Методы психологической защиты
| |
|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ|
| |
|Тюменский государственный нефтегазовый |
|университет |
| |
| |
|Кафедра социальных наук |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Контрольная работа |
| |
|по курсу «Психология и педагогика» |
|на тему |
| |
|«Методы психологической защиты» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: студент |
|группы ВЭД – 95 - 1 |
|Иванов О. Д. |
|Проверил: |
|Перминова Е. Б. |
| |
| |
|Тюмень |
|1999 г. |
В ситуациях , когда интенсивность потребности возрастает , а условия её
удовлетворения отсутствуют , поведение регулируется с помощью механизмов
психологической защиты . Психологическая защита определяется как нормальный
механизм , направленный на предупреждение расстройств поведения не только в
рамках конфликтов между сознанием и бессознательным , но и между разными
эмоционально окрашенными установками . Эта особая психическая активность
реализуется в форме специфических приемов переработки информации , которые
могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях
мотивационного конфликта . Психологическая защита проявляется в тенденции
человека сохранять привычное мнение о себе , отторгая ил искажая информацию
, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные
представления о себе и других .
Защитные механизмы начинают действовать , когда достижение цели
нормальным способом невозможно ил когда человек полагает , что оно
невозможно . Важно подчеркнуть , что это не способы достижения желаемой
цели , а способы организации частичного и временного душевного равновесия с
тем , чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей ,
т. е. разрешения конфликта соответствующими поступками . В этом случае люди
по разному реагируют на свои внутренние трудности . Одни , отрицая их
существование , подавляют склонности , которые доставляют им неудобства , и
отвергают некоторые свои желания как нереальные и невозможные .
Приспособление в этом случае достигается за счёт изменения восприятия .
Сначала , человек отрицает то , что не желательно , но постепенно может
привыкнуть к такой ориентации , действительно забыть болезненные сигналы и
действовать так , как если бы их не существовало . Другие люди преодолевают
конфликты , пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами , стремясь
овладеть событиями и изменить их в нужном направлении . Третьи находят
выход в самооправдании и снисхождении к своим побуждениям , а четвёртые
прибегают к различным формам самообмана . Личностям с особенно жёсткой
системой принципов поведения было бы особенно трудно и подчас невозможно
действовать в разнообразной и изменчивой среде , если бы защитные механизмы
не оберегали их психику .
К механизмам психологической защиты относят обычно отрицание ,
вытеснение , проекцию , идентификацию , рационализацию , включение ,
замещение , отчуждение и другие .
Отрицание сводится к тому , что информация , которая тревожит и может
привести к конфликту , не воспринимается . Имеется в иду конфликт ,
возникающий при появлении мотивов , противоречащих основным установкам
личности , или информации , которая угрожает самосохранению , престижу ,
самооценке . Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого
рода , не требуя предварительного обучения , и характеризуется заметным
искажением восприятия действительности . Отрицание формируется ещё в
детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценивать
происходящее вокруг , что , в свою очередь , вызывает затруднение в
поведении .
Вытеснение – наиболее универсальный способ избежания внутреннего
конфликта путём активного выключения из сознания неприемлемого мотива или
неприятной информации . Вытеснение представляет собой бессознательный
психологический акт , при котором неприемлемая информация или мотив
отвергаются цензурой на пороге сознания . Ущемлённое самолюбие , задетая
гордость и обида могут порождать декларирование ложных мотивов своих
поступков , чтобы скрыть истинные не только от других , но и от себя .
Истинные , но не приятные мотивы вытесняются с тем , чтобы их заместили
другие , приемлемые с точки зрения социального окружения и поэтому не
вызывающие стыда и угрызений совести . Ложный мотив в этом случае может
быть опасен тем , что позволяет прикрывать общественно приемлемой
аргументацией личные эгоистические устремления . Вытесненный мотив , не
находя разрешения в поведении , сохраняет свои эмоциональные и вегетативные
компоненты . Несмотря на то , что содержательная сторона травмирующей
ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факт того , что
он совершил некоторый неблаговидный поступок , тем не менее конфликт
сохраняется , а вызванное им эмоционально-вегетативное напряжение
субъективно может восприниматься как состояние неопределенной тревоги .
Поэтому вытесненные влечения могут проявляться в невротических и
психофизиологических симптомах .
Проекция – бессознательный перенос собственных чувств , желаний и
влечений , в которых человек не хочет себе сознаться , понимая их
социальную неприемлемость , на другое лицо . Когда человек по отношению к
кому-то проявил агрессию , у него нередко возникает тенденция понизить
привлекательные качества пострадавшего . Человек , постоянно приписывающий
другим собственные стремления , противоречащие его моральным нормам ,
получил специальное название – ханжа .
Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств ,
присущих другому человеку и не доступных, но желательных для себя . У детей
– это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических
ценностей . Так , мальчик бессознательно старается походить на отца и тем
самым заслужить его тепло и уважение . Благодаря идентификации достигается
также символическое обладание желаемым , но не досягаемым объектом .
Рационализация – превдоразумное объяснение человеком своих , желаний ,
поступков , в действительности вызванных причинами , признание которых
грозило бы потерей самоуважения . В частности , она связана с попыткой
снизить ценность недоступного . Рационализация , используется человеком в
тех особых случаях , когда он , страшась осознать ситуацию , пытается
скрыть от себя тот факт , что в своих действиях побуждается мотивами ,
находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами .
Близким к рационализации способом психологической защиты является включение
, при котором также переоценивается значимость травмирующего фактора . Для
этого используется новая глобальная система ценностей , куда прежняя
система входит как часть , и тогда относительная значимость травмирующего
фактора понижается на фоне других , более мощных . Примером защиты по типу
включения может быть катарсис – облегчение внутреннего конфликта при
сопереживании . Если человек наблюдает и сопереживает драматические
ситуации других людей , существенно более тягостные и травмирующие , чем те
, которые тревожат его самого , он начинает смотреть на свои беды по-
другому , оценивая их по сравнению с чужими .
Замещение – перенос действия , направленного на недоступный объект , на
действие с доступным объектом . Замещение разряжает напряжение , созданное
недоступной потребностью , но не приводит к желаемой цели . Когда человеку
не удаётся выполнить действие , необходимое для достижения поставленной
перед ним цели , он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное
движение , дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению . Такое
замещение часто видно в жизни , когда человек срывает своё раздражение ,
гнев , досаду , вызванные одним лицом , на другом лице или на первом
попавшемся предмете .
Изоляция или отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих
человека факторов . При этом неприятные эмоции блокируются от доступа к
сознанию , так что связь между каким-то событием и его эмоциональной
окраской не отражается в сознании . Этот вид защиты напоминает «синдром
отчуждения» , для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с
другими людьми , ранее значимыми событиями или собственными переживаниями ,
хотя их реальность и осознаётся . Феномены дереализации , деперсонализации
и расщепления личности могут быть связаны с такой защитой .
Избирательность отношения человека к группе и коллективу связана с
опосредованием психологической защитой . Она является своеобразным фильтром
, включающимся при существенном рассогласовании собственной системы
ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей ,
отделяющих желательные воздействия от нежелательных , соответствующие
убеждениям , потребностям и ценностям личности от несоответствующих .
Полезно иметь в виду , что воздействие психологической защиты может
способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении
им социальных норм и запретов , поскольку , снижая действенность
социального контроля , она задаёт почву для самооправдания .
Если человек , относясь к себе в целом положительно , допускает в
сознание представление о своем несовершенстве , о недостатках ,
проявляющихся в конкретных действиях , то он становится на путь их
преодоления . Он может изменить свои поступки , а новые поступки
преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь . Если же
информация о несоответствии желаемого поведения , поддерживающего
самоуважение , и реальных поступков в сознание не допускается , то сигналы
конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не
преодолевается , т. е. человек не может встать на путь
самоусовершенствования . Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание
, можно достигнуть контроля над ними , приобретая большую власть над своими
поступками и повышая уверенность в своих силах .