация –
ощущение нереальности происходящего. Сублимация – переключение себя на
социально одобряемую деятельность. Компенсация – стремление порадовать себя
после конфликтной ситуации.
18. Ведущие критерии психического здоровья
Критерии психического здоровья основываются на понятиях «адаптация»,
«социализация» и «индивидуализация». Адаптация включает способность
человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения,
выделения и дрю), а также его способность регулировать свои психические
процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Социализация –
определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека. Первый
критерий связан со способностью человека реагировать на другого человека
как на равного себе. Второй критерий определен как реакция на факт
существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление
следовать им. Третий критерий – как человек переживает свою относительную
зависимость от других людей. Для каждого человека существует определенная
мера одиночества – своеобразная соотнесенность необходимости в зависимости,
уединенности от других и своего места среди своего окружения.
Индивидуализация – позволяет описывать отношение становления человека к
самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он
осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет
разрушать ее другим людям. Способность признавать и сохранять
индивидульность в себе и других – один из важнейших параметров психического
здоровья.
Дополнительный аспект психического здоровья – рефлексия – возможность
взглянуть на свою жизнь со стороны и оценить ее.
19. Существует ли взаимосвязь между психическими и физиологическими
процессами?
На сегодняшний день считается установленным два основных вида патогенного
влияния болезни на психику человека: соматогенный и психогенный.
Соматогенное влияние связано с непосредственным воздействием на центральную
нервную систему соматических вредностей (нарушение гемодинамики или
интоксикация) и саих интенсивных болевых ощущений. Особенно большую роль СВ
на психику играют при врожденных пороках сердца и заболеваниях почек.
Мучительная боль бывает при метастазах злокачественных опухолей в
позвоночнике. Интенсивная боль, накапливающиеся в крови вредные вещества
или кислородная недостаточность, непосредственно воздействуя на головной
мозг, вызывают нарушения в нервно-психической сфере. Психогенное влияние –
психологическая реакция личности на сам факт заболевания и его последствия,
имеющиеся при болезни астению, болезненные ощущения и нарушения общего
самочувствия.
20. Дайте определение понятию «внутренняя картина болезни».
Субъективно-психологическую сторону любого заболевания чаще всего
обозначают понятием внутренняя (или аутопластическая) картина болезни,
которая характеризуется формированием у больного определенного рода
чувствований, представлений и знаний о своем заболевании. Болезнь как
патологический процесс в организме двояким образом участвует в построении
внутренней картины болезни: 1) телесные ощущения местного и общего
характера приводят к возникновению сенсорного уровня отражения картины
заболевания. Степень участия биологического фактора в становлении
внутренней картины болезни определяется тяжестью клинических проявлений,
астенией и болевыми ощущениями. 2) Болезнь создает трудную для больного
жизненно-психологическую ситуацию. Эта ситуация включает в себя множество
разнородных моментов: процедуры и прием лекарств, общение с врачами,
перестройка отношений с близкими и коллегами по работе. Эти и некоторые
другие моменты налагают отпечаток на собственную картину болезни и
формируют окончательное отношение к своему заболеванию. Выявляют несколько
взаимосвязанных сторон ВКБ: 1) болевая сторона болезни (уровень ощущений,
чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их
интенсивность и т.п; 2) эмоциональная сторона болезни – связана с
различными видами эмоционального реагирования на отдельные симптомы,
заболевание в целом и его последствия; 3) интеллектуальная сторона
(рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями
больного о его заболевании, размышлении о его причинах и последствиях; 4)
волевая сторона болезни – (мотивационный уровень) связана с определенным
отношением больного к своему заболеванию, необходимостью изменения
поведения и привычного образа жизни, актуализацией деятельности по
возвращению и сохранению здоровья.
21. Что такое «отношение к болезни»?
Отношение к болезни вытекает из понятия «сознание болезни» (которое зависит
от образованности, общего культурного уровня пациента и пр.) , что и
формирует соответствующее реагирование на болезнь. Отношение к болезни
складывается из восприятия больным своей болезни, ее оценки, связанных с
ней переживаний и вытекающих из такого отношения намерений и действий.
22. Какие вы знаете типы отношений к болезни?
(См. вопрос 16)
23. Дайте характеристику психогении и соматогении
(см. вопрос 19)
Психогения – опосредованное всей личностью (на сознательном и
бессознательнм уровнях) формирование переживания при развитии
патологических форм психологической защиты или их срыве.
24. Приведите примеры соматических нарушений, которые могут возникать
психогенным путем.
Соматогенные психозы – психические расстройства, возникающие на фоне
патологии внутренних органов, связанных с соматическим заболеванием.
Особенности – легкое возникновение синдромов нарушенного сознания (детский
бред и т.д.); выраженность аффекта страха. А также: оглушение, делирий,
острый галлюциноз, аменция, сумеречные состояния ипр.
25. Какова роль личности и ее отношений в возникновении психогенных
заболеваний?
26. Приведите пример психогенного психического заболевания
Общие неврозы, психореактивные состояния («двигательная буря», «мнимая
смерть»)
27. Раскройте особенности психоэмоционального состояния лиц, длительно
болеющих соматическими заболеваниями
28. Особенности психических процессов при острых инфекциях и интоксикациях
29. Психические особенности больных туберкулезом, раковыми заболеваниями,
при заболеваниях с преобладанием локальной патологии.
30. Психология лиц с телесными дефектами
31. Какую работу должен проводить психолог при собеседовании с беременной
женщиной?
Прежде всего, психолог должен оценить эмоционально-психическое состояние
женщины и при необходимости постараться скорректировать его, объясняя при
этом, что эмоциональное состояние матери напрямую связано с развитием
плода. Кроме того, психолог обязан объяснить роль отца в период
беременности, роль музыки и пр. и обязательно провести подготовительную
работу по психологической подготовке к родам. Необходимо также примерно
обрисовать действия после родов (необходимость контакта «тело»-«тело»
матери и ребенка в течении 36 часов после родов и пр.)
32. Психология хирургического больного
При оперативных вмешательствах предпочтительным является врачебное
руководство. Однако, положение существенно меняется после операции,
ситуация требует партнерства, активного участия больного в лечении и
реабилитации. Преодоление страха перед операцией достигается хирургом либо
суггестивным влиянием при большой вере в него пациента, либо выяснением
имеющихся у больного сомнений и разубеждением. Заметно, что легче успокоить
больных, когда их страх отчетливо проявляется в поведении.
33. Значение неврогенных и психогенных факторов при внутренних заболеваниях
34. Роль психогенных факторов при психосоматических болезнях (вопрос 19?)
35. Особенности психологии больного с эндокринной патологией
36. Что такое «норма» и «патология»?
37. Назовите психические расстройства и причины их возникновения.
Менингит, энцефалит, опухоли мозга, черепно-мозговые травмы
38. В чем могут выражаться расстройства органического происхождения?
39. Классификация функциональных расстройств личности
40. Верно ли, что обычное поведение считают аномальным, если оно
встречается редко, выходит за рамки общепринятых норм или сопровождается
отклонениями от нормальной интерпретации реальности. Обоснуйте свой
ответ.
41. Раскройте суть подходов к пониманию аномального поведения
42. Может ли заболеть истерией человек со здоровой нервной системой? Какие
причины могут способствовать ее возникновению?
Истерия – вторая по частоте форма невроза (чаще встречается у женщин). Чаще
развивается у личностей с истерическими чертами характера. Формируется при
неправильном воспитании, когда ребенок находится в центре внимания и ему не
создают ограничений в его желаниях, потакают капризам. Характерной чертой
больных является демонстративность и театральность как поведения в целом,
так и изложения жалоб на свои болезненные ощущения. Больные недостаточно
отличают главное от второстепенного, не умеют сдерживать отрицательные
эмоции. Быстрые смены настроения
43. Опишите особенности истерического характера
(См. Вопрос 42) .Страх истерических больных легко переходит в соматические
состояния, например в обмороки. Повышенная внушаемость.
44. Что такое психотерапия? В чем ее значение?
Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального
воздействия на психику (эмоции, суждения, самосознание человека) при
различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических) с лечебными
и профилактическими целями. В узкомедицинском смысле рассматривается как
группа специфических методов лечения (подобно физиотерапии, ЛФК), а в
широком связывается с психогигиеной и психопрофилактикой, тк. Включает в
себя использование психотерапевтических методов не только в клинике, но
также в организации труда и быта людей, профилактике психотравмирующих
факторов и т.д.. Различают симптоматическую и патогеническую психотерапию
Основной своей задачей психотерапия ставит купирование психопатологической
симптоматики, посредством чего предполагается достижение внутренней и
внешней гармонизации личности.
45. Назовите основные модели оказания психокоррекционной помощи
П.Коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех
особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются
оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для
сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному
росту и адаптации в обществе. Методы коррекции разнообразны, их выбор
зависит от того, к какой школе принадлежит психолог (подходы:
поведенческий, психоаналитический, экзистенциально-гуманистический,
когнитивный, деятельностный, трансперсональный и др.) В большой степени
ориентируется на процессы манипулирования, управления и формирования, что
обычно связывают с неспособностью человека самостоятельно изменить
параметры своей психической деятельности в силу аномалий или дефектов
психики
46. В чем состоит суть индивидуального и группового методов психотерапии?
47. Показатели психологического выздоровления личности
48. Факторы, влияющие на продолжительность адаптационного периода
Адаптация – приспособление организма к условиям среды. Бывает сенсорная, а.
К социальных условиям, к детскому учреждению и т.д. Психологическая
составляющая определяется активностью личности – единство усвоения правил
среды и преобразования среды. Важнейшее условие – оптмальное соотношение
этих сторон.
49. Конфликты, причины их возникновения
Споры делают нас умнее и логичнее. Знание, преподнесенное больному в споре
– лишь информация, а знание, полученное в споре – это уже убеждение. Однако
необходимо различать два вида споров: конструктивные (где ищется истина и
больной восполняет свой дефицит информации) и конфликтные, софистические
(где важна не истина, а победа любой ценой). От второго вида споров
необходимо уходить. Его признаки следующие: нежелание и неумение слушать
проивника, монолог, а не диалог, переход с истины на дискредитацию личности
противника, предубежденность, эмоциональная агрессия, демонстрация своей
значительности и пр. В таком споре врачу необходимо дать противнику
высказаться, затем благожелательно локализовать спор (как вы, конечно,
знаете), признать возможную правоту противника (Давайте вместе разберемся).
Главное – узнать мотивы возникновения спора.
50. Деструктивные конфликты. Особенности работы психолога в данном
направлении.
Конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые
могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все,
чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать
то же самое
Дисфункциональные последствия.
Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут
образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия,
мешающие достижению целей.
Неудовлетворённость, плохое состояние духа,
Меньшая степень сотрудничества в будущем.
Представление о другой стороне как о «враге»; представление о своих целях
как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.
Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.
Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения
взаимодействия и общения.
Смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем
решению реальной проблемы.
51. Что такое аутогенная тренировка? Ее этапы.
Восходит к тибетским традициям саморегуляции. Наиболее эффективна при
функциональных и психосоматических нарушениях. Опирается на волевой
потенциал и самососредоточение.
52. Психорегуляция в лечебном и восстановительном процессах.