Проблема взаимодействия личности и общества по З Фрейду
Реферат
Тема :
Проблема взаимодействия личности и общества
в теории З.Фрейда
Выполнил :
Студент 20-й группы
Кравец Александр
Александрович
План :
1.З.Фрейд и школа психоанализ .
2.Уровни сознания .
3.Структура личности .
4.Принцип удовольствия и реальности.
5.Проблема столкновения Оно и Я.
6. Проблема взаимодействия человека и общества.
7.Вывод.
В 1902 году было основано общество
" Психологические среды "(The Psychological Wednesday Society ) , которое
посещал только избранный круг интелеллектуальнных последователей З.Фрейда .
В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое
общество . Многие из коллег Фрейда , бывшие членами этого общества , стали
известными психоаналитиками .
Сам Зигмунд Фрейд , врач психиатр , привёл к тому , что психологи во второй
половине XIX века , когда психология стала самостоятельной научной
дисциплиной , он поставил сознание не в центр жизни человека , а сравнил
её с айсбергом . Он выдвинул теорию : люди находятся в состоянии
беспрестранного конфликта , истоки которой лежат в другой , более обширной
сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях . И поле боя ,
назвал психику .
Термин «Психоанализ» рассматривается , как соединение теории с
терапией и с оценкой личности , пронизывает все аспекты представлений
Фрейда о человеческом поведении . Однако под всем этим лежит подход
З.Фрейда к личности .
Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики , уровни
сознания .
В психической жизни можно выделить 3 уровня : сознание ,
предсознательное и бессознательное .
1 Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний , которые мы осознаём
в данный момент времени . З.Фрейда настаивал , что незначительная часть
психической жизни (мысли , восприятие , чувства , память) входят в сферу
сознания . Что бы в данный момент времени не переживалось в сознании
человека . Это следует рассматривать как результат процесса избирательной
сортировки в значительной степени регулируемыми внешними сигналами . Более
того , определённое содержание осознаётся лишь в течение короткого периода
времени , а затем быстро погружается на уровень предсознательного или
бессознательного , по мере того , как внимание человека перемещается на
другие сигналы . Сознание охватывает только малый процент всей информации ,
хранящейся в мозге .
2. Область предсознательного , включает в себя весь опыт , который не
осознаётся в данный момент , но может легко вернуться в сознание .
Предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми
областями психического .
3. Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это
бессознательное . Бессознательное представляет собой хранилище примитивных
инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания , которые настолько
угрожают сознанию , что были подавленны и вытеснены в область
бессознательного . Неосознаваемый материал во многом определяет наше
повседневное функционирование .
Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус . В
частности он подчёркивал , что бессознательное следует рассматривать , как
реальность , которую можно продемонстрировать и проверить . Действительно
значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и
побуждениями , всецело находящимися вне сферы сознания . Если начинают
осознаваться или открыто выражаться в поведении , это встречает сильное
внутреннее сопротивление индивидуума .
Позже Фрейд ввёл в анатомию личности три основных структуры : Ид ,
Эго и Суперэго . Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями
сознания изображены в виде диаграммы .
Показал , что сфера Ид полностью неосознаваемая , в то время как
Эго и Суперэго действуют на всех трёх уровнях сознания . Сознание
охватывает все три личностные структуры , хотя основная его часть
сформирована импульсами , исходящими от Ид .
Ид по Фрейду означает примитивные , инстинктивные и врождённые
аспекты личности . Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно
связано с инстинктивными биологическими побуждениями , которое наполняют
наше поведение энергией . Ид – нечто тёмное , не знающее законов , не
подчиняющееся правилам . Оно выражает первичный принцип всей человеческий
жизни – немедленную разрядку психической энергии , производимой
биологически обусловленными побуждениями ( особено сексуальными и
агрессивными ) . Последние , когда они сдерживаются и не находят разрядки,
создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает
страха и тревоги , оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей
цели , этот факт , как полагал Фрейд , может представлять опасность для
индивидуума и для общества .
Эго – это компонент психического аппарата , ответственный за
принятие решений . Эго стремиться выразить и удовлетворить желания Ид в
соответствии с ограничениями налагаемыми внешним миром . Эго помогает
обеспечит безопасность и самосохранение организма . В борьбе за выживание
как против внешнего социального мира , так и инстинктивных потребностей Ид
. Эго должно дифференцировать между событиями в психическом плане и
реальными событиями во внешнем мире . Эго является «исполнительным» органом
личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения
проблем.
Суперэго – это интернализованные общественные нормы и стандарты
поведения, полученные в процессе «социализации». Суперэго , пытается
полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы , со стороны Ид
, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях , словах и
поступках .
Психоаналитическая теория основывается на представлении , что
поведение человека активизируется единой энергией , согласно закону
сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в
другое , но количество её остаётся при этом тем же самым ) и мотивация
человека полностью основана на энергии возбуждения , производимыми
телесными потребностями , выраженными в виде желаний , называются
инстинктами .
Фрейд назвал две основные их группы : инстинктов жизни и смерти .1)
Первая группа включает наиболее существенные , сексуальные инстинкты .
Энергия сексуальных инстинктов – это определённое количество энергии ,
находящая разрядку только в сексуальном поведении . 2) Вторая группа –
лежит в основе всех проявлений жёсткости и агрессии . Он полагал , что
инстинкты подчиняются принципу энтропии , согласно которой любая
энергетическая система стремиться к сохранению динамического равновесия .
В психоаналитической теории немедленная разрядка напряжения получила
название принцип удовольствия , его господство может быть отмечено в том ,
что психический аппарат удерживает имеющееся в нём количество напряжения .
Но если бы принцип удовольствия управлял течением психического процесса ,
то большинство наших психических процессов вели к удовольствию , в том
время как наш опыт противоречит этому . следовательно , в душе имеется
тенденция к господству принципа удовольствия , которому противоречит
принцип реальности , который не оставляет конечной цели – достижения
удовольствия , откладывает возможности удовлетворения и временно терпит
неудовольствие .
Но потребность может быть вытеснена или удовлетворено окольным
путями. Но вопреки принципу константности возбуждение удерживается . И как
правило оно проявляться различными способами , например во снах ,именно из-
за этого они рассматриваются , как проистекание от психических возбуждений
и тех душевных сил , которые не могут свободно проявляться .
Мы получаем общее представление о взгляде Фрейда на личность , он
показывает , что человек в основе своей биологическое существо и вся его
деятельность направлена и организована внутренним возбуждением на
удовлетворение своих инстинктов . Но общество , его взаимодействие и
организация основано на социальных нормах , принципах и правилах , и для
того чтобы сосуществовать в обществе , личность должна заменять принцип
удовольствия на принцип реальности , что в последствии может привести к
неудовлетворённости и ростройству психики. А зная , что энергия никуда не
пропадает , а просто переходит в её другие виды , мы можем получить
проявление агрессии взамен на отверженное чувство любви .
Проблема взаимодействия личности и общества продолжается до
сегодняшних дней , и я думаю будет актуальной пока есть понятие «ощество» с
его сложившемся укладом .
Список используемой литературы :
1.З.Фрейд «Психология бессознательного» Новосибирск 1997г.
2.Л.Хьелл , Д.Зиглер «Теории личности».
Санкт-Петербург.1997г
3. З.Фрейд «Психоаналитические этюды»
/Составление Донского, Круглянского. М. 1997г.
4.Франц Александер, Шелтон Селесник
«Человек и его душа». М. 1995г.