рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Психология сознания Вундта

рефераты

Психология сознания Вундта

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

МОСКОВСКОГО СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ»

ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППЫ 3 1 71

АРСЕНЬЕВА Н.И.

ПРОВЕРИЛА ЕВДОКИМОВА О.В.

РЯЗАНЬ 2004

Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм – 31.08.1920, Лейпциг)

—немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском

университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На

основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом

посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался

выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и

установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого

синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология,

в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но

исследование высших психические процессов, по его мнению, должно

осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов,

религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном

труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из

гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили Э. Титченер, О. Кюльпе,

Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н.Ланге, Ст. Холл.

Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением

экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками.

Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии

научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную

(идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его

описать

Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.

1879г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая

психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета

психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно

существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция,

эксперимент – вспомогательный.

Сложные психические процессы изучает психология народов.

4 основные цели:

1. Описание свойств сознания

2. Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и

чувствования

3. Обнаружить отношения между ними

4. Сформулировать общие законы душевной жизни

Свойства сознания:

1) ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть

структура

2) неоднородно – центр и периферия

3) имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в

данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди

по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания.

Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время

воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция:

процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.

Элементы сознания:

|Объективные |Субъективные |

|Ощущения – модальность, |Чувствования – эмоциональные |

|интенсивность, протяженность. |переживания: |

|Титченер: свойства ощущения – | |

|сенсорная ясность (интенсивность) и | |

|отчетливость. | |

|Представления – связь ощущений |Удовольствие – неудовольствие |

| |Напряженность – разрядка |

| |Возбуждение - успокоение |

Отношения между элементами:

1) перцепция (пассивно)

- ассоциации

- по сходству

- по контрасту

- по временной и пространственной смежности

- причинно-следственные

- слияние

- ассимиляция

- диссимиляция

- компликация (склеивание)

2) апперцепция (активно)

Общие законы душевной жизни:

А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны

Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо

В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым

Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать

новые цели.

Особенности психологии Вундта:

1. Структурность

2. Атомизм

3. Ассоцианизм

4. Эмпиризм

5. Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.

Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет

описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между

ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен

быть непосредственным.

2 вида: систематическая и аналитическая.

Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка –

самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение

действий и результатов.

Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод.

«Преимущества» метода:

1. Возможность удвоения сознания - Локк (но только для простых

автоматических действий – дробная интроспекция)

2. В сознании непосредственно отражается причинная связь психических

явлений (далеко не всех)

3. Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения

неизбежны)

Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная

трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум

порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к

периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь

– самонаблюдение и самопознание как функция души.

Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того,

что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем

интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит

из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых,

образуются путем ассоциаций).

Локк – 2 вида опыта:

1. Внешний – связан с ощущениями от предметов

2. Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.

Ограничения метода интроспекции:

1. По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер –

аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого

– эмпатия.

2. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что-

то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов.

3. Необъективность.

4. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах)

5. Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения

6. Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с

Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область

психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже

часть рефлексии.

| |Метод интроспекции |Использование данных |

| | |самонаблюдения |

|Что и как наблюдается |Рефлексия или наблюдение|Непосредственное |

| |за деятельностью своего |постижение фактов |

| |ума |сознания (моноспекция) |

|Использование |Основной способ |Сырой материал для |

| |получения научных знаний|дальнейшего анализа |

Сбор сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной

обработки, а не непосредственное усмотрение законов психической жизни

методом интроспекции.

Проблемы самоотчета:

1) проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями

2) проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что

находится в фокусе внимания

3) действие защитных механизмов

Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним

проявлениям (проблема реконструкции):

- психофизиологические корреляты

- мимика

- вербалика

- продукты деятельности

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость

интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение

свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»