рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Теория Хорни

рефераты

Теория Хорни

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

ХОРНИ

Структура характера, согласно Хорни (41, 42), развивается на основе опыта

детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в

юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого

возраста. Хорни, однако, не усматривает связи между либидными проявлениями

в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным

психоанализом. По словам Хорни (41, с.61-62):

"В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с

психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной

структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве

реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате

неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире,

воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток

способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять

ситуацией по собственному усмотрению...

Таким образом, различие в точках зрения выражается в следующем: человек

сжимает губы не из-за напряжения своего сфингтера, но в обоих актах

проявляется единая направленность характера – удерживать что бы то ни было

и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства".

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако

предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у

нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности,

обусловленное "базисной тревогой". Последняя возникает в связи с

вытесненной жестокостью, которая, в свою очередь, является результатом

отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства

тревоги ребенок приобретает устойчивые характерные черты, становящиеся

частью его личности, - так называемые "невротические тенденции". Одна из

попыток разрешения конфликта заключается в создании "идеализированного

образа": слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством

силы и превосходства. Другая попытка состоит в "экстернализации", более

общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит

вовне. Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с

окружением, - это направленность "к людям", направленность "против людей" и

направленность "от людей". При первой направленности признается собственная

беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать

любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную,

жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности

человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает

изоляцию. Хорни (42) описывает три типа характера или основные установки,

анализируя указанные направленности.

Уступчивый тип.

Человек с направленностью "к людям" проявляет заметную потребность в

любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет

настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится, прежде

всего, как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с

чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще

ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным

образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым

воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в

состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он

всегда предпочитает брать вину на себя.

Его положительной стороной является чувствительность к запросам других

людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен

проявить симпатию и оказать помощь. На бессознательном

уровне глубоко подавляются стремление к власти и агрессия, так как на самом

деле недостает интереса к людям. Эти тенденции должны, конечно,

сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности

личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип.

Человек с направленностью "против людей" предполагает, что все жестоки,

и отказывается допускать противоположное. Жизнь является борьбой за

выживание, поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда

установка совершенно ясна, но более часто она прикрывается фасадом учтивой

вежливости, беспристрастности и товарищества. Этот фасад, однако, имеет

компоненты искренности, так как, пока не стоит вопрос о его руководящей

роли, может проявляться благосклонность. Особая важность придается

дискуссиям. Он сам провоцирует их, чтобы продемонстрировать бдительность и

проницательность.

В общем, этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он

считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует

эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного

планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью

отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для

этого человека играет незначительную роль.

Обособленный тип.

Человек с ориентацией на обособление, направленностью "от людей",

предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что

сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается

самодостаточность. Соперничество, престиж, успех не заслуживают его

внимания, так как препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и

очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Тенденция к подавлению

чувств и особая робость испытываются перед привязанностями, которые

угрожают стать необходимыми. Стильная потребность чувствовать свое

превосходство возникает, чтобы оправдать изоляцию. Сексуальные отношения

для этого типа иногда невозможны: в лучшем случае он довольствуется

преходящими связями. В общем, обособленность служит защитой от

несовместимых устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких

формах обособленность способствует сохранению целостности личности и

безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному

мышлению и выражению творческих способностей. (см. прим.).

ПРИМЕЧАНИЕ. Неопределенности в теории Хорни. Разграничение, проведенное

Хорни между нормальным человеком и невротиком, представляется

поверхностным. У обоих проявляются три характерных установки. Различие

видится в факте, что нормальный человек способен уступать другим, бороться

и оставаться самим собой, тогда как невротику не свойственна гибкость в

сочетании этих установок. Каждая установка, по мнению Хорни, обладает

ценностью: стремление к людям способствует установлению дружеских отношений

с окружающими; направленность против людей обеспечивает выживание в

конкурентном обществе; изоляция от общества помогает достижению некоторой

целостности и безмятежности. Однако у невротика действие установок

принимает "навязчивый, ригидный и взаимоисключающий характер".

Малахи обращает внимание на логическую непоследовательность в определении

Хорни базисной тревоги или конфликта в связи с тремя установками. Базисная

тревога приписывается несовместимости между тремя установками и в то же

время эта несовместимость рассматривается в качестве попытки разрешения

основного конфликта. Иллюстрируя путаницу в причинно-следственных связях,

Малахи приходит к выводу, что Хорни "не внесла достаточной ясности в свои

фундаментальные концепции".



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»