Проблемы психологического консультирования
Психологическое консультирование предъявляет к консультанту
определенные морально-этические требования, без следования которым работа
не может быть успешной. Профессиональная этика консультанта сводится к
следующим положениям. По аналогии с морально-этическим кодексом врача,
основным нормативом работы консультанта можно назвать принцип «прежде всего
- не вреди». Независимо от формы и метода психологическое воздействия в
процессе консультирования не должно быть для клиента психотравмирующим,
ухудшать его состояние, снижать самооценку. Общение с консультантом не
должно представлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.
Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения
психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность
профессиональной деятельности, но и является залогом успешности
психологического воздействия. Остановимся здесь подробнее на некоторых
этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является
особенно важным.
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. За формулировкой
скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то,
чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.
Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым
нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую
психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь
каждому, кто обращается за помощью.
Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает,
что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально
принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем
которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на
систему ценностей самого клиента, критическое отношение консультанта может
привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может быть
искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного
воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности
клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать
на них в том случае, если они являются препятствием Запрет давать
советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде
всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать
гарантированный совет другому невозможно: жизни каждого уникальна и
непредсказуема. К тому же, советуя, консультант берет на себя полностью
ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности
консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой
ситуации психолог ставит себя в позицию гуру, что реально вредит
консультированию приводит к тому, что у клиента вместо активного
стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется массивное
и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в
реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет
авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом всей роли в
происходящих событиях.
Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования
является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная
клиентом - психологу не может быть передана без его согласия ни в какие
общественные или государственные организации, частным лицам в том числе
родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о
которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные
законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй,
можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо,
что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в
этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и
соотноситься с интересами клиента.
Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало
очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку,
переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать
профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь
таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в
своем Отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими
легко обесцениваются, но и по многим другим причинам, о некоторых из
которых будет сказано ниже.
В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное
значение для работы с пациентами: а) «перенос», то есть склонность клиента
переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои
отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б)
«контрперенос», то есть склонность психотерапевта проецировать свои
отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на
отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ 3 . Фрейдом ,
на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений
психотерапии (Фрейд З., 1989). Эти понятия означают, что любые человеческие
отношения и даже такие специальные отношения, которые, складываются в
рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних потребностей и
желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже
профессионал-психотерапевт часто оказывается обезоружен контрпереносом.
Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях
анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и
межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует
обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой
работы с супервизором.
В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе
консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной
и углубленной подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими
явлениями. Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его
авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о
нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так
и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений
между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди,
начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и
консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию,
необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
Десятилетие назад в зарубежной практической психологии активно
дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента
и консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе
сексуальные отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс
терапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому
привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше
избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально
осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как
можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии.
Включенность клиента в процесс консультирования. Для того, чтобы
процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен
чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально
переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того, чтобы обеспечить
такую включенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие
разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также, чтобы человек
не просто внимал специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь
только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно
активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать
ее.
Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой
теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В
этой ситуации не стоит нагнетать атмосферу, настаивать, пытаться выяснить
все до конца. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом
разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента
к процессу консультирования и обеспечит продуктивность психологического
воздействия.
Таким образом, именно при соблюдении всех морально-этических
требований возникает доверие между консультантом и клиентом. Это доверие
позволяет эффективно действовать психологу, не манипулируя, не занимая
позицию “сверху”, не привязывая себя к клиенту.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования”/“Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994