рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития

рефераты

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития

Российский Государственный Педагогический Университет

имени А. И. Герцена

Факультет коррекционной педагогики

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой

психического развития

Курсовая работа

Научный руководитель:

Санкт- Петербург

1999 г

Содержание

1. Введение (Актуальность темы, научная и практическая значимость.

Основные задачи исследований).

2. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению.

2.1. Определение понятия "психологическая готовность к школьному

обучению".

2.2. "Кризис семи лет", его значение.

2.3. Понятие мотивационная готовность.

2.4. Значение игровой деятельности для формирования готовности к

школе.

2.5. Формирование предпосылок к учебной деятельности.

2.6. Понятие коммуникативной готовности к школьному обучению.

2.7. Особенности готовности к школьному обучению детей с

задержкой психического развития.

2.8. Выводы по 1 главе, выдвижение гипотезы.

3. Экспериментальные методы исследований.

3.1. Цели и задачи исследования.

3.2. Обоснование методов исследования.

3.3. Результаты исследований.

3.4. Выводы по 2 главе.

4. Заключение, рекомендации.

5. Литература.

6. Приложение.

Введение.

Актуальность проблемы: в течение последних лет в отечественной

педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода

ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в

школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию

готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так

называемой "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития

общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе

непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка

детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития

личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное

становление.

Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И.Божович,

Э.А.Лиштованная, А.А.Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе

постоянно совершенствуется.

Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович,

К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе

школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной

жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей,

справляться с новой ролью(ученика.

На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется

недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать

доброжелательные отношения с окружающими.

Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к

новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются

в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в

итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется

отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-

личностной готовности ребенка к школе.

Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о

том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности

ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения,

неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а

следовательно - отсутствие сознательного руководства этими правилами в

повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию

качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует

созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю,

как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения.

Важная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Владение

педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной

работы по данному вопросу обуславливает успешность овладевания ребенком

социальными отношениями.

Исходя из этого, мы предполагаем, что важным резервом

совершенствования подготовки ребенка к школе, в частности ее социально-

личностного аспекта, является система работы по формированию культуры

общения старшего дошкольника.

Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями прежде всего,

является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная

готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень

произвольности психических процессов.

Объект исследования: дошкольник и его психологическая готовность к

школьному обучению.

Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению.

Цель исследования: определение уровня готовности к школьному обучению

ребенка с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Анализ данных литературных источников;

2. На основании существующих исследований по проблеме подобрать набор

методик для определения компонентов и уровня школьной готовности;

3. Обследовать группу детей с задержкой психического развития и

выявить степень их школьной готовности;

4. Разработать рекомендации для проведения работы по определению

уровня готовности детей с задержкой психического развития к школьному

обучению и примерные пути коррекции "незрелых" детей.

Глава 1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному

обучению.

1.1. Определение понятия "психологическая готовность к школьному

обучению".

Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии

не существует до сих пор по причине многогранности, " многопластовости"

самой его сути.

А.Анастази определяет понятие школьной готовности как "овладение

умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для

оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими

характеристиками" (N1, т.2,стр.6). Понятие "другие поведенческие

характеристики" в данном случае довольно широко и может включать в себя

неограниченный ряд критериев.

По нашему мнению, более удачное и точное определение дает И.Шванцара.

Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня

развития, когда ребенок "становится способным" обучаться в школе. Шванцара

также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный,

эмоциональный и социальный.

Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких

факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности,

познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и

готовности принять социальную позицию школьника.

А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие

компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития

познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень

сформированности механизмов волевой регуляции действий.

П.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как

необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»