Профориентационная диагностика в раннем возрасте с помощью нетрадиционных методик
М Г О П У
Факультет психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ
РАННЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ
РЕБЕНКА
МОСКВА
1999
ВВЕДЕНИЕ
Существующие традиционные методики профконсультирования при всей своей
многочисленности и надежности имеют некоторые ограничения и недостатки.
Прежде всего каждая из этих методик имеет ограничения по возрасту
обследуемого ребенка, т.е. каждая методика может быть эффективной только
для определенного возраста. Выполнение любой методики предполагает
достаточное развитие интеллекта ребенка и некоторого самосознания, что
делает принципиально невозможным применение стандартных методик к детям
дошкольного и более младшего возраста. Снижение возрастного порога
профконсультирования позволило бы решить задачу раннего выявления
способностей и профессиональной направленности личности с целью развития
этих способностей с раннего детства.
Говоря о предназначении человека, хотелось бы вспомнить об одном из
основных вопросов психологии: что определяет в большей степени развитие
человека – биологическая наследственность или социальное окружение ребенка.
Последние исследования таких ученых-генетиков как П.П. Гаряев [1] позволяют
говорить о наследственной предопределенности не только биологических данных
человека, но и его способностей, а значит в конечном счете и призвания,
которое есть реализация способностей.
А если в ДНК человека закодированы его способности, то не рождается ли он
для выполнения определенной функции в обществе, которая и есть его
призвание. И наградой человеку за реализацию своего призвания является
чувство глубокого удовлетворения от любимого дела, признание и успех.
"Тот, кто рожден обладателем здравого ума,
естественно сформирован небесами для неких
почетных работы и жизненного пути. И потому
желающий благосклонности небес пусть возьмет
на себя, сверх всего прочего, эту работу,
этот жизненный путь, пусть посвятит им себя
ревностно, поскольку небеса благоволят его
предприятиям."
Marsilio Ficino "De Vita"
Вышеприведенные ограничения традиционных методик диагностики
профессиональной направленности личности заставили меня обратиться к
астрологическим концепциям определения призвания человека. Главным
преимуществом данной концепции является возможность диагностики
способностей и профессиональной ориентации человека имея лишь сведения о
времени и месте рождения человека, т.е. диагностика может проводиться сразу
после рождения ребенка.
Основными астрологическими факторами в определении темперамента и
способностей к тому или иному роду деятельности являются положения планет в
зодиакальных знаках, распределение их по стихиям[1], по полусферам[2] и
домам[3] гороскопа[4], а также положение 2-го, 6-го и 10-го домов в знаках
зодиака.
Распределение 10-ти используемых астрологией планет Солнечной системы по
стихиям позволяет определить преобладающий тип
темперамента человека. Так, преобладание планет в огненной стихии дает
холерический тип темперамента, в земной стихии – флегматический тип,
воздушная стихия соответствует сангвиническому типу, а водная –
меланхолическому типу. Человек с ярко выраженной стихией огня вряд ли будет
довольствоваться в жизни второстепенными ролями и скорее всего проявит
организаторские и лидерские способности и т.д..
Разделение гороскопа на полусферы также предоставляет много информации,
необходимой при определении профнаправленности человека. Преобладание
планет в верхней полусфере гороскопа даст экстравертный тип личности, а в
нижней полусфере – интровертный. Выделение в гороскопе западной и восточной
полусфер позволяет оценить важность для человека участия в коллективной
деятельности и направленность на партнерские отношения. Человек с
заполненной планетами восточной полусферой самодостаточен и может долгое
время развиваться как вещь в себе. В своей деятельности он руководствуется
скорее личными мнениями и позициями. Противоположность ему составляет
человек с заполненной планетами западной полусферой. Он во всем
ориентируется на партнеров и мнение окружающих для него очень важно,
поскольку он воспринимает себя глазами окружающих. Такой человек изначально
ориентирован на партнерство и работу в некотором коллективе.
Система домов гороскопа дает основную часть информации о профессиональных и
других качествах человека. В узких рамках поставленной задачи я рассмотрю
только те дома карты рождения, которые непосредственно связаны с
профориентацией человека и которые позволяют определить наиболее
эффективную область приложения его потенциальных способностей. В
классической астрологии выделяется три дома, тесно связанных с
профессиональной деятельностью человека.
Предрасположенность к некоторому типу профессий показывает положение
6-го дома в Зодиаке, а также качество планет попавших в данный дом
гороскопа. Каждому знаку Зодиака соответствует определенная категория
профессий, и при попадании 6-го дома в знак Зодиака можно говорить о
предрасположенности человека к категории профессий данного знака Зодиака.
Этот дом отвечает за каждодневную, рутинную работу и за профессиональное
мастерство.
Дясятый дом гороскопа говорит нам о том, каких высот человек может
достичь, будет ли он признан обществом. Положение вершины 10-го дома в
Зодиаке, а также качество планет в данном доме может дать информацию о
характере деятельности , в которой человек наилучшим образом будет
соответствовать своему призванию.
Второй дом гороскопа показывает нам источники средств, получаемых
человеком. А поскольку работа, как правило, является источником денежного
дохода человека, то и этот фактор гороскопа косвенно может указать на
профессиональную принадлежность человека.
Особую роль в астрологии играет положение планет в домах гороскопа. Каждая
планета в астрологии характеризуется качеством или принципом, выполняемыми
функциями и ролями, с которыми она ассоциируется в жизни. Например,
качествами Солнца являются потребность к самовыражению, индивидуальному
творчеству, игре. Всякое творчество требует реализации и, следовательно,
функция Солнца заключается в реализации индивидуальности. Роли, которые
ассоциируются с Солнцем – это наша самость, а также лидер, творческий
человек, артист и др. Человек, хоть немного постигший свою самость и
умеющий ее выражать, уже является творческой индивидуальностью. Таким
образом каждая планета имеет свой принцип, свои функции и роли, которые
остаются неизменными. И, когда некоторая планета попадает в вышеуказанные
дома гороскопа, мы имеем основания предполагать реализацию темы этих домов
в соответствии с принципами данной планеты. Например, Солнце в 10-м доме
гороскопа потенциально может означать, что человек добьется признания в
творчестве, станет известным общественным деятелем, лидером.
Конечный результат диагностики с помощью астрологических методик
складывается из многих факторов гороскопа, которые необходимо синтезировать
в конкретные рекомендации. Сложность формализации данных методик является,
по-моему, основным препятствием к широкому применению их в психологической
практике. Но несмотря на сложности, их применение может дать потрясающие
результаты.
Попробуем построить своего рода схему, выполнение требований которой
позволит методом исключения отсечь наименее вероятные варианты
профессионального призвания человека и получить в конце два, три или пусть
даже десять наиболее вероятных: у человека должен быть выбор, и не наша
задача ограничивать его. Навязывать ему какой-то один вариант мы просто не
имеем права.
Схема разбора
1. творческий труд или служба
2. таланты (есть или нет)
3. начальник или подчиненный
4. сфера применения способностей (то есть сама профессия)
1. Творческий труд или служба
Под этим понимается природная склонность человека либо к работе «одиночки»,
будь то художник или слесарь, врач или предприниматель, когда распорядок
дня зависит от него самого, работу он тоже выбирает сам, а доходы поступают
в виде гонораров, т.е. разовых выплат за выполненную работу, — либо к
работе в группе, колективе, когда распорядок дня задан заранее, работу ему
поручает руководитель, а доходы имеют вид зарплаты, т.е. выплачиваются в
определенном порядке.
Самым главным и безошибочным критерием этого служит положение Меркурия
относительно Солнца. Меркурий впереди Солнца, да еще директный[5], да еще
не куспидный[6] — это «служба», способность работать в регламентированной
группе, на
определенной должности, с девяти до шести. Такие заранее заданные рамки
дисциплинируют человека и как бы сами помогают реализации его лучших
качеств.
Здесь и далее выражение «Меркурий (или любая другая планета) впереди
Солнца» означает долготу больше солнечной; с астрономической точки зрения
такая планета восходит позже Солнца и после него заходит. Положение планеты
«позади Солнца» означает, что ее абсолютная долгота меньше солнечной.
Меркурий впереди Солнца, но ретроградный[7] требует профессии с элементом
творчества: это начальник группы или человек, который приходит позже, а
заканчивает раньше других, если успел
выполнить свою работу, или регламентированнная работа, но сдельная оплата.
Меркурий впереди Солнца, но куспидный — работа в разных местах, будь то
одновременно или с течением времени, или же работа с переменным
контингентом (руководитель не одной, а многих групп, каждый раз разных).
Меркурий позади Солнца в любом виде означает «творческую», то есть
нерегулярную работу и доходы только в виде разовых гонораров. Писатель,
частно практикующий врач, портной, многие астрологи, принимающие клиентов
на дому, также имеют такой Меркурий. Регулярная работа, отсидка с девяти до
шести такому человеку просто вредна. Если он и угодил на службу, ему рано
или поздно придется ее бросить. У женщин это иногда — признак таланта
домохозяйки, что, в сущности, тоже есть профессия.
Таким образом, человеку с Меркурием впереди Солнца можно рекомендовать
регулярную службу, а человеку с Меркурием позади Солнца — только работу за
гонорары. Служба такому человеку «и опасна, и вредна», потому что в
конечном итоге принесет ему только болячку.
2. Таланты
Показателем талантов, а точнее способностей, потому что талант — это труд,
служат т.н. «треугольники таланта» — два секстиля и тригон[8], соединенные
вместе. Чем таких треугольников больше, тем богаче одарен человек от
природы, тем в более разнообразных областях он может себя реализовать.
Какие это области, показывают планеты, находящиеся в вершинах треугольника,
отчасти также дома и знаки. Конкретнее о сочетаниях планет и их значении мы
будем говорить позже.
Такие «треугольные» способности означают, прежде всего, что человеку легко
даются навыки и знания в данной области. Даже если он не изучает их
специально, они накапливаются как бы сами собой и проявляются рано или
поздно. Такой человек, как правило, успевает за свою жизнь перепробовать
несколько профессий, везде добиваясь достаточно заметных успехов. Если это
интеллектуал, он обладает обширной эрудицией во многих отраслях знаний,
если занимается ремеслом — человек-«золотые руки», способный починить все,
что движется, крутится и состоит хотя бы из двух пригнанных друг к другу
деталей.
Закрытый тригон (без секстилей) также дает неплохие способности, но скорее
в какой-то одной области. Такой человек тоже может иметь несколько
профессий, но подлинного успеха добивается лишь в одной, да и то скорее
всего далеко не сразу.
Укажем, что напряженные аспекты (соединения, квадратуры и оппозиции)[9]
также могут указывать на недюжинные способности, точнее, одну способность,
зато самую главную: умение доводить дело до конца. Карта, допустим, с одним-
единственным секстилем и множеством квадратов и оппозиций, как правило,
дает личность незаурядную, добивающуюся всего исключительно собственным
трудом. Богатый набор энергетических аспектов[10] позволяет человеку и из
одного-единственного зернышка таланта вырастить «древо желаний».
У таких людей подлинная реализация способностей, то есть их общественная
польза, зависит от других двух факторов: желания учиться и правильного
выбора момента (пункты «склонность к учебе» и «пора — не пора»).
3. Начальник или подчиненный
Вопрос «начальник или подчиненный» у студентов еще не возникает, но может
возникнуть у молодых людей, желающих заняться бизнесом или каким-то иным
делом, будь то искусство, военная служба или рэкет. Ответ на него дает
анализ домов гороскопа, причем не по одной, а хотя бы по двум системам: от
AS[11] (любая[12]) плюс от Солнца.
Сильный I дом хорош для бизнесменов и художников: эти люди дают своим
качествам возможность раскрыться в полную силу. Они быстро выбиваются
вперед и становятся «первыми» в своем деле, даже не занимая никаких
официальных должностей. Если планеты I дома имеют квадратуры с другими, это
не меняет дела, лишь сфера приложения способностей может оказаться иной
(криминальная или полукриминальная деятельность, опасные профессии —
гонщик, каскадер, укротительница тигров).
Сильный Х дом дает должности. Причем эти должности «приходят» к человеку
как бы сами, в силу обстоятельств, как в армии — очередные звания. У такого
человека может быть минимум способностей и желания самому что-то делать, но
начальником он станет. Квадратуры к Х дому дают либо карьериста, либо
руководителя неформальных структур разного рода.
Если у человека к тому же хороший Юпитер (т.е. деньги, как указывалось
выше), высокое положение ему обеспечено.
Таким образом, уже по натальной карте можно сказать, какая карьера ожидает
молодого человека, и тем самым косвенно определить, стоит ли ему заниматься
каким-то делом или не стоит.
Перейдем теперь к пункту 4, охватывающему конкретные признаки интереса к
той или иной деятельности и способности заниматься ею. При этом нужно
учитывать:
1. Наличие одного признака принимать в расчет не следует, потому что он
многозначен (сочетания Марс-Нептун могут давать и медика, и музыканта, и
просто интригана). Любой признак профессиональной склонности можно считать
действительным, только если он подтверждается по меньшей мере трижды.
2. Проверка этих признаков в натальной[13] карте отвечает не на вопрос, кем
человек непременно должен стать, то есть не позволяет определить,
действительно ли человек выбрал (или выберет) данный путь; она отвечает
только на вопрос, кем он может стать, какие виды занятий для него наиболее
предпочтительны.
Каким делом н у ж н о человеку заниматься
На этот вопрос отчасти отвечает положение Сатурна, особенно ретроградного.
Положение Сатурна как бы сразу «задействует» одну из осей:
— выраженная ось Дева-Рыбы («помощники в беде»)
— выраженная ось Овен-Весы («артисты» или «вояки»)
— выраженная ось Телец-Скорпион («бизнесмены»)
— выраженная ось Рак-Козерог («одиночки», «ИТД»)
— выраженная ось Лев-Водолей («испытатели», «экспериментаторы»)
— выраженная ось Близнецы-Стрелец («администраторы»)
Это, если хотите, формула «призвания» человека, обобщенное описание
характера подходящей для него деятельности. Выраженной следует считать не
столько ту ось, в одном из знаков которой находятся Солнце, AS, Луна, или
Сатурн, сколько ту, в знаках которой находятся стеллиумы или стелларные
оппозиции[14].
У человека может быть выражено и несколько осей. Ясно также, что нахождение
даже одного только Солнца во Льве или Луны в Раке уже делает ось
выраженной. Кроме того, у женщин в любом случае очень большую роль играет
та ось, в знаке которой находится Луна.
МЕДИЦИНА
«жесткая» медицина (хирурги):
— Марс в I доме от AS, Солнца или от себя (в своем доме)
— соединение, квадрат, тригон Солнце-Марс
— соединение, секстиль, оппозиция Марс-Нептун
Здесь же укажем, что квадратуры Марса к Солнцу или AS, а также Марс в XII
доме нередко дают спортсменов, занятых в «жестких» видах спорта (лыжи,
стрельба, автогонки, восточные единоборства).
«мягкая» медицина (фармацевты):
— соединение, секстиль, оппозиция Солнце-Нептун
— любой из 5 классических аспектов[15] Луна-Нептун
дантисты:
— Сатурн в I доме от AS, Солнца или от себя;
— вообще сильный Сатурн при выраженных «медицинских» аспектах Марса и/или
Нептуна в Козероге или Весах‚ в квадратуре к Солнцу‚ во главе стеллиума —
дает стоматологов‚ как терапевтов‚ так и протезистов.
электротерапия, компьютерная томография etc.:
— Уран в I доме (здесь и далее — от AS, Солнца или себя)
— соединения и тригоны Урана с Марсом, Венерой, Меркурием
нетрадиционная медицина:
соединения Урана, особенно стелларные (диагносты)
— Плутон в I доме от AS, Солнца или от себя (в своем доме)
— квадратуры Плутона (гомеопаты, экстрасенсы)
— тригоны Плутона (травники)
— соединения Плутона, особенно стелларные (мульти-медиа)
— выраженный Скорпион и/или Луна в Скорпионе (мульти-медиа)
Оппозиция Плутона к Венере или Марсу, а также аспекты Плутона с Луной дают
больше трудностей, чем успехов: такой человек часто становится жертвой либо
собственных страхов, либо чужих «нападений». Такому человеку рекомендовать
занятия оккультизмом не следует.
ПЕДАГОГИКА
Моя статистика показывает, что хорошими педагогами становятся люди, имеющие
в карте следующие признаки:
— Меркурий в I доме («объяснятель»)
— соединение, секстиль, тригон Меркурий-Сатурн («исследователь»)
— соединение, секстиль, тригон Венера-Сатурн («артист»)
— соединение, секстиль, тригон Меркурий-Юпитер («гуру» — воспитатель,
уважаемый человек)
Впрочем, подлинный «гуру» (Гуру, кстати — индийское название Юпитера), то
есть наставник Божией милостью, обычно имеет какой-либо аспект между
Юпитером и Сатурном, при этом положение остальных «педагогических» планет
не релевантно. Чем лучше аспект, тем, естественно, наставник лучше, тем
больше у него учеников и т.п. Такой аспект мог быть у героя фильма «Доживем
до понедельника» в блестящем исполнении Вячеслава Тихонова.
Если эти планеты (или аспекты, то есть хотя бы одна из участвующих в
аспекте планет) попадают во II дом, человек зарабатывает преподаванием.
Если Юпитер попадает в XII дом, появляется «синдром Кассандры» (пророка,
которому не верят), или это учитель для немногих, а то и вообще для одного
ученика.
Сочетания Юпитера с Луной (соединение или просто нахождение в одном знаке,
секстиль, тригон) дает т.н. «социального работника», призванного проявлять