рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений

рефераты

Психологические подходы к изучению теории личности и межличностных отношений

АННОТАЦИЯ

на научную работу “Психологические подходы к изучению теории личности

и межличностных отношений”.

Девиз “Психология”.

В первой главе автор рассматривает психологическую теорию личности по

Зигмонду Фрейду. Акцентирует внимание на следующие вопросы:

Структура личности. Разработанная З.Фрейдом психологическая теория

личности, весьма популярная в странах Запада. Он считал, что лишь

незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и

характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую

часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.

Структура личности по Фрейду имеет три состояния.

“Оно”- собственно бессознательное, включающие глубинные влечения,

мотивы и потребности.

“Я”- сознание.

“Сверх Я”- представлено на сознательном и бессознательном уровне.

“Оно”- действует с принципом удовольствия.

“Я”- ориентируется на принципе реальности.

“Сверх Я”- идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами

морали и ценностями.

“Оно”- является продуктом унаследованного человеком от животных

биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно

сложившегося индивидуального опыта жизни.

“Я”- это, как правило самосознание человека, восприятие и оценка им

самим собственной личности и поведения.

“Сверх Я”- это итог воздействия на сознание и подсознание человека,

принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники

формирования “Сверх Я”- это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с

которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на

протяжении жизни.

Такие, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное

помогают нам воздействовать на поведение личности. При умелом

использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и

воздействовать на личность с девиантным поведением. Это является одной из

важных задач в деятельности офицера-воспитателя воинского коллектива.

Следующий подвопрос защитные механизмы личности.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с

помощью “Я” вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.

1. Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма

неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее

существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх

Я” угрозы.

2. Подавление. В отличие от отрицания, которое в большей части

относится к информации, поступающей из вне, подавление относится к

блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх

Я”.

3. Рационализация. Этот способ разумного оправдания любых поступков

и действий противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.

4. Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя

мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный

и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности,

которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально

угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных,

интеллектуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении

неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Изложенная выше информация представляет огромный интерес для офицера-

воспитателя.

Во второй главе автор уделяет внимание аналитической психологии

К.Г.Юнга.

Аналитическая психология - одна из школ глубинной психологии,

базирующаяся на понятиях и открытиях человеческой психики, сделанных

швейцарским психологом К.Г.Юнгом.

Задача аналитической психологии - раскрыть психический мир человека

как естественное целое явление.

Юнг разработал психологические типы личности. Юнг считал исследование

психики наукой будущего.

Прежде всего Юнг различал два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою

психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носители энергии с внешним

миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет

внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и

благоустройству.

Интроверт же характеризуется тем, что устремляет психическую энергию

вовнутрь своего либидо, связывая психическую энергию со своим внутренним

миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес

и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.

Любой реальный человек имеет в себе обе тенденции, но обычно одна

развита несколько больше, нежели другая.

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей

человеческого поведения. В дополнение ним Юнг выделял четыре

функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление,

чувство, ощущение, интуиция.

За частую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь

по степени активности к ведущей функции. Она представлена другой парой

противоположностей. В соответствии с ведущей функцией можно выделить

четыре функциональных типа: мыслительный, чувствительный, сенсорный,

интуитивный.

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с

тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные

запросы.

В третьей главе представлен трансакционный анализ Э.Берна. В этой

главе рассмотрены два вопроса, которые заслуживают особого внимания.

Структурный анализ. Берн обнаружил, что люди ведут себя так, как

будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Э.Берна к

развитию теории, называющейся трансакционный анализ.

Трансакция - единица общения. Люди, находясь в одной группе,

неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою

осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным

стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-

то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности.

Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом,

реальной ситуацией или личностными особенностями.

Трансакционный анализ содержит четыре вида анализа: структурный

анализ, анализ трансакций, анализ игр, анализ сценария.

Второй вопрос психологическая характеристика игр, в которые играют

люди.

Люди играют в психологические игры как бридж, шашки и другие.

Психологические игры имеют скрытую цель и в них играют не для удовольствия.

Берн определяет психологическую игру как часто повторяемую

последовательность трансакций со скрытым мотивом, имеющую внешнее разумное

обоснование.

Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между

игроками. Несмотря на это люди играют в психологические игры, потому что

они заполняют их время, привлекают внимание, поддерживают прежнее мнение о

себе и других, и наконец, превращаются в их судьбу.

Игры имеют две основные характеристики:

- скрытые мотивы;

- наличие выигрыша.

Игры индивидуально программируются. Каждая личность имеет

психологический сценарий и живет в культуре, которая также имеет свои

сценарии.

Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она

ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной

личности.



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»