рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Характер

рефераты

Характер

Курский Государственный Педагогический Университет факультет иностранных

языков кафедра психологии

Реферат

На тему: «Характер»

Выполнил: студент А гр.

Проверил: Старший преподаватель кафедры

психологии кандидат психологических наук

Иванова Наталья Вильямовна

Курск 2000

Содержание

Введение

Определение характера

1.1 История учений о характере.................................2

1.2 Общие понятия о характере..................................8

1.3 Типология характера........................................10

2. Структура характера

2.1 Черты характера............................................17

2.2 Личность и характер человека...............................19

2.3 Формирование характера у детей и пути его воспитания.......21

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка,

отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-

своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных

условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных

условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с

темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека

проявляется в манере поведения, манера общения, в способах реагирования на

действия и поступки людей.

История учений о характере.

Характерология - отрасль психологии личности, иногда рассматривается

как самостоятельная психологическая наука в стволе индивидуальной

психологии дерева психологической науки, предмет которой характер.

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего

развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было

установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью

прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер

является прижизненным образованием личности, большинство существующих его

классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными

факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека

является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы

предсказания судьбы и характера человека получили название - гороскопов.

Практически, все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной

период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых

присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается

через призму различных свойств этого символа. Однако характеры людей,

родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываются

различными. Так, например, в соответствии с гороскопом друидов, проводящих

связь человеческих характеров с деревьями, человек, родившийся в интервале

с 22 декабря по 1 января, является яблоней. Согласно гороскопу яблоня редко

бывает высокой, много в ней симпатичного, много обаяния, сердечности.

Внушает мысль о любви, даже когда сама о ней и не думает. По

астрологическим знакам Зодиака человек, родившийся в период с 22 декабря по

20 января — Козерог. По данному гороскопу это предполагает упрямый

характер, наиболее стойкий, выносливый, скрытый, тайно самолюбивый. Живет

реальной действительностью, преодолевая неприятности и препятствия.

Восточные гороскопы устанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых

проходит под знаком какого-нибудь животного. Человек, рожденный в

определенном году, получает ряд врожденных свойств, в соответствии с

которыми и складывается его характер. Однако сравнение характеристик

аналогичных животных в японском или, скажем, китайском гороскопах также

существенно различается.

Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. В

последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.

Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени

человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны,

максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые

месяцы жизни, с другой - в это же время самой гаммой звуков, которую

наблюдает ребенок, является его собственное имя. Младенец не подражает

услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка

рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех группах мышц -

мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесение

имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и

без того стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но заметные в

своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано

развитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга.

Подобным образом формируется и характер.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика -

учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к

определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть

установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и

Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности

черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер,

как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по

Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими

ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва - важность, волосы

тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у

львов и кабанов, - храбрость.

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера

Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера

изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д. Так, о

гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует

его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом поэзию».

При определении характера человека физиономисты использовали в

качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание

уделялось рту человека. А. Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо

пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания

«женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше - тем

выраженные (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это

объяснялось тем, что даже когда человек смеётся, на его лице рефлекторно

возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с

характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой,

холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.

Однако самым важным показателем характера являлись глаза человека.

Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются

признаком глупости. Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза,

лучистые. Светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал: «Есть

люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть люди,

у которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти

смеха неприятны».

В настоящее время под эти чисто беллитрические факты пытаются подвести

научные доказательства Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после

пятилетнего изучения черт характера примерно 10 тыс. детей доказали, что

дети с темными глазами обладают большей жизнью, инициативой и более

неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых

возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми

глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они

легко поддаются настроению, долго помнят обиды. Бывают капризны, иногда их

поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы,

они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различные трудности. Бывают

вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы. Те, кто обладает

темно карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы. Они

влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило, общительны, любят юмор, легко

сходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склонны к

уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы,

старательны, на них можно положиться - они не подведут. Синие глаза

свидетельствуют о романтических наклонностях, но в тоже время об эгоизме и

самомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Их,

несомненно, положительная черта - правдивость. Что же касается людей с

зелеными и серо зелеными глазами, то, как утверждают Дж. Глайв и Э. Клери,

в большинстве случаев они имеют сильную волю, решительны и неукоснительно

идут к своей цели. Они отличаются постоянством. Бывают жесткими и

несговорчивыми.

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить

определение индивидуальных особенностей человека по его позе, положению

тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в

позе человека: как он стоит, как идет, как сидит и даже в какой позе

засыпает.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое

направление в характерологии, имеет хиромантия.

Хиромантия - система предсказаний черт характера человека и его судьбы

по кожному рельефу ладоней. Хиромантия известна с глубокой древности, но

наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих

университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках

хиромантия тесно связана с астрологией, поскольку главными признаками руки,

которые принимаются во внимание, являются «7 холмов» на ладони, называемые

именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала

хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в

связи с наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли

знания - дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование

рисунка ладоней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4

месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием

генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому

хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или

физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один

ряд с конституционным направлением характерологии, ярким представителем

которого был Э. Кречмер. Кречмер рассматривал характер в связи со строением

тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной

конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде

всего эндокринными факторами.

Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология

не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что

характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и

т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании

изучения его внешности невозможно? Вероятно, есть смысл вспомнить

высказывание Чарльза Дарвина о том, что физиогномисту существенно знать,

что «каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные

мускулы лица, образуемые их обычными сокращениями, могут сделаться более

глубокими и видимыми». Связь между внешностью человека и складом его

характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и

в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит

из положения, что зависимость между привычным выражением лица человека и

складом его характера не является однозначной. То или иное выражение лица,

складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И здесь

нельзя не согласиться с А. В. Петровским, что причиной слегка приоткрытого

рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная

носоглотка, и напряженное внимание.

Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно

получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и

действия, выполнение которых становится в определенных условиях

потребностью, как известно, называют привычками. Привычные действия

человека, повторяясь, становятся чертами характера, составляя его существо,

влияя на положение человека в общественной жизни и на отношение к нему со

стороны других людей. На это же указывали Андре и Гастон Дюрвилии, по их

мнению, выражение - это жест, закреплённый долгим повторением. Идея и

внешний образ тесно связаны между собой.

В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно

считать графологию - науку, которая рассматривает почерк как разновидность

выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между

рядами фактов - особенностями почерка и характером.

Общие понятия о характере

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности,

выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его

поведении, в его поступках.

Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и

малоизменяемым. Темперамент на форме проявления характера, своеобразно

окрашивает те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается

в кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании.

Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С

другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера:

человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны

своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно

связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами

характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом,

желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная

с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой

требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.

Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не

падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять

инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что

формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,

решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же

деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в

процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с

одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта

характера.

Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами

нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и

инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность,

поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер

можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше

зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было

сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда

цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли,

т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера

человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки

человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как

определенные характерологические черты могут проявиться рациональность,

расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры

характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на

достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность,

последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство

отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с

темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят

чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом:

экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность –

импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание

всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к

определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.

Типология характера.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались

на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних

из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена

немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную

попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э.

Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей.

Основные из них следующие:

1.Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на

протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее

устойчивый.

2.Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не

являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие

выявлять и строить типологию характеров.

3.Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть

разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа

строения тела или конституции человека: 1)астенический, 2)атлетический и

3)пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера

(впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора

не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела,

среднем или выше среднего ростом. Астеник – это обычно худой и тонкий

человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на

самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки,

удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и

слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-

мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой

человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной

грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела

(головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах

и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой

шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти

подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным

образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например,

маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне

выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны

астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она

содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии

дейсвительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела

имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями

соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров

строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит

известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена

на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных

черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы

отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в

подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор

классификации так: «при действии психогенных факторов, адресующихся к

«месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения

адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его

характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют

свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно

если возникнет заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил

Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью,

общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они

всегда вносят много шума. Любят неспокойные компании сверстников. При

хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную

дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее,

приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко

возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений,

но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проводят. Подростки

гепертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком

самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на

окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонны

к апатии. Подростки данного типа предпочитают находится дома одни, вместо

того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже

незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне

раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до

подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-

три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно

зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения

могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно обороненное

слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузится в уныние

и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных

неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от

сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном

настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто

может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.

Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной

мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью.

Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной

работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему.

Эти подростки не любят больших компаний, азартных и подвижных озорных

игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях, отчего часто

производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и

обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у

таких подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а

также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков

довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей,

обнаруживают большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которые

старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и

ранним интеллектуальных развитием, склонностью к размышлениям и

рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие

подростки, однако, нередко бывают сильны только на словах, а не на деле.

Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является

замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают

быть одни, находиться в компании взрослых. Душевное одиночество даже не

тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными

для детей этого возраста интересами. Такие подростки нередко демонстрируют

внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо

понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их

внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми

увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не

всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их,

как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих,

особенно в раннем детстве. Такие дети, - любят мучить животных, избивать

и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными

дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а

на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие

подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки,

причем их личная власть в таких группах держится в основном на

добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого

дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют

угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами,

дающими в руки власть, установить диктат над другим.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда

постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена

склонность к театральности, позёрству, рисовке. Такие дети с трудом

выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют

больше внимания, чем им самим. Желание привлекать к себе взоры, слушать

восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью. Для таких

подростков характерны претензии на исключительное положение среди

сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе

внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил.

Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и

организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и

быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный,

плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную

склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к

безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том

числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а

часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их

главное жизненное кредо – «быть, как все». Это тип приспособленца,

который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть

его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет

оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может

привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к

психопатии.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - болезнь) - патология

характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая

выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной

среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер,

проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида.

Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с

реакциями психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при

этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не

существует.

Когда говорят о наличии у кого-то определенного характера, тем самым

указывают на известную однобокость его психической организации, известную

дисгармонию психики. По сути дела, о нормальном «идеальном» человеке нельзя

сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой

реакцией на внешние воздействия.

Нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между

отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью

представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что

наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного

типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным

ученым, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме

те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям,

понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и

свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей

высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой

фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

Черты характера.

Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное

целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных

проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях

личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.

Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в

отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие

черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость,

бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность,

расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на

формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер

закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом

насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и

бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких

чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т.

п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность,

недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три

характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе

приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях

выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе

коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей

жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми,

насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к

самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка -

это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать

такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.

Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение,

высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно

неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и

конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:

недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в

отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться

с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании

действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в

труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных

качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты

характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который

вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля

является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться

поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как

целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты

характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и

антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого

поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении

другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и

храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему

делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами.

По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с

сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают

решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.

Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них

отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное

проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые

хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.

Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво

и решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов

подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать

сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться.

Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать

активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные

особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче

выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек

должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества,

как самообладание, активность, смелость.

Личность и характер человека

ХАРАКТЕР - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах

деятельности свойства личности. Характер – «каркас» и подструктура

личности, наложенная на ее основные подструктуры.

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь

обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность.

В общей структуре личности характер занимает центральное место,

объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека,

несомненно, влияет на его познавательные процессы – восприятие, внимание,

воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и

инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится

под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о

самой воли. В первую очереди характер определяет индивидуальность и

своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается, прежде всего, своей

устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если,

например, потребности, интересы, склонности, социальные установки,

мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей

жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже

более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи

тяжелых заболеваний, захватывающих мозг человека, а также происходящие с

возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе,

вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер

человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период

жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне

нормальные явления.

Одной их черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную

и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по

смыслу черта – замкнутость, а также более общие черты характера, в состав

которых две названные входят как составляющие, - экставерсия и интроверсия.

Много полезного в понимании генезиса и функционирования этих черт характера

внес К. Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, - писал он, - мы

видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его

интересов, в то время как судьбы другого – прежде всего его собственной

внутренней жизнью». Первый тип людей можно назвать экстравертированным,

второй – интровертированным.

Интровертный тип – замкнутость, затруднённость в общении и налаживании

контактов с окружающими, уход в себя.

Экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и

деятельности, зачастую безотносительно к её необходимости и ценности,

говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость,

поверхностность, конформность.

Экстравервия и интраверсия как черты личности выражают,

соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к

другим людям. Почти такую же устойчивость, как экстравервия и интраверсия,

обнаруживает комплекс характерологических личностных черт.

Но также можно выделить и Неуправляемый тип – импульсивность,

конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Формирование характера у детей и пути его воспитания.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном

возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться

привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.

Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном

возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных

играх с правилами.

Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой

деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается

уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под

влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка

постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это

начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,

дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному

поведению.

С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера.

Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных

обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных

местах.

Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность,

систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,

дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании

характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для

него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с

товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед

коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в

значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых,

к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и

общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться

мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед

коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не

существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым

нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже

как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.

Каковы же пути воспитания характера?

Необходимым условием воспитания характера является формирование

мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется

направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения

вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих

поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в

единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы

воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для

воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация

игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог

накопить опыт правильного поведения.

В процессе формирования характера надо закреплять не только

определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения,

ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность

соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике

усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал

ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или

инициативности, то соответствующие черты характера у него и не

выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие

условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание,

устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может

создать сильного характера.

Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и

общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,

воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,

настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных

мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с

соответствующими влияниями семьи.

На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы

литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным

образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то

родите ли или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше

влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится

к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и

своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение

для воспитания характера детей.

Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,

воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место

занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель -

формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более

старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание.

Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить

у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные

привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании

характера

Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких

воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям

личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.

Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как

различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,

которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок

учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже

есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к

отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные

черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться

преодоления отрицательных черт характера у детей.

Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его

индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и

глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно

длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить

индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию

и приведет к желаемым результатам.

Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения,

учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об

условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его

характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить

определенную программу формирования характера ребенка с учетом его

индивидуальных особенностей.

Заключение

Характер – это не застывшее образование, характер формируется на

протяжении всей жизни человека. Анатомо-физиологические задатки не

предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание же

зависимости характера от таких факторов, как внешний облик, конституция

тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признанию невозможности сколько-

нибудь существенным образом изменять и воспитывать характер. Однако вся

практика воспитания опровергает тезис о постоянстве характера, подобные

случаи возможны лишь в случае патологии личности.

Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не

вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен

изменить его. Поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не

забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть

абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой

(если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня

характер”).

Литература

1. Левитов Н.Д. «Психология характера» Изд. 3-е, испр. и доп. М.,

«Просвещение», 1969г.

2. «Общая психология» под редакцией академика А. В. Петровского; М

«Просвящение» 1986 г.

3. Райгородский Д.Я. «Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по

психологии и типологии характеров» - Самара: Издательский дом

«БАХРАХ», 1997г.

4. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М.

Высшая школа 1984 г.

5. Виртуальная библиотека текстов, учебной и научной литературы по

психологии (адрес: http://www.psychology.ru/Library).



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»