Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития
Российский Государственный Педагогический Университет
имени А. И. Герцена
Факультет коррекционной педагогики
Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой
психического развития
Курсовая работа
Научный руководитель:
Санкт- Петербург
1999 г
Содержание
1. Введение (Актуальность темы, научная и практическая значимость.
Основные задачи исследований).
2. Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению.
2.1. Определение понятия "психологическая готовность к школьному
обучению".
2.2. "Кризис семи лет", его значение.
2.3. Понятие мотивационная готовность.
2.4. Значение игровой деятельности для формирования готовности к
школе.
2.5. Формирование предпосылок к учебной деятельности.
2.6. Понятие коммуникативной готовности к школьному обучению.
2.7. Особенности готовности к школьному обучению детей с
задержкой психического развития.
2.8. Выводы по 1 главе, выдвижение гипотезы.
3. Экспериментальные методы исследований.
3.1. Цели и задачи исследования.
3.2. Обоснование методов исследования.
3.3. Результаты исследований.
3.4. Выводы по 2 главе.
4. Заключение, рекомендации.
5. Литература.
6. Приложение.
Введение.
Актуальность проблемы: в течение последних лет в отечественной
педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода
ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в
школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию
готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так
называемой "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития
общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе
непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка
детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития
личности, повышение уровня обучения и благоприятное профессиональное
становление.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И.Божович,
Э.А.Лиштованная, А.А.Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе
постоянно совершенствуется.
Однако все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович,
К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе
школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной
жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей,
справляться с новой ролью(ученика.
На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется
недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать
доброжелательные отношения с окружающими.
Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к
новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются
в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в
итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. Этим объясняется
отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-
личностной готовности ребенка к школе.
Научные данные и практика воспитания дошкольников свидетельствует о
том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности
ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения,
неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а
следовательно - отсутствие сознательного руководства этими правилами в
повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию
качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует
созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю,
как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения.
Важная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Владение
педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной
работы по данному вопросу обуславливает успешность овладевания ребенком
социальными отношениями.
Исходя из этого, мы предполагаем, что важным резервом
совершенствования подготовки ребенка к школе, в частности ее социально-
личностного аспекта, является система работы по формированию культуры
общения старшего дошкольника.
Залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями прежде всего,
является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная
готовность к обучению в школе, принятие позиции ученика и высокий уровень
произвольности психических процессов.
Объект исследования: дошкольник и его психологическая готовность к
школьному обучению.
Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению.
Цель исследования: определение уровня готовности к школьному обучению
ребенка с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Анализ данных литературных источников;
2. На основании существующих исследований по проблеме подобрать набор
методик для определения компонентов и уровня школьной готовности;
3. Обследовать группу детей с задержкой психического развития и
выявить степень их школьной готовности;
4. Разработать рекомендации для проведения работы по определению
уровня готовности детей с задержкой психического развития к школьному
обучению и примерные пути коррекции "незрелых" детей.
Глава 1. Теоретические основы проблемы готовности к школьному
обучению.
1.1. Определение понятия "психологическая готовность к школьному
обучению".
Единого определения понятия "готовность к школе" в детской психологии
не существует до сих пор по причине многогранности, " многопластовости"
самой его сути.
А.Анастази определяет понятие школьной готовности как "овладение
умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для
оптимального уровня (развития) усвоения школьной программы поведенческими
характеристиками" (N1, т.2,стр.6). Понятие "другие поведенческие
характеристики" в данном случае довольно широко и может включать в себя
неограниченный ряд критериев.
По нашему мнению, более удачное и точное определение дает И.Шванцара.
Он указывает, что школьная зрелость - достижение определенного уровня
развития, когда ребенок "становится способным" обучаться в школе. Шванцара
также выделяет набор компонентов готовности к школе, таких как умственный,
эмоциональный и социальный.
Л..И.Божович отмечала, что готовность к школе складывается из таких
факторов как определенный уровень развития мыслительной деятельности,
познавательных интересов, произвольности регуляции деятельности и
готовности принять социальную позицию школьника.
А.И.Запорожец придерживался аналогичных взглядов, отмечая такие
компоненты готовности к школе как мотивация, уровень развития
познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень
сформированности механизмов волевой регуляции действий.
П.А.Венгер дополнял такие выше перечисленные факторы, как
необходимость ответственного отношения к школе и учебе, произвольного