Проблема формирования личности
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(СТУ)
филиал в г. Смоленске
РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ
НА ТЕМУ: Проблемы формирования личности.
Преподаватель
Студент гр. ВМ1-97
Вальков К.Г.
СМОЛЕНСК, 1999г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества,
вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь
некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю
сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня
проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов
человечества – стремительный рост численности населения, глобальное
потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм,
наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения
людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само
существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы
продвинемся в понимании себя и других.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно
некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и
развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности
представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития,
является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно
назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В
противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают
роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в
понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое
значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе
познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок
и поведения на этапе формирования личности.
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К
внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность
индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и
уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние
детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.
Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие –
физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д.,
- показывает, какой сложной является проблема развития человека.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в
определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального
опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные
ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те
нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы
поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами,
которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на
кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это
выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя
отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем
обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали
неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей,
воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться.
Выделяют следующие стадии социализации :
Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового
периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется,
приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других,
критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом
возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я »
характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в
мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная
социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в
обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно,
если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются,
возможны следующие исходы :
Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (
взаимоотношений ) с людьми и обществом.
Изменение себя, «стать как все».
Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь
период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает
социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия
человека на среду через свою деятельность.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как
возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в
процесс передачи его новым поколениям.
Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе
выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая
обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях
личности ребенка на данной стадии его развития.
Таблица 2.1
|Период |Ведущая деятельность |Ведущая сторона |
| | |Социализации |
|1 |2 |3 |
|Младенчество |Эмоциональное общение|А – освоение норм |
|(0-1г.) – этап |со взрослыми |отношения между |
|«доверия к миру» | |людьми |
|1 |2 |3 |
|2. Раннее детство |Предметная |Б – усвоение |
|(1-3 г.) – этап |деятельность |общественно |
|«самостоятель-ности» | |выработанных способов|
| | |деятельности с |
| | |предметами |
|3. Дошкольное детство|Игра |А – освоение |
|(3-6-7 лет) – этап | |социальных ролей, |
|«выбора инициативы» | |взаимоотношений между|
| | |людьми |
|4. Младший школьный |Учебная деятельность |Б – освоение знаний, |
|возраст (6-11 лет) – | |развитие |
|этап «мастерства» | |интелектуально-познав|
| | |ательной сферы |
| | |личности |
|5. Подростковый |Общение со |А – освоение норм |
|(11-14 лет) |сверстниками |отношений между |
| | |людьми |
|6. Юношеский (14-18 |Учебно-профессиональн|Б – освоение |
|лет) – этап |ая деятельность |профессиональных |
|самоопределения «мир | |знаний, умений. |
|и я» | | |
|7. Поздняя юность |Трудовая |А,Б – освоение норм |
|(18-25 лет) – этап |деятельность, |отношений между |
|«человеческой |профессиональная |людьми и |
|близости» |учеба |профессионально- |
| | |трудовых умений |
|8. Этап человеческой | | |
|зрелости | | |
Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он
определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего
развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Психосоциальная концепция развития личности (рис.2.2) разработанная
известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и
характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая
идентичность» , которая формируется с первых дней жизни, ребенок
ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает
понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и
«эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я».
Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий
развития личности.
На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она
кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка
формируется базовое доверие к миру.
2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и
независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при
выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к
аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное
неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность
наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие
«автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для
развития ребенка, если родители не будут подавлять желание ребенка, не
будут бить за провинности. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже
убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область
овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости,
инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для
развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает
отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические
возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют
ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на
развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности,
чувству вины. В младшем школьном возрасте ( 4-я стадия) ребенок уже
исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает
ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос
культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он
верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к
появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в
свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок
как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с
пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае,
если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство
неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь. В
подростковом возрасте ( 5-я стадия) формируется центральная форма
эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание,
озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое
профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые
встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о
самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие
моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия,
инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости,
то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое
«Я», признания себя со стороны окружающих. В противном случае происходит
диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих
целей и желаний, происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским ,
иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги,
чувство одиночества, опустошенности , появляется постоянное ожидание чего-
то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не
предпринимает , появляется страх перед личным общением и неспособность
эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность,
презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны
окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-й стадии ( молодость) для человека актуальным становится поиск
спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление со своей
социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою
идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства,
сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия
идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется
изоляция одиночество. 7-я – центральная стадия – взрослый этап развития
личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны
других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен.
Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший,
любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на
кого излить свое «Я» ( нет любимой работы, семьи, детей), то человек
опустошается, намечается застой, косность, психологический и
физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно
выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего
развития , если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.
После 50 лет ( 8-я стадия) происходит создание завершенной формы
эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек
переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о
прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – это неповторимая
судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою
жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется
мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия
себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус
к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря. Стадии и положительные –
отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис.3.
|+ окончательная форма эгоидентичности |
|Стадия 8 |
|«принятие себя, жизни», мудрость |
|старость |
|- разочарование в жизни |
|после 50 лет |
|+ творчество, любимая работа, |
|Стадия 7 |
|воспитание детей, забота о детях, |
|зрелость до |
|удовлетворенность жизнью |
|50 лет |
|- опустошенность, застой, регрессия |
|+ чувство близости, интимности, |
|Стадия 6 |
|единство с людьми, любовь |
|молодость от |
|- изоляция, одиночество |
|20 до 25 лет |
|+ цельная форма эгоидентичности, |
|находит свое «Я», верность себе, |
|Стадия 5 |
|признание себя людьми |
|юношеский от |
|диффузия идентичности, тревога, |
|11 до 20 лет |
|одиночество, инфантилизм, не нашел |
|свое «Я», непризнание людьми, |
|«путаница ролей», враждебность |
|+ уверенность в себе, компетентность |
|Стадия 4 |
|- неполноценность, неверие в свои силы |
|школьный от 6 до 11 лет |
|+ инициативность, целеустремленность, |
|Стадия 3 |
|активность, предприимчивость, |
|дошкольный |
|самостоятельность |
|возраст - пассивность, подражание образцам, |
|вина от 3 до 6 лет |
|+ автономия, самостоятельность, |
|Стадия 2 |
|опрятность, воля |
|ранний возраст |
|сомнение, стыд, зависимость от |
|от 1 до 3 лет |
|других |
|+ базальное доверие к миру, оптимизм, |
|Стадия 1 |
|стремление к жизни |
|младенчество |
|базальное недоверие к миру, пессимизм, |
|стремление к смерти |
Встает вопрос, почему стадии изображены по диагонали? Эриксон отвечает :
«Чтобы показать, что то, как на 1-ой стадии, то так будет решено и на
последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений
ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это
критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных
взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир,
как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход,
остановившись в конце пути- жизни, он уже пожилой человек осознает весь
смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют
упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» Л.Д. Столяров, Ростов-на-Дону, «феникс», 1996 г.
«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ» Л.Хьелл,
Д.Зиглер «Питер» Санкт-Петербург , 1997 г.