рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Общие и специальные способности

рефераты

Общие и специальные способности

Кыргызско- Российский Славянский Университет

Кафедра психологии

Выполнила:

Рыбальченко.Ю.

ГП-2-01

Общие и специальные способности.

(реферат по общей психологии.)

Проверила:

БИШКЕК

-2002-

ПЛАН:

1.Понятие способностей.

2.Классификация способностей

-природные и естественные сп.

-специфические человеческие сп.

-общие и специальные сп.

-теоретические и практические сп.

-учебные и творческие сп.

-социально- обусловленные сп.

3.Общие и специальные способности.

4.Одаренные дети и особенности их социальной адаптации.

5.Основные положения по теме «способности».

6.Заключение.

1.Понятие способностей.

Способности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и

приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические

возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим,

психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность –

мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы,

наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс

способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, —

одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые

свершения, — гениальность (от латинского "genius" — дух).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в

высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных

качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в

которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую

еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к

поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди

отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и

гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие

нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных

социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам.

Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной

деятельности, выступают как регуляционные особенности психической

деятельности индивида.

Задатками способностей являются особенности нервной системы,

обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и

полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования

временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй

сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть

сформированы различные способности, они поддаются перестройке

(рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической

регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется

силой других компонентов.(«1»)

В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно

встретить разные определения понятия «Способности»:

1. Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность

всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое

и старое определения

способностей.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и

специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение

человеком различных видов деятельности. Данное определение было

распространено в психологии XVIII- XIX веков.

=====================================================================

(«1») .М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. Общая, социальная и юридическая

психология.–М.,1997

3.Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но

объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное

использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее

распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх

(автор Б.М. Теплов) («2»)

Наиболее полным мне кажется третье определение, предложенное Тепловым Б.М..

Можно его уточнить, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии

"способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под

способностями разумеются индивидуально-психологические особенности,

отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют

не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют

отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих

деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем

знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного

человека"(«3»)

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе

развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек

перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным

упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами

человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное

творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем

дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо

одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее

один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При

отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит

может быть восполнен за счет более сильного развития других.

2.КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь

необходимо различать природные, или естественные, способности и

специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое

происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека

и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными

способностями являются восприятие, память, мышление, способность к

элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности

непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а

формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через

механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности,

обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и

специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании

речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие,

предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в

самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные

способности,

тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и

ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в

специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы

задатки особого рода и их

(«2») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.

(«3»)Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.

развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические,

лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие,

спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает

развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности

сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. ( более подробно

общие специальные способности рассмотрены в пункте 3)

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые

предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям,

а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в

отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом,

вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что

первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком

знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как

вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство

новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в

различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-

деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей

степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого

вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее

коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и

оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к

различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми,

располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на

предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного

характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека,

его социализации и приобретения им необходимых форм общественного

поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения

адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их

поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в

различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие

человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода

способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения

его из биологического существа в социальное.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг

друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться

полноценно и гармонично.

Определяют успешность выполнения какой-либо деятельности не отдельные

способности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной

деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в

которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны,

относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает

возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана,

так как недостающая способность может быть компенсирована другими,

входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое

зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной

чувствительности.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но

и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. Сочетание

различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта

характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам

деятельности.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые

одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий

комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи

следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности,

развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий

характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя,

должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в

ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то

она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно

привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая

деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для

себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само

по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к

приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих

трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает

уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство

удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности,

т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его

способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский называл зоной потенциального

развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в

меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком

проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же

она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не

приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию

означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную

потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального

научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и

закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без

соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие

способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем

быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального

настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в

деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами

(они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального

развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их

количество в целом является большим, чем число неудач.(«4»)

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов

деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по

видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить

на общие и специальные.

3.Общие и специальные способности

Число человеческих способностей соответствует разнообразию видов

деятельности, в которые включаются люди. Кроме разделения способностей по

видам деятельности, в которых они проявляются, способности принято делить

на общие и специальные.

Одной из задач психологической теории является определение сущности

способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их

формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии,

исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема

способностей может быть рассмотрена как особое, индивидуализирующее

психическое явление.

Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления

общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.

=====================================================================

(«4») Р.С. Немов. Психология.-М.,1990.

В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд

работ. Работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова - о

летных способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И.

Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических

способностях. Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что

для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под

которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной

деятельности способностей. Основными способностями, составляющими



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»