Психоанализ
ВВЕДЕНИЕ.
Психоанализ. Эта тема не может не заинтересовать. Едва ли можно пройти
мимо психоаналитического течения, которое с каждым днем завоевывает себе
все новых и новых сторонников. Психоанализ как определенное направление
науки имеет все основания получить должное распространение.
Для того чтобы правильно судить о самом учении, необходимо хотя бы
вкратце, познакомиться с работами З.Фрейда, с тем путем, идя по которому он
пришел к своим заключениям.
Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной
области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо
учения Фрейда. Фрейд смотрит на свой метод как на один из научных методов,
позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.
Бессознательное, разрабатываемое и изучаемое психоанализом, это область,
из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления,
диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, не
связанные, не обусловленные нашим «Я», как бы извне навязанные, в чем
неповинно наше «Я».
К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов
стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны,
неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут.
Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать
целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую
рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.
Исходя из наблюдений над так называемыми гипноидным состоянием, во
время которого пациенты, свободно представленные себе, произносили слова и
делали жесты, совершенно не связывавшиеся с их бодрственным сознанием,
Фрейд предложил метод «свободных» ассоциаций, - метод, сводящийся вкратце к
тому, что ему, помимо его воли, приходит, лезет в голову.
К таким мыслям, образам, обрывкам мыслей у нас, как правило, существует
определенное отношение, не позволяющее нам при обыкновенных условиях на них
сосредоточиться. Только разве тогда, если в голову приходит «счастливая»
мысль, мы приемлем ее как желанную и с удовольствием констатируем, что она
НАША, НАМ пришла в голову.
Всякий из нас из личного опыта знает о тех состояниях рассеянности, во
время которых нам в сознание врываются самые пустяковые, иногда дикие
мысли, которые мы нередко отказываемся признавать своими. Тем не менее,
конечно, не может быть сомнений, что они также принадлежат нам, как и те,
которые мы признаем своими.
Это - действующее в нас, иной раз совершенно помимо, а нередко и против
нашей воли, тенденции, ярко проявляющиеся в тех свойственных всем здоровым
людям процессах, которые носят название действий, совершенных по ошибке.
Для того, чтобы правильно судить о психоанализе, нужно познакомиться с
областью символического мышления.
Всякое психологическое явление имеет свой смысл и значение, и только
узнав смысл его, можно надеяться овладеть и явлением. Смысл и значение
таких явлений, однако, совсем иные, проходят другие пути, чем мы к этому
привыкли, опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения.
То что кажется убедительным и полным значения в нашем бессознательном, то
может, и чаще всего и оказывается, совершенно неприемлемым для сознания,
для НАШЕГО сознания, как нарушающее моральное, социальное, другие высшие
наши стремления.
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОАНАЛИЗЕ
1.1. Что такое психоанализ?
В самом общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий,
мнений, истоки морально-психологических установок личности. Большинство
людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже
не ее большая часть. За пределами сознания находится мощный психический
аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность
которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему
деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой
скрытой, бессознательной части психики находится первоисточник многих
наших чувств и мыслей.
В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое.
Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются
глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает
трудно понять. В бессознательном подготавливаются «роковые решения»,
вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не
ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все
социальные, межличностные отношения, массовая психология – пронизаны
бессознательными мотивами.
1.2. Задачи психоанализа
Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование,
противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях.
Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с
отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.
Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде
терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно
потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей
привели к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации,
усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов,
нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не
имевшие аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого
барьера между поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности
самореализации. На этой почве возросло количество заболеваний разного рода,
преступлений, самоубийств, обострились идеологические конфликты.
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ
века. Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму.
Он явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие
специальной коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и
усиливавшейся конфликтности.
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на
границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во
многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему
широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в
безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на
психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания
человека.
1.3. Проблемно-теоретические слои в психоанализе.
Необходимо различать три проблемно-теоретических слоя в психоанализе.
Первый связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами:
свободных ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель
практического психоанализа – это коррекция психики, переработка
индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа
добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой
психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают
на основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между
уникальными личностями.
Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она
складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта,
теоретических размышлений и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй
слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями
в психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная
психология.
1.4. История психоанализа
Судьба психоанализа необычна и вместе с тем характерна. Встреченный
насмешками и возмущением академических кругов, он со временем завоевал
популярность, сравнимую разве что с популярностью марксизма и мировых
религий. Будучи задуман своим творцом как метод лечения неврозов и теория
душевной жизни, психоанализ превратился со временем в философию человека и
культуры, оказался в центре политической полемики. Достаточно сказать, что
в нацистской Германии книги Фрейда были сожжены, а в СССР – запрятаны в
спецхран.
Уже в начале ХХ века психоанализ приобрел всемирную известность. Ряд
работ Фрейда и его учеников был издан в 20-30 годы на русском языке в
основанной проф. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке».
В течение нескольких десятилетий ( с середины 20-х до начала
шестидесятых годов) психоанализ находился под запретом. И только с середины
80-х годов стали широко издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и др.
крупнейших психоаналитиков.
Знакомство с психоанализом ни для кого не проходит даром, Каждый
человек, вникнув в его суть, становиться более искушенным, более
самокритичным, менее склонным доверять рекламе, броским лозунгам,
идеологическим штампам. Психоанализ воспитывает в людях терпимость,
самоконтроль, ответственность, уважение к своей и чужой свободе. А это как
раз те качества, в которых мы сегодня больше всего нуждаемся.
2. ЗИГМУНД ФРЕЙД
ОТКРЫТИЕ ПСИХОАНАЛИЗА
2. 1. Жизненный путь и творчество Зигмунда Фрейда
«Голос разума – негромкий,
но не умолкает до тех пор,
пока его не услышат».
З.Фрейд
З.Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрейберге. Семья
Фрейдов долго скиталась по городам Европы в поисках убежища от еврейских
погромов и, в конце концов, осела в венском гетто. Зигмунду тогда было 4
года. В Вене он прожил почти всю жизнь.
В семье постоянно звучали немецкий, чешский, идиш. Возникшее у Фрейда
в детстве чувство языка способствовало формированию у него тонкой душевной
интуиции и способности к человеческим контактам. Уже в 7-и летнем возрасте
Зигмунд прочел Библию, а в восемь начал читать Шекспира, В Лицее он был
первым учеником. Получив Степень бакалавра, Фрейд колеблется в выборе
профессии. Его самое большое желание – понять человека. Но дух времени
заставляет предпочесть опытную науку. Фрейд поступает на медицинский
факультет Венского университета.
Уже в студенческие годы Фрейд проявил свой исследовательский талант.
Увлеченно занимался в физиологической лаборатории под руководством
Г.Брюкке – ученика Гельмгольца.
Уже к 29 годам Фрейд становился доктором медицины. А затем приват-
доцентом Венского Университета в начале 90-х годов. Имея за плечами 20-
тилетний стаж исследовательской работы, он внезапно делает крутой поворот,
оставляя научные знания и вступает, в новую для него область медицинской
психиатрии. Полную таинственных явлений. Он намеревается заняться лечением
истерических неврозов – довольно распространенной, «модной» в то время
болезни венской интеллигенции.
??? 2.2. З.Фрейд и Ж.Шарко
На этот шаг его толкнуло знакомство с великим Жаном Шарко –
французским психиатром, лечившим истерию с помощью гипноза. Фрейд
отправился, а его клинику Саль-Пертиер под Парижем с целью стажировки. Как
начинающий психиатр. Глядя на его работу, Фрейд почувствовал, что
психиатрическая клиника может стать местом новой, театрализованной
медицины, основанной на словесном воздействии врача на больного.
Фрейд к моменту знакомства с Шарко был сложившимся ученым. Он свято
верил в законы физики и термодинамики, в то, что психические явления
детерминированы физиологическими процессами в мозгу и теле человека.
Он был весьма удивлен тем, что источником болезни и способом ее устранения
могли быть чисто словесные воздействия. Шарко внушал пациенту, что его рука
боли не чувствует. Отсюда было недалеко от вывода, что бытовые психические