Проблемы врожденного и приобретенного в поведении человека
ПЛАН:
стр.
1. Вступление
2
2. Механизмы поведения как характеристики функциональных
систем
2
3. Соотношение темперамента и характера
4
4. Акцентуации характера у подростков
5
5. О динамике акцентуаций характера
7
6. Список литературы
10
ВСТУПЛЕНИЕ
”Проблема соотношения личности и организма в человеческой
индивидуальности, - пишет В.М. Русалов - сводится прежде всего о том, как
соотносятся психодинамические свойства человека с его биологической
организацией».
Б.Г. Ананьев подчеркивал комплексный характер связи индивидных
свойств разного уровня: «Три группы природных свойств (конституциональные,
нейродинамические, билатеральные - особенности симметрии организма), -
писал он, - образуют класс первичных свойств, которые можно назвать
индивидуально-типическими. Несомненна зависимость вторичных свойств
(темперамента, структуры органических потребностей и т.п.) от этого плана
первичных свойств, именно от совокупности индивидуально-типических свойств
в целом, а не отдельно взятых (конституциональных или нейродинамических)».
Выше были названы три типа параметров, характеризующих развитие
любого энергетического образования: потенциал, вариативность и особенности
принятия характеристик среды. Необходимо, видимо, специально подчеркнуть
два момента.
Во-первых, три выделяемые плоскости анализа отражают общие тенденции
эволюции живых систем, и в описывающих их категориях, используемых в разных
значениях в других концепциях, подчеркиваются именно их общеэволюционные
свойства: потенциал рассматривается как «эргичность», «уровень энергии»,
уровень активации психики; вариативность - как основа пластичности,
изменчивости и адаптивности; регулятивность. - как направляемость
активности субъекта со стороны среды, его управляемость, как набор средств,
ограничивающих степени свободы активности.
Во-вторых, хотя выделение этих плоскостей анализа является достаточно
традиционным в психологии индивидуальных различий, к разных концепциях они
встречаются либо наряду с другими основаниями для классификации
индивидуальности, либо не в совокупности.
МЕХАНИЗМЫ ПОВЕДЕНИЯ
КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Свойства нервной системы и темперамента с трудом выделяются “чистом
виде” даже в специально организованном эксперименте, если вообще возможно
такое выделение. Реальные поведение и индивидуальность потому и поддаются с
трудом прогнозу, что могут быть оптимально проанализированы только с
учетом основных образующих их факторов.
Врожденность многих психодинамических свойств задает необходимость в
механизмах, адаптирующих их к особенностям высокоизменчивой среды. Все эти
механизмы формируются как сомато-нейро-метаболические интеграции в виде
функциональных систем. «Структура памяти или жизненного опыта, - писал,
Швырков В.Б., - состоит исключительно из функциональных систем целостных
поведенческих актов разного возраста и не содержит каких-либо иных
элементов, таких, как "образ", "эмоция" или "моторная программа».