Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность
Московский Государственный
Социальный Университет
Институт Социологии
Реферат
Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность
Студента 3курса факультета социологии
Иванова Михаила Сергеевича
Жена просматривает свежие газеты и говорит мужу:
- Все таки недотепы эти журналисты!
- В чем дело?
- Делают одну и туже ошибку. О смерти выдающихся людей сообщают
регулярно, а об их рождении – никогда.
(Журнал «Сатирикон» №3 1997 г.)
Взяв эпиграфом следующий анекдот, я прежде всего хотел подчеркнуть то,
что действительно великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а
становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу социализации.
Данная проблема давно волновала умы человечества и не только
представителей общественных наук, таких, как история, психология,
философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения
почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из
нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его,
казалось бы очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.
Прежде, чем преступать к рассмотрению этой темы, я считаю, необходимо
разобраться в рассматриваемых понятиях.
Индивид – представитель какой либо социальной группы , с которой он
себя отождествляет
Индивидуальность –
Личность – результат общественного развития на данном этапе, результат
социализации
Социализация – последовательная смена состояний стадий социального
развития. С. – процесс формирования, становления личности.
Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности
можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации ( влияния
общества ) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека
изнутри, с другой.
Социализация человека начинается с самого раннего возраста и
продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во
взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс
социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов:
идентификация, индивидуализация, персонализация. Эти процессы не происходят
автономно, а взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале
становления личности все-таки превалирует процесс идентификации.
Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он
одновременно является и ее объектом и ее предметом.
На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но
основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода
гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на
ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются
гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором
воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские
народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте
поменялись семьи у представителей разных социальных слоев.
Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок,
тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «
улица », школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского
начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации
закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на
социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив
и общество в целом.
Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием
всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и
возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.
По мнению Нейла Смелзора процесс социализации обусловлен тремя
факторами: ожиданиями, изменитнием поведия, стремлением к конформизму. Он
приводит пример из жизни школьников, когда часть ребят, выделившись из
общей массы, навязывают модели поведения другим.
Смелзер выделяет три основных аспекта социализации: биологический,
культурный и социокультурный. Автор считает, что уже при рождении в
человеческом организме заложены определенные элементарные модели поведения
и навыки, которые помогают ему органично вливаться в общество. Но, навыки
эти очень и очень ограниченны и поэтому, особенно в первые годы для ребенка
столь важно присутствие родителей. С точки зрения Смелзара для процесса
социализации особенно важно влияние культуры, сложившейся в том или ином
обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого
начала жизни через коммуникативные каналы вынужден усваивать нормы и
ценности принятые в данном обществе. Все проявления индивидуальности в той
или иной мере наказуемы.