рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Проблемы психологии управления коллективом

рефераты

Проблемы психологии управления коллективом

Содержание

Общение. 2

Понятие и функции общения. 3

Виды межличностного общения. 4

Характеристика стратегии межличностного взаимодействия. 5

Лидер. 7

Формальные группы. 7

Неформальные группы. 8

Конфликт. 10

Понятие конфликта. 10

Виды конфликта. 11

Структура и динамика конфликта. 12

Причины конфликта. 14

Функции конфликта. 15

Стиль руководства коллективом. 16

Методы изучения взаимоотношений в группе. 18

Социометрия. 18

Cоциограмма. 19

Литература 21

Управление организацией - созданной людьми системой (группа людей,

деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

или целей) - представляет собой сложную работу, также это особый вид

деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную

целенаправленную и производительную группу. Руководство - отдельные

менеджеры - должны признавать, что каждый работник представляет собой

личность с неповторимыми переживаниями и запросами. Иначе говоря,

руководство достигает целей организации через других людей.

Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива,

негативного поведения являются мысли и чувства работников. Единственный

путь изменения поведения - это познание руководителем внутреннего мира

человека и овладение перестройки его в позитивном настроении. Поэтому

важное значение имеет высокая психологическая компетентность руководящих

кадров.

Во-первых, нужны знания для самооценивания и самосовершенствования

личности.

Во-вторых, следует иметь комплекс знаний и навыков общения с людьми.

В-третьих, необходима психолого-педагогическая компетентность,

связанная с реализацией функции воспитателя подчиненных.

В-четвертых, нужны знания психологических закономерностей

функционирования коллектива, так как руководитель должен точно оценивать

межличностные и групповые отношения в организации и уметь гармонизировать

их.

Способность умело строить деловые отношения, регулировать

психологический климат - одни из главных признаков профессиональной

пригодности менеджеров.

I. Общение

Общение является одним из важнейших понятий в психологии. Вне общения

невозможно понять и проанализировать процесс личностного становления

отдельного человека, нельзя проследить закономерности всего общественного

развития.

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам и видам. Можно говорить о

прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредованном. При этом под

непосредственным общением понимается естественный контакт лицом к лицу при

помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика,

пантомимика). Непосредственное общение является исторически первой формой

общения людей друг с другом, на его основе и на более поздних этапах

развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический

контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или

отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Далее, различают межличностное и массовое общение. Межличностное связано с

непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по

составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость

партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие

сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых

людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой

информации. К важным, видам массового общения следует отнести так же

искусство как эстетическое общение. Эстетическое общение, с одной стороны,

разворачивается как своеобразное массовое общение (театральный спектакль,

литературные вечера и так далее), с другой стороны, искусство само часто

представляет собой особое художественное моделирование общения людей и

является как бы заменителем некоторых других его форм.

Необходимо также отметить возможность выделения межперсонального и ролевого

общения. В первом случае, участниками общения являются конкретные личности,

обладающие уникальными индивидуальными качествами, которые раскрываются

другому по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой

коммуникации ее участники могут быть рассмотрены как носители определенных

социальных ролей (учитель - ученик, покупатель - продавец). Выполняемая в

данный момент роль фиксирует то место, которое занимает человек в системе

общественных, социальных отношений. В ролевом общении человек лишается

определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги и

действия диктуются исполняемой ролью.

В общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психологические

качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они

возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает

общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности,

знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность.

Общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В

самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в

которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процессы

и поведение человека.

1. Общение и его функции

По своему значению общение многофункционально. Можно выделить пять

важнейших функций общения.

Прежде всего, общение выполняет в коллективной человеческой деятельности

связующую роль. Эта функция может быть условно названа прагматической. В

этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в

процессе любой совместной деятельности. О том, какие разрушительные

последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия,

повествуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вавилонской

башни. Второй по порядку может быть названа формирующая функция общения.

Здесь общение, как это уже отмечалось выше, выступает как важнейшее условие

формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на

определенных стадиях детского развития поведение, деятельность и отношение

ребенка к миру и самому себе опосредованно его общением со взрослым. Как

отмечал Д. Б. Эльконин: Ребенок - это всегда два человека - Он и взрослый.

В ходе развития внешние опосредованные общением формы взаимодействия

ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и

процессы, а также в самостоятельную произвольную внешнюю деятельность

ребенка.

В качестве третьей может быть названа так называемая подтверждающая функция

общения. Иначе говоря, в процессе общения с другими людьми человек получает

возможность познать, утвердить и как бы подтвердить себя. Желая утвердиться

в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в другом

человеке. Еще У. Джеймс отмечал, что для человека не существует более

чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и

оставаться абсолютно не замеченным. Во многих психотерапевтических системах

это состояние человека фиксируется в понятии неподтверждение. Причем, в

отличии от отрицания, которое может быть выражено словами “Ты не прав” или

“Ты плохой” предполагает известную долю подтверждения (пусть и с негативной

оценкой), неподтверждение означает ”Тебя здесь нет”, “Ты не существуешь”.

Четвертая функция общения состоит в организации и поддержании межличностных

отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений

(от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно

сопряжено с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных

отношений либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Эмоциональное

отношение к другому человеку практически всегда может быть выражено в

терминах симпатии - антипатии, нравится - не нравится. Эмоциональные

межличностные отношения - не единственный вид социальной связи, доступный

современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений

между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и даже на

ролевые отношения.

Наконец, может быть названа и пятая функция общения - внутриличностная. В

данном случае общение человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю

речь, построенную по типу диалога) может рассматриваться как универсальный

способ мышления человека. Л. С. Выготский отмечал в связи с этим, что

“...человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения”.

Мы рассмотрели виды, формы и функции общения. Можно отметить, что

наибольшее внимание в социальной психологии традиционно уделяется

межличностному, непосредственному общению, которое на настоящий момент

наиболее глубоко изучено по сравнению с другими видами.

2. Виды межличностного общения

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной

психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного

общения императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на

партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и

внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям.

В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия,

выступает пассивной, страдательной стороной. Особенность императива в том,

что конечная цель общения - принуждение партнера не завуалирована. В

качестве средств оказания влияния используются приказ, указания,

предписания и требования.

Можно назвать целую группу социальных деятельностей, в которых

использование императивного вида общения вполне оправдано и с целевой и с

этической точек зрения. К ним, несомненно, относятся военные уставные

отношения, отношения начальник-подчиненный в сложных и экстремальных

условиях, работа при чрезвычайных обстоятельствах. Неуместно и даже не

этично применение императива в интимно-личностных отношениях, супружеских и

детско-родительских контактах, а также всей системе воспитательных,

педагогических отношений.

Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения,

предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих

скрытых намерений.

Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие

партнера по общению, которой используется манипулятором для достижения

своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится

цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное

отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях

общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого

взаимодействия, где она вполне уместна, и где она категорически

недопустима. Сферой разрешенной манипуляции, несомненно, является бизнес и

деловые отношения вообще. Символом такого типа отношений давно стала

концепция общения Д. Карнеги и его многочисленных последователей. Широко

распространен манипулятивный стиль воздействия на партнеров по общению и в

области пропаганды.

Вместе с тем известно, что владение средствами манипулятивного воздействия

на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека

широким переносом таких навыков в остальные области своих взаимоотношений.

Сильнее всего страдают от манипуляции отношения, построенные на любви,

дружбе и взаимной привязанности. Разрушение таких связей и замена их

другими при использовании манипулятивных средств общения неизбежны.

В манипулятивном процессе партнер по общению воспринимается не как

целостная уникальная личность, а как носитель определенных, нужных

манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек,

важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек,

выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в

результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самим себя

он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы

поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить

собственной жизни. Как отмечает Э. Шостром, один из крупнейших критиков

карнегианской школы общения, манипулятора характеризует лживость и

примитивность чувств, апатия и скука к жизни, контроль за собой и своей

жизнью, цинизм и недоверие к себе и другим.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения, позволяет выявить их

глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, их можно

охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек,

рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается

сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника,

игнорируя его.

В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может

быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от

эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на

собеседника, реального партнера по обобщению. Диалог - это равноправное

субъектное общение, имеющее целью взаимное познание, самопознание и

саморазвитие партнеров по общению.

Диалог строиться на принципиально других началах, чем монологическое

общение. Он возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил

взаимоотношений.

1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и

собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идет

об общении по принципу здесь и сейчас, с учетом тех чувств, желаний и

физического состояния, которые партнеры испытывают в данный момент.

2. Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его

намерениям.

3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и

собственное решение.

4. Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а

проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения).

5. Персонификация общения - разговор от своего имени, без ссылки на мнения

и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Несомненно, реализация такого типа общения требует и соответствующей

жизненной ситуации, и внутренней готовности партнеров.

3. Характеристика стратегий межличностного взаимодействия

В различных исследованиях выявлено несколько важнейших видов социальных

мотивов (то есть, мотивов, с которыми человек вступает во взаимодействие с

другими людьми):

1. Мотив максимизации общего выигрыша (иначе мотив кооперации).

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).

3. Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).

4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

В рамки этой схемы могут быть в общем виде отнесены все возможные

побуждения, детерминирующие социальное взаимодействие людей. Естественно,

что характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и

средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами

по общению. Важным является соотношение мотивов общения, имеющихся у

участников взаимодействия: если они совпадают или естественно

взаимодополняют друг друга, можно прогнозировать большую успешность их

контактов. Можно также выделить те мотивы, которые с большой вероятностью

будут приводить к “проигрышным” с точки зрения успешности общения

стратегиям взаимодействия. К ним относится второй и пятый мотив, приводящие

к игнорированию интересов партнера по общению, что в свою очередь

активизирует вероятно, и защитные стратегии с его стороны.

В целом можно выделить стратегии взаимодействия, исходя из особенностей

мотивации, определяющей выбор стратегии. Представим себе взаимодействие как

процесс, разворачивающийся в следующей системе координат. По оси У

расположены стратегии взаимодействия, ориентированные на достижение

участниками собственных целей. По оси Х - стратегии, ориентированные на

достижение целей партнера по общению.

Рис. 1

Соответственно по каждой шкале может быть выделена точка минимума и точка

максимума (как крайние формы проявления той или иной ориентации). А в

соответствии с исходной социальной мотивацией участников общения, можно

обозначить пять основных стратегий их поведения в процессе взаимодействия:

точка П соответствует мотиву максимизации собственного выигрыша и

стратегии поведения, получившей название “противодействие”. В данном случае

индивид демонстрирует полную ориентацию на свои цели без учета целей

партнеров по общению.

Точка И - стратегия “избегания” - соответствует мотиву минимизации

выигрыша другого. Смысл стратегии избегания - в уходе от контакта,

истинного взаимодействия, потеря собственных целей ради исключения выигрыша

другого.

Точка У символизирует стратегию “уступчивости”, ориентированную на

реализацию мотива альтруизма. В этом случае человек жертвует собственными

целями ради достижения цели партнером.

Точка К - стратегия “компромисса”, позволяющая реализовать мотив

минимизации различий в выигрышах. Суть данной стратегии в неполном

достижении целей партнерами ради условного равенства.

Наконец, точка С символизирует стратегию “сотрудничества”, направленную на

полное удовлетворение участниками взаимодействия своих социальных

потребностей. Данная стратегия позволяет реализовать один из двух мотивов

социального поведения человека - мотива кооперации или мотива конкуренции.

Последняя из названных стратегий может быть рассмотрена как наиболее

продуктивная с точки зрения эффективности взаимодействия и как наиболее

успешная с точки зрения самочувствия участников общения и их

взаимоотношений. Вместе с тем, она очень трудна в реализации, так как

требует от партнеров по общению значительных психологических усилий по

созданию позитивного климата, разрешению возникающих противоречащий в духе

взаимопонимания, уважения к интересам другого.

II. Лидер

В зарубежной теории управления Менеджмента трудовые коллективы, их части,

подразделения носят название групп. Любое предприятие, организация состоит

из нескольких групп, Группа – это два или более лица, которые

взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает

влияние на других и одновременно находится под влиянием других лиц. Группы

бывают двух видов – формальные и неформальные.

1. Формальные группы

Формальные группы или организации (коллективы) создает руководство, когда

производит разделение труда по горизонтали (подразделения) и по вертикали

(уровни управления), для организации производственного или торгового

процесса. Их первейшей функцией является выполнение конкретных задач и

достижение определенных целей.

Существует три основных типа формальных групп. Группа руководителя

(командная) состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных,

которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Типичная

командная группа – это президент компании и вице-президенты. Такую же

группу образуют директор магазина и заведующие его отделами.

Рабочая (целевая) группа состоит из лиц, вместе работающих над общим

заданием.

Третий тип группы – это комитет (комиссия, совет) внутри организации,

которому делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. Его

отличительной особенностью является групповое принятие решений и

осуществление действий. Имеется 2 основных типа комитетов: специальный и

постоянный. Первый представляет собой временную группу, сформированную для

выполнения определенной цели. Второй – это постоянно действующая группа

внутри организации, имеющая конкретную цель. Их зачастую используют для

предоставления организациям консультаций по важным вопросам. Это советы

директоров (правления форм), ревизионные комиссии, группы планирования,

комиссии по пересмотру зарплаты.

Эффективность деятельности формальных групп зависит от размера и состава

формальных групп, групповых норм, сплоченности людей, степени

конфликтности, статуса и функциональных ролей членов групп. Эффективная

группа - та чей размер соответствует ее задачам, в составе которой

находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют

достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый

уровень конфликтности, хорошее выполнение ролей и где имеющие высокий

статус члены группы не доминируют.

Рис. 2. Механизм образования формальных и неформальных организаций.

Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения

целей. Это - место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в

каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных

групп и организаций.

2. Неформальная группа

Неформальная группа – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые

вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Как

и у формальных организаций, эти цели являются причиной существования

неформальных организаций. Причем, в крупной организации существует не одна,

а несколько неформальных организаций. Большинство из них свободно

объединены в своего рода сеть.

В неформальных организациях также имеются правила или нормы поведения, но

неписаные. Они подкрепляются системой поощрений и санкций. Различие в том,

что формальная организация, ее структура и тип строятся руководством

сознательно по заранее продуманному плану. Неформальная же организация

скорее является спонтанной реакцией на неудовлетворительные индивидуальные

потребности, ее структура и тип возникают в результате социального

взаимодействия.

Причины вступления людей в неформальные организации состоят в следующем.

Первая – это удовлетворение потребности людей в чувстве принадлежности к

данной организации.

Вторая причина – это помощь, которую получают работники от неформальных

организаций, не ощущая ее от непосредственных руководителей – менеджеров.

Третья причина – взаимозащита работников от ряда факторов, в том числе

вредных условий труда. Причем, защитная функция приобретает наиболее важное

значение, когда начальству не доверяют.

Четвертая причина – потребность людей в общении. Люди хотят знать, что

вокруг их происходит. Однако во многих формальных организациях плохо

поставлена информация. Более того, руководители подчас намеренно скрывают

ее от работающих.

Пятая причина – это взаимные симпатии людей. Они часто присоединяются к

неформальным группам для того, чтобы быть ближе к тем, кому симпатизируют.

Таким образом, люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность,

помощь, защиту и общение.

Характеристики неформальных организаций

Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них

вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые

делают их одновременно похожими и непохожими на формальные организации.

Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных

организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают

сильное влияние на эффективность формальной организации.

Социальный контроль. Неформальные организации устанавливают и укрепляют

нормы - групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы

укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие

санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это - сильное и

эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в

удовлетворении своих социальных потребностей.

Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может

оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он

также может повлиять на мнение о руководителе и справедливости их решений.

Сопротивление переменам. Люди могут использовать неформальную организацию

для предполагающихся или фактических перемен в их отделе или организации. В

неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению перемен,

которые могут нести в дальнейшем угрозу существования неформальной

организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения

социальных нужд. Иногда такие изменения могут дать возможность конкретным

группам добиться положения и власти.

Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будут

усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как

таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам

или положительным эмоциям. Руководство может ослабить сопротивление,

разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.

Неформальные лидеры. Неформальные организации, как и формальные организации

– имеют иерархию и лидеров. Лидер формальной организации имеет поддержку в

виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в

отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального

лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей

и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за

административные рамки формальной организации.

Неформальный лидер имеет две основные функции: помогать группе в достижении

ее целей и поддерживать ее существование, социальное взаимодействие. Иногда

эти функции выполняют разные люди – 2 лидера.

Неформальные организации создают ряд проблем: снижение эффективности

деятельности предприятия, распространение ложных слухов и сопротивление

прогрессивным переменам. В то же время, если групповые нормы превосходят

официально установленные, неформальные организации несут некоторые

потенциальные выгоды, а именно: большую преданность предприятию, высокий

дух коллективизма и более высокую производительность труда.

Для того чтобы справляться с потенциальными проблемами и овладевать

выгодами неформальной организации, руководство должно признать эту

организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров

и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций,

разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить

слухи путем оперативного предоставления официальной информации.

Известно много качеств, присущих хорошему лидеру и все они очень разные.

Дальновидность. Лидеру нужно уметь установить цели организации и объяснить

другим их смысл. С расширением дела цели организации, а, следовательно, и

задачи лидера усложняются, и, если ему не удастся постоянно держать коллег

в курсе своих планов и определять возможность их воплощения, то отношение к

работе и моральный климат ухудшится, и в конце концов все хорошие начинания

сойдут на нет.

Рассудительность - качество, которое трудно определить или измерить, но

которое, несомненно, присуще лишь хорошему лидеру.

Умение по достоинству оценить качества своих подчиненных и сделать все,

чтобы заставить их "выкладываться" на работе.

Энергичность. Руководство истощает физически, умственно и душевно, не в

последнюю очередь потому, что хороший лидер всецело находится во власти

своих идей. Выносливость – залог успешного руководства.

Решительность. Поскольку лидер прокладывает новые пути в бизнесе и

принимает на себя весь возможный риск, то именно он чаще, чем менеджер,

терпит не удачу в своих начинаниях. Поэтому важно уметь воспрянуть после

поражения, "пробивать" идею, которую скептики уже давно похоронили, и не

перестраховываться. Хотя решительность в той или иной мере присуща каждому

человеку, на ее развитие влияет общественный уклад и конкретная ситуация,

например, в США неудачу рассматривают как часть учения (на уверенность в

своих силах огромное влияние оказывают родственники и друзья).

Последовательность – это своеобразная "лакмусовая бумажка", определяющая

хорошего лидера. Умение руководить во многом зависит от предсказуемости

методов руководства, взглядов и манеры принятия решения. Те, кому успех

вскружил голову, забывают об этом – и отношения лидера с коллегами

отравлены его непостоянством и непоследовательностью, особенно при высоких

темпах роста организации. Наиболее острой становится эта проблема в

случаях, когда полномочия руководителя делятся между партнерами по 6изнесу.

Справедливость. Строя отношения с людьми, мы по-разному истолковываем это

понятие. Следует подчеркнуть, что справедливость и последовательность

взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных вклада в работу,

который гарантирует им место в фирме, то гораздо важнее, что это правило

применяется ко всем без исключения. Справедливость, с которой лидер

подходит к решению подобных вопросов, имеет огромное влияние на моральный

климат в компании.

Безжалостность. При необходимости лидеру приходится действовать

безжалостно. Цели организации превыше всего, и решимость, с которой

действует лидер, является хорошим показателем здоровья фирмы.

Безжалостность – это не обязательно жестокость или бесчувственность.

Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния

на организацию, и если большинство сотрудников считает эти принципы

разумными, всякие действия лидера они обычно воспринимают в благоприятном

свете.

Самопознание. Многие лидеры до такой степени эксцентричны и эгоистичны,

что по этим качествам напоминают скорее политика или революционера, но это

может погубить самые благие намерения лидера добиться доверия своих

сотрудников. В облике лидера чрезвычайно важны такие черты, как умение

понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки,

извлечь уроки равно из успехов и из неудач. Самопознание и самоанализ –

далеко не одно и то же, а публичное "самокопание" обычно воспринимается как

признак нерешительности. Почти всегда у лидера есть человек, которому он

доверяет и совместно с которым он решает все проблемы; у владельца

небольшой фирмы это супруг(а) или деловой партнер, в крупных компаниях роль

такой "доверенной особы" играют консультанты по стратегическим вопросам.

Способности. Лидер должен уметь говорить и слушать. Ему следует научиться

устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия сотрудников, а

также определить стиль принятия решений. Лидеру нужно знать, как поощрять

людей и как при необходимости сделать им замечания. И, наконец – но не в

последнюю очередь – он должен чувствовать, когда вмешиваться и когда лучше

остаться в стороне – одним словом, уметь передать другим часть своих

полномочий.

III. Социально-психологическая характеристика конфликта

В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как столкновение

несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в

межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными

переживаниями. Отметим важнейшие моменты данного определения. Во-первых,

под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в основе

которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их

одновременное удовлетворение, существование невозможно.

Во-вторых, можно выделить внутриличностный, межличностный и межгрупповой

конфликт, в зависимости от того, в каком пространстве возникли и

развиваются объективные противоречия. В-третьих, в психологическом плане

конфликт сопровождается для его участников негативными эмоциональными

состояниями, осложняющими и без того непростую ситуацию объективного

противоречия.

Виды конфликта

Существуют четыре основных типов конфликта: внутриличностный конфликт,

межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой

конфликт.

Внутриличностный конфликт. Его потенциальные дисфункциональные последствия

аналогичны последствиям других типов конфликтов. Он может принимать

различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт,

когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу

того, каким должен быть результат его работы.

Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что

производственные требования не согласуются с личными потребностями или

ценностями. Также конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или

недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт

связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в

себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт. Этот тип конфликта самый распространенный. В

организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей

за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую среду, время использования

оборудования или одобрение проекта.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение

личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями

иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и

цели таких людей различаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Чтобы быть принятым неформальной

группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности, человек

должен соблюдать установленные группой нормы поведения и выработки.

Поэтому, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями

отдельной личности, может возникнуть конфликт.

Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта

личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

Аналогичный конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей

руководителя: между необходимостью обеспечивать соответствующую

производительность и соблюдать правила и процедуры организации.

Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые

могут оказать

Межгрупповой конфликт

1. Конфликты могут возникать во взаимодействии стабильно существующих микро-

групп внутри данной группы. Такие группы, как правило, существуют в рамках

любой малой социальной общности, их численность колеблется от двух до 6 - 8

человек, при этом чаще всего возникают мини-группы численностью в 3

человека. Более многочисленные подгруппы, как правило, не очень устойчивы.

Мини-группы играют большую роль в жизни группы в целом. Их взаимоотношения

влияют на общий климат группы, продуктивность деятельности. Именно внутри

них происходит “обкатка” норм и правил групповой жизни, и именно мини-

группа, как правило, выступает инициатором изменения этих правил. В

принципе можно говорить о том, что человек сам по себе очень редко

действует в своей малой группе. Как правило, он опирается на микро-группу,

зависит от нее и ориентируется на нее как на эксперта при выработке той или

иной стратегии своего повеления. “Новичок”, попадающий в новую социальную

среду, как правило, прежде всего, встает перед задачей выбора мишени-

группы, которая бы приняла его и одобрила его поведение. Руководитель в

своей деятельности также должен действовать с оглядкой на реакцию мини-

групп, особенно тех из них, которые занимают главенствующие позиции.

Иногда в группе можно выделить “источник” межгрупповых конфликтов - одного

человека или устойчивую пару, установивших конфликтные отношения с

представителями других микро-группа. Вероятнее всего, в этих конфликтных

отношениях они будут поддержаны своим мини-сообществом, и возникнет очаг

внутригруппового конфликта.

2. Конфликты могут возникать также вследствие ориентации определенных,

прежде всего, высокостатусных, членов группы на внешнюю референтную группу,

противостоящую в своих целях или ценностях данной группе или ее

руководителю. В данном случае человек является как бы носителем

противоречивой системы требований и норм, что может провоцировать

недовольство руководителя или других членов группы и разжигать

внутригрупповой конфликт.

3. Возможно возникновение конфликтной ситуации во взаимодействии

руководителя с определенной неформальной группой, не согласной с задачами

или стилем управления, реализуемыми руководителем. Интересно отметить, что

конфликты такого рода нечасто начинаются как групповые. На первых этапах

обмена конфликтными действиями, участниками могут казаться руководитель и

отдельный член группы. Однако крайне редко человек решается на конфликт

внутри группы своего постоянного членства, не будучи уверенным в поддержке

со стороны референтной микро-группы. В результате любой межличностный

конфликт в малой группе, в том числе с руководителем, быстро становится

групповым.

4. Конфликт может возникнуть и вследствие разрыва отношений внутри какой-

либо подгруппы. В случае если остальные члены группы не подключаться к

конфликту, он закончится частичным переструктуированием неформальных связей

в группе, так как члены распавшейся группировки должны будут найти свое

место в других сообществах. В противном случае, произойдет значительное

изменение группы в целом в отношении ее статусной и лидерской иерархий.

5. Возможны нормативные групповые конфликты. Они связаны с феноменом

группового давления большинства на меньшинство, не желающее принимать нормы

и ценности большинства.

6. Типичными для групповой деятельности являются конфликты между лидерами.

7. Наконец, весьма распространены конфликты между неформальным лидером и

руководителем группы.

В социальной психологии при анализе конфликтов принято обсуждать причины

конфликтов, их структуру, динамику развития и функции.

Структура и динамика конфликтов

Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух

важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая

возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По

сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное

противоречие может определенное время не осознаваться участниками

взаимодействия.

Конфликтная ситуация имеет весьма определенную структуру:

Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствуют объект

конфликта - реальный или идеальный предмет, являющийся причиной спора и

стороны конфликта или его участники, в качестве которых могут выступать

отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них

внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция - эта та

мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами

своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного

взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней

позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и

ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт.

Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрыта не только от оппонентов и

наблюдателей, но и от самого субъекта, так как является неосознаваемой.

В качестве примера такого несовпадения внутренней и внешней позиции можно

привести типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне

агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании,

уважении, необходимость поддержания значимости своего “Я”, неосознаваемая

им самим.

Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента

возникновения инцидента. Инцидент - это ситуация взаимодействия,

позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их

интересах и целях. То есть инцидент - это осознание конфликтной ситуации.

Он может протекать в различных формах. Прежде всего, различают скрытый и

открытый инцидент. В своей первой форме инцидент разворачивается на уровне

осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не

проявляться в их реальных отношениях и реакциях. Открытый инцидент

разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг

к другу.

Динамика конфликта, то есть закономерности его развития находятся в полном

соответствии с его структурой. Можно выделить 4 основных стадии развития

конфликта:

Таким образом, конфликт возникает с появлением объективного противоречия в

целях и интересах участников, становится для них психологической

реальностью после осознания противоречия в реальном инциденте, проходит

стадию конфликтных действий и приходит к определенному разрешению.

Две промежуточные стадии не являются обязательными. Так, конфликт может

объективно возникнуть, но остаться неосознанным вплоть до исчезновения

самой конфликтной ситуации. Конфликт может найти разрешение на стадии

осознания, не переходя к действиям. Однако в реальности большинство

социально-психологических конфликтов в той или иной форме проходят все

основные стадии. Обратимся к анализу стадии конфликтных действий.

На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур

конфликта. Объект конфликта, как правило, расширяется за счет “втягивания"

в конфликт близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы

переход в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам

гораздо шире, чем в начале). Изменяются и стороны конфликта. В частности,

они меняют свой статус по отношению к оппоненту (попытки давить по

служебной линии, через юристов, суд, общественность) и привлекают на свою

сторону сочувствующих, за счет чего межличностный конфликт очень часто

превращается в межгрупповой.

Характеристика исходов конфликта

Исходы конфликта (формы его разрешения) очень разнообразны. Можно говорить

о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через

разрешение объективной конфликтной ситуации.

Снятие инцидента - это попытка притушить конфликт, либо переведя его на

стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой

конфликтной ситуации. Перечислим основные способы:

1. Обеспечение выигрыша одной из сторон данном случае конфликт решается

полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что крайне

редко встречается в повседневной практике. Победа одной стороны - всегда

временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента.

2. Снятие конфликта с помощью лжи, которое переводит Конфликт в

неосознаваемую форму и дает сторонам отсрочку в решении своих проблем.

Более кардинальные возможности для разрешения конфликта предполагают пути

разрешения самой конфликтной ситуации:

1. Полное физическое или функциональное разведение участников. В этом

случае действительно исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные

отношения между бывшими оппонентами могут сохраняться очень долго, так как

они не получили своего разрешения. Кроме того, такой путь редко удается

реализовать в реальной практике. Например, в шквале он сопряжен для учителя

с переходом на новое место работы, сменой характера работы, а для ученика -

с переходом в другую школу, адаптацией в новой группе.

2. Внутреннее переструктуирование образа ситуации. Смысл данной меры

состоит в изменении внутренней системы ценностей и интересов участников

взаимодействия, вследствие чего в их глазах бледнеет сам объект конфликта

или приобретают личностную значимость отношения с оппонентом. Такая работа

психологически очень сложна, часто требует помощи со стороны специалиста -

психолога, однако именно этот путь может привести к конструктивному

разрешению супружеских или семейных конфликтов.

3. Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. По своему

содержанию близок к предыдущему, но касается, как правило, деловых

конфликтов, не затрагивающих глубинные отношения людей, а относящихся к их

социальным или материальным интересам. Такие конфликты могут быть разрешены

через специально организованную работу по нахождению общих интересов и

целей, через сужение зоны разногласий до минимума и заключение договоров о

сотрудничестве. Большую роль в разрешении таких конфликтов играет участие

посредника - человека, владеющего специальными навыками ведения переговоров

и разрешения споров.

Причины конфликта

У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта

являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость

заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия

в манере поведения, в уровне образования, а также плохие.

Распределение ресурсов. Руководство должно решить, как распределить

материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы

наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Не имеет

значения, чего касается это решение - люди всегда хотят получать не меньше,

а больше. Таким образом, необходимость делить ресурсы почти неизбежно ведет

к различным видам конфликта.

Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один

человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или

группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из

взаимозависимых элементов, при неадекватной работе одного подразделения или

человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.

Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как

организации становятся более специализированными и разбиваются на

подразделения. Так как специализированные подразделения сами формулируют

свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целям всей

организации.

Различия в представлениях и ценностях - весьма распространенная причина

конфликта. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть

определенной цели. Вместо того чтобы оценить ситуацию, люди могут

рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые,

по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

Различия в манере поведения и жизненном опыте могут увеличить возможность

возникновения конфликта. Исследования показывают, что люди с чертами

характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, догматичными,

безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее вступают в

конфликт. Другие исследования показали, что различия в жизненном опыте,

ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках

уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями

различных подразделений.

Неудовлетворительные коммуникации являются как причиной, так и следствием

конфликта. Плохая передача информации может действовать как катализатор

конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки

зрения других. Другие распространенные проблемы передачи информации,

вызывающие конфликт, - неоднозначные критерии качества, неспособность точно

определить должностные обязанности и функции всех сотрудников и

подразделений, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.

Эти проблемы могут возникать или усугубляться из-за неспособности

руководителей разработать и довести до сведения подчиненных точное описание

должностных обязанностей.

Функции конфликта

В повседневной жизни людей сложилось достаточно жесткое и однозначное

отношение к конфликтам как негативным явлениям. Появление конфликта

рассматривается как симптом неблагополучия отношений, и все силы

заинтересованных сторон направляются на быстрейшее его “замазывание”, часто

без серьезного предварительного анализа причин возникающих противоречий

временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента.

Кроме того, он совершенно неизбежен то в той, то в иной своей форме, и это

связано как с объективной трудностью организации такого управления, которое

позволяло бы решать объективные конфликтные ситуации, на стадии их

возникновения, так и с субъективными причинами: в группе функционируют

живые люди, для которых почти естественно решать многие противоречия через

конфликт.

Однако наряду с так называемыми деструктивными функциями (разрушение

совместной деятельности, ухудшение или распад отношений, ухудшение

самочувствия участников и др.), конфликт выполняет значительную

конструктивную задачу, т. к. является отражением объективных процессов,

происходящих в различных межличностных взаимодействиях. В целом,

конструктивная функция конфликта сводится к следующему:

- конфликт является важным источником развития личности, группы,

межличностных отношений, позволяет им подняться на новую высоту, расширить

и изменить сферу и способы взаимодействия;

- через открытую конфронтацию конфликт освобождает группу от подтачивающих

ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы;

- конфликт способствует развитию взаимопонимания между участниками

взаимодействия.

IV. Стиль руководства коллективом

Человеческий фактор в фирмах все больше и больше становится

интеллектуальным дополнением к технологии и современной организации

различной деятельности. Хорошее настроение работников, прежде всего,

зависит от общения в коллективе, в частности, общения с руководителем. И

эффект от этого общения будет выше, если руководитель в зависимости от

условий работы, обстоятельств применяет определенный стиль руководства.

Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения

руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и

побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий

делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и забота о

человеческих отношениях или о выполнении задачи - все отражает стиль

руководства.

Исследование типов руководителей и эффективности руководства, проведенные

психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто

встречающиеся стили руководства - это авторитарный или автократический,

демократический и либеральный.

Краткая характеристика этих стилей представлена в таблице 1.

В чистом виде в жизни, как правило, стили не проявляются. Да и практически

проводить в жизнь один стиль невозможно.

Автократичный лидер в управлении авторитарен. Он “все знает сам” и не

терпит возражений. Своим подчиненным он представляет лишь минимум

информации. Он никому не доверяет и может никого не ставить в известность о

своих намерениях. С подчиненными неприветлив, старается все делать сам,

импульсивен, склонен к поспешным решениям; от одной крайности бросается к

другой. Автократ способен менять направления и политику так же часто, как

он открывает и закрывает двери в кабинеты своих подчиненных. Людей он

считает пешками, чванлив, груб, безжалостен. Он выбрасывает сильных и

оригинальных людей, которым не хватает подобострастия. Его окружает хор

поддакивающих. В таких условиях лучшим работником будет считаться тот, кто

умеет отгадывать мысли босса. В этой атмосфере процветают сплетни, интриги

и доносы. Некоторые работники многим ему обязаны, он не только пугает и

наказывает, но и награждает. Однако такая система самостоятельности не

воспитывает, со всеми вопросами помощники, заместители и начальники бегут к

"главному". Если в фирме президент–автократ, то он всех будоражит, создает

кратковременную активность и оставляет после себя неразбериху. Никто толком

не знает, что он сказал и как он будет реагировать на те или иные события.

Он непредсказуем.

Авторитарный стиль руководства лежит в основе абсолютного большинства

конфликтов и бед благодаря стремлению высшего управляющего к единовластию.

Претензия автократа на компетенцию во всех вопросах порождает хаос и в

конечном счете, влияет на не эффективность работы. Автократ парализует

работу аппарата, на который он опирается. Он не только теряет лучших

работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает

ему самому. Подчиненный зависит от него, но и он во многом зависит от них.

Недовольные подчиненные могут его подвести и дезинформировать. А, кроме

того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают не с полной

отдачей. Такой погонщик может купить часы мускульной энергии, но купить

уважение нельзя - это нужно заработать.

Таблица 1. Характеристика стилей руководства

|Параметры |Стили руководства |

|взаимодействия | |

|руководителя с |Авторитарный |Демократический |Либеральный |

|подчиненными |(автократический) | | |

|Приемы принятия|Единолично решает |Перед принятием |Ждет указаний от |

|решений |вопросы |решения советуется |руководства или |

| | |с подчиненными |решения совещаний |

|Способ |Приказывает, |Предлагает, просит |Просит, упрашивает |

|доведения |распоряжается, | | |

|решения до |командует | | |

|исполнителей | | | |

|Распределение |Берет на себя или |Распределяет |Снимает с себя |

|ответственности|перекладывает на |ответственность в |всякую |

| |подчиненных |соответствии с |ответственность |

| | |переданными | |

| | |полномочиями | |

|Отношение к |Подавляет полностью|Поощряет, |Отдает инициативу в|

|инициативе | |использует в |руки подчиненных |

| | |интересах дела | |

|Отношение к |Боится |Подбирает деловых, |Подбором кадров не |

|подбору кадров |квалифицированных |грамотных |занимается |

| |работников, |работников | |

| |старается от них | | |

| |избавится | | |

|Отношение к |Все знает - все |Постоянно повышает |Пополняет свои |

|недостаткам |умеет |свою квалификацию, |знания и поощряет |

|собственных | |учитывает критику |эту черту у |

|знаний | | |подчиненных |

|Стиль общения |Держит дистанцию, |Дружески настроен, |Боится общения, |

| |не общителен |любит общение |общается с |

| | | |подчиненными только|

| | | |по их инициативе |

|Характер |Диктуется |Ровная манера |Мягок, покладист |

|отношений с |настроением |поведения. | |

|подчиненными | |Постоянный | |

| | |самоконтроль | |

|Отношение к |Приверженец |Сторонник разумной |Требует формальной |

|дисциплине |формальной жесткой |дисциплины, |дисциплины |

| |дисциплины |осуществляет | |

| | |дифференцированный | |

| | |подход к людям | |

|Отношение к |Считает наказание |Использует |Действует таким же |

|моральному |основным методом |различные виды |образом |

|воздействию |стимулирования, |стимулов постоянно | |

| |поощряет избранных | | |

| |только по | | |

| |праздникам | | |

Демократический стиль руководства предполагает взаимодействия на уровне

"взрослый" – "взрослый". У руководителя и подчиненного в этом случае

возникает чувство доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в

данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем

свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо

мести, либо одергивания. В зависимости от выполняемой задачи руководство

группой может передаваться от одного участника к другому. Ответственность

за неудачи руководитель разделяет с группой. Большинство проблем, вставших

перед коллективом, обсуждается коллективно. Руководитель - демократ

старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего

превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых

решений ответственность не перекладывает на подчиненных Стремление

прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам

объясняется не тем, что сам он этого не понимает, а убеждением в том, что

при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить

технологию процесса реализации решения. Такой руководитель не считает для

себя зазорным соглашаться на компромисс, либо вообще отказаться от

принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ

действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать

целесообразность решения проблемы и выгоды, которую могут получить

сотрудники.

Хорошо знающий дело и обстановку в группе подчиненных, он старается

использовать рефлексивные методы управления, а при осуществлении контроля

обращает особое внимание на конечный результат, не дергая по мелочам. Такая

обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых

развивается самостоятельность и тем самым способствует восприятию

достижения целей, стоящих перед коллективом, как своих собственных. Такая

обстановка, создаваемая демократом, носит и воспитательный характер, и

позволяет достигать цели с малыми издержками. В этом случае происходит

положительный резонанс власти: авторитет мундира подкрепляется авторитетом

личным. Управление происходит без грубого нажима, опираясь на способности

людей, уважая достоинства, опыт, возраст и пол.

Либеральный стиль руководства характеризуется безинициатвностью,

невмешательством в процесс тех или иных работ. Либерал предпринимает какие-

нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремиться

уклониться от ответственности за решения. Обычно в такой роли выступают

люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного

положения. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и

обстоятельств изменять свое решение по одному и тому же вопросу. В

организации, где руководитель - либерал, часто важные вопросы решаются без

его участия.

Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив. Положительно

реагирует на критику, не требователен к подчиненным и не любит

контролировать их работу.

В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять

подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии,

посылать в интересные командировки без видимой необходимости.

Таким образом либерал старается поддерживать свой авторитет. Может за

нерадивого подчиненного сам выполнить работу, не любит увольнять плохих

работников.

Независимо от используемого стиля руководства, мотивация сотрудников - один

из важнейших факторов повышения производительности труда, улучшения

качества продукции.

V. Методы изучения взаимоотношений в группе

Социометрия

Открытие неформальных групп позволило сформировать в дальнейшем целую

теорию «человеческих отношений», в развитие которой внес свою лепту другой

американский специалист Джон Морено. Морено увековечил себя, разработав

методы измерения межличностных отношений. Предварительно обследуемая группа

подготавливается, т.е. каждому индивидууму разъясняют порядок заполнения

социометрической карточки. Термин «Социометрия» означает изменение

межличностных взаимоотношений в группе. Карточка, выдаваемая каждому члену

группы представляет из себя социоматрицу (таблица 2).

Такая социоматрица позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу,

установить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический

статус и эмоциональную экспансивность. Для этого используются различные

математические формулы.

Таблица 2. Пример социоматрицы для группы, численностью N членов

|№ |Кто выбирает |Кого члены выбирают |Сделанные |Всего |

| | | |выборы | |

|п/|Фамилия испытуемого -|1 |2 |3 |4 |5 |...|(+) |(-) | |

|п |члены | | | | | | | | | |

| |А-ов | |+ |+ |- |- |...|2 |2 |4 |

| |В-ин |+ | |+ |- |- |...|2 |2 |4 |

| |Г-ев |+ |+ | | | |...|2 |0 |2 |

| |П-ов |+ | | | |- |...|1 |1 |2 |

| |С-ов |+ |- |- |+ | |...|2 |2 |4 |

| |... |. |. |. |. |. |...|... |... |... |

|..|... | | | | | |...|... |... |... |

|. | | | | | | | | | | |

|№ |... |. |. |. |. |. |...|... |... |... |

| |Полученные (+) |4 |2 |2 |1 |0 |...|9 | | |

| |выборы (-) |0 |1 |1 |2 |3 |...| |7 | |

| |Всего |4 |3 |3 |3 |3 |...| | |16 |

Примечание: + положительный отбор;

- отрицательный отбор.

Социограмма

Представляет интерес другой метод - социограмма, позволяющая графически на

листе бумаги осуществить анализ взаимоотношений в группе с помощью

специальных знаков. Рис. 3.

Рис. 3. Символика социограммы

Допустим в отделе, состоящим из пяти человек, при помощи социограммы

проводятся исследования межличностных отношений. В этом случае каждому

работнику отдела выдается карточка с обозначениями всех работников этого

подразделения. Рис. 4.

Рис. 4. Карточка для проведения исследования в группе. Крестиком обозначен

начальник.

Получившим карточки задаются вопросы, например: «С кем бы хотели сегодня

провести вечер в ресторане?". Свои ответы обследуемые делают графически,

используя известную уже символику. Затем полученные карточки с ответами

накладываются друг на друга и получается общая картина. Рис. 5.

Рис. 5. Результат получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос

"С кем бы вы хотели провести вечер в ресторане?"

На другой вопрос: “С кем бы вы хотели в дальнейшем продолжать совместную

работу?” получим, например, такой ответ. Рис. 6.

Рис. 6. Результат получившийся при наложении карточек с ответами на вопрос

“С кем бы вы хотели в дальнейшем продолжить совместную работу?"

Таким образом, в результате, на первый взгляд, невинных вопросов уже можно

сделать предварительные выводы о начальнике этого отдела. Если этой группе

будет задаваться 20-30 вопросов подобного характера - можно уяснить

психологическую картину в группе.

л и т е р а т у р а

Мескон М., Алберт М., Хедоури Ф.,“Основы менеджмента”, М., 1994 г.

Старобинский Э.Е., “Как управлять коллективом”, М., 1995 г.

Робинсон Д., “Добейся от людей наилучшего”, М., 1994 г.

Галькович Р.С., Набоков В.И., “Менеджмент и менеджер”, Пермь.

“Социальная психология”, М., 1994 г.

-----------------------

ориентация на собственные цели

У

П

С

max

К

И

У

min

max

Х

min

ориентация на цели другого

Организационный процесс

Неформальная организация

Формальная организация, спланированная руководством

Командные группы

Комитеты

Рабочие группы

Неформальная группа

Неформальная группа

Неформальная группа

Спонтанное взаимодействие (не спланированное руководством)

внешняя позиция

внутренняя позиция

внутренняя позиция

внешняя позиция

объект конфликта

стороны конфликта

стороны конфликта

Осознание конфликта

Конфликтные действия

Разрешение конфликта

Возникновение объективной конфликтной ситуации

IV стадия

III стадия

II стадия

I стадия

А

А

А

А

В

В

В

В

Положительный выбор, совершенный А-членом

Отрицательны выбор, совершенный В-членом

Взаимная положительная связь А и В -членов

Взаимная отрицательная связь А и В -членов

Х

Д

А

С

В

Х

Д

А

С

В

Х

Д

А

С

В



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»